Специальность 031001 ФИЛОЛОГИЯ




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Тверской государственный университет

Кафедра теории литературы

 

 

УТВЕРЖДАЮ

декан филологического факультета

_______________________ М.Л. Логунов

_______________________ 2013 г.

 

Рабочая программа

По дисциплине

Теория литературы

 

 

Для студентов 4 курса очной формы обучения

специальность 031001 ФИЛОЛОГИЯ

 

Обсуждено на заседании кафедры теории литературы 10.05.2006 протокол № 9   Зав. кафедрой _____________ И.В. Фоменко   Составитель: Д.ф.н., проф. _____________ Фадеева Н.И.

 

Тверь, 2006

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

для студентов дневного отделения филологического факультета IV курса

 

Задачей курса «Теория литературы» является овладение основными категориями и понятиями такой фундаментальной науки, как теория литературы, дающей системное представление обо всех филологических дисциплинах, школах и методах академического и современного литературоведения, основных принципах и методиках анализа.

Предлагаемый курс лекций строится на теории поэтического слова, его природе и функциях, и на концепции автора и авторства.

 

Рабочая программа курса

 

Наименование разделов и тем Всего Аудиторные занятия
Лекции Практические работы Самостоятельная работа
Теория литература в системе литературоведческих дисциплин.      
Теория литературы в системе теоретических дисциплин.      
Академические школы в литературоведении      
Теоретические концепции поэтического слова      
Проблема автора. Автор и авторство 4    
Категория рода с точки зрения авторского сознания. Лирика      
Авторское сознание в эпосе      
Авторское сознание в драме      
Понятие художественного мира автора      
Понятие текста. Текст автора и текст культуры      
Культурно-историческая школа и ее наследие в ХХ в.      
Сравнительно-историческая школа и теория интертекстуальности      
Мифологическая школа и логика ее развития. Автобиографический миф      
Теоретическая школа и ее основные положения.      
.Психологические школа и ее модификации      
Принципы анализа формальной школы.      
Структурализм.      
Слово в лирике      
Лирический герой Лермонтова.      
Слово в эпосе.      
Автор и формы выражения его присутствия в романе.      
Родовые особенности лиро-эпоса      
Сюжет и герой в драме.      
Поэтика поэмы и драмы – близость и отличия      
Художественный мир автора.      
Итого        

 

Учебная программа курса

Тема 1. Теория литература в системе литературоведческих дисциплин. – 2 час

Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин. История литературы: литературный процесс, проблема периодизации, понятие о каноне – теоретичность истории литературы.

Литературная критика: возникновение критики и сфера ее интересов. Критика и теория – позиция субъекта «в» и «извне» ситуации. Литературный процесс в восприятии критика и теоретика. Жанры критики (эссе, литературные очерки, портреты) как извод классических методов литературоведения (биографического, социологического, психологического). Позиция субъекта и специфика объекта в критике и теории литературы.

 

Тема 2. Теория литературы в системе теоретических дисциплин. – 2 час

Введение в литературоведение и теория литературы как разные уровни теоретического знания. Сюжет в разных теоретических дисциплинах: система событий и их организация – авторская «концепция действительности» - сюжет как философема (развитие сюжета от трехчленного, с явной или скрытой мифологической ориентацией на «спасительно-искупительную» модель мира, к четырехчленному, знаменующему деконструкцию мифологической модели мира) – рождение множественности равноправных, но по-разному разрешаемых сюжетов, акцентирующих невозможность определенной модели мира вообще.

Композиция как

- построение произведения

- соотношение уровня событий и уровня повествования

- смена стилевых пластов

- смена точек зрения

- авторский вариант мироздания.

Жанр: типологическая общность формально-содержательных компонент; понятие «памяти жанра»; жанр как вневременной метаязык с особой коммуникативной функцией; жанр как видение мира; жанр как выражение авторской точки зрения; жанры как разные формы выражения авторского присутствия и его отношения к созданному поэтическому миру. Соотношение жанрового и авторского сознания. Литературный процесс как движение от закрытой жанровой формы – к открытой, от максимального сближения жанрового и авторского сознания к высвобождению авторского сознания и разрушению жанрового канона.

Теория литературы и поэтика. Типы поэтик: нормативная, историческая, теоретическая.

Описательная и нормативная поэтика: Аристотель – Буало, возникновение поэтики и ее переосмысление. Основные понятия аристотелевской «Поэтики»: деление поэзии на роды как различные формы выражения авторского сознания. Философичность поэзии: правда и правдоподобие, правда и вымысел, законы вероятности и необходимости.

Теория трагедии, ее эстетическая суть и цель; понятие катарсиса. Композиция трагедии: перипетии, узнавание, познание.

Теория метафоры и концепция поэтического слова как такового.

«Поэтическое искусство» Буало: искусство как удовольствие, теория триединства как единство места, времени и действия; триединство как единство героя, сюжета и стиля. Законы жанра и жанровое сознание.

Принцип иерархичности искусства как аналог социальной иерархии – искусство и идеология.

Историческая поэтика. А. Веселовский. Задачи исторической поэтики и историческая эволюция поэзии. Определение поэзии, понятия «прекрасное» и «безобразное». Теория мотива и сюжета

Принципы исторической поэтики. Развитие поэзии, рождение автора.

Теоретическая поэтика. А. Потебня. Мысль и язык. Речь и понимание. Три уровня слова и три уровня произведения. Теория диалога.

Современное литературоведение как попытка соединения исторической и теоретической поэтик.

 

Тема 3. Академические школы в литературоведении. – 10 часов

Филологическая наука и логика ее развития. Зависимость предмета исследования от концепции искусства и проблемы автора. Образ как отражение конкретной личности (биографическая), своего времени (культурно-историческая), взаимодействия времен в их сюжетном преломлении (сравнительно-историческая), взаимодействие временного и вечного начала (мифологического), отражение доминирующих идей времени, формирующих гегемонию определенного класса, “социальный дарвинизм” (социологический). Формальная школа: текст, освобожденный от внеэстетической реальности. Структурализм и постструктурализм: текст как сделанная «вещь»; позиция автора и «всеведение» читателя.

Проблема автора: тождество автора и героя – нарушение авторско-персонажного тождества - интерес к автору как биографической личности - «литературная личность» - автобиографический миф об авторе – культурологический миф об авторе – «смерть автора» - рождение читателя как автора и автора как читателя (постмодернизм).

Внутренняя логика развития литературоведения: культурно-историческая школа теория И. Тэна и теория М. Бахтина; сравнительно-историческая школа и теория интертекста; биографическая школа и концепция автобиографического мифа; мифологическая школа и гендерные методики анализа; психологическая школа и герменевтика.

 

Тема 4. Теоретические концепции поэтического слова. – 2 часа

 

Слово как изначальный поэтизм. Концепция слова как изначально поэтического и символического у Хайдеггера и Потебни. Строение слова по концепции Потебни и Флоренского. Звук и звучание, звучание и значение.

Образ, аллегория, символ. Миф и символ. Художественное слово и концепции искусства как отражения жизни и как “вечного символизирования”.

Олицетворение как простой вид метафоры → нарушение границ одушевленного и неодушевленного миров → изменение модели мира. Теория метафоры: движение на семантическом уровне → усложненное и «гипертрофированное» олицетворение → тотальный метафоризм поэтического мира. Деметафоризация как игра с метафорой. Образное и безобразное поэтическое слово. Символ в его отличии от образа, знака, метафоры. Символ и аллегория в поэтическом тексте – их природа и функция.

Слово монологическое и диалогическое. Формально-лингвистическое отличие монолога от диалога. Относительность разделения речи на монолог и диалог. Формы их взаимодействия: диалогизированный монолог, монологизированный диалог. Слово и «язык молчания».

Концепция “чужого слова” Бахтина. Автора как “организатор” слова. Слово персонажа и слово автора. Автор – повествователь – рассказчик. Автор как персонаж. Сказ и стилизация, стилизация и пародия → внутренняя «диалогичность» слова и «диалогичность» жанра. Понятие «языковой» личности – язык как персонаж. Сюжет как словесная динамика.

Читатель как персонаж. Возникновение читателя как персонажа → изменение системы образов → деформация структуры повествования → соотнесенность образа автора как персонажа и читателя как персонажа → взаимодействие текста и внетекстовой реальности → имплицированный и эксплицированный читатель → разрушение закрытого типа структуры.

Читатель в тексте: способы конструирования образа, его функция и значение. Читатель как соавтор. Читатель как организатор многоуровневого текста.

 

Тема 5. Проблема автора. Автор и авторство – 2 часа

Образ автора: автор и гений, этимология слова и формирование представления об авторе – избранность, обреченность, провидчество.

Автор и его судьба: «доавторская» литература - рождение автора в западноевропейской средневековой литературе – пик авторства в эпоху романтизма. Рождение авторства и «смерть автора».

Общеевропейское, западное, и восточное, конфуцианское, понятие авторства. Творчество как “сочинение” и как интерпретация. Типы культуры - закрытая и открытая, традиционалистская и “авторская”. Авторство как взаимодействие традиционного и индивидуального. Особенность слова в культурах открытого и закрытого типа.

Специфика русской культуры с точки зрения авторства. Позднее рождение авторства. Этапы рождения авторства: летописное «интерпретаторство» - публицистика – соавторство – псевдоним – автор в публицистике – автор в художественном тексте.

Понятие стиля в искусстве. Стиль эпохи - стиль направления - стиль автора. Стиль «тенденциозной» и «нетенденциозной» литературы в соотношении с закрытым и открытым типом словесного творчества. Стиль как проявление авторской концепции искусства – стиль как проявление авторской модели мира. Стиль как организующее начало всех уровней текста. Становление стиля: почерк - манера стиль. Манера и маньеризм. Стиль и стилизация.

.

Литературный процесс как становление авторства. Способы выражения точки зрения в разные художественные эпохи: античность и Возрождение в их отношениях к закрытому и открытому типу слова, «жанровость» классицизма и «стильность» сентиментализма, формы выражения авторского начала в романтизме и нетенденциозных формах реализма.

Тема 6. Категория рода с точки зрения авторского сознания. Лирика – 2 часа

Категория рода как форма выражения авторского присутствия: лирика - род литературы, где автор “все время остается самим собой и не меняется”; эпос - род, где “автор или то ведет повествование со стороны, то становится в нем кем-то иным подобно Гомеру”; драма - род, где автор “выводит всех подражаемых в виде лиц действующих и деятельных” (Аристотель).

Психо-лингвистические концепции категории рода.

Лирика как род, предполагающий «неизменение» автором своего лица: отождествление поэта с лирическим персонажем - отчуждение автора от героя – ролевая лирика – лирический герой. Жанры лирики. Жанровое и индивидуально-авторское сознание.

Литературный род как способ организации текста: монологичность лирики (монологичность авторского сознания), диалогичность структуры драмы при монологичности авторского сознания, соотношение монологичности и диалогичности в эпосе (монологический диалог, диалогический монолог, несобственно-прямая речь, точка зрения автора и персонажа).

Тема 7. Авторское сознание в эпосе – 2 часа

Рождение эпоса. Эпопейное мышление и эпический стиль. Объективность эпического повествования. Эпическая дистанция. Эпическая картина мира. «Вненаходимость» автора и принципиальная невозможность авторских «посредников» (повествователь/рассказчик). Развитие эпоса от имперсональности к разным формам выражения авторского начала: «личная», индивидуально окрашенная интонация; приближение к тексту и отождествление автора с романным героем; отчуждение автора от героя и структурирование образа автора в качестве самостоятельного персонажа; «отчуждение» героя от «биографических» событий и эманация мыслей и идей, персонифицированных в герое; многогеройность в отношении к типу романа («монологический» и «диалогический» типы романа); полифонизм как высшая степень отчуждения автора от героя.

Формы авторской мистификации: издатель, повествователь, рассказчик. Авторство как игра с «чужим словом».

Слово персонажа и авторская речь. Автор как персонаж и читатель как персонаж.

Рассказ, новелла, повесть и роман в их эстетическом своеобразии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: