Структура учебного занятия (этапы)




Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру

Класс ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­4 Учитель Русанова Светлана Валерьевна

Общая характеристика учебного занятия

Тема Горные породы. Полезные ископаемые.
Цель Создать условия для формирования представления о горных породах и полезных ископаемых.
Основное содержание темы, термины и понятия Горные породы. Минералы. Магматические горные породы, осадочные, метаморфические. Полезные ископаемые. Месторождения.
Планируемый результат Предметные УУД
получат представление о разнообразии полезных ископаемых; приводить примеры полезных ископаемых (минералов); сравнивать и различать твердые, жидкие и газообразные минералы; понимать значение свойств полезных ископаемых и их использования в промышленности и сельском хозяйств; получат представление о происхождении известняка и гранита; научатся описывать внешний вид природных объектов, сравнивать их, формулировать выводы. Личностные: оценивать учебную деятельность, деятельность в команде, проявлять интерес к изучаемому материалу, уметь воспринимать речь учителя и одноклассников.. Регулятивные: определять цель деятельности с помощью педагога, контроль собственной деятельности, анализируют собственную работу, полученные знания в ходе урока, делают выводы на основе наблюдений Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, приводят доказательства из текста, работают в микрогруппах, договариваются между собой, учатся слушать друг друга. Познавательные: установление причинно-следственных связей, проведение сравнительного анализа, формирование способов эффективного чтения и размышления, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Межпредметные связи
Учебный предмет (курс) Формы приемы работы Ресурсы
Риторика «Успешное выступление». Русский язык: составление вопросов по содержанию. Предусмотрены задания для подготовки к ВПР: составление плана, вопросов по содержанию темы, ответы на проблемные вопросы, работа с картой, региональный компонент. Фронтальная, коллективная, групповая. Системно-деятельностный подход. Проектно-исследовательская работа. учебник Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. 4 класс, тетрадь, авторская презентация.  

Структура учебного занятия (этапы)

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся (возможные ответы)
1. Организационный момент Цель этапа: самоопределение к деятельности.   1. На фоне песни «Улыбка» приветствую детей, объявляю о начале урока. 2. Читает стихотворение. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер ветками играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Птицы, звери и леса. Человек и время года – Это все вокруг … Мы продолжаем делать открытия о природе. 1. Проверяют рабочие места, настраиваются на работу. - Отвечают хором: « ПРИРОДА».
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель этапа: актуализация опыта и предыдущих знаний учащихся для постановки цели учебной деятельности. Показатели реального результата этапа: активизируются имеющиеся знания, постановка проблемного вопроса.   1. Актуализация. Проверка домашнего задания. Какую тему мы обсуждали на прошлом уроке? Проверим, насколько хорошо вы запомнили учебный материал. Природоведческие загадки. 1. Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. 2. Покрывают им дороги, Улицы в селениях, А ещё он есть в цементе. Сам он – удобрение. 3. Что входит в понятие горные породы? 4. Проверка домашнего задания. Какой вклад в науку внёс этот великий учёный? Что вас поразило в биографии и личности учёного? Фронтальный опрос 2. Фиксация затруднения. Кварц, алмаз, глина, нефть, вода, соль, золото, газ. Что вы думаете про этот ряд слов? Что объединяет? Есть ли, на ваш взгляд, лишние слова? Горные породы Отгадывают загадки. Рассказывают о свойствах горных пород Земная кора. На поверхности и под землей. Состоят из минералов. План статьи о Ломоносове. Можно убрать слово «вода», т.к. только она в жидком состоянии.
3.Постановка учебной задачи. Цель этапа: создание условий для формулирования детьми темы и задачи урока. Показатели реального результата этапа: сформулирована тема урока, определены цель и желаемый результат урока. - На самом деле, ни одно из слов этого списка не будет лишним! И даже вода. Эти слова объединяет общая тема – минералы. - Тема сегодняшнего урока звучит так: Горные породы. Каменное царство.   - Поставьте личные цели. Какие вопросы возникают по теме урока?   Узнать, что такое горные породы, полезные ископаемые.
4.Построение плана выхода из затруднений. Цель этапа: планирование учебной деятельности.   Чтобы достичь цели, составим план исследования. На интерактивной доске заготовки плана: 1. Изучить… 2. Рассмотреть … 3. Рассказать… 4. Подвести … - Как будем находить ответы на возникшие вопросы?   Составляют коллективно план. 1. Изучить информацию. 2. Рассмотреть схему. 3. Рассказать в классе, что узнали. 4. Подвести итог. - Будем работать с учебником, с коллекциями, самостоятельно, в группах…
5. Решение учебной задачи. Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения. 1. Минералы. Прочитайте текст, он поможет расширить ваши знания о минералах. Составление схемы. Работа с текстом с. 107-108 2. Что такое полезные ископаемые? Горные породы и минералы, которые человек использует для строительства, добывает как топливо, из которых выплавляет металл, называют полезными ископаемыми. Как называются большие скопления полезных ископаемых? Месторождения. 3. Работа в группах. Схема «Горные породы» с. 108. Изучение коллекции «Горные породы» Эта работа поможет вам понять, как образуются горные породы. Рассмотрите схему в учебнике, изучите коллекцию «Горные породы». Попробуйте разложить объекты коллекции согласно схеме.     Проверка работы в группах. На какие группы можно разделить горные породы?     Почему так назвали эти группы? Что такое магма, метаморфозы? Магма – горячий минеральный расплав. Метаморфозами называют значительные перемены облика. – Почему появился термин метаморфические породы?     4. Расширение знаний о граните и известняке. Работа с коллекцией «Гранит», «Известняк». Рассмотрите коллекцию. Обсудите в группах ответ на вопрос: – Из каких веществ состоят гранит и известняк? Ответ запишите в тетрадь в виде схемы.   Работа с учебником. с. 110 – 111 Прочитать текст в учебнике от слов «Ваши наблюдения показали…» до слов «…два корабля». – Приведите примеры, где используются гранит и известняк. Проверка результатов мини-исследования.   5. Отгадайте загадку о ещё одном полезном ископаемом: одну её не едят, а без неё мало что едят. Что это? Работа с текстом с. 112-113 до слов «океана» Где используется каменная поваренная соль? – Какой обычай есть на Руси, связанный с солью? – Почему именно солью? – Ещё один интересный факт. Как вы думаете, откуда произошло слово солдат? Оказывается, что в Древнем Риме обозы с солью сопровождала специальная охрана – солодато, отсюда и пошло слово солдат. А в XVI–XIX веках украинских возчиков соли из Крыма называли чумаками. – Как же образовались залежи соли? Исследуйте дома образца соль: цвет, вкус, прочность и т. д. – Посмотрите на карту в учебнике. В оренбургской области в городе Соль-Илецке ведутся разработки поваренной соли на глубине более 300 метров. Образовалось оно миллионы лет назад, когда в этих местах плескались воды Мирового океана. (Слайд 3.) – В Волгоградской области есть «солёное» озеро Эльтон, а недалеко, в Калмыкии – озеро Баскунчак. (Слайды 4–5.) А в нашей республике Хакасия тоже есть соленые озера. Одно из них озеро Тус. Вода в озере Тус настолько соленая и плотная, что можно спокойно лежать на воде. Сочетание целебного воздействия соленой воды озера Тус и сухого и солнечного климата его окрестностей оказывает положительное влияние на укрепление иммунной системы человека. По заключению ученых, показаниями к лечению на озере Тус являются заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, болезней суставов и обмена веществ. В озерной воде рекомендуется купать детей при рахите, истощении.   6. Самостоятельное чтение последнего абзаца в учебнике. – Сколько насчитывается минералов в природе? – Какие минералы называются драгоценными, а какие полудрагоценными? Какие названия минералов вы прочитали? Учитель демонстрирует минералы из коллекции, учащиеся рассматривают рисунок (учебник, с. 112–113).   Читают текст составляют схему в тетради Рассматривают схему. На пластмассовом планшете (для лепки) раскладывают горные породы по схеме. С помощью документ-камеры демонстрируют разложенные по схеме полезные ископаемые. Магматические, осадочные и метаморфические. Метаморфоза – превращение. Например, из известняка получается мрамор, который подвергся воздействию очень высоких температур С помощью документ-камеры демонстрируют составленные схемы. Приводя примеры использования гранита и известняка. Соль Выслушиваются ответы учащихся.) Встречать гостей с хлебом-солью. Соль была в древние времена очень дорогим продуктом, гостям таким образом показывали своё радушие и гостеприимство.) Выслушиваются предположения учащихся Соль возникла путём осаждения её из вод морей и океанов озёр. А так как на Земле происходили большие изменения и дно океанов и морей становились сушей, известняки и соль оказывались на поверхности Около 3 000 минералов Одни встречаются редко, другие большими месторождениями
5.Первичное закрепление Цель этапа: Установление осознанности восприятия. Показатели реального результата этапа: Работа в микрогруппах Работа с рубрикой «Это интересно», схемой (учебник, с. 113– 114). – Расскажите по схеме в учебнике, как разрушается гранит.   Проговаривают изученный материал. Составляют небольшие рассказы.
6. Включение в систему знаний. Цель этапа: Включение знаний в систему жизненного опыта. В группах придумайте один вопрос по теме урока. Вопрос должен соответствовать содержанию урока.     Где, кроме строительства, можно использовать минералы? Для этого нужны металлы. Об этом поговорим на следующем уроке.   Составляют вопрос. Задают одноклассникам. Предположения детей.
7.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель этапа: проверка уровня достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Показатели реального результата этапа: дети делают вывод о решении / нерешении проблемы урока. Оценивают свои личные достижения. - Смогли мы ответить на вопросы, которые поставили в начале урока? - Оцените свою работу на уроке: активно ли вы участвовали в обсуждении, что было трудным, что интересным и т.п.     - Что вы открыли нового лично для себя на уроке? Где в жизни могут вам пригодиться эти знания? - Как вы считаете, наше исследование было успешным? Почему?   Домашнее задание: с. 114 ответить на вопросы. - Спасибо за урок, дорогие исследователи!   Высказываются о приобретенных личных результатах. - Работали дружно, по плану, старались достичь цели. Было интересно. Да/нет.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: