D. ТАЛМУДИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ




I отдел ЗЕРАИМ (Посевы; аграрные законы). — Содержит 11 трактатов: Берахот (благословения), Пеа (Край поля, оставляемый для бедных), Маасорот (Десятины) и др.

II отдел МОЭД (Праздники). — Содержит 12 трактатов: Шаббат (Суббота), Эру-вин (Смягчения субботних правил), Песахим (Пасха), Шекалим (Храмовая десятина), Иома (Судный день), Суккот (Праздник Кущей), Рош-хашана (Новый год), Таанит (Посты), Мегила (О чтении Торы), Моэд-Катан (Малые праздники), Хагига (Праздничные жертвы) и др.

III отдел НАШИМ (Жены; брачное право). — Содержит трактаты: Иевамот (Запретные браки). Кетубот (Брачные договоры). Недарим (Обеты), Назир (Аскеты), Сота (О неверных женах), Киддушин (Обручение).

IV отдел НЕЗЕКИН (Повреждения; уголовные законы). — Содержит 10 трактатов: Бава-Камма (Первые врата), Бава-Мециа (Средние врата), Бава-Батра (Последние врата), Макот (Удары), Санхедрин (Синедрион), Шевуот (О присяге), Эдуиот (О свидетелях), Авот (Изречения отцов) и др.

V отдел КОДАШИМ (Святыни; о церковном праве). — Содержит 11 трактатов:

Зевахим (Жертвы), Менахот (Хлебные приношения), Хулин (О ритуальном убое скота), Миддот (О Храме) и др.

VI отдел ТЕХАРОТ (Очищения; о ритуальной нечистоте). — 12 трактатов: Келим (Об очищении утвари), Микваот (О ритуальных омовениях) и др. Это деление (а также названия отделов и трактатов) одинаковы в Мишне и в обеих Гемарах. К ним добавляются: 1) Тосефта, 2) (Комментарий к Мишне). Мехилта (толкование на Исх 12-13, 20), 3) Сифра (толкования на Кн. Левит), 4) Сифре (толкования на Числ и Втор), 5) Барайта (позднейшие законы и комментарии к Библии), 6) Авот рабби Натана, Песикта (сборник раввинистических проповедей) и др.

СПИСОК ПРАВИТЕЛЕЙ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОРИМСКОЙ ЭПОХИ

 

 

СПИСОК ПРАВИТЕЛЕЙ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКОЙ ЭПОХИ

РИМСКИЕ ЦАРИ

(традиционные даты)

Ромул 753-716

Нума Помпилий 716-673

Тулл Гостилий 673-648

Анк Марций 648-615

Тарквиний I Древний 615-578

Сервий Туллий 578-533

Тарквиний II Гордый 533-509

ИНДИЙСКИЕ ДИНАСТИИ МАГАДХИ

Нанды 345-317

Маурьи — Чандрагупта 317-293

Биндусара 293-268

Ашока Приядарши 268-232

Сампади конец III в.

Брихадрахта начало II в.

Шунги 187-68

Канвы 68-22

ЕГИПЕТСКАЯ ДИНАСТИЯ ПТОЛЕМЕЕВ, ИЛИ ЛАГИДОВ

Птолемей Лаг I Сотер 305-282

Птолемей II Филадельф 282-246, 29 янв.

Птолемей III Эвергет I 246-222

Птолемей IV Филопатор 222-205

Птолемей V Эпифан 204-180

Птолемей VI Филометор 180-145

Совместное правление Птолемея VI, Птолемея VIII и Клеопатры II (изгнание Филометора, 164/3) с 5 окт. 170

Птолемей VII Теос Филопатор 145-144 (совм. правд.)

Птолемей VIII Эвергет Фискон 145-116

Клеопатра III и Птолемей IX Сотер II (Латир) 116-107

Клеопатра III и Птолемей Х Александр 107-101

Птолемей X, Александр I и Клеопатра Береника 101-88

Птолемей IX Сотер II 88-81

Клеопатра Береника и Птолемей XI, Александр II 80

Птолемей XII Авлет 80-58

Береника IV 58-55

Птолемей XII Авлет 55-51

Клеопатра VII и Птолемей XIII 51-47

Клеопатра VII и Птолемей XIV 47-44

Клеопатра VII и Птолемей XV (Цезарион) 44-31, 30 авг.

СИРИЙСКАЯ ДИНАСТИЯ СЕЛЕВКИДОВ

Филипп Арридей 323-316

Александр IV 316-312

Селевк I Никатор 311-281

Антиох I Сотер 281-261, 2 июня

Антиох II Теос 261-246, лето

Селевк II Каллиник 246-225

Селевк III Сотер 225-223

Антиох III (Великий) 222-187, начало лета

Селевк IV Филопатор 187-175, 3 сент.

Антиох IV Эпифан 175-163

Антиох V Эвпатор 163-162

Деметрий I Сотер 162-150

Александр Балас 150-145

Деметрий II Никатор 145-140

Антиох VI Эпифан 145-142

Антиох VII (Сидет) 138-129

Деметрий II Никатор (вторично) 129-125

Клеопатра Тея 126

Клеопатра Тея и Антиох VIII (Грип) 125-121

Селевк V 125 Антиох VIII (Грип) 121-96

Антиох IX (Кизикский) 115-95

Селевк VI Эпифан 96-95

Деметрий III Филопатор 95-88

Антиох Х Благочестивый 95-83

Антиох XI Филадельф 94

Филипп I Филадельф 94-83

Антиох XII Дионис 87-84

(Тигран Армянский) 83-69

Антиох XIII Азиатский 69-64

Филипп II 65-64

ИЕРУСАЛИМСКИЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ

(до Хасмонеев)

Иошуа 538-510(ок.)

Иоаким 500(ок.)

Элиашив 450(ок.)

Иояда 400(ок.)

Иоханан 350(ок.)

Яддуа 330(ок.)

Оний I 320(ок.)

Симон I 310-291(ок.)

Элеазар 291-280(ок.)

Менаше 250(ок.)

Оний II 230-219(ок.)

Симон II Праведный 219-199

Оний III 1 99-174, ум. в 171

Иешуа II Ясон 174-171

Менелай 171-168, ум. ок. 161

Алким 160

ХАСМОНЕИ, ИУДЕЙСКИЕ ЦАРИ-ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ

Ионатан 160-143

Симон 143-134

Иоханан Гиркан I 134-104

Аристобул I 104-103

Александр Яннай 103-76

с 76 по 69 правит его жена Саломея-Александра

Гиркан II 76-69

Аристобул II 69-63

Гиркан 11-первосвященник 47-41

Антигон (Маттафия), сын Аристобула II 40-37

Гиркан II ум. в 30 г.

Ирод I Великий женится на внучке Гиркана II, последней представительнице Хасмонеев

ДИНАСТИЯ ИРОДОВ

Ирод I Великий 40/37-4

Архелай, правитель Иудеи и Самарии 4 г. до н.э. — 6 г. н.э.

Ирод Антипа, правитель Галилеи 4 г. до н.э.— 39 г. н.э.

Филипп, правитель Заиорданья 4 г. до н.э. — 34 г. н.э.

ИУДЕЙСКИЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ ВРЕМЕН ИРОДОВ

Хананиэль 37, 35

Аристобул III 36

Иощуа бен-Фаби 23

Симон бен-Боэт 23-6

Маттиас бен-Теофил 6-5

Иосиф бен-Эллемус правит 1 день

Иоазар бен-Боэт 5-4 до н.э.; 3 до н.э. — 6 н.э.

Элеазар 4 г. до н.э.

Иошуа бен-Зее 4 г. до н.э.

Ханан (Анна) бен-Шет 6-15 г. н.э.

Измаил бен-Фаби 15 г. н.э.

Элеазар бен-Ханан 16-17 г. н.э.

Симон бен-Каимт 17-18 г. н.э.

Иосиф Кайафа, зять Анны 18-36 г. н.э.

ПРОКУРАТОРЫИУДЕИ

Колоний 6-9

Марк Амбивий 9-12(?)

Анней Руф 12-15(?)

Валерий Грат 15-26

Понтий Пилат 2б-Зб

ХРОНОЛОГИЯ

 

  ДАТЫИ СОБЫТИЯ ДО Н.Э.
АНТИЧНЫЙ МИР И ВОСТОК ИУДЕЙСТВО
754—основание Рима (традиц. дата) VIII в—пророки АМОС и ИСАЙЯ
715-673—НУМА ПОМПИЛИЙ. Фик­сация культовых законов 587—разрушение Иерусалима Навухо­доносором
563-483—ГАУТАМА БУДДА Пр. ИЕРЕМИЯ. Плен
VI в.—первое упоминание о СИВИЛЛЕ у Гераклита (540-470)  
534-509—Тарквиний Гордый. Конец монархии в Риме 538—конец плена. ВТОРОИСАЙЯ. 520—пр. АГГЕЙ и ЗАХАРИЯ. Князь Зерубабель 515—освящение Второго Храма
500—начало борьбы между патриция­ми и плебеями в Риме. Начало греко-персидских войн  
480—Марафонская битва  
450—Закон XII таблиц в Риме 450 (ок.)—пр. МАЛАХИЯ
444-429—Перикл в Афинах 445 (ок.)—Кн. РУФЬ, Кн. ПРИТЧЕЙ (оконч. ред.). Кн. ИОВА
АНТИСФЕН (435-370), ДИОГЕН (400-323)  
399—казнь СОКРАТА  
390—захват галлами Рима  
387—основание Академии ПЛАТО­НОМ 350 (ок.)—пр. ИОИЛЬ, АПОКАЛИП­СИС ИСАЙИ, ВТОРОЗАХАРИЯ
343—начало Самнитских войн в Италии  
342—основание Лицея АРИСТОТЕ­ЛЕМ  
338—битва при Херонее. Конец грече­ской независимости  
336—воцарение Александра Македон­ского  
ПИРРОН (365-275)  
333 — битва при Гранике. Конец импе­рии Ахменидов 332—Александр в Палестине. По­строение Самарянского храма на Гаризиме
331—основание Александрии  
325—поход Александра в Индию  
323—раздел наследия Александра 323—Иудея входит в состав египет­ской державы Птолемеев
321—переворот Чандрагупты в Ин­дии. Династия Маурьев. Изгнание гре­ков  
319—Птолемей I в Иерусалиме  
315 — прибытие Зенона в Афины. ЭПИ­КУР (341-271) в Афинах  
310—борьба Чандрагупты с Селевком I Никатором  
300 — смерть Чандрагупты. Биндусара (300-272). Рост связей Индии с Западом 300 (ок.) ЭККЛЕЗИАСТ, 1-2 Кн. ПА-РАЛИПОМЕНОН, Кн. ЭСФИРЬ(?)
300 (ок.)—религиозная реформа ТИ­МОФЕЯ в Египте. Манефон. Культ Сераписа.  
БЕРОС в Вавилоне  
280-272—Борьба Рима с Пирром  
272-232—АШОКА  
264-241—1-я Пуническая война  
263— III буддийский собор в Индии. «Артхашастра» (?) Зарождение махая-ны. Буддийские миссионеры на Западе  
КЛЕАНФ (280-232)  
ХРИСИПП (280-208)  
250 (ок.)—основание парфянского цар­ства Аршакидов 250 (ок.)—Кн. ТОВИТА. Начало пере­вода Ветхого Завета на греческий язык в Александрии при Филадельфе (285-247)
246 — начало Циньской династии в Ки­тае. Гонение на конфуцианскую оппо­зицию.  
218-201—2-я Пуническая война 220 (ок.)—основание набатейского (арабского) царства в Эдоме
217 — отождествление римского пан­теона с греческим. Битва при Рафии 217—Антиох III пытается ограбить Иерусалимский Храм
  210 (ок.)—ПОСЛАНИЕ АРИСТЕЯ
206—Антиох III в Индии  
204—введение в Риме культа Кибелы  
195—Ганнибал у Антиоха III в Сирии 198-190—установление в Палестине господства Селевкидов
190—победа Рима над Антиохом III при Магнезии 190 (ок.)—первосвященник СИМОН ПРАВЕДНЫЙ. Начало хасидского движения
187—конец Маурьев. Династия Шун-гов в Индии. Возрождение брахманиз­ма. Начало вишнуистской литературы (пураны)  
186—преследование культа Диониса в Риме  
183—смерть Ганнибала в Малой Азии  
181—находка «сочинений Нумы»  
180 (ок.)—ЙОГА-СУТРА ПАТАНДЖАЛИ. Начало покорения Северо-Западной Индии бактрийскими грека­ми 180 (ок.)—Кн. БЕН-СИРЫ(Иисуса Сираха). ПОСЛАНИЕ ИЕРЕМИИ. Кн. БАРУХА
175—воцарение Антиоха IV Эпифана 176—Гелиодор в Иерусалиме. Книжник Антигон из Сохо
173—два философа-эпикурейца изгна­ны из Рима. Первое избрание консулов из плебеев 171—Убийство Ония III
  170 (ок.)—еврейские- историки: Деметрий, Артабан, Евполем
167—ПОЛИБИЙ (200-120) в Риме 168—Гонение Антиоха IV на иудей­скую религию. Начало ессейского дви­жения. УЧИТЕЛЬ ПРАВЕДНОСТИ
  166—Начало Маккавейского восста­ния
  165 Кн. ДАНИИЛА
164—Смерть Антиоха IV 164—Освобождение Иерусалима. 1-я Кн. ЕНОХА (часть книги)
161 —изгнание греческих философов из Рима 161 —победа Лисия над Хасмонеями. Договор Иуды Маккавея с Римом
160 (ок.)—правление Менандра в Пенджабе 160—гибель Иуды
156—КАРНЕАД (ум. в 129 г.) в Риме. КАТОН (234-149) 152—Ионатан Хасмоней—первосвя­щенник
  150 (ок.)—Кн. ЮДИФЬ. Кн. ЮБИ­ЛЕЕВ
149-146—3-я Пуническая война. Разру­шение Карфагена 146—Рим покоряет Грецию  
143-130—восстания рабов в Сицилии 142 — Симон — царь-первосвященник. Основание династии Хасмонеев. Преследование УЧИТЕЛЯ ПРАВЕД­НОСТИ
141 —Митридат I, царь Парфии, поко­ряет Вавилонию  
140—Кушанская династия в Сев. Ин­дии 140 (ок.)—Иудейская СИВИЛЛА (1Ц кн.) 140-130—основание ессейского мона­стыря в Кумране. 1-й КУМРАНСКИЙ УСТАВ
138—покорение Северо-Западной Ин­дии парфянами 139—Обвинение евреев в прозелитиз­ме и их изгнание из Рима
135-51 — ПОСИДОНИЙ  
133-121—реформы Гракхов в Риме 134-128—временное восстановление власти Селевкидов в Иудее
  128 — разрушение Гирканом I Самарин­ского храма 125 (ок.)—независимая военная коло­ния иудеев в Парфии
120—возникновение «великого шелко­вого пути» в Китай. Официальное при­знание Конфуция в Китае 120 (ок.)—2-я Кн. МАККАВЕЙСКАЯ
115—начало борьбы Митридата IV Понтийского против Рима  
112—начало войн Рима с Югуртой  
109—смерть ПАНЕЦИЯ 110 (ок.)—смерть Учителя Праведно­сти
106—рождение Цицерона 107—присоединение Самарии к Иудее
104—военная реформа Г. Мария 103 — воцарение Александра Янная. 1-я Кн. МАККАВЕЙСКАЯ.
  95-87—восстание против Янная. Казни фарисеев. Основание колонии терапев­тов в Египте. Ессейское течение, при­знающее брак. 2-й КУМРАНСКИЙ УСТАВ
88—поход Суллы на Рим. Митридат господствует в Малой Азии  
85 (ок.)—набатеи покоряют Дамаск 84-81—Яннай присоединяет к Иудее Заиорданье
82-79—гражданская война и диктатура Суллы в Риме.  
80 (ок.) -ТРИПИТАКА, буддийское св. писание, записано на языке пали  
74-71 – восстание Спартака.М.Т. ВАРРОН (116-27) 76-64—фарисеи у власти. Царица Александра (Саломея) и Симон бен-Шетах
65—победы Помпея над Митридатом Понтипским и Тиграном Армянским  
  64—борьба между Аристобулом и Гирканом II 64-48 (ок.)—ПСАЛМЫСОЛОМО­НА. КУМРАНСКИЙ КОММЕНТАРИЙ НА ПРОРОКА АВВАКУМА.
63—консульство Цицерона. Заговор Катилины. Смерть Митридата Понтинского 63, весна—Помпеи присоединяет Иу­дею к Риму
  62—назначение Гиркана II первосвя­щенником
61—триумф Помпея. Начало прони­кновения в Рим митраизма  
60—первый Триумвират (Цезарь, Помпеи, Красе)  
59—консульство Ю. Цезаря  
56—покорение Цезарем Галлии  
53—победа парфян над Крассом при Харране  
50 (ок.)—начало торговых связей ме­жду Индией и Китаем. Буддийские мис­сионеры в Китае 50 (ок.)—книжники ШЕМАЙЯ и АБТАЛИОН. Кн. ПРЕМУДРОСТИ, 3-я Кн. МАККАВЕЙСКАЯ
49—гражданская война в Риме и дик­татура Ю. Цезаря  
48—гибель Помпея 47—Антипатр—правитель Иудеи
44—Ю. Цезарь—пожизненный дик­татор. Убийство Цезаря 15 марта  
43—триумвират Антония, Лепида и Октавиана 43—смерть Антипатра
42—причисление Ю. Цезаря к богам  
40—IV эклога ВЕРГИЛИЯ (70-19) 40— Антигон II—царь в Иерусалиме. Римский сенат провозглашает Ирода царем Иудеи
39-38—победа римлян над парфяна­ми 37, июль—Ирод I овладевает Иеруса­лимом
31—битва при Акции (Актионе) 31 — уход ессеев из Кумрана после зе­млетрясения. Книжники ГИЛЛЕЛЬ и ШАММАЙ. Начало талмудической письменности
30—самоубийство Антония. Окта- виан—пожизненный трибун  
27, январь — Октавиан—император. Смерть М.Т. ВАРРОНА 25 (ок.)—рождение ФИЛОНА
20—договор Августа с парфянами 20—Ирод I приступает к перестройке Храма
12—Август—верховный жрец. 15—Агриппа в Иерусалиме
8—вторая перепись Августа. Смерть Горация и Мецената 9—поход Ирода в Набатею
  7/6—РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
  4—казнь Антипатра, сына Ирода I. Архелай—этнарх Иудеи и Самарии. Ирод Антипа—тетрарх Галилеи и Переи. Филипп—тетрарх Итуреи и Трахонитиды. Первые восстания зе­лотов
1 в. конец—окончательная редакция Законов Ману в Индии 2—Август объявлен «отцом отече­ства»  
  ДАТЫИ СОБЫТИЯ НАШЕЙ ЭРЫ
4 — Август усыновляет Тиберия. Поход Германика против Тевтонов. Рождение СЕНЕКИ 5 (ок.)—рождение ап. ПЕТРА
5 (ок.)—рождение АПОЛЛОНИЯ ТИАНСКОГО  
6—восстание в Паннонии и Иллирии. Квириний—легат Сирии 6—смещение Архелая. Иудея вновь становится римской провинцией. Пере­пись Квириния. Восстание Иуды Гали-лейского. Возрождение Кумранского монастыря. Кн. ВОЗНЕСЕНИЕ МОИ­СЕЯ
8—ссылка Овидия  
9—поражение римлян Арминием 10 (ок.)—рождение ап. ПАВЛА. Смерть ГИЛЛЕЛЯ. Раввин ГАМАЛИИЛ ПЕРВЫЙ в Иерусалиме. 4-я Кн. МАККАВЕЙСКАЯ
14—смерть Августа. Ему наследует Тиберий  
15—победа римлян над германцами  
  18—начало первосвященства Кайафы
21 —восстание в Галлии 26 подавление восстания во Фракии 19—изгнание иудеев из Рима
  26—Понтий Пилат назначен намест­ником Иудеи. Начало проповеди ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ. Гностик ДОСИФЕЙ

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Аватар, или Автора (санскр.) — Бог, пришедший к людям в облике смертного существа (в индуистской мифологии)

Авгур (лат.) — римский жрец, предсказывающий будущее по приметам (по полету птиц и пр.)

Автаркия (греч.) — освобождение личности (в терминологии кинической школы)

Агада (евр.) — назидательное сказание, легенда

Антиномия (греч.) — парадоксальное утверждение, выходящее за пределы формальной логики

Апатия (греч.) — термин, обозначающий в философии скептиков полное бесстрастие

Апокалиптика (греч.) — род литературы (преимущ. иудейской), написанной в форме откровения тайн истории (от греч. апокалипсис—откровение)

Апокрифы (греч.) — буквально «потаенные» (книги). Произведения религиозной литературы, претендовавшие на роль бо-гооткровенных, но не включенные в Библию. В протестантской традиции А. называют неканонические (см.) книги

Апофатизм (греч.) — учение о Божестве как о превосходящем все тварное. Согласно А. подлинная природа Бога может быть определена только отрицательными терминами («что Он не есть»)

Ауспиции (лат.) — гадание по поведению птиц и по молниям (в римской религии)

Бодисатва (санскр.) — существо, достигшее просветления и пекущееся о людях (махаянистский буддизм)

Брахман (санскр.) — наименование Божества в ведической религии, а также название касты (варны) жрецов

Бхакти (санскр.) — благочестие, набожность, любовь к Богу в индийских религиях

Бхикшу (санскр.) — буддийский монах

Веды (еанскр.) — «знание»; древнейшие сборники священных книг в Индии

Галаха (евр.) — те части Закона (устного и письменного), которые относятся преимущественно к правовым и каноническим нормам

Гаруспик (лат.) — римский жрец, в обязанности которого входило гадание по внутренностям животных (гаруспиции)

Гемара (евр.) — толкование на Мишну. Часть Талмуда (см.). Одна Г была записана в Вавилоне, другая—в Иерусалиме

Гносеология (греч.) — наука о возможностях и пределах человеческого познания

Гомилия (греч.) — назидательная проповедь. Жанр возник в Византийской Церкви

Гуны (санскр.) — элементы, из которых соткана природа

Гуру (санскр.) — духовный наставник

Демиург (греч.) — Божество, образовавшее мир из хаотического вещества

Джатаки (санскр.) — сказание о перевоплощениях Будды

Диадохи (греч.) — преемники Александра Македонского, унаследовавшие его разделенную империю

Дхамма (санскр.) — в буддийской религии — синоним вероучения и этики

Империя (лат.) — первоначально термин, обозначавший власть главнокомандующего (императора). Позднее словом И. стали называть многонациональную державу и соответственно ее главу — императором

Ишвара (санскр.) — личный Бог в терминологии индийских религий (иногда — Бог-Творец)

Кодом (евр.) — определение «святости» Бога в ВЗ, которая означает Его полную иноприродность твари

Корибанты — жрецы экстатического культа Кибелы

Креационизм (лат.) — учение о творении мира Богом

Кундалини (санскр.) — центр жизненной энергии, скрытый в теле человека (в крестце) по учению йоги

Кшатрии (санскр.) — каста (варна) воинов в древней Индии

Манихейство — синкретическая религия, возникшая в Иране (III в. н.э.). Названа по имени своего основателя Мани. Усвоив заратустрийский дуализм и гностические идеи, М. резко противопоставило дух и материю

Масоретский текст (от евр. масора, предание) — текст ВЗ, переписанный в VI в. н. э. с употреблением накудот, знаков, заменявших гласные буквы. Составителей МТ называют масоретами.

Мессия (евр. машиах, арам. мешиха) — помазанник. В ВЗ—наименование человека (царя, пророка, священника), посвященного Богу посредством обряда помазания. В тесном смысле слова М.— это обетованный Избавитель, предреченный ВЗ-ны-ми пророками Мицвот (евр.) —свод заповедей Закона (устного и письменного)

Миддот (евр.) — правила толкования Писания, принятые законниками

Мидраш (евр.) — толкование Библии, назидательный рассказ на библейскую тему, легенда, притча

Мишна — см. Талмуд

Мокша (санскр.) — освобождение от уз тленного мира, спасение (в индийских религиях)

Неканонические книги — книги, включенные в ВЗ лишь некоторыми иудейск. общинами. В Правосл. и Католич. Церкви они считаются авторитетными, но не равноценными каноническим. В окончательный иудейск. канон не вошли. Протестанты также не включили НК в ВЗ и относят их к апокрифам

Нумен (лат.) — общее наименование Божества в латинской религии

Олам (евр.) — термин, означающий одновременно Вселенную (в ее движении к Грядущему) и Вечность

Пешарим (евр.) — отрывки из Писания, истолкованные применительно к актуальным событиям. Этот род комментариев был разработан в Кумране

Пневма (греч.) — термин, означающий дыхание, дух, космическую энергию

Понтифик (лат.) — римский жрец, ведавший календарем и общественным порядком

Прана (санскр.) — термин, близкий к понятию пневма (см.)

Решаим (евр.) — библейский термин, которым обозначались люди, равнодушные к вере, нечестивцы

Руах (евр.) — термин, близкий по смыслу к понятиям пневма (см.) и прана (см.)

Септуагинта (греч.) — так наз. «Перевод Семидесяти». Греческий перевод ВЗ, осуществленный в Александрии (начат в III в. до н. э.). По преданию, он был сделан семьюдесятью двумя учеными

Синкретизм (греч.) — механическое слияние различных культов

Слава (евр. Кавод) — образ Богоявления в ВЗ (облако, огонь, свет и т.д.)

Софер (евр.) — ВЗ-ный книжник. Первоначально С. называли летописцев, секретарей и переписчиков книг. Позднее это наименование стали прилагать к комментаторам Писания

Ступа (санскр.) — культовое сооружение над останками Будды

Талмуд (евр.) — свод юридических, богослужебных, канонических и этических правил иудаизма. Сложился в первые века н. э. Главные разделы Т.— а) Мишна (преимущественно обрядовые и правовые законы), одна из древнейших ее частей — Авот (изречения отцов); б) Гемара, которая записана в двух вариантах (в Иерусалиме и Вавилоне). См. перечень талмудических трактатов на с. 597.

Таргумы (арам.) — арамейские интерпретированные переводы книг ВЗ

Тевила (евр.) — священное омовение, употреблявшееся среди иудеев в разных случаях: а) при вступлении иноплеменника в ВЗ-ную общину, б) в качестве ежедневного очистительного обряда (у ессеев), в) как знак покаяния (Иоанн Креститель)

Теодицея (греч.) — «богооправдание». Богословская концепция, цель которой сочетать веру в благость Творца со страданиями мира

Теософия (греч.) — религиозно-философская система, построенная на синкретическом (см. Синкретизм) соединении различных верований

Теофания (греч.) — Богоявление

Тосефта (евр.) — комментарий к Мишне (см. Талмуд)

Тримурти (санскр.) — понятие о трояком проявлении Божества (Брама, Шива, Вишну) в индуизме

Фламины (лат.) — римские жрецы—служители отдельных богов

Хакамы (евр.) — ВЗ-ные мудрецы. Ряд библейских книг (Иов, Притчи, часть Псалмов и др.) созданы хакамами

Хокма (евр.) — Божественная Премудрость. Одна из Теофаний (см.). Премудростью совершалось творение; она же открывается человеку. Близким к X. является понятие Слова Божия

Чарваки (санскр.) — материалисты древней Индии

Экзегетика (греч.) — толкование Библии

Эманация (от лат. эманаре, вытекать, изливаться) — в пантеистической философии понятие о происхождении мира путем излияния из недр Божества

Эпигоны (греч.) — наследники диадохов (см.)

Эсхатология (греч.) — учение о посмертной участи человека и конечных судьбах мира

 

www.e-puzzle.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: