Они знали своего Бога
Часть - 4
Эдвин и Лиллиан Харви
Содержание
Предисловие
Филипп и Мэтью Генри (1631-1696) СТАНОВЛЕНИЕ ТОЛКОВАТЕЛЯ БИБЛИИ
Фриборн Гарретсон (1662-1714) СВЯТОЙ ВСАДНИК
Кэтрин Ливингстон Гарретсон (1752-1849) МИЛОСЕРДНАЯ ХОЗЯЙКА
Джон Госснер (1773-1855) НЕУСТРАШИМЫЙ ИСКАТЕЛЬ ПРИКЛЮЧЕНИЙ В ВЕРЕ И МОЛИТВЕ
Джон Хант (1812-1848) АПОСТОЛ НА ФИДЖИ
Элизабет Прентисс (1818-1878) СТРАДАЯ, ПОМОГАТЬ СТРАЖДУЩЕМУ
Лорд Рэдсток (1833-1913) ЛОРД-СЛУЖИТЕЛЬ
Доктор Фредерик Баедекер (1823-?) ЧЕЛОВЕК, ПОСЛАННЫЙ ОТ БОГА
Фрэнк Кросслей (1839-1897) БОЖИЙ ФИНАНСИСТ
Эмили Керр Кросслей ВЕРНАЯ ПОДРУГА
Баронесса Фон Вреде ТЮРЕМНЫЙ АНГЕЛ
Генриетта Элайза Солто (1843-1934) Я БУДУ УПОВАТЬ НА БОГА
Предисловие
Мы продолжили исполнение того, что, как мы убеждены, являлось Божьим замыслом в хождении у духовного Сиона и сравнимо с созданием его башен и дворцов. В результате проведенных биографических исследований мы молитвенно представляем наши удивительные открытия будущим поколениям. В наше время Церковь во многом находится настолько далеко от библейского христианства, что большинству представителей поздних поколений верующих неизвестны даже имена живших до них истинных христиан, которые знали своего Бога необыкновенно близко. Эти люди следовали Его заповедям и исполняли Его замыслы. Наследство, оставленное ими для будущих поколений христиан, имеет для нас непреходящую ценность.
Герои третьей и четвертой книг были избраны, поскольку в их жизнях был явлен Божественный замысел и Небесное предопределение. Они слышали Голос и следовали Ему; они боролись со своей греховной природой и видели в Искуплении очищение от своих грехов; они вступали в борьбу с казавшимися непреодолимыми трудностями и побеждали.
Очевидно, что в этих людях обитал Святой Дух, Который вселял в них сострадание к грешникам, не знавшим истинной любви; Бог давал им все необходимое из Небесных источников. Перед ними, как и перед детьми Израиля, шел огненный столп, за которым они следовали.
Святой Дух, пребывающий сегодня в нас, побуждал их сердца к исполнению Божьей воли. Их сердца горели... Были ли еще где-нибудь языческие народы, которых не достигла благая весть Евангелия? Господин Жатвы знал, где найти Свой сосуд, приготовленный для восполнения этой нужды! Был ли еще где-нибудь народ, нуждающийся в Слове Божьем на своем родном языке? Бог знал, кого призвать на труд переводчика! Была ли еще где-нибудь угнетенная раса с сонмом эгоистичных “богов”? Господь посылал и туда Своего вестника! Стремились ли исследователи Священного Писания открыть библейские истины в их величественной чистоте? Всевышний знал людей, сильных в Слове Божьем, способных восстановить это Слово в его первоначальном величии и первозданной силе! Нуждались ли они в молитвенной поддержке? Бог мог донести через них Свой призыв к служению и вложить Свои стенания в души людей, готовых нести это бремя.
Деяния Апостолов не завершились две тысячи лет тому назад, поскольку на всем протяжении последующих столетий ученики Христа шли на поля, готовые для жатвы. Никогда у Бога не было недостатка в Своих Петрах, направляемых в дома Корнилиев; Своих Павлах, готовых идти к язычникам; Своих Стефанах с их краткими проповедями, после которых таких людей, как Савл из Тарса поражает стрела Всевышнего; Своих Филиппах, готовых к тому, чтобы оставить места духовного пробуждения и отправиться на пустынную дорогу для встречи с ищущим познания истины эфиопским евнухом. Еще у Бога есть неизвестные Анании, готовые встретиться со смертью, чтобы войти в закрытые двери; туда, где молящаяся душа нуждается в свете Истины.
Религиозному миру, такому деятельному и шумному, даже неизвестно о той молчаливой толпе, которая все еще следует за столпом огня. Эти верующие ведомы Господом Вседержителем к покорению того, что из-за своей внешней незначительности и молчаливости остается неузнанным. Не обладая ни духовным зрением, чтобы увидеть путь Бога на море, ни духовным слухом, чтобы услышать Его тихий, наставляющий Голос, ни укрепленным духом, для того чтобы узнать, что “хананеи” все еще не завоеваны, многие из нас лишены возможности понимать таких Божьих служителей. Оставаясь не узнанными и не имея поддержки со стороны плотских христиан, эти святые продолжали свой путь, совершая определенную им свыше миссию.
Господу было угодно дать им жала во плоть и земные сосуды в трещинах. История жизни этих людей дошла до нас в их жизнеописаниях и дневниках. Заметим, что всех героев наших книг объединяло полное подчинение руководству Святого Духа. Эти люди знали своего Бога, подобно первым ученикам Христа в Деяниях Апостолов. Мы не устаем молиться о том, чтобы чтение этих очерков помогло христианам нашего времени в их общении с Богом, чтобы и в наши дни они могли так же исполнить волю Отца Небесного.
Я выражаю глубокую благодарность Эдварду Куку, Труди Тайт и Джоан Генри, труд которых сделал возможным эту публикацию. Кроме того, я в неоплатном долгу перед моим дорогим мужем за его работу над некоторыми из моих очерков. Я слышу его голос и чувствую его поддержку даже сейчас, несмотря на то, что он ушел к Господу несколько лет назад...
Лиллиан Г. Харви
Хэмптон, Теннесси Июль 1989.
На Небесах, в Царстве Божием ни одна душа не является лишней или повторением другой. Но каждая душа нужна для полноты, как каждая нота — для гармонии в аккорде. — Адольф Сафир.
Вот Церковь святых на коленях,
В молитве склонилась у ног Иисуса.
И славу воздать в моленьях
Стремятся Всевышнему пылкие души.
Дерзко достигнув веры пророков,
С радостью шли они к будущим благам;
С мечтами о Боге, средь скал и потоков,
Несли фимиам благовонный, с великой отвагой.
Их песнь покаянья стремится к вершинам,
Хвалы океан раздается в слезах и моленьях.
Стремятся их души к тем Божьим глубинам
В которых сокрыта вся благость смиренья.
Сердца их — горящие волны,
Им. не разбиться о камни сомнений.
Их душам не ведом ни ропот, ни стоны,
Ты видишь святую любовь в их потоке молений.
Открой же и ты, свое сердце Отцу,
Б покаянии открой!
И в сердце твое не замедлит войти
Великая радость и Господа светлый покой...
С. А. Фокс
Бог никогда не повторяет Себя. Не существует двух абсолютно одинаковых мыслей, нет двух совершенно одинаковых нужд, нет двух грешников, которые придут к Христу одним и тем же путем. Вместо того, чтобы надеяться на опыт других, ищите то, что назначено вам. — Д. Л. Муди.
Филипп и Мэтью Генри
СТАНОВЛЕНИЕ ТОЛКОВАТЕЛЯ БИБЛИИ
Несмотря на то, что прошло уже более двухсот пятидесяти лет с момента издания его книги, толкования Мэтью Генри все еще пользуются неизменным спросом и по достоинству занимают свое место на книжных полках многих служителей и стремящихся к познанию Истины христиан. Мы все еще обращаемся к этому одаренному толкователю, когда хотим пролить свет на священные страницы. Если книга не умирает по прошествии долгого времени, мы вправе сделать вывод о том, что она созидалась благодаря молитве и через молитву. Именно так мы оцениваем эти тома плодотворного и полезного исследования Священного Писания.
Очень часто, когда Бог желает подвигнуть человека на свершение великого дела, Он начинает Свою работу с родословной этого человека, принимая во внимание не только веру родителей, но и духовность бабушки и дедушки Своего избранника. Именно так было и в случае с Мэтью Генри. В биографии своего отца Мэтью пишет о своей бабушке, миссис Магдален Рочдейл, которая была прихожанкой лондонской церкви Святого Мартина в Вестминстере:
“Она была добродетельной, набожной, благородной дамой и очень богобоязненной. Будучи верной христианкой, она полностью отреклась от тщеславия и удовольствий света, хотя и жила в окружении всего этого. Она, верно направляла жизнь своего дома; каждый день они всей семьей молились. Своих детей она наставляла в Слове Божьем и учила их глубокому познанию Господа... Своего сына Филиппа Магдален с юных лет направляла на труд служителя. Незадолго до своей смерти она сказала: “Разумом я на Небе, сердцем на Небе; остался лишь шаг, чтобы я вся была там”.
О, если бы только родители могли осознать, как каждый поступок в их жизни — каждая произнесенная молитва, каждое вскормленное и поддержанное святое воздыхание — влияет не только на их ближайших потомков, но также и на последующие поколения! Тогда бы их погруженность в суету, такую губительную для них, показалась бы им бессмысленной и напрасной по сравнению с теми благословениями, которые Бог обещает продолжить до тысячи родов. Вряд ли мать Филиппа Генри и бабушка Мэтью Генри как следует понимала, насколько ее молитвы к Господу отразятся на жизни их сына, и внука, а также на множестве читателей его толкований Писания на протяжении следующих столетий.
Отец Филиппа, уроженец Уэльса, жил близ Суанси в Южном Уэльсе. Его звали Генри Уильямс (в то время христианское имя отца становилось фамилией сына). Генри Уильямсу сопутствовал финансовый успех, он был приближенным Джеймса, герцога Йоркского, второго сына короля Карла. Во время королевской службы он был хранителем сада Уайтхолла, и на его попечении были шлюзы. Филипп, помогая своему отцу, проявлял при этом такое рвение, что привлек внимание архиепископа Лода. Впоследствии, во время заточения архиепископа в крепости он все еще навещал его.
Благодаря положению своего отца при дворе, Филипп с юных лет был знаком со светской жизнью. Он входил в круг друзей герцога Йоркского и принца Чарльза. Эта дружба с наследником трона сулила Филиппу легкое продвижение по службе при дворе, но произошли изменения в политическом курсе, и двор оказался в смятении из-за бурных событий 1641 года. Филиппу в то время было десять лет.
Нас охватывает благоговение, когда мы усматриваем Божью Руку во всех этих предначертаниях. Великое предвидение и мудрость Всевышнего расставляют все события в соответствии с Его Божественными замыслами. В древности Моисей должен был на какое-то время удалиться от шумной жизни при дворе египетского фараона в безмолвие пустыни, чтобы исполнить предначертанную ему свыше роль в истории народа Израиля. Мы могли бы вообще ничего не знать о Моисее как о приближенном ко двору фараона, но как предводитель израильтян, писатель и законодатель он все еще продолжает жить. Если бы Филипп Генри не был бы удален от жизни при английском дворе, блестящие перспективы, в его жизни, вне всякого сомнения, осуществились бы. Но его имя и имя его сына никогда не стали бы известны последующим поколениям.
После получения степени Филипп Генри был направлен служителем в небольшой, ничем не примечательный приход в Уортенбери, находившийся в английском графстве Флинтшир. Было ли случайным стечением обстоятельств то, что он оказался всего лишь в пяти милях от “женщины его судьбы”, впоследствии ставшей его женой, девичья фамилия которой стала именем их сына? Кэтрин Мэтьюз была единственной дочерью небогатого помещика. У нее было много поклонников, и, тем не менее, она была замечательным образом сохранена для своего более высокого предназначения — стать женой Филиппа Генри. Ее характер проявился в ответе тем, кто намекал на то, что Филипп, хотя и считался ученым и прекрасным проповедником, все же был несколько странным человеком, и было “даже неизвестно, откуда он приехал”.
“Да, это правда”, — ответила Кэтрин Мэтьюз, — “но я знаю, куда лежит его путь, и мне бы хотелось отправиться вместе с ним”. И эта верная молодая женщина прошла с Филиппом весь жизненный путь, через славу и поношения.
Эта молодая пара подверглась суровому испытанию, прежде чем отец Кэтрин дал свое окончательное согласие на их союз. Но, в конце концов, преодолев все препятствия, Филипп и Кэтрин поженились. Однако их счастье в скором времени оказалось омрачено политическими событиями, которые были грозным признаком надвигающейся бури в мире верующих. Шторм разразился 24 августа 1662 года, когда 2000 служителей были лишены своих приходов и мест проживания и, таким образом, были вынуждены искать работу и убежище в атмосфере враждебности и подозрения. На сто лет раньше, 24 августа 1562 года, во Франции в “черный” день Святого
Варфоломея произошла резня христиан-гутенотов. Трудно было даже представить себе, что кто-то захочет повторить этот ужасный день. Но теперь, веком позже, “те же самые силы” избрали эту годовщину для совершения дела, явившегося причиной невыразимого страдания для истинных верующих.
Филипп Генри, теперь уже в возрасте 31 года, был одним из тех служителей, которым совесть не позволила пойти на компромисс со своими твердыми убеждениями ради сохранения кафедры проповедника. Из-за такой позиции его несколько раз арестовывали и заключали в тюрьму.
Отстранение от кафедры для служителя было жестоким ударом, поскольку сфера его влияния сузилась, и он чувствовал, как его светильник оказался сокрытым. Представляет значительный интерес тот факт, что день рождения Филиппа Генри приходился как раз на 24 августа, день Святого Варфоломея. По случаю этого совпадения Филипп писал: “24 августа я родился, и эта же дата явилась днем моей смерти”. Вся глубина охватившего его в то время чувства раскрывается в элегии, написанной им по случаю смерти близкого друга. Друг Филиппа также был отстранен от проповедей Актом Унификации и вскоре после этого скончался. Его стихи пропитаны скорбью и болью о судьбе друга:
В печали годы проводя,
Он облачил себя в молчанье.
В смятении плача, как дитя,
Познал он скорбь, понес страданье.
Как тяжело огонь скрывать,
Когда в душе пылает пламя.
Как трудно силе уступать,
Когда нет почвы под ногами.
Его несказанным словам
Нет места в книге летописной.
Не суждено его глазам
Увидеть плод, но жатва близко...
Мэтью Генри родился через два месяца после того, как его отец лишился места служителя в своей прежней церкви. Новорожденный младенец был настолько слабым, что его окрестили в тот же день, поскольку казалось, что он не проживет и до конца недели. В течение всей беременности Кэтрин была поглощена мыслями о темных тучах, собиравшихся над британской сценой, и предвещавших бурю. Это, возможно, оказало влияние на их маленького сына Мэтью, чья “колыбель качалась в тени изгнания”. Как сказал один из его биографов, “младенчество и детство маленького Мэтью были погружены в слезы и омрачены невзгодами”. Будучи серьезнее большинства детей, он был необыкновенно развитым для своих лет мальчиком. В три года он же мог читать Библию. Более того, он необычайно ясно усваивал ее глубокие истины, намного превосходя более старших по возрасту детей.
Когда отец Мэтью был моложе, он предпочитал традиционную школу для обучения своего сына. Но позднее он решил защитить своего мальчика от тлетворного влияния таких учебных заведений и взял на себя заботу об его образовании. “Божьи замыслы созревают быстро; почка может быть горькой на вкус, но зато цветок будет сладким”. Этот цветок, раскрывшись, оказался воистину прекрасным. Отец, лишенный служения, теперь же располагал большим запасом времени для своей семьи; особенно это касалось его занятий с сыном. Он прилежно выполнял свои обязанности. Семейные богослужения, утренние и вечерние, запечатлелись в сердце и разуме мальчика. Позднее он написал об этом в биографии своего отца.
Утренние и вечерние служения начинались с краткой молитвы о водительстве Святого Духа, Которым было вдохновлено все Писание. Он молил Господа об освящении. После такой молитвы читалась глава из Библии, они пели псалом, а затем следовала еще одна молитва. Дети задавали вопросы, и отец мог оценить, насколько хорошо его слушатели восприняли Слово Божье, которое Филипп Генри чтил чрезвычайно высоко. Время от времени он просил детей записать те мысли, которые он излагал относительно какого-либо стиха или главы. Он советовал каждому из присутствующих завести тетрадь для записи интересных событий, мыслей или цитат из прочитанного ими. Можно увидеть в этом труд будущего толкователя, и, вне всякого сомнения, Мэтью использовал многие комментарии отца в своих толкованиях.
Мы можем понять веру Филиппа в молитву благодаря событиям, происшедшим в Брод Оуке, в доме его жены, куда переехала семья после того, как он был вынужден оставить дом служителя церкви. После молитвенных обращений к Богу за двух своих детей, которые были опасно больны, он записал в своем дневнике следующее:
“Если Господь будет так милостив в ответах на мои молитвы за детей, я никогда не скажу Ему, как обычно говорят нищие у наших дверей: “Я никогда больше ничего у Тебя не попрошу”. Нет, наоборот, Он будет слышать меня чаще, я буду любить Бога еще больше, и еще больше буду любить молитву”.
Он обычно говорил: “Торгующие люди плохо воспринимают, когда их клиенты идут к другому продавцу. Пока мы находимся в таком неоплатном долгу перед Богом за все Его явленные к нам милости, мы обязаны угождать Ему, еще и ради Его будущих милостей”.
Еще до женитьбы у Филиппа Генри сложились привычки, которые оказались очень полезными ему как отцу семейства. Священное Писание было его наипервейшей заботой. Будучи студентом Оксфорда, он приобрел Библию, страницы которой были разделены листами белой бумаги, на которых он мог писать заметки относительно стихов Библии. Мэтью, повествуя об этом периоде в жизни отца, писал:
“Он проводил свое время главным образом в исследовании Священного Писания и в собирании полезных библейских наблюдений и высказываний. Он часто говорил: “Я читаю другие книги для того, чтобы лучше понять Писание’’.
Эти библейские наблюдения и высказывания Филипп Генри сделал необычайно близкими и для сына, так что будущий толкователь был основательно подготовлен к своей замечательной работе. Спустя годы Мэтью, рассказывая о своем отце, говорит:
“Запас своих библейских знаний он обогащал постоянно, в результате чего ему удалось обрести для себя настоящую сокровищницу. Я знал, что это принесло ему большую пользу. Он никогда не жалел о том, что в первые полгода пребывания в Фортенбери у него почти не было книг, которые занимали бы его столь же сильно, как исследование Священного Писания и его собственного сердца”.
Слова этого отца могут укрепить нас в наше суетное материалистическое время. Мы должны постоянно помнить о том, что нужно уделять достаточно времени и на молитву, и на чтение Библии, чтобы прийти к истинному познанию Бога. Филипп Генри рассматривал чтение Слова Божьего как другую сторону молитвы, говоря: “В молитве мы говорим с Богом, в Своем Слове Он говорит с нами”.
“Предпочитаю иметь глаза для чтения Священного Писания и быть незрячим для всего остального. Это лучше, чем читать что-либо еще и пренебрегать Библией. Христос является для нас самым великим примером, который подготовит нас к наилучшему. Чтение Библии укрепляет и радует нас. Оно удивительным образом обновляет и изменяет суть человека, делая его добрее, вызывая любовь, преобразовывая и улучшая его, независимо от внешних обстоятельств”.
Супруги постоянно молились, даже находясь пне дома. Можно сказать, что "вместе молясь, они всегда оставались вместе”. Филипп Генри настоятельно советовал всем супружеским парам также выработать эту привычку. При этом он руководствовался текстом из 1 Петра 3:7: “Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах”.
Для благочестивого христианина Филиппа Генри эта молитва посвящения стала его личной молитвой: “Пусть все молитвы, самые обычные или вызванные чрезвычайными обстоятельствами, совершаются по воле Божьей, будут услышаны Господом и приняты по Его великой милости...”
Он советовал:
“Будьте уверены: исполняя ваш сокровенный долг, вы должны твердо держаться молитвы. Никакая душа не может преуспевать, пренебрегая этим. Обычно отступничество начинается тогда, когда человек перестает уделять достаточно времени личной молитве. Вначале пренебрегают личной молитвой, не заботясь о тщательности ее совершения, затем наступает ее нерегулярность, и, наконец, очень скоро ее полностью оставляют. А за этим следует отказ от Бога, от Христа и вообще от всего святого”.
Мы не знаем, что сказал бы Филипп Генри об отсутствии молитвы, явлении, к сожалению, столь широко распространенном в нашей христианской жизни в настоящее время. Надежда способна выстоять ради будущего христианства там, где живы духовные наставники, которые постоянно черпают свои познания из Истинного Источника, чтобы передать их другим душам.
Этот благочестивый служитель знал, как молитвенно сражаться с тем, что уводит от молитвы, и дал совет, как не ослабеть тогда, когда сильная усталость или нежелание продолжать, кажется, вот-вот возьмут верх над молитвенником.
“Что-то изнутри призывает к окончанию молитвы: “Все, хватит для этого раза, сейчас уже вполне можно остановиться’ — и это еще до того, как прошло четверть или даже полчетверти часа от начала молитвы. Проучив этого нам необходимо бороться. Бели дьявол не способен удержать нас в стороне от Бога, он будет мешать нашему общению с Ним. Это является признаком того, что мы еще не вполне подходим для Царствия Небесного. Молитву мы должны считать не только нашим долгом, но и нашей привилегией.
Мы находимся в долгу перед Мэтью Генри за издание двух больших томов проповедей, писем и необычайно подробной биографии его благочестивого отца, Филиппа Генри. Однако мы знаем значительно меньше подробностей из жизни самого Мэтью. Некоторые факты из его биографии приводятся во вступлении к составленным им библейским толкованиям, но этого материала едва хватает лишь на краткий очерк о его жизни.
“Тот, кто делает свой дом маленькой церковью, поймет, что Бог сделает его маленьким святилищем”. Не удивительно, что уклад жизни этого благочестивого дома ярко отразился на мировоззрении Мэтью и четырех дочерей, родившихся у Филиппа и Кэтрин Генри.
Как мы уже отмечали, в детстве Мэтью получил дома довольно широкое образование. Его отец обычно помогал студентам, будущим служителям, которые жили в доме семьи Генри в Брод Оуке. В ответ на эти услуги они давали уроки его детям.
Когда Мэтью исполнилось восемнадцать лет, он был послан на учебу в Лондон, в Академию Айслингтона, образовавшуюся со времени изгнания служителей. Там он учился в течение двух лет у прекрасных людей, которых он глубоко уважал. В двадцать пять лет он был неофициально рукоположен и в течение некоторого времени помогал своему отцу. Позже его пригласили в находящуюся недалеко от его дома церковь в Честере, где он трудился на протяжении четверти века.
Мэтью был дважды женат. Его первая жена умерла во время родов, осложненных оспой. Во втором браке у него родилось девять детей, трое из которых умерли еще во младенчестве. Устройство дома Мэтью во многом походило на уклад дома его родителей. Каждый день проводилось по два домашних богослужения, утром и вечером. По утрам он открывал Библию на Ветхом Завете, а по вечерам обращался к страницам Нового Завета.
С детских лет Мэтью знал Священное Писание, и его гибкий ум в ежедневных занятиях с отцом запечатлевал все новые и новые факты библейских глав. В течение долгих лет ежедневно, дважды в день, он сам подробно разъяснял Писание своей семье и всем окружающим. Толкователь провел всю свою жизнь в собирании материала для многотомных примечаний, которые вышли в его талантливых и духовных толкованиях.
В 1710 году Мэтью Генри получил предложение стать пастором одной из лондонских церквей. Он должен был, хотя и с большой неохотой, оставить свою церковь в Честере. Он начинал служение в небольшом доме, где проводились собрания. Затем этот дом вырос в преуспевающую церковь. Ему была бесконечно дорога эта церковь. У Мэтью Генри была возможность занять кафедру, которую ранее занимал блестящий Джон Хью, но он отказался. Кроме того, он получал приглашения на служения из Манчестера, но и эти предложения он отверг. В конце концов, из Лондона прибыла целая делегация, чтобы убедить его приехать в Хэкни. Чувствуя, что постоянство и настойчивость этого призыва могли исходить от Бога, он пересмотрел свое прежнее решение. Доступность книг и авторитетов, которые могли бы оказаться полезными в его исследованиях по комментариям, в конце концов, решили исход дела в пользу Лондона.
Но слишком тяжело ему было оставить пасторат, которым он руководил в течение двадцати пяти лет, порой при самых неблагоприятных обстоятельствах.
Нам понятна глубина его сердечной муки, выражаемая в словах, сказанных им во время отъезда:
“Втайне от всех я склонился на колени и исповедовался Господу о своей скорби, о своем великом смятении... Господи, на том ли я пути? Оставляя Честер, я оглядываюсь назад с болью, вперед смотрю со страхом, но, взирая на Тебя, я смотрю вверх”.
В столице, исполняя свои обязанности по большему пасторату и прилагая к этому ежедневный писательский труд, он подвергал чрезмерной нагрузке свое здоровье, которое, с младенчества, у него было слабым. Еще одним фактором, крайне тревожащим сердце этого служителя и отрицательно сказывающимся на его здоровье, был низкий уровень духовной жизни его окружения. И это стало причиной его глубоких переживаний.
Еще до своего отъезда в Лондон он уже в течение шести лет собирал материалы по Новому Завету. Более четырех лет ему потребовалось для продолжения этой работы, начатой им в Честере. Мы и сегодня восхищаемся огромной работой, проделанной им за последние десять лет его жизни. Смерть прервала его исследования. Он умер в 1714 году от апоплексического удара, когда навещал своих родственников в Нантвиче. К этому времени он уже завершил комментарии к книге “Деяния апостолов”, и после его смерти другие талантливые служители продолжили его труд.
