I отдел ЗЕРАИМ (Посевы; аграрные законы). — Содержит 11 трактатов: Берахот (благословения), Пеа (Край поля, оставляемый для бедных), Маасорот (Десятины) и др.
II отдел МОЭД (Праздники). — Содержит 12 трактатов: Шаббат (Суббота), Эру-вин (Смягчения субботних правил), Песахим (Пасха), Шекалим (Храмовая десятина), Иома (Судный день), Суккот (Праздник Кущей), Рош-хашана (Новый год), Таанит (Посты), Мегила (О чтении Торы), Моэд-Катан (Малые праздники), Хагига (Праздничные жертвы) и др.
III отдел НАШИМ (Жены; брачное право). — Содержит трактаты: Иевамот (Запретные браки). Кетубот (Брачные договоры). Недарим (Обеты), Назир (Аскеты), Сота (О неверных женах), Киддушин (Обручение).
IV отдел НЕЗЕКИН (Повреждения; уголовные законы). — Содержит 10 трактатов: Бава-Камма (Первые врата), Бава-Мециа (Средние врата), Бава-Батра (Последние врата), Макот (Удары), Санхедрин (Синедрион), Шевуот (О присяге), Эдуиот (О свидетелях), Авот (Изречения отцов) и др.
V отдел КОДАШИМ (Святыни; о церковном праве). — Содержит 11 трактатов:
Зевахим (Жертвы), Менахот (Хлебные приношения), Хулин (О ритуальном убое скота), Миддот (О Храме) и др.
VI отдел ТЕХАРОТ (Очищения; о ритуальной нечистоте). — 12 трактатов: Келим (Об очищении утвари), Микваот (О ритуальных омовениях) и др. Это деление (а также названия отделов и трактатов) одинаковы в Мишне и в обеих Гемарах. К ним добавляются: 1) Тосефта, 2) (Комментарий к Мишне). Мехилта (толкование на Исх 12-13, 20), 3) Сифра (толкования на Кн. Левит), 4) Сифре (толкования на Числ и Втор), 5) Барайта (позднейшие законы и комментарии к Библии), 6) Авот рабби Натана, Песикта (сборник раввинистических проповедей) и др.
СПИСОК ПРАВИТЕЛЕЙ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО — РИМСКОЙ ЭПОХИ
СПИСОК ПРАВИТЕЛЕЙ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКОЙ ЭПОХИ
|
РИМСКИЕ ЦАРИ
(традиционные даты)
Ромул 753-716
Нума Помпилий 716-673
Тулл Гостилий 673-648
Анк Марций 648-615
Тарквиний I Древний 615-578
Сервий Туллий 578-533
Тарквиний II Гордый 533-509
ИНДИЙСКИЕ ДИНАСТИИ МАГАДХИ
Нанды 345-317
Маурьи — Чандрагупта 317-293
Биндусара 293-268
Ашока Приядарши 268-232
Сампади конец III в.
Брихадрахта начало II в.
Шунги 187-68
Канвы 68-22
ЕГИПЕТСКАЯ ДИНАСТИЯ ПТОЛЕМЕЕВ, ИЛИ ЛАГИДОВ
Птолемей Лаг I Сотер 305-282
Птолемей II Филадельф 282-246, 29 янв.
Птолемей III Эвергет I 246-222
Птолемей IV Филопатор 222-205
Птолемей V Эпифан 204-180
Птолемей VI Филометор 180-145
Совместное правление Птолемея VI, Птолемея VIII и Клеопатры II (изгнание Филометора, 164/3) с 5 окт. 170
Птолемей VII Теос Филопатор 145-144 (совм. правд.)
Птолемей VIII Эвергет Фискон 145-116
Клеопатра III и Птолемей IX Сотер II (Латир) 116-107
Клеопатра III и Птолемей Х Александр 107-101
Птолемей X, Александр I и Клеопатра Береника 101-88
Птолемей IX Сотер II 88-81
Клеопатра Береника и Птолемей XI, Александр II 80
Птолемей XII Авлет 80-58
Береника IV 58-55
Птолемей XII Авлет 55-51
Клеопатра VII и Птолемей XIII 51-47
Клеопатра VII и Птолемей XIV 47-44
Клеопатра VII и Птолемей XV (Цезарион) 44-31, 30 авг.
СИРИЙСКАЯ ДИНАСТИЯ СЕЛЕВКИДОВ
Филипп Арридей 323-316
Александр IV 316-312
Селевк I Никатор 311-281
Антиох I Сотер 281-261, 2 июня
Антиох II Теос 261-246, лето
Селевк II Каллиник 246-225
Селевк III Сотер 225-223
Антиох III (Великий) 222-187, начало лета
Селевк IV Филопатор 187-175, 3 сент.
Антиох IV Эпифан 175-163
Антиох V Эвпатор 163-162
Деметрий I Сотер 162-150
Александр Балас 150-145
Деметрий II Никатор 145-140
Антиох VI Эпифан 145-142
|
Антиох VII (Сидет) 138-129
Деметрий II Никатор (вторично) 129-125
Клеопатра Тея 126
Клеопатра Тея и Антиох VIII (Грип) 125-121
Селевк V 125 Антиох VIII (Грип) 121-96
Антиох IX (Кизикский) 115-95
Селевк VI Эпифан 96-95
Деметрий III Филопатор 95-88
Антиох Х Благочестивый 95-83
Антиох XI Филадельф 94
Филипп I Филадельф 94-83
Антиох XII Дионис 87-84
(Тигран Армянский) 83-69
Антиох XIII Азиатский 69-64
Филипп II 65-64
ИЕРУСАЛИМСКИЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ
(до Хасмонеев)
Иошуа 538-510(ок.)
Иоаким 500(ок.)
Элиашив 450(ок.)
Иояда 400(ок.)
Иоханан 350(ок.)
Яддуа 330(ок.)
Оний I 320(ок.)
Симон I 310-291(ок.)
Элеазар 291-280(ок.)
Менаше 250(ок.)
Оний II 230-219(ок.)
Симон II Праведный 219-199
Оний III 1 99-174, ум. в 171
Иешуа II Ясон 174-171
Менелай 171-168, ум. ок. 161
Алким 160
ХАСМОНЕИ, ИУДЕЙСКИЕ ЦАРИ-ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ
Ионатан 160-143
Симон 143-134
Иоханан Гиркан I 134-104
Аристобул I 104-103
Александр Яннай 103-76
с 76 по 69 правит его жена Саломея-Александра
Гиркан II 76-69
Аристобул II 69-63
Гиркан 11-первосвященник 47-41
Антигон (Маттафия), сын Аристобула II 40-37
Гиркан II ум. в 30 г.
Ирод I Великий женится на внучке Гиркана II, последней представительнице Хасмонеев
ДИНАСТИЯ ИРОДОВ
Ирод I Великий 40/37-4
Архелай, правитель Иудеи и Самарии 4 г. до н.э. — 6 г. н.э.
Ирод Антипа, правитель Галилеи 4 г. до н.э.— 39 г. н.э.
Филипп, правитель Заиорданья 4 г. до н.э. — 34 г. н.э.
ИУДЕЙСКИЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ ВРЕМЕН ИРОДОВ
Хананиэль 37, 35
Аристобул III 36
Иощуа бен-Фаби 23
Симон бен-Боэт 23-6
Маттиас бен-Теофил 6-5
Иосиф бен-Эллемус правит 1 день
Иоазар бен-Боэт 5-4 до н.э.; 3 до н.э. — 6 н.э.
Элеазар 4 г. до н.э.
Иошуа бен-Зее 4 г. до н.э.
Ханан (Анна) бен-Шет 6-15 г. н.э.
Измаил бен-Фаби 15 г. н.э.
|
Элеазар бен-Ханан 16-17 г. н.э.
Симон бен-Каимт 17-18 г. н.э.
Иосиф Кайафа, зять Анны 18-36 г. н.э.
ПРОКУРАТОРЫИУДЕИ
Колоний 6-9
Марк Амбивий 9-12(?)
Анней Руф 12-15(?)
Валерий Грат 15-26
Понтий Пилат 2б-Зб
ХРОНОЛОГИЯ
ДАТЫИ СОБЫТИЯ ДО Н.Э. | |
АНТИЧНЫЙ МИР И ВОСТОК | ИУДЕЙСТВО |
754—основание Рима (традиц. дата) | VIII в—пророки АМОС и ИСАЙЯ |
715-673—НУМА ПОМПИЛИЙ. Фиксация культовых законов | 587—разрушение Иерусалима Навуходоносором |
563-483—ГАУТАМА БУДДА | Пр. ИЕРЕМИЯ. Плен |
VI в.—первое упоминание о СИВИЛЛЕ у Гераклита (540-470) | |
534-509—Тарквиний Гордый. Конец монархии в Риме | 538—конец плена. ВТОРОИСАЙЯ. 520—пр. АГГЕЙ и ЗАХАРИЯ. Князь Зерубабель 515—освящение Второго Храма |
500—начало борьбы между патрициями и плебеями в Риме. Начало греко-персидских войн | |
480—Марафонская битва | |
450—Закон XII таблиц в Риме | 450 (ок.)—пр. МАЛАХИЯ |
444-429—Перикл в Афинах | 445 (ок.)—Кн. РУФЬ, Кн. ПРИТЧЕЙ (оконч. ред.). Кн. ИОВА |
АНТИСФЕН (435-370), ДИОГЕН (400-323) | |
399—казнь СОКРАТА | |
390—захват галлами Рима | |
387—основание Академии ПЛАТОНОМ | 350 (ок.)—пр. ИОИЛЬ, АПОКАЛИПСИС ИСАЙИ, ВТОРОЗАХАРИЯ |
343—начало Самнитских войн в Италии | |
342—основание Лицея АРИСТОТЕЛЕМ | |
338—битва при Херонее. Конец греческой независимости | |
336—воцарение Александра Македонского | |
ПИРРОН (365-275) | |
333 — битва при Гранике. Конец империи Ахменидов | 332—Александр в Палестине. Построение Самарянского храма на Гаризиме |
331—основание Александрии | |
325—поход Александра в Индию | |
323—раздел наследия Александра | 323—Иудея входит в состав египетской державы Птолемеев |
321—переворот Чандрагупты в Индии. Династия Маурьев. Изгнание греков | |
319—Птолемей I в Иерусалиме | |
315 — прибытие Зенона в Афины. ЭПИКУР (341-271) в Афинах | |
310—борьба Чандрагупты с Селевком I Никатором | |
300 — смерть Чандрагупты. Биндусара (300-272). Рост связей Индии с Западом | 300 (ок.) ЭККЛЕЗИАСТ, 1-2 Кн. ПА-РАЛИПОМЕНОН, Кн. ЭСФИРЬ(?) |
300 (ок.)—религиозная реформа ТИМОФЕЯ в Египте. Манефон. Культ Сераписа. | |
БЕРОС в Вавилоне | |
280-272—Борьба Рима с Пирром | |
272-232—АШОКА | |
264-241—1-я Пуническая война | |
263— III буддийский собор в Индии. «Артхашастра» (?) Зарождение махая-ны. Буддийские миссионеры на Западе | |
КЛЕАНФ (280-232) | |
ХРИСИПП (280-208) | |
250 (ок.)—основание парфянского царства Аршакидов | 250 (ок.)—Кн. ТОВИТА. Начало перевода Ветхого Завета на греческий язык в Александрии при Филадельфе (285-247) |
246 — начало Циньской династии в Китае. Гонение на конфуцианскую оппозицию. | |
218-201—2-я Пуническая война | 220 (ок.)—основание набатейского (арабского) царства в Эдоме |
217 — отождествление римского пантеона с греческим. Битва при Рафии | 217—Антиох III пытается ограбить Иерусалимский Храм |
210 (ок.)—ПОСЛАНИЕ АРИСТЕЯ | |
206—Антиох III в Индии | |
204—введение в Риме культа Кибелы | |
195—Ганнибал у Антиоха III в Сирии | 198-190—установление в Палестине господства Селевкидов |
190—победа Рима над Антиохом III при Магнезии | 190 (ок.)—первосвященник СИМОН ПРАВЕДНЫЙ. Начало хасидского движения |
187—конец Маурьев. Династия Шун-гов в Индии. Возрождение брахманизма. Начало вишнуистской литературы (пураны) | |
186—преследование культа Диониса в Риме | |
183—смерть Ганнибала в Малой Азии | |
181—находка «сочинений Нумы» | |
180 (ок.)—ЙОГА-СУТРА ПАТАНДЖАЛИ. Начало покорения Северо-Западной Индии бактрийскими греками | 180 (ок.)—Кн. БЕН-СИРЫ(Иисуса Сираха). ПОСЛАНИЕ ИЕРЕМИИ. Кн. БАРУХА |
175—воцарение Антиоха IV Эпифана | 176—Гелиодор в Иерусалиме. Книжник Антигон из Сохо |
173—два философа-эпикурейца изгнаны из Рима. Первое избрание консулов из плебеев | 171—Убийство Ония III |
170 (ок.)—еврейские- историки: Деметрий, Артабан, Евполем | |
167—ПОЛИБИЙ (200-120) в Риме | 168—Гонение Антиоха IV на иудейскую религию. Начало ессейского движения. УЧИТЕЛЬ ПРАВЕДНОСТИ |
166—Начало Маккавейского восстания | |
165 Кн. ДАНИИЛА | |
164—Смерть Антиоха IV | 164—Освобождение Иерусалима. 1-я Кн. ЕНОХА (часть книги) |
161 —изгнание греческих философов из Рима | 161 —победа Лисия над Хасмонеями. Договор Иуды Маккавея с Римом |
160 (ок.)—правление Менандра в Пенджабе | 160—гибель Иуды |
156—КАРНЕАД (ум. в 129 г.) в Риме. КАТОН (234-149) | 152—Ионатан Хасмоней—первосвященник |
150 (ок.)—Кн. ЮДИФЬ. Кн. ЮБИЛЕЕВ | |
149-146—3-я Пуническая война. Разрушение Карфагена 146—Рим покоряет Грецию | |
143-130—восстания рабов в Сицилии | 142 — Симон — царь-первосвященник. Основание династии Хасмонеев. Преследование УЧИТЕЛЯ ПРАВЕДНОСТИ |
141 —Митридат I, царь Парфии, покоряет Вавилонию | |
140—Кушанская династия в Сев. Индии | 140 (ок.)—Иудейская СИВИЛЛА (1Ц кн.) 140-130—основание ессейского монастыря в Кумране. 1-й КУМРАНСКИЙ УСТАВ |
138—покорение Северо-Западной Индии парфянами | 139—Обвинение евреев в прозелитизме и их изгнание из Рима |
135-51 — ПОСИДОНИЙ | |
133-121—реформы Гракхов в Риме | 134-128—временное восстановление власти Селевкидов в Иудее |
128 — разрушение Гирканом I Самаринского храма 125 (ок.)—независимая военная колония иудеев в Парфии | |
120—возникновение «великого шелкового пути» в Китай. Официальное признание Конфуция в Китае | 120 (ок.)—2-я Кн. МАККАВЕЙСКАЯ |
115—начало борьбы Митридата IV Понтийского против Рима | |
112—начало войн Рима с Югуртой | |
109—смерть ПАНЕЦИЯ | 110 (ок.)—смерть Учителя Праведности |
106—рождение Цицерона | 107—присоединение Самарии к Иудее |
104—военная реформа Г. Мария | 103 — воцарение Александра Янная. 1-я Кн. МАККАВЕЙСКАЯ. |
95-87—восстание против Янная. Казни фарисеев. Основание колонии терапевтов в Египте. Ессейское течение, признающее брак. 2-й КУМРАНСКИЙ УСТАВ | |
88—поход Суллы на Рим. Митридат господствует в Малой Азии | |
85 (ок.)—набатеи покоряют Дамаск | 84-81—Яннай присоединяет к Иудее Заиорданье |
82-79—гражданская война и диктатура Суллы в Риме. | |
80 (ок.) -ТРИПИТАКА, буддийское св. писание, записано на языке пали | |
74-71 – восстание Спартака.М.Т. ВАРРОН (116-27) | 76-64—фарисеи у власти. Царица Александра (Саломея) и Симон бен-Шетах |
65—победы Помпея над Митридатом Понтипским и Тиграном Армянским | |
64—борьба между Аристобулом и Гирканом II 64-48 (ок.)—ПСАЛМЫСОЛОМОНА. КУМРАНСКИЙ КОММЕНТАРИЙ НА ПРОРОКА АВВАКУМА. | |
63—консульство Цицерона. Заговор Катилины. Смерть Митридата Понтинского | 63, весна—Помпеи присоединяет Иудею к Риму |
62—назначение Гиркана II первосвященником | |
61—триумф Помпея. Начало проникновения в Рим митраизма | |
60—первый Триумвират (Цезарь, Помпеи, Красе) | |
59—консульство Ю. Цезаря | |
56—покорение Цезарем Галлии | |
53—победа парфян над Крассом при Харране | |
50 (ок.)—начало торговых связей между Индией и Китаем. Буддийские миссионеры в Китае | 50 (ок.)—книжники ШЕМАЙЯ и АБТАЛИОН. Кн. ПРЕМУДРОСТИ, 3-я Кн. МАККАВЕЙСКАЯ |
49—гражданская война в Риме и диктатура Ю. Цезаря | |
48—гибель Помпея | 47—Антипатр—правитель Иудеи |
44—Ю. Цезарь—пожизненный диктатор. Убийство Цезаря 15 марта | |
43—триумвират Антония, Лепида и Октавиана | 43—смерть Антипатра |
42—причисление Ю. Цезаря к богам | |
40—IV эклога ВЕРГИЛИЯ (70-19) | 40— Антигон II—царь в Иерусалиме. Римский сенат провозглашает Ирода царем Иудеи |
39-38—победа римлян над парфянами | 37, июль—Ирод I овладевает Иерусалимом |
31—битва при Акции (Актионе) | 31 — уход ессеев из Кумрана после землетрясения. Книжники ГИЛЛЕЛЬ и ШАММАЙ. Начало талмудической письменности |
30—самоубийство Антония. Окта- виан—пожизненный трибун | |
27, январь — Октавиан—император. Смерть М.Т. ВАРРОНА | 25 (ок.)—рождение ФИЛОНА |
20—договор Августа с парфянами | 20—Ирод I приступает к перестройке Храма |
12—Август—верховный жрец. | 15—Агриппа в Иерусалиме |
8—вторая перепись Августа. Смерть Горация и Мецената | 9—поход Ирода в Набатею |
7/6—РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО | |
4—казнь Антипатра, сына Ирода I. Архелай—этнарх Иудеи и Самарии. Ирод Антипа—тетрарх Галилеи и Переи. Филипп—тетрарх Итуреи и Трахонитиды. Первые восстания зелотов | |
1 в. конец—окончательная редакция Законов Ману в Индии 2—Август объявлен «отцом отечества» | |
ДАТЫИ СОБЫТИЯ НАШЕЙ ЭРЫ | |
4 — Август усыновляет Тиберия. Поход Германика против Тевтонов. Рождение СЕНЕКИ | 5 (ок.)—рождение ап. ПЕТРА |
5 (ок.)—рождение АПОЛЛОНИЯ ТИАНСКОГО | |
6—восстание в Паннонии и Иллирии. Квириний—легат Сирии | 6—смещение Архелая. Иудея вновь становится римской провинцией. Перепись Квириния. Восстание Иуды Гали-лейского. Возрождение Кумранского монастыря. Кн. ВОЗНЕСЕНИЕ МОИСЕЯ |
8—ссылка Овидия | |
9—поражение римлян Арминием | 10 (ок.)—рождение ап. ПАВЛА. Смерть ГИЛЛЕЛЯ. Раввин ГАМАЛИИЛ ПЕРВЫЙ в Иерусалиме. 4-я Кн. МАККАВЕЙСКАЯ |
14—смерть Августа. Ему наследует Тиберий | |
15—победа римлян над германцами | |
18—начало первосвященства Кайафы | |
21 —восстание в Галлии 26 подавление восстания во Фракии | 19—изгнание иудеев из Рима |
26—Понтий Пилат назначен наместником Иудеи. Начало проповеди ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ. Гностик ДОСИФЕЙ |
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Аватар, или Автора (санскр.) — Бог, пришедший к людям в облике смертного существа (в индуистской мифологии)
Авгур (лат.) — римский жрец, предсказывающий будущее по приметам (по полету птиц и пр.)
Автаркия (греч.) — освобождение личности (в терминологии кинической школы)
Агада (евр.) — назидательное сказание, легенда
Антиномия (греч.) — парадоксальное утверждение, выходящее за пределы формальной логики
Апатия (греч.) — термин, обозначающий в философии скептиков полное бесстрастие
Апокалиптика (греч.) — род литературы (преимущ. иудейской), написанной в форме откровения тайн истории (от греч. апокалипсис—откровение)
Апокрифы (греч.) — буквально «потаенные» (книги). Произведения религиозной литературы, претендовавшие на роль бо-гооткровенных, но не включенные в Библию. В протестантской традиции А. называют неканонические (см.) книги
Апофатизм (греч.) — учение о Божестве как о превосходящем все тварное. Согласно А. подлинная природа Бога может быть определена только отрицательными терминами («что Он не есть»)
Ауспиции (лат.) — гадание по поведению птиц и по молниям (в римской религии)
Бодисатва (санскр.) — существо, достигшее просветления и пекущееся о людях (махаянистский буддизм)
Брахман (санскр.) — наименование Божества в ведической религии, а также название касты (варны) жрецов
Бхакти (санскр.) — благочестие, набожность, любовь к Богу в индийских религиях
Бхикшу (санскр.) — буддийский монах
Веды (еанскр.) — «знание»; древнейшие сборники священных книг в Индии
Галаха (евр.) — те части Закона (устного и письменного), которые относятся преимущественно к правовым и каноническим нормам
Гаруспик (лат.) — римский жрец, в обязанности которого входило гадание по внутренностям животных (гаруспиции)
Гемара (евр.) — толкование на Мишну. Часть Талмуда (см.). Одна Г была записана в Вавилоне, другая—в Иерусалиме
Гносеология (греч.) — наука о возможностях и пределах человеческого познания
Гомилия (греч.) — назидательная проповедь. Жанр возник в Византийской Церкви
Гуны (санскр.) — элементы, из которых соткана природа
Гуру (санскр.) — духовный наставник
Демиург (греч.) — Божество, образовавшее мир из хаотического вещества
Джатаки (санскр.) — сказание о перевоплощениях Будды
Диадохи (греч.) — преемники Александра Македонского, унаследовавшие его разделенную империю
Дхамма (санскр.) — в буддийской религии — синоним вероучения и этики
Империя (лат.) — первоначально термин, обозначавший власть главнокомандующего (императора). Позднее словом И. стали называть многонациональную державу и соответственно ее главу — императором
Ишвара (санскр.) — личный Бог в терминологии индийских религий (иногда — Бог-Творец)
Кодом (евр.) — определение «святости» Бога в ВЗ, которая означает Его полную иноприродность твари
Корибанты — жрецы экстатического культа Кибелы
Креационизм (лат.) — учение о творении мира Богом
Кундалини (санскр.) — центр жизненной энергии, скрытый в теле человека (в крестце) по учению йоги
Кшатрии (санскр.) — каста (варна) воинов в древней Индии
Манихейство — синкретическая религия, возникшая в Иране (III в. н.э.). Названа по имени своего основателя Мани. Усвоив заратустрийский дуализм и гностические идеи, М. резко противопоставило дух и материю
Масоретский текст (от евр. масора, предание) — текст ВЗ, переписанный в VI в. н. э. с употреблением накудот, знаков, заменявших гласные буквы. Составителей МТ называют масоретами.
Мессия (евр. машиах, арам. мешиха) — помазанник. В ВЗ—наименование человека (царя, пророка, священника), посвященного Богу посредством обряда помазания. В тесном смысле слова М.— это обетованный Избавитель, предреченный ВЗ-ны-ми пророками Мицвот (евр.) —свод заповедей Закона (устного и письменного)
Миддот (евр.) — правила толкования Писания, принятые законниками
Мидраш (евр.) — толкование Библии, назидательный рассказ на библейскую тему, легенда, притча
Мишна — см. Талмуд
Мокша (санскр.) — освобождение от уз тленного мира, спасение (в индийских религиях)
Неканонические книги — книги, включенные в ВЗ лишь некоторыми иудейск. общинами. В Правосл. и Католич. Церкви они считаются авторитетными, но не равноценными каноническим. В окончательный иудейск. канон не вошли. Протестанты также не включили НК в ВЗ и относят их к апокрифам
Нумен (лат.) — общее наименование Божества в латинской религии
Олам (евр.) — термин, означающий одновременно Вселенную (в ее движении к Грядущему) и Вечность
Пешарим (евр.) — отрывки из Писания, истолкованные применительно к актуальным событиям. Этот род комментариев был разработан в Кумране
Пневма (греч.) — термин, означающий дыхание, дух, космическую энергию
Понтифик (лат.) — римский жрец, ведавший календарем и общественным порядком
Прана (санскр.) — термин, близкий к понятию пневма (см.)
Решаим (евр.) — библейский термин, которым обозначались люди, равнодушные к вере, нечестивцы
Руах (евр.) — термин, близкий по смыслу к понятиям пневма (см.) и прана (см.)
Септуагинта (греч.) — так наз. «Перевод Семидесяти». Греческий перевод ВЗ, осуществленный в Александрии (начат в III в. до н. э.). По преданию, он был сделан семьюдесятью двумя учеными
Синкретизм (греч.) — механическое слияние различных культов
Слава (евр. Кавод) — образ Богоявления в ВЗ (облако, огонь, свет и т.д.)
Софер (евр.) — ВЗ-ный книжник. Первоначально С. называли летописцев, секретарей и переписчиков книг. Позднее это наименование стали прилагать к комментаторам Писания
Ступа (санскр.) — культовое сооружение над останками Будды
Талмуд (евр.) — свод юридических, богослужебных, канонических и этических правил иудаизма. Сложился в первые века н. э. Главные разделы Т.— а) Мишна (преимущественно обрядовые и правовые законы), одна из древнейших ее частей — Авот (изречения отцов); б) Гемара, которая записана в двух вариантах (в Иерусалиме и Вавилоне). См. перечень талмудических трактатов на с. 597.
Таргумы (арам.) — арамейские интерпретированные переводы книг ВЗ
Тевила (евр.) — священное омовение, употреблявшееся среди иудеев в разных случаях: а) при вступлении иноплеменника в ВЗ-ную общину, б) в качестве ежедневного очистительного обряда (у ессеев), в) как знак покаяния (Иоанн Креститель)
Теодицея (греч.) — «богооправдание». Богословская концепция, цель которой сочетать веру в благость Творца со страданиями мира
Теософия (греч.) — религиозно-философская система, построенная на синкретическом (см. Синкретизм) соединении различных верований
Теофания (греч.) — Богоявление
Тосефта (евр.) — комментарий к Мишне (см. Талмуд)
Тримурти (санскр.) — понятие о трояком проявлении Божества (Брама, Шива, Вишну) в индуизме
Фламины (лат.) — римские жрецы—служители отдельных богов
Хакамы (евр.) — ВЗ-ные мудрецы. Ряд библейских книг (Иов, Притчи, часть Псалмов и др.) созданы хакамами
Хокма (евр.) — Божественная Премудрость. Одна из Теофаний (см.). Премудростью совершалось творение; она же открывается человеку. Близким к X. является понятие Слова Божия
Чарваки (санскр.) — материалисты древней Индии
Экзегетика (греч.) — толкование Библии
Эманация (от лат. эманаре, вытекать, изливаться) — в пантеистической философии понятие о происхождении мира путем излияния из недр Божества
Эпигоны (греч.) — наследники диадохов (см.)
Эсхатология (греч.) — учение о посмертной участи человека и конечных судьбах мира
www.e-puzzle.ru