Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он…
(неологизм, архаизм, вульгаризм, диалектизм, просторечие, жаргонизм)
«Занес же вражий дух меня
На распроклятую квартиру!»
(неологизм, архаизм, вульгаризм, диалектизм, просторечие, жаргонизм)
Вот уж который тепереча век
Беден, несчастлив и зол человек.
(неологизм, архаизм, вульгаризм, диалектизм, просторечие,)
Опрозрачила ткань паутинная
Твой призывно откинутый стан…
(неологизм, архаизм, вульгаризм, диалектизм, просторечие, жаргонизм)
Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмарта,
Он дал кругаля через Яву с Суматрой.
(неологизм, архаизм, вульгаризм, диалектизм, просторечие, жаргонизм)
Вышел на арапа. Канает буржуй.
А по пузу золотой бампер.
(неологизм, архаизм, вульгаризм, диалектизм, просторечие, жаргонизм)
17. Определение термина по его описанию
Тип образности, основанный на преувеличении, причудливом сочетании и контрасте жизнеподобного и фантастического (гротеск)
Иносказание, выражающее насмешку и придающее тексту противоположный смысл (ирония)
Обобщающий многозначный образ, не поддающийся расшифровке (символ)
Стилистическая фигура, построенная на резком противопоставлении образов (антитеза)
Иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного образа (аллегория)
Нарушение привычного порядка слов в предложении для их выделения (инверсия)
18. Определение стилистических фигур
Сегодня – ангел, завтра – червь могильный… (антитеза)
И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил (инверсия)
В синем море волны плещут, В синем небе звезды блещут… (параллелизм)
И земля, и огонь, и любая река, и гора,
Ангара, и Арагва, и Днепр, и Двина, и Непрядва… (многосоюзие, полисиндетон)
|
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта? (риторический вопрос)
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым. (градация)
Тема: Виды тропов
19. Определение вида тропа:
Чужой, как мельник пушкинский, художник (сравнение)
Безделки разные и мебель акажу, Людовик, рококо – всего не расскажу (метонимия)
В роскошной бедности, в могучей нищете (оксюморон)
Стоит, стыдясь,
Зима у входа,
И не решается войти (олицетворение)
Размокшей каменной баранкой
В воде Венеция плыла (сравнение)
Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна (гипербола)
20. Определение тропа по его описанию
Троп, основанный на перенесении свойств одного явления на другое по сходству или контрасту (метафора)
Перестановка звуков, слов, слогов, меняющая смысл сказанного (метатеза)
Сочетание не сочетаемого (оксюморон)
Троп, основанный на преуменьшении (литота)
Слово или выражение, употребляемое в иносказательном смысле (троп)
Троп, основанный на перенесении свойств одного явления на другое по смежности (метонимия)
Раздел: Проблемы стиховедения
Тема: Метрика
21. Разграничение терминов, относящихся к тропам и к стиховедению
размер оксюморон
дольник аллегория амфибрахий метонимия
Гекзаметр гипербола
метр метатеза
акцентный стих метонимия
логаэд метафора
спондей олицетворение
метр симплока
стопа литота пентаметр амфибрахий
тактовик синекдоха
метр троп
дактиль анапест
пеон перифраз
спондей сравнение
метр аллегория
тактовик метатеза
|
хорей постоянный эпитет
ямб симфора
метр синекдоха
икт метафора
доля ирония
пиррихий символ
22. Различие систем стихосложения:
В небе ржавее жести
Перст столба
Встал на назначенном месте,
Как судьба.
(силлабика, силлабо-тоника, тоника)
Не так мила птице холя в роскошном питании,
Как приятна своя воля в свободном летании.
(силлабика, силлабо-тоника, тоника)
Вашу мысль, мечтающую на размягченном мозгу,
Как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
Буду дразнить об окровавленный сердца лоскут,
Досыта изыздеваюсь, нахальный и резкий.
(силлабика, силлабо-тоника, тоника)
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мои плечи и грудь в меха.
(силлабика, силлабо-тоника, тоника)
Там, где с землею обгорелой
Слился, как дым, небесный свод, –
Там в беззаботности веселой
Безумье жалкое живет.
(силлабика, силлабо-тоника, тоника)
Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
(силлабика, силлабо-тоника, тоника)
23.. Определение системы стихосложения:
Не сила капли камень пробивает,
но яко часто на того падает;
Тако читаяй часто научится,
Еще и не остр умом си родится.
(силлабика)
Чудный град порой сольется
Из летучих облаков,
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов.
(силлабо-тоника)
В лепестке лазурово-лилейном
Мир чудесен.
Все чудесно в фейном, вейном, змейном
Мире песен.
(силлабо-тоника)
Били копыта.
Пели будто:
- Гриб,
Гроб.
Груб.
(тоника)
Они любили друг друга так долго и нежно,
|
С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной!
Но, как враги, избегали признанья и встречи,
И были пусты и хладны их краткие речи.
(силлабо-тоника)
Я не знаю, с каких пор
Эта песенка началась, -
Не по ней ли шуршит вор,
Комариный звенит князь?
(тоника)
24. Знание силлабо-тонической метрики
Двухсложная стопа с ударение на втором слоге (ямб)
Двухсложная стопа с ударение на втором слоге (хорей)
Трёхсложная стопа с ударением на первом слоге (дактиль)
Трёхсложная стопа с ударением на втором слоге (амфибрахий)
Трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге (анапест)
Четырехсложная стопа, с ударением на любом из слогов (пеон)
25. Знание метрических и внеметрических определителей стиха
Чередование ударных и безударных слогов в стихе (метр)
Пропуск ударения в стопе ямба или хорея – ослабленная стопа – (пиррихий)
Двухсложная стопа с двумя ударения подряд (спондей)
Безударные слоги в начале стиха до первого ударения (анакруза)
Безударные слоги в конце стиха, после последнего ударного (клаузула)
Свободный стих (верлибр)
26. Определение размера стихотворения
Простоволосая головка, Улыбчивость лазурных глаз,И своенравная уловка,И блажь затейливых проказ… (четырехстопный ямб)
Бывают на светеНесчастные дети.Ребенок — ведь он человек.Веснушек у БобаУжасно как много,И ясно, что это навек. (чередование двухстопного и трехстопного амфибрахия)Я в милиции конной служу,За порядком в столице слежу,И приятно на площади мнеКрасоваться на сытом коне! (трехстопный дактиль)Воробей мой, воробьишка!Серый-юркий, словно мышка.Глазки - бисер, лапки - врозь,Лапки - боком, лапки - вкось... (четырехстопный хорей)Заблудился я в небе – ч то делать?
Тот, кому оно близко, – ответь!
Легче было вам, Дантовых девять
Атлетических дисков, звенеть. (трехстопный анапест)Я памятник себе воздвиг нерукотворный,К нему не зарастет народная тропа,Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа (шестстопный ямб) Тема: Строфика27 Знание стиховедческой терминологии
Стихотворение на одну рифму (монорим)
Стихи на заданные рифмы (буриме)
Стих, первые буквы строк которого образуют какое-либо слово (акростих)
Строфа, которой написана «Божественная комедия» Данте (терцина)
Сильная доля в стопе (икт)
Нерифмованные стихи (белый стих)
28. Представление о твердых формах
Триолет 8
Рондо 15
Сонет 14
Секстина 6
Дистих – 2
Октава 8
Тема: Фоника
29. Определение типов фонетической организации речи
Тинтидликал мандолиной,
Дундудел виолончелью… (звукоподражание)
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн… (аллитерация)
А роза упала на лапу Азора (палиндром)
Милый друг, в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня. (эпифора)
Только ветер да звонкая пена,
Только чаек тревожный полет… (анафора)
Он скажет слово «за»
И кается…
Он постоянно
За-иается! (каламбур)
30. Определение видов рифмы
Женихи, носов не весьте,
Приходя к своей невесте.
(женская, составная, каламбурная, мужская, точная, смежная, опоясывающая, женская, перекрестная, дактилическая, усеченная, неравносложная, точная, неточная, ассонанс)
С поляны сокол поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Все выше, дале вьётся он,
И вот ушел за небосклон.
(женская, смежная, составная, каламбурная, мужская, точная, опоясывающая, женская, перекрестная, дактилическая, усеченная, неравносложная, точная, неточная, ассонанс)
Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,
Травы степные унизаны влагой вечерней,
Речи отрывистей, сердце опять суеверней,
Длинные тени вдали потонули в долине.
(женская, смежная, составная, каламбурная, мужская, точная, опоясывающая, женская, перекрестная, дактилическая, усеченная, неравносложная, точная, неточная, ассонанс)
Мотивы итальянские
Мне не дают заснуть,
И страсти африканские
Волнуют кровь и грудь…
(женская, смежная, составная, каламбурная, мужская, точная, опоясывающая, женская, перекрестная, дактилическая, усеченная, неравносложная, точная, неточная, ассонанс)
Бейте в площади бунтов топот!
Выше, гордых годов гряда!
Мы разливом второго потопа
Перемоем миров города.
(женская, смежная, составная, каламбурная, мужская, точная, опоясывающая, женская, перекрестная, дактилическая, усеченная, неравносложная, точная, неточная, ассонанс)
Сладко после дождя теплая пахнет ночь.
Быстро месяц бежит в прорезях белых туч.
Где-то в сырой траве часто кричит дергач.
(женская, смежная, составная, каламбурная, мужская, точная, опоясывающая, женская, перекрестная, дактилическая, усеченная, неравносложная, точная, неточная, ассонанс)
31. Знание терминологии
Александрийский стих (шестистопный ямб)
Группа стихов, объединённых смыслом, ритмом, рифмой (строфа)
Замкнутая строфа, заключающая в себе законченную мысль (стансы)
Безударные слоги в начале стиха до первого метрического акцента (анакруза)
Заключительные слоги стиха, начиная с последнего ударного (клаузула)
Звуковая организация стиха (фоника)
Раздел: Текстология
Знание терминологии
Вариант авторского текста, возникшие в процессе работы над ним (редакция)
Художественные тексты, принадлежность которых данному автору сомнительна (Dubia)
Установление принадлежности произведения, опубликованного анонимно или под псевдонимом, определенному писателю (атрибуция)
Полное, научно-обоснованное и комментирование собрание сочинений писателя-классика (академическое издание)
Пояснения историко-литературного характера, сопровождающие публикацию текста (комментарий)
Филологическая наука, занимающаяся изучением и подготовкой к изданию художественных произведений (текстология)