Мэтью Генри, хотя и являлся пресвитерианином, оказал влияние на служение многих выдающихся людей, придерживавшихся различных убеждений. Джордж Уайтфилд трижды исследовал его комментарии, стоя на коленях. Роберт Холл, баптистский проповедник, признавал, что эти комментарии явились для него великим благословением. Джон Уэсли, зная, что многие из его прихожан не в состоянии потратить сумму в шесть гиней на покупку комментариев по Ветхому Завету, издал сокращенный вариант этой части толкований. Чарльз Уэсли в предисловии к изданию своих гимнов выражал глубокую признательность Мэтью Генри, признавая свой долг перед этим выдающимся толкователем Библии: “Множество мыслей заимствовано из комментариев Мэтью Генри”. Чарльз Сперджен охарактеризовал эти комментарии как “занимающие первое место среди наилучших”. Бог, Который вдохновляет сердце к молитве, создает живой памятник тем, кто жертвует собой, ради служения Ему. Случилось так, что комментарии Мэтью Генри, плод его многолетнего труда, до сих пор продолжают печататься и издаваться большими тиражами.
Знакомясь с жизнью этих двух выдающихся людей — отца и сына — мы во многих случаях можем наблюдать Божье руководство. “Мы непрестанно предаемся на смерть”, — говорил апостол Павел. Так наша жизнь должна граничить со смертью, и это порой нам может не нравиться. Когда перед лицом Филиппа Генри закрылась дверь продвижения по службе при дворе, в связи с событиями на политической арене, то перед ним открылся путь, который в то время не представлялся перспективным. В ничем не примечательном деревенском пасторате он встретил благородную и прекрасную жену, которая была с ним едина в стремлениях построить надежный дом Божий. Родившийся же у них сын, Мэтью, стал плодом этого благословенного союза.
Филипп Генри был изгнан с места служителя. Поначалу он, несомненно, не мог распознать в этом возможность новых перспектив. Но у этого отца семейства именно тогда появилось значительное количество времени, которое он мог щедро направить на служение своему собственному дому и своим потомкам. Трудно сказать, каким был бы результат, если бы Филипп сам не занимался образованием своего сына, обогатившего впоследствии мир познаниями о неизведанных сокровищах Библии.
В великий день отчета мы откроем для себя, что все благословения изливаются на нас благодаря сердцам, истерзанным страданиями. Как же выглядела их жизнь? Слава жизни для них была повергнута в прах. Воздушные замки были сокрушены. Да, мы говорим о тех, кто “всегда предавал себя на смерть”. Всегда перед великим приобретением приходит утрата. Мы должны быть готовы к тому, чтобы уплатить цену! И тогда мы становимся способны воспринимать крушение материальных планов, как знак о более высоких Божьих замыслах для нашей жизни. Нас часто низвергают вниз перед великим восхождением. Мы должны полностью утратить свое эгоистичное “я”, прежде чем сможем стать преломленным хлебом для насыщения многих тысяч голодных.
Преломленный хлеб и чаша Твоя,
Лишь в этом вся суть и участь моя.
Ты, — Христос — жизни хлеб, Ты — святая вода, Тобою Одним, будем живы всегда.
Подобно пшенице в муку измельченной,
Взбитой, как тесто, в жаре запеченной;
Жизнь моя, будь готова ты снова,
В Господа печь погрузиться со мною.
Лишь раздавленный плод для хмельного вина Угощеньем гостей был всегда.
Нас Господь искупил, лишь страданьем Своим; Он явил нам любовь — состраданьем святым.
Христос был преломлен, как хлеб за меня И теперь я — Его дитя.
Хлеб сейчас я в руке Его,
И святое Его вино...
Неизвестный автор.
Фриборн Гарретсон
СВЯТОЙ ВСАДНИК
“Знаешь ли ты, что, значит, быть святым?” — этот вопрос, обращенный к девятилетнему мальчику, буквально ошеломил его. Он сосредоточенно слушал, как тот же Голос продолжал: “...Святой — это тот, кто полностью отдал себя Богу”. Впоследствии, спустя многие годы, описывая этот случай, Фриборн Гарретсон скажет:
“Вдруг я увидел человека, в высшей степени прекрасного, какого мне никогда прежде не приходилось видеть. И тогда я начал молиться, чтобы Господь сделал меня святым”.
Фриборн слышал один и тот же Голос, говоривший с ним несколько раз. Обычно это происходило тогда, когда он в одиночестве прогуливался среди полей и лесов. Вскоре он осознал обетование из Священного Писания, обращенное к его сердцу: “Просите, и дано будет вам”. Не понимая полностью всего значения происходящего, мальчик побежал домой и рассказал своим старшим братьям, что за один день он вдруг стал необычайно богатым.
В точности мы не знаем, почему этот не по годам развитой ребенок же в столь юном возрасте стал воспринимать Голос Господа. Возможно, его мать молилась о нем еще до того, как он появился на свет. Ибо, как он выразился впоследствии, ей была свойственна “внутренняя религиозность”. Вне всякого сомнения, что именно от матери, вместе с ее молоком, он впитал раннюю любовь к истине. Его отец также был цельной натурой. Все семейство неизменно и преданно посещало англиканскую церковь. Кроме того, на его мать сильное влияние оказали проповеди Джорджа Уайтфилда, а также Уильяма Теннента, человека высокой набожности, одного из главных учредителей Принстонского университета.
Но в жизни юного Гарретсона были не только видения и голоса. Когда мальчику исполнилось десять лет, их дом посетила смерть и лишила его благочестивой матери, сестры Сэлли и двух слуг их семьи. Это было настоящей трагедией для чувствительного ребенка. Он старался укрыться в укромных местах, чтобы выплакать свое горе. Единственным его утешением было карманное издание Нового Завета, который он читал, “горько вздыхая и страстно молясь”.
В двенадцать лет он поступил в школу, где оказался отвлеченным от своих прежних серьезных размышлений, отошедших куда-то на задний план. По его собственному признанию, восемь последующих лет можно назвать легкомысленными и лишенными всякого духовного роста.
Я отбросил прочь все серьезные мысли о том, что ждет человека после его смерти, — рассказывал он, вспоминая тот период своей жизни. — Я был полон игр, развлечений и озорства, как и мои сверстники”.
В то время он больше думал о накоплении богатства и об удовольствиях.
Но у Бога был Свой замысел на эту жизнь. Он не оставил юношу, которому открылся в раннем возрасте. Хотя подростковые годы Гарретсон провел беззаботно и бесцельно, восемнадцатилетним юношей он осознал., что его положение противоречит всем его мыслям о Боге, мыслям о высоком и благородном в жизни. Он потерпел неудачу, пытаясь найти в их церкви помощь своей страждущей душе. Однако он с большим интересом слушал методистов, которые, появившись в Америке всего лишь четыре года назад, стали объезжать новые территории с проповедями, отношение к которым, в то время, отличалось крайней недоброжелательностью и даже ненавистью. Он присутствовал на собрании, на котором ревностный Роберт Стробридж из Ирландии проповедовал с таким воодушевлением и силой, что скрытое стремление к Богу разгорелось в груди юноши, как бушующее пламя. В своем дневнике он рассказывает, как беседовал с этим проповедником в тот памятный вечер почти до полуночи после окончания богослужения. “Никогда до тех пор мне не доводилось так проводить время”, — писал он.
Впоследствии, спустя многие годы, в письме Джону Уэсли, он так характеризовал это время:
“Прошло три года с того времени, как я осознал свою греховность и был проведен сквозь муки нового рождения”.
Именно муками можно было назвать его переживания. Воистину, никогда не бывает рождения без тяжелого и упорного труда.
Снова и снова юный Гарретсон проезжал, мили вслед за проповедниками, чтобы послушать их. Но он все еще до сих пор не подчинил свою жизнь Богу, которому служили те, кого он так жадно слушал. Он был глубоко потрясен и затронут евангельской вестью. Когда Гарретсон услышал Фрэнсиса Асбери, то его учение показалось ему “бальзамом на его воспаленной ране”. Сопровождая этого проповедника к месту его следующего выступления, он чувствовал, как в нем углубляется сознание собственной греховности. Вот собственные слова Фриборна, красноречиво свидетельствующие об этом:
“Он начал работать надо мной таким образом, что я обнаруживал свои грехи во множестве, они окружали меня со всех сторон. Закон же, будут праведным., исследовал абсолютно все, открывая даже самые потаенные пороки моего сердца. Я готов был возопить: “Откуда этот Незнакомец знает меня настолько хорошо!?”.
Не поддерживая гонения, которым подвергали этих странствующих методистских проповедников, он все же решил пока держать в тайне свои намерения относительно будущего призвания. Их суровая и полная лишений жизнь, а также их прямая и искренняя проповедь Евангелия привлекали его. Он уже начал познавать “меч”, предсказанный Иисусом Христом, в Его словах: “... не мир пришел Я принести, но меч”. Его отец был всерьез обеспокоен, узнав, что его сын посещает эти служения, потому что на таких собраниях лежало пятно всеобщей неприязни. Однако вскоре отец скончался, оставив Фриборна управлять их фермерским хозяйством, мельницей и всеми остальными делами, которых было немало.
Итак, в возрасте двадцати лет перед этим юношей открывались блестящие перспективы мирской ж