МИЛОСЕРДНАЯ ХОЗЯЙКА
Почти вся семья Ливингстонов была возмущена! Подумать только, какой-то невзрачный и убогий странствующий методистский проповедник дерзнул предложить руку и сердце представительнице одного из самых блестящих семейств в ранней американской истории! Это не могло не вызвать их негодования. И естественно никого не удивило, что мать Кэтрин ответила категорическим отказом на предложение, сделанное Фриборном Гарртсоном ее дочери. Это означало, что пара молодых людей, которым в ту пору было по тридцать шесть лет, вынуждена была терпеливо ждать еще пять лет, прежде чем им удалось преодолеть предрассудок матери Кэтрин и добиться ее согласия на их брак. Но ценность хорошего лишь возрастает от его ожидания. В этом, в скором времени, убедился и Фриборн Гарретсон. Как часто мы упускаем самое лучшее, потому что не желаем ждать часа исполнения Божьего замысла! Воистину, “благословенны ожидающие Его”.
Какой же путь прошла Кэтрин Ливингстон до встречи с одним из избранных Богом людей? Ливингстоны были знатным и заметным в ранней истории США семейством. Кроме того, эта семья была самой состоятельной в штате Нью-Йорк и одной из наиболее уважаемых в американских колониях.
Судья Ливингстон, отец Кэтрин, был высоко уважаемым человеком, благодаря цельности своей натуры. Он мог по праву гордиться своей родословной, корни которой восходят к благочестивому шотландскому пресвитерианскому священнику Джону Ливингстону, молитвы и проповеди которого, стали бесценным вкладом в духовное пробуждение 1600-х годов, о котором так часто говорится в анналах Божьих дел в Шотландии. Его жена также достойна упоминания как истинная “матерь Израиля”. Она даже представляла опасность для членов парламента. Вместе с четырнадцатью другими женщинами, придерживавшимися одинаковых с ней взглядов, она подстерегла лорд-канцлера и архиепископа Шарпа, когда их повозка приближалась к центральному входу в здание парламента. Там она со всей категоричностью вручила им петицию в защиту служителей Бога, которые были отстранены от исполнения своего священного долга из-за вмешательства со стороны правительства. Граф Ротса на ходу снисходительно выслушал это ходатайство, в то же время продолжая торопливо двигаться к входу. Он вздохнул с облегчением лишь тогда, когда за ним закрылась тяжелая дверь, отгородив его от этой назойливой группы женщин. Ничуть не взволнованный этой петицией, он с остальными парламентариями в течение шести месяцев непреклонно противостоял этим просительницам, а их лидер была выслана из Эдинбургз.
|
Таковы были предки Кэтрин со стороны ее отца. По материнской же линии ее родство восходило к полковнику Бикману, одному из первых поселенцев и крупнейшему землевладельцу Райнбека на Гудзоне. Кроме того, Бикман был губернатором штата Делавар, имея полномочия от Швеции. Как человек, он отличался цельностью своей натуры.
Брат Кэтрин, канцлер Ливингстон, пользовался широкой известностью; он был связан с Робертом Фултоном, назвавшим свой корабль “Клермонт” в честь дома Ливингстонов в Клермонте. Старший брат Кэтрин, Роберт, был одним из создателей Декларации Независимости и стал первым канцлером штата Нью-Йорк. Именно ему выпала честь председательствовать на церемонии по случаю вступления в должность президента Соединенных Штатов и контролировать принятие клятвы его администрации в Вашингтоне. Позднее он назначался на должность министра иностранных дел и советника посольсгва во Франции. Младший брат Кэтрин, Эдвард, занимал множество постов: мэра города Нью-Йорка, сенатора от Луизианы, министра иностранных дел при президенте Джексоне и посланника во Франции. Благодаря составленному им Уголовному Кодексу Луизианы, он стал известен всему миру, как поборник справедливости.
|
Кроме братьев, у Кэтрин было четверо сестер, наделенных от природы красивой внешностью и прекрасными умственными способностями. Одна из них стала женой генерала Ричарда Монтгомери, другая вышла замуж за генерала Революционной Армии Джеймса Армстронга. Еще одна сестра, состоявшая в браке с доктором Томасом Тиллотсоном, проживала в Райнбеке. Именно в их доме Кэтрин впервые услышала проповедование Фриборна Гарретсона. И с самого начала оба они явно и определенно почувствовали взаимное влечение друг ко другу.
Допустив ряд событий в ее жизни, Бог, подготовил эту весьма одаренную женщину для призвания к христианскому служению. Ее преображение от мрака тьмы к свету произошло благодаря горничной, служившей в доме ее матери в Клермонте. Кэтрин воочию могла наблюдать красоту жизни во Христе, свидетельством которой была жизнь этого человека. С возрастающим интересом она слушала, как эта молодая христианка открывала перед ней те духовные ценности вечного и живого Евангелия, которые окропляли животворной влагой неутолимую жажду ее сердца. В скором времени Кэтрин узнала, что эта девушка принадлежала к непопулярному в Нью- Йорке методистскому собранию. Движимая желанием узнать как можно больше, Кэтрин приобрела книгу проповедей Джона Уэсли и прилежно стала изучать ее наряду с усердным чтением Библии. Через участие в христианском общении, ей было открыто Духом Святым, что и она является дитем Божьим. Она приняла Искупителя!
|
Некоторым из нас сложно понять, что значило для Кэтрин присоединение к столь презираемым людям. Ведь она принадлежала к высшему обществу и была лояльна Вашингтону. Ее семья заняла крайне непримиримую позицию, однако младший брат, которого привлекала независимость сестры, занял ее сторону. Но даже он не мог удержаться от того, чтобы не сказать: “Кэтрин, наслаждайся своей религией здесь, дома, сколько твоей душе угодно, но только, во имя Неба, не имей ничего общего с этими методистами! Ведь ниже переправы нет никого, кто принадлежал бы им, разве только три рыбака и какой-то негр”.
В ответе Кэтрин была похожа на своего предка, которого не страшили шотландские лорды. “Хорошо, пусть, как ты говоришь, сейчас никто не принадлежит к этим методистам, но я присоединюсь к ним, и тогда ты скажешь, что кто-то уже там есть”, — именно таким был ее решительный ответ. Когда она уже собиралась присоединиться к собранию в Райнбоке, ее шурин стал увещевать ее, говоря, что там пока всего лишь один член и что ей стоит подождать, “пока их число увеличится”.
“Мистер Тиллотсон, я присоединюсь к ним, чтобы их стало больше”, — с твердой решимостью ответила Кэтрин.
В скором времени ей пришлось подвергнуться суровым испытаниям, когда ее общественное положение потребовало от нее исполнения норм светской жизни. Она была приглашена на бал к друзьям. Сама только мысль о ее присутствии там вызывала у нее отвращение, поскольку она ощущала, что ушла от мира и его развлечений. Но, не желая обидеть семью, она в то же время чувствовала, что ей необходимо преодолеть свои сомнения и уйти. Однако Святой Дух забрал у нее мир и радость, которые были в ее душе с момента возрождения. Так молодая леди почувствовала полное опустошение. И тогда она дала обет никогда впредь не подвергать опасности свою душу и полностью отрешилась от мирских удовольствий.
Приблизительно в это время методистский странствующий проповедник Гарретсон был назначен в округ Нью-Йорка. Их встреча и знакомство с Кэтрин произошли, когда он был приглашен проповедовать в доме доктора Тиллотсона, который, в свою очередь, дал ему рекомендательное письмо к Ливингстонам в Клермонте. Его появление не произвело большого впечатления. В то утро, сидя за завтраком, миссис Ливингстон объявила, что всю предыдущую ночь находилась под впечатлением следующего текста из Священного Писания: “Ныне пришло спасение дому сему”. И когда же в тот же день в их доме появился странствующий проповедник, они обратили внимание на выражение его лица и манеру держать себя. Тогда же кто-то из присутствующих сказал: “Ему нет необходимости менять свою внешность, чтобы быть ангелом”. Другая сестра сердечно пригласила его вновь посетить их дом, если он когда- либо снова окажется в их местах.
Однако, обстоятельства совершенно изменились, когда они узнали, что их сестра Кэтрин стала проявлять особый интерес к этому странствующему проповеднику. Некоторые даже перестали разговаривать с ней. Ее уговаривали отказаться от посещения проходящих раз в три месяца собраний, где должен был присутствовать Гарретсон Фриборн. И хотя ей не запрещали посещать эти собрания, но фактически ее лишили средств, на которые она могла добраться туда. Она была лишена возможности общаться со своим возлюбленным, и написала ему: “Мое положение мучительно. Это вводит меня в смущение, которое я не в состоянии преодолеть, но я никогда не примирюсь с этим”.
В течение пяти долгих лет продолжалось это открытое противостояние со стороны матери, и хотя двое возлюбленных встречались в доме сестры Кэтрин, они не хотели делать это тайно. Именно по этой причине их дальнейшее общение состояло в основном из переписки. Позже она писала своему другу с чувством вновь обретенной уверенности:
“Я принципиально против излишеств и роскоши в жизни; с тех пор, как я отказалась от них, я поняла, что они являются препятствием для души, стремящейся в вечность”.
Как раз перед наступлением облегчения, испытание Кэтрин, казалось, стало особенно тяжелым. Ей угрожали даже лишением наследства. Однако, находясь под бременем этих обстоятельств, она написала своему возлюбленному.
“Счастливого пути, наилучший из людей; Бог любит нас, и этого достаточно. Я убедилась в Божьей милости, которая делает нас бесстрашными перед обстоятельствами. Я принадлежу своему возлюбленному, и мой возлюбленный принадлежит мне”. В другом письме она восклицает: “О, когда же исчезнут черные тучи отчаяния? Почему Господь допускает это противостояние Его воле? Я все еще люблю и молюсь о твоей любви. Кэтрин Ливингстон”.
Несомненно, каждый желанный Богом союз мужчины и женщины подвергается особенному испытанию через столкновение с трудностями, чтобы определить силу веры. Так было и в этом случае. Но как раз тогда, когда все представлялось безнадежным, мать Кэтрин неожиданно дала свое согласие на этот брак. И их свадьба состоялась 30 июня 1793 года в Первой методистской епископальной церкви Райнбека, штата Нью-Йорк.
Вскоре Гарретсону представилась возможность убедиться, что он женился на необыкновенно храброй и решительной женщине. Несмотря на то, что его первым местом назначения после женитьбы была Филадельфия, где в то время свирепствовала эпидемия желтой лихорадки, молодая жена бесстрашно сопровождала своего мужа.
Фриборн Гарретсон сам обеспечивал себя и поэтому после покупки фермы в Райнбеке, новобрачные быстро обзавелись своим домашним хозяйством. Старый голландский фермерский дом стал их первым скромным жилищем. Там в 1794 году родился их единственный ребенок, дочь, Мэри Рутерфорд Гарретсон. Родителям пришлось нелегко, когда обнаружилось, что их единственная дочь страдает дефектом позвоночника.
Финансовое положение семьи улучшилось, был построен новый дом, который стал красивейшим местом на реке Гудзон. В течение того года, пока строился Уайлдерклиф, их новый дом, мистер Гарретсон временно отказался от поездок, поскольку вел наблюдение за строительством. Как только оно было завершено, новый дом сразу же стал пристанищем для многих странствующих проповедников, где они неизменно находили убежище, и ощущали мощный духовный подъем. Воистину, это была настоящая “Обитель странников”. Так стали называть этот дом. Эсбери всегда останавливался только там, и говорил об этом райском уголке, как о месте, наполненным присутствием Божьим.
Поначалу этого скромного и полного самоотречения проповедника несколько смущали размеры и обстановка дома Гарретсонов, но он предал все это молитве и обрел мир. Это не было роскошно, но “удобно и привлекательно”. Комнаты украшала старинная мебель; перед взором всякого, кто входил в просторную библиотеку, представало обширное собрание книг, среди которых было немало исторических реликвий. Там бывали занимавшие высокое положение государственные деятели, солдаты и ученые того времени, и всякому из них радушное гостеприимство оказывала хозяйка дома, миссис Гарретсон. До настоящего времени это место для методистов все еще является священным. Здесь находится много представляющих живой интерес реликвий: писем, рисунков, портретов самих Ливингстонов, а также многих известных методистских проповедников.
Те, кто видел Фриборна Гарретсона лишь на кафедре проповедника, часто считали его суровым и строгим человеком, тогда как гостям своего дома он в скором времени открывался с совершенно иной стороны. Один епископ, который познакомился с ним именно таким образом, затем писал: “Мне выпало счастье видеть брата Гарретсона под кровом его дома и наблюдать там совершенный порядок, радостное настроение обитателей, и то, с какой теплотой они относятся к своим друзьям и гостям. Все мои предубеждения развеялись, и теперь я уверен, что истинные достоинства этого христианина не были оценены в должной мере”.
Хозяйка же этого дома была не только радушна, но, кроме того, проявляла участие в нуждах тех, кто, подобно ее мужу, проводил большую часть своего времени в дороге. Глубоко вникая в их нужды, она шила им одежду. Она также посылала посылки своему мужу во время его месяцами длящихся поездок. В этих посылках были вещи, которые, как она знала, были ему необходимы во время странствий.
Любовь Кэтрин проявлялась и в том, как мягко старалась она исправить недостатки своего самого дорогого друга, о которых, она считала своим долгом говорить ему. В ее письме мы читаем:
“Могу ли я снова, как сестра, позволить себе указать тебе на недостаток твоей речи? Когда ты стараешься быть убедительным, ты теряешь естественный тон. Все, что не является естественным, представляется ущербным.
Я постоянно думаю, какой ты бред наносишь себе перенапряжением, сам того не чувствуя. Это производит на твоих слушателей неприятное впечатление, так как это выглядит как проявление гнева. Употребляй сильные слова, они уместны, часто они бывают необходимы, но пусть это будет произноситься твоим естественным, нормальным голосом, мягким и достаточно убедительным”.
Точно так же, как и ее муж, она посвятила себя Божьему делу. Многие жены начинают жаловаться, если их мужья отсутствуют дома хотя бы несколько ночей. Но эта женщина, отличавшаяся внутренним благородством, стойко переносила трех или даже четырехмесячное отсутствие своего супруга, в то время как Фриборн исполнял Божье предназначение. Многочисленные записи в дневнике ее мужа свидетельствуют, насколько счастливым был их союз, как он тосковал по любимой жене, когда уезжал из дома. Мы приводим лишь малую часть цитат, чтобы показать вам, чего стоили разлуки этой пары, связанное с почти постоянным пребыванием в пути ради спасения человеческих душ.
“У меня прекрасная семья и есть все, что только можно пожелать для домашней, счастливой и тихой жизни. Но я чувствую на себе бремя и не желаю жить, таким образом, когда думаю о Господе, Который все перетерпел ради меня и поддерживал меня на протяжении многих лет. Я ищу, уединяюсь и размышляю; мои мысли направлены на поиски драгоценных душ”.
“Во мне есть надежда на то, что я могу вверить свою семью защите доброго Отца Небесного, ибо чувствую свой крест в том, чтобы расстаться с ними надолго. Чувство долга побуждает меня совершить это. Разумеется, я иду на это не ради свободы, богатства или почестей. Прежде всего, я хочу провести то время, которое у меня осталось, в усердном служении интересам Церкви”.
“Я чудесно устроен в жизни, семья живет в полном согласии, есть все, что делает жизнь желанной. Но чем дольше я остаюсь дома, тем более значительным и призывающим мне представляется мой крест - я должен уезжать и проповедовать Евангелие”.
“Несколько недель и даже несколько месяцев теплого сезона я провел вблизи от дома. Я проповедовал лишь дважды в неделю в церкви по воскресеньям, не считая одной поездки по Коннектикуту, где у меня были прекрасные собрания, дневные и вечерние, а также нескольких посещений Нью-Йорка... За период с 20 июня по 9 декабря 1817 года я проехал расстояние около одной тысячи миль, выступая с проповедями всегда и везде, где только появлялась такая возможность. Кроме этого, я нес регулярное служение в церкви в Райнбеке по воскресным дням, когда случалось бывать дома.
“9 декабря 1817 года. Испытывая побуждение в Духе, хотя в этот раз мне было чрезвычайно тяжело оставить дорогих моему сердцу жену и дочь, я отправился для проповедей в южную часть страны. Перед этим я старался критически осмыслить свои мотивы, чтобы понять, был ли этот шаг моим долгом на шестьдесят шестом году жизни, когда уже серьезно давала о себе знать старческая немощь. Стоило ли мне оставлять тихую, обеспеченную и размеренную жизнь в кругу бесконечно дорогой для меня семьи, чтобы лицом к лицу встретиться с зимними бурями и тратить свои личные средства? Перед самым заходом солнца я тепло распрощался со своими друзьями, семьей, своим домом и взошел на борт готового к отплытию судна; утренняя заря следующего дня застала меня уже за сто миль от дома, в Нью-Йорке”.
“Я написал домой письмо, спросив совета у моей дорогой жены относительно того, стоит ли мне продолжить свой путь на юг. В своем ответе она не пыталась противодействовать мне в исполнении Божьей воли, и я решил отправиться дальше”.
Иногда, когда он бывал дома, они с женой, совершали пешие прогулки, чтобы полюбоваться красотами природы. Однажды, любуясь окрестностями, он сказал ей: “О, да, все это удивительно и прекрасно; и Бог бесконечно щедр к нам, моя дорогая. Но я чувствую бремя Господа! Души погибают, и эта деревня - не место для меня”. Именно поэтому, снова эти двое любящих людей должны были расстаться. Гарретсон вновь отправился в свои одинокие странствия, а его жена осталась исполнять свой долг дома, чтобы молиться, писать письма и посылать посылки с едой и одеждой своему супругу. И вместе с тем, она всегда была милостивой хозяйкой для очень многих странствующих служителей Божьих, которые искали и находили покой в ее доме. Они всегда были благодарны Господу за благодать и добродетель, изливавшиеся через эту женщину.
Бог снова и снова, через Кэтрин, являл Свою волю членам ее семьи. Часто это случалось у их постели во время болезни. Она всегда указывала им на Спасителя. Особенным благословением оказалась Кэтрин и для своего брата, канцлера, который перед тем, как оставить этот мир, испытал необыкновенную свободу и наслаждение в Господе.
Бог подарил миссис Гарретсон тридцать пять счастливых лет совместной жизни со служителем Бога. Когда же Господь забрал его в небесную обитель, она глубоко оплакивала свою утрату, говоря:
“Какая же это для нас потеря!” Спустя несколько лет она написала: “Какая же горькая пустота осталась в этом когда-то наполненном радостью доме... Лишь только Бог способен исцелить рану, нанесенную этой смертью... Скоро исполнится пять лет с тех пор, как это бесконечно глубокое горе обрушилось на меня... сильнейшее испытание, самая прискорбная сцена в моей жизни... Последовавшая вслед за этим зимняя стужа была самой ужасной, какую мне только приходилось видеть”.
Тем не менее, эта мужественная вдова продолжала оказывать гостеприимство, и благодаря ее милосердному и исполненному любви христианству, она заслужила уважение многих людей. Действительно, многие известные и состоятельные семьи последовали ее примеру и открыли двери своих домов для методистов.
После двадцати двух лет вдовства наступил день, когда Кэтрин была призвана в Небесный дом. Когда ее конец приблизился, она молилась: “Приходи, Господь Иисус! Приходи, Господь Иисус! Приходи скорее!” Потом подняла к небу глаза и вытянула вверх руки; вскоре в святой радости она стала хлопать в ладоши и три раза воскликнула: “Он идет! Он идет! Он идет!”
Миссис Гарретсон умерла, когда ей было девяносто шесть лет. Доктор Олин, впоследствии ставший президентом университета Уэсли, в проповеди по случаю ее похорон отметил: “Я не знаю другой христианки, которая была бы так скромна, столько времени проводила в молитве, и вместе с тем, была бы так отважна и преданна Господу”.
Обитель странников не закрыла свои двери, когда Кэтрин Гарретсон перестала быть там хозяйкой. В течение следующих тридцати лет дочь Кэтрин Гарретсон — Мэри, продолжала поддерживать традицию открытого дома, оказывая радушное и щедрое гостеприимство многим странствующим служителям Бога.
Джон Госснер
НЕУСТРАШИМЫЙ ИСКАТЕЛЬ ПРИКЛЮЧЕНИЙ В ВЕРЕ И МОЛИТВЕ
Ранним воскресным утром много лет тому назад можно было наблюдать сгорбленную фигуру старого человека, торопливо идущего по одной из улиц Берлина. Его белоснежные волосы выбивались из-под темной, почти черной шапочки, едва прикрывавшей его голову. Его жизненная энергия противоречила его девяностолетнему возрасту, вместе с тем в его манере держаться и говорить присутствовало небесное достоинство. Этот человек был не кто иной как “отец Госснер”, приехавший в столицу Германии по приглашению.
В течение своего недолгого пребывания в этом столичном городе по его молитвам появились больницы, потому что, когда он приезжал туда в первый раз, они еще не были организованы. Своей верой и молитвой он стремился пробуждать бездействующую общину для оказания помощи бедным людям. Он собрал для молитвы ослабевших, но продолжавших свою борьбу немногих оставшихся христиан, в то время как над всей Германией нависла черная туча ужасающей тьмы неверия, материализма и рационализма.
Воистину удивительно, что Джон Госснер прибыл в эту страну именно в такое время. Бог устроил все так, чтобы на протяжении всей истории Церкви последнее слово оставалось за Ним. Для каждого конкретного периода Им создается необходимый Ему инструмент, который Он мог бы использовать именно в это время. Джону Госснеру было 56 лет, он был ведом Святым Духом и поселился в Берлине. Прежде ничего подобного в его жизни не случалось. Обычно лишь несколько недолгих лет ему удавалось прожить на одном месте, а затем его учение, благочестивая жизнь или его неортодоксальные методы приводили его к преследованиям со стороны римской католической церкви, после чего ему снова приходилось отправляться в дорогу. Удивительно то, что он, с самой своей юности обучаясь и готовясь стать священником-иезуитом, пришел таки к познанию Истины. Медленно, шаг за шагом, он в мучительных поисках подошел к тому периоду в своей христианской жизни, когда перед ним открылось так много тайн. При чтении его биографии мы изумляемся тому множеству истин, которые открылись ему благодаря откровениям Божьим.
Мы предлагаем проследить весь путь этого благочестивого человека от каменистых уступов ритуалов и традиционализма к прямому пути святости, следуя по которому он стал духовным отцом для многих душ не только в Берлине, но и во многих странах мира.
Его земная жизнь началась в маленькой деревушке Хаусей в Баварии 14 декабря 1773 года. Свои ранние годы он провел в школе иезуитов, а затем изучал канонический закон в георгианском колледже в Ингслштадте. Он чувствовал удушающую атмосферу институтского образования и был несказанно счастлив, что после окончания этого обучения смог свободно дышать, наслаждаясь чистым воздухом Божьим. В возрасте двадцати трех лет он был рукоположен в духовный сан пресвитера и определен в свой первый приход в 1797 году.
Печатное слово всегда являлось решающим фактором в просвещении темноты фанатизма и суеверия. Так было и в жизни Джона Госснера. Однажды другой священник рассказал ему о только что прочитанной им книге, в которой на каждой странице говорилось об Иисусе. После этого, стремящийся к знаниям молодой священник, оставил все свои прежние книги, где не было Христа ради одной этой публикации, автором которой был Лаватер. Эта книга стала первой из многих истинно духовных книг, которые были у него. Ему также рассказали о Мартине Бусе, который, как вынуждены, были признать священники, хотя и был еретиком, но обладал чем- то особым, чего у них не было. В скором времени Госснер приобрел написанную Бусом книгу, которая называлась “Христос для нас и Христос в нас”.
Следующим важным для него открытием явился Терстиген, о котором он узнал благодаря Зоммеру, служившему священником в соседнем приходе. Не теряя времени, он погрузился в чтение трудов Терстигена, и это способствовало его дальнейшему просвещению. Слово Божие, которое он внимательно изучал в течение трех лет, теперь предстало перед ним уже не в свете традиций, а в свете Истины. Он изучал Писание, стоя на коленях. После своего обращения он признался: “Библия явилась тем, что открыло мои глаза и сердце”. Его друг Зоммер так описывает Госснера в этот период: “Он все время проводил у ног Иисуса, ударяя себя в грудь и сокрушаясь о грехах, совершенных человечеством со времен Адама”. Уже весь его вид свидетельствовал о состоянии его души. Говорили, что его лицо было подобно лику ангела; ради Господа он был готов идти в тюрьму и даже на смерть.
“Умри во мне, ветхий Адам! Живи, Господь Иисус!” — восклицал он снова и снова. Он сознавал, что, если Господь Иисус воцарился на престоле его сердца, то от ветхого Адама необходимо отречься, а он совершенно не был к этому готов. Мысль о том, что в нем, пребывает живой Христос, потрясала его.
“Господи, можешь ли Ты быть со мной и во мне? Господь Бог жив, и я ношу Его в своем сердце! Адам, умри! Иисус, живи во мне! Я отдаю себя Тебе, чтобы во мне мог умереть ветхий Адам'.
Он был ведом таким образом, чтобы увидеть собственное ничтожество. “Я есть ничто, — говорил он, - и Ты принимаешь всего лишь кучу грехов”. Его покаяние было полным.
Он жаждал братства со своими единомышленниками. Находясь под сильным впечатлением от проповедей Фенеберга, он, не теряя даром времени, поспешил посетить его. Приход в его разум евангельского света стал началом долгого периода его жизни, связанного с преследованиями инквизицией. Он был вызван в Аугсбург и заключен в тюрьму. Но Бог использует человеческие немощи для нашего высочайшего блага. Возмущенный, он был помещен в одну камеру с Мартином Бусом, у которого уже был тюремный опыт.
Мы располагаем крайне скудными сведениями о том, как провел Госснер те три года в Аугсбурге. Мы знаем только то, что ему было крайне трудно полностью отказаться от традиционализма. Истина порой становится жестокой, ибо она требует, чтобы мы приняли ее полностью, не взирая ни на какие последствия. Госснер увидел справедливость этого утверждения в своей жизни, и, тем не менее, никогда не сожалел о своем выборе. Мы можем прочесть в его дневнике следующие слова:
“Ни дух времени, ни философия той или иной эпохи не в состоянии искупить грехи людей. Ни господствующие религиозные предрассудки, ни суеверие, ни механизм народного поклонения или ежедневные священнические обряды не искупают человеческого греха. Каждый может убедиться в этом. Какая же сила призвана это совершить? На этот вопрос я все еще не готов ответить. Ни Рим, ни его святость, ни папа римский не освобождают нас, поскольку они являются всего лишь кошельком своих пустых милостей, навязывая нам бесчисленные условности и приводя нас под ярмо, которое мы уже больше не в состоянии выносить”.
Впоследствии Госснер переехал из Аугсбурга в небольшое селение под названием Дирлеванг. И именно с этим местом связана значительная часть его обучения в школе молитвы. В то время ему было тридцать восемь лет, и он начал собирать вокруг себя Арузей-единомышленников. Их у него было пятеро. Они встречались, чтобы укрепляться и возрастать в любви ко Христу, а также чтобы молиться и ходатайствовать за своих братьев и друзей.
“Воистину, Господь замечательным образом благословлял наши молитвенные собрания ”, — отмечал он. — Как же верно, писал апостол Иаков — “Много может усиленная молитва праведного”. Насколько же те переживания, которые я испытал в то молитвенное время, превосходили все мои ожидания. Содержание их было гораздо глубже нашего понимания”.
В Божьем предвидении не существует случайных собраний избранных душ. Все происходящее ведет их к зрелости и соответствию образу Христа, к которому мы были предопределены прежде сотворения мира. Бог провел много благочестивых людей путем Джона Госснера. Он слышал о Цинцендорфе и читал его книги. В то время квакер Стивен Греллет, ведомый Господом, путешествовал по всей Европе для насыщения агнцев стада Божьего. В Баварии, среди сорока священников, которые, как он чувствовал, основывались на путях Господа Иисуса, он встретил отца Госснера, заинтересованного в издании его перевода “Нового Завета” для своих собратьев священников. Греллет отпечатал шесть тысяч экземпляров этого издания, оказав Госснеру финансовую помощь в этом деле.
Тем временем его по пятам преследовала злобная оппозиция. Он был вынужден уехать и поселиться в Мюнхене, где вел уединенный образ жизни. Там он написал некоторые из своих сорока шести книг и брошюр, куда входили отрывки сочинений многих протестантских авторов. Он глубоко сознавал всю важность христианской литературы, которая так помогла ему. Его имя стало ассоциироваться с христианской литературой Германии. Вокруг него собирался небольшой кружок, где он давал необходимые наставления. Кроме того, он организовывал в своем доме молитвенные собрания и служил Телу Христа в ближайших районах. Весть о его служении распространилась до Берлина, и многие обеспокоенные и ищущие пути познания истины души спешили к нему. В скором времени Госснер стал лидером духовного движения.
Однако он отнюдь не успокаивался на достигнутом. В своих служениях он стал применять публичное пение. Эта форма богослужения была объявлена новой и некатолической. Тогда же ему предъявили обвинение в издании брошюр протестантских авторов. Одна из брошюр, повествующая о человеческом сердце, называлась “Храм греха, или поклонение дьяволу”.
И вновь этот скиталец был вынужден уехать, покинув Мюнхен. Он отправился на север, где его проповеди имели особенный успех. Люди, когда он проповедовал, рыдали и сокрушались, чувствуя свою греховность. Но враги Евангелия нашли его, и ему пришлось уехать в Санкт-Петербург, в Россию, где он принял церковь от Линдла, своего единомышленника, уехавшего из города,на следующий день после приезда Госснера.
Госснер же усвоил секрет апостола Павла относительно водительства Святого Духа и решил не использовать привлекательных слов человеческой мудрости в своих проповедях. “Он был прост в речи, мужественен и силен, — отмечал его биограф. — Но, наряду с этим, неловок, и, возможно, порой резок в поведении. Однако его речь лилась в точности по тексту, слова текли спокойной, чистой водой, сквозь которую можно было видеть весь смысл. В его речи не было никаких прикрас, но его слова были очень осмысленными и глубокими. К нему шли толпы, стремящиеся к очищению душ; знатные господа, в ожидании, сидели рядом с уличными нищими.
Других священников, при виде его переполненной церкви, охватило чувство зависти. Они стремились найти хоть какой-то предлог, чтобы изгнать человека, который поверг их в такой стыд. Таким поводом стала его книга, отрицающая вечную девственность Марии, матери Христа. Неужели он уже тогда знал об открытии относительно существования невидимой церкви в пределах видимой?
Когда в следующее воскресенье поднялся на свою кафедру, чтобы произнести проповедь, его глазам предстал приказ, запрещающий его проповедническую деятельность. Император стремился как-то смягчить происходившее, заверяя его в полном уважении, и предложил ему в качестве компенсации некоторую сумму денег. Госснер отказался и вернул их, сказав, что “Господь, которому он служил, богаче императора”. Некоторые из его сочинений были сожжены, другие конфискованы. Так преследуемый посланник Христа вновь отправился искать себе земное пристанище. Сопровождаемый эскортом казаков, Госснер с некоторыми своими духовными учениками пересек границу.
Его въезд в Берлин не был отмечен торжественной игрой духовых инструментов и поступью завоевателя. Как точно он отметил: “Я был подобен отцу, которого в один день лишили всех его детей”. Друзья увидели, что чувство печали наложило неизгладимый отпечаток на его лицо.
Биограф Госснера рассказывал: “Преследователи не оставили его до самой смерти: синод, общественные и официальные учреждения всячески старались уличить проповедника, преследуя от одного места служения к другому, от Дуная до Невы. Он испытывал ужас и тревогу от названия, какого бы то ни было официального учреждения ’ ’.
После недолгого пребывания в Берлине Госснер направился в Гамбург, а оттуда, в конце концов, в Лейпциг, где он оставался в течение двух лет. Это был период кажущейся пассивности, который предоставил ему возможность писать еженедельную проповедь и отсылать ее в церковь в Санкт-Петербурге. Кроме того, будучи в Лейпциге, он написал свои работы “Духовная шкатулка”, “Жизнь Мартина Буса” и “Семейная кафедра”. Он привлекался к ответственности полицией, выдвинувшей ему обвинение в том, что “не принадлежа к какой бы то ни было конфессии, он говорил о себе как о христианине”. Его ответ они признавали неудовлетворительным.
Но этот прилежный ученик школы Божьей был полон намерений, довести свое обучение до конца. Его биограф рассказывает: “Это образование было сопряжено с болью и муками. На каждом шагу ему приходилось останавливаться и взывать: “Умри, Адам! Живи, Иисус!” Это было полное уничтожение человеческого “я”; постижение уроков, которые были повторены до того, как они были изучены. Жизнь веры вовсе не является простой вспышкой; эффективная молитва — это не легкий и непрерывный поток первой любви. Все это приходит в результате длительного, терпеливого и в какой-то степени даже сурового обучения. Чему бы ни учился Госснер, он всегда преследовал одну и ту же цель — приблизиться к Господу”.
Во время своего пребывания в Лейпциге Госснер из католической церкви окончательно перешел в протестантскую веру. Это явилось лишь внешним актом, свидетельствовавшим о том, что происходило у него в душе на протяжении тридцати лет. Его друг Сэйлер научил его, как уберечь духовную истину от мертвых форм. Он высоко ценил братство, о котором узнал, даже будучи в римской католической церкви. Он взял много хорошего оттуда, о чем никогда не сожалел. Он понимал, что и там были истинные члены Церкви Христа. Он понимал, что те же самые узы братства существовали и в Гернгуте, и в Базеле, и в Нюрнберге. Он видел, что у протестантов есть небольшая горстка верных людей, и то же было среди католиков; для них, этих людей, Иисус, воистину, являлся “всем во всем”. Совершенно необходимо было признать, что он своим взглядом проникал за границы видимой Церкви, однако в то же время сознавал, что в ее лоне находилось истинное тело верующих. Другими словами, он видел Церковь внутри церкви.