Воспитание личности в коллективе.




Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых – и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека приобретает особую важность, что обусловлено тем, что человек - существо социальное, его развитие невозможно без контакта, без совместной деятельности с другими людьми. Он неосознанно стремится к обществу, и в то же время человек испытывает желание выделяться, осознавать себя не составной частью общей массы, а неповторимой, яркой индивидуальностью. Поэтому современные условия диктуют разработку новых подходов к коллективному воспитанию с позиции личностно-ориентированной педагогики.

В процессе исследования было установлено, что разработка теории коллектива в зарубежной и отечественной педагогической науке восходит к рубежу XVIII-XIX веков. Начиная от работ И.Г. Песталоцци, К. Маркса, определявшего коллектив специфической формой организации людей социалистического общества, и др., обосновавших данный подход в педагогике. В начале XX века теоретические основы и необходимость формирования детского школьного коллектива раскрывали в своих трудах и широко пропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко, которым принадлежит первый опыт практической реализации теории коллектива в деятельности школ-коммун, на примере которых была доказана действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка.

Последователем А.С. Макаренко стал В.А. Сухомлинский, сформулировавший в 60-70-х гг. XX века совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива. В 80-х гг. XX века вопросы коллектива в своих работах рассматривал ряд известных ученых, среди которых - И.П. Иванов, Кирпичник А.Г., Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, Т.А.Куракин, Л.И.Новикова, А.В. Мудрик - они охарактеризовали детский коллектив как социально-педагогическую систему, разработали современную концепцию воспитательного коллектива. Инновационным подходам к пониманию новой роли коллектива в формировании личности в контексте современного демократического мышления посвящены исследования Н.Е. Щурковой, О.С. Газмана, В.А. Караковского, Е.А. Ямбурга, Н.Л.Селивановой, И.А. Колесниковой и др.

При изучении публикаций, посвященных вопросам воспитания личности в коллективе, возникла объективно существующая потребность в анализе психолого-педагогической литературы по проблеме – изучение особенностей воспитания личности в коллективе в условиях демократизации воспитания и соблюдения прав и свобод человека. Исходя из поставленной проблемы, была обозначена цель работы – определение роли коллектива в воспитании личности в современных условиях. Объект – воспитание личности. Предмет – процесс воспитания личности в коллективе. При реализации данной цели среди задач были выделены следующие: рассмотреть теоретические подходы воспитания личности в коллективе в трудах отечественных и зарубежных педагогов; проанализировать виды и типы коллектива, его структуру; описать этапы развития коллектива; рассмотреть цели и основные направления воспитания личности в коллективе; охарактеризовать коллективно-творческое дело как форму воспитания личности в коллективе; описать «Школу лидера» как ведущую форму КТД в воспитании личности в коллективе.

Проведенное исследование позволило придти к заключению, что под коллективом в современной педагогической литературе понимается группа объединенных общими целями людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Ученые и педагоги выделяют два основных формальных признака коллектива: совместная цель и формализация органов; и ряд неформальных, которые оказывают серьезное влияние на его функционирование. Каждый коллектив имеет свою структуру, которая представляет собой совокупность композиционной структуры, структуры межличностных предпочтений, коммуникативной и функциональной структур. Для отечественной педагогики характерна классификация коллективов на виды по разным основаниям: по содержанию деятельности, по сложности структуры, по длительности функционирования, по возрастному составу. Сплачивающим ядром коллектива является актив, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива.

Формирование коллектива – длительный процесс. На современном этапе педагогической науки выделены следующие уровни развития коллектива: группа-конгломерат, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-автономия и, собственно, группа-коллектив. Исследования показали, что названные уровни являются не только диагностическими срезами, но и этапами в процессе коллективообразования.

Особое значение для развития современного общества имеет процесс включенности личности в коллектив, при котором необходимо учитывать его организационно-методические аспекты, что реализуются при помощи цели – формирование разносторонней и гармонично развитой личности, в гармонии личного и коллективного; взаимосвязано с содержанием – качества и свойства всесторонне развитой личности – духовные, нравственные, физические, эстетические, трудовые, социальные; через организацию (формы, методы, средства), в которой воплощается содержание; приходим к выводу: процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны.

Рассматривая КТД как приоритетное условие воспитания личности в коллективе, которое предполагает способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни, выделяем в технологии КТД основные этапы: предварительная работа коллектива, коллективное планирование, коллективная подготовка КТД, проведение КТД, коллективное подведение итогов КТД, стадия ближайшего последействия КТД. Каждому из этапов соответствуют свои формы и способы его осуществления. Установлены пять условий педагогического успеха КТД и его ведущие характеристики – системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания.

·

27. Взаимодействие коллектива и личности.

Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.

Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения. Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.

Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности.

Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания. Слово коллектив происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает объединяю, а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений.

В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально- значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности. Личные отношения могут существовать параллельно с деловыми отношениями. Деловые отношения также не исключают личных симпатий.

Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися. Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма. Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. Нельзя представить себе коллектив писал он если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив- это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище. Таким образом, воспитательный коллектив- это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время.

В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям. Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся.

Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе. Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину. И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив.

Это- тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой. При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у трудящихся.

Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив чувства товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач чувство защищенности каждого члена коллектива. Если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью, нравственно- воспитательная и личностно- развивающая, когда коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся, стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельности всех членов в повышении содержательности и здоровой целенаправленности своей жизни.

Развернуть



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: