Урок 12. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»
Педагогическая цель, задачи | Способствовать ознакомлению с процессом политического объединения Италии, революцией 1848 г.; создать условия для развития умений работать с картой, составлять таблицу, «проживать» изучаемую эпоху, моделировать различные ситуации с целью обсуждения проблемы; вести коммуникативный диалог; участвовать в дискуссии; воссоздавать исторические образы; анализировать источники; делать оценочные суждения; вскрывать причинно-следственные связи; делать выводы, обобщения |
Тип и вид урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Исследовательская лабораторная работа |
Планируемые результаты (предметные) | Узнают, что борьба итальянского народа за национальное объединение своей страны привела к созданию Итальянского королевства, а это способствовало в дальнейшем становлению индустриального общества, хотя Италия еще долго оставалась «полупериферией Европы»; выделяют общие черты и различия национального объединения Германии и Италии. Овладевают целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества |
Личностные результаты | Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. Понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
Ключевые компетенции | Ценностно-смысловые (самоопределение ученика в ситуации учебной и иной деятельности; осуществление индивидуальной образовательной траектории с учетом общих требований и норм); учебно-познавательные (постановка цели и организация ее достижения, умение пояснять свою цель; самостоятельная познавательная деятельность; владение приемами учебно-познавательных проблем, действиями в нестандартных ситуациях; устные и письменные выступления о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); коммуникативная (владение способами взаимодействия с окружающими людьми; умение задавать вопрос, корректно вести учебный диалог); информационные (владение навыками работы с различными источниками информации, в том числе интернет-ресурсами; самостоятельный поиск, анализ, отбор необходимой информации, ее сохранение и преобразование) |
Метапредметные результаты | Проявляют способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; овладевают умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, таблицу, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Содержание темы, основные даты, понятия и термины, персоналии | Борьба за независимость и национальное объединение Италии.Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини. Национальное объединение Италии. 1848–1849 гг. – революция в Италии. 1859 г. – Австро-итало-французская война. 1860 г. – экспедиция «тысячи» Дж. Гарибальди в Сицилию. 1861 г., 17 марта – образование Итальянского королевства. 1870 г. – завершение объединения Италии. Карбонарий |
Личностно значимая проблема | Люди с разными взглядами могут объединиться, если перед ними стоит общая цель |
Характеристика основных видов деятельности | Показывают на карте итальянские государства, объединенное итальянское королевство. Раскрывают значение понятия и термина карбонарий. Составляют план ответа «Основные события 1848–1849 гг. в Италии». Определяют причины и задачи революции 1848–1849 гг. в Италии. Составляют таблицу «Кто боролся за политическое объединение Италии?» Составляют характеристики известных исторических деятелей европейской истории рассматриваемого периода (привлекая наряду с информацией учебников материалы научно-популярных и справочных изданий) |
Образовательные ресурсы | Учебник, § 17. Рабочая тетрадь. Карта «Объединение Италии» |
Организационная структура урока
|
|
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма и методы контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, работа с картой | – Какие территориальные и политические изменения произошли в Италии по решениям Венского конгресса? Предлагает показать на карте территориальные изменения в Италии. – Как вы думаете, какие первоочередные задачи стояли перед Италией к середине XIX в.? | Отвечают на вопросы, показывают на карте территориальные изменения в Италии по решениям Венского конгресса | Р: адекватно воспринимают оценку учителя. П: воспроизводят по памяти информацию; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. К: высказывают свое мнение | Фронтальная. Устный опрос, работа с картой |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа | Называет тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи урока. Предлагает выполнить познавательные задания (см. Приложение) | Слушают учителя, предлагают формулировки учебных задач | Р: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную под руководством учителя | Фронтальная. Устный опрос |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, практический. Рассказ учителя, работа с картой | Разделенная Италия (раскрывает вопрос с опорой на карту) | Слушают рассказ учителя, работают с картой | П: используют знаково-символические средства для решения учебной за-дачи | Фронтальная. Наблюдение за деятельностью учащихся |
Групповая, индивидуальная. Исследовательский, частично-поисковый, словесный, практический. Работа с текстом, работа с документом, работа с картой, беседа, план, таблица | Организует работу по группам для выполнения заданий: 1. Составьте план ответа «Основные события 1848–1849 гг. в Италии». 2. Причины, задачи, результаты революции 1848–1849 гг. в Италии. 3. Составьте таблицу «Кто боролся за политическое объединение Италии?». Графы таблицы: политический деятель; его взгляды, его вклад в объединительный процесс. Сделайте вывод. 4. Укажите причины успешного завершения объединения Италии. Каково значение этого события? Осуществляет проверку выполнения заданий | Работают с текстом § 17, документом, дополнительным материалом. Составляют план ответа; определяют причины, задачи и результаты революции; заполняют таблицу; выясняют причины успешного завершения объединения Италии и определяют его значение | Р: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей. П: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; осуществляют анализ, устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы. К: планируют учебное сотрудничествосо сверстниками; определяют цели, функции участников, способы взаимодействия; проявляютинициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Групповая, индивидуальная. Устный опрос, работа с картой, план, таблица | |
V. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, работа с понятиями и терминами, работа с датами | Предлагает обсудить познавательные задания. Осуществляет проверку усвоения новых понятий, терминов и дат | Обсуждают познавательные задания, соотносят понятия, термины и их определения, даты и события | К: формулируют собственное мнение и позицию; «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства | Фронтальная. Устный опрос |
VI. Рефлексия | Фронтальная. Практический. Письменный опрос | – Закончите предложения: • На уроке я работал… • Своей работой на уроке я… • Урок для меня показался… • За урок я… • Мое настроение… • Материал урока мне был… • Домашнее задание мне кажется… | Заканчивают предложения: активно / пассивно доволен / недоволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / непонятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / неинтересно | Р: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Индивидуальная. Письменные ответы |
VII. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | § 17, даты. Задание 4 рубрики «Подумайте» (сценарий спектакля или фильма, посвященного героической борьбе итальянцев за объединение страны) | Воспринимают задание, уточняют | Р: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Индивидуальная. Творческое задание (письменно), даты |
Приложение
|
Познавательные задания:
1. Подумайте, какие политические задачи стояли перед итальянским народом в 50–60-е гг. XIX в. Сравните их с политическими задачами, стоявшими в это же время перед немцами.
2. Обсудите с товарищами, нет ли противоречия в следующей ситуации: Кавур, которого историки считают крупнейшим государственным деятелем Италии XIX в. и горячим сторонником объединения страны, неоднократно препятствовал деятельности Гарибальди. Чем вы можете это объяснить?
3. По ходу урока составьте в тетради календарь событий политической жизни Италии в 40–60-х гг. XIX в.
Материал к уроку