Государственные стандарты в системе социальной обеспечения




РФ в соответствии с Конституцией является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Государственная социальная политика - целенаправленная деятельность государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере.

Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан.

Государственная социальная политика проводится с учетом объективных особенностей регионов. Она гарантирует равные качество и условия жизни для населения вне зависимости от места проживания. Для этого принимаются меры по выравниванию межрегиональных различий в доходах, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, обеспечению на всей территории страны государственных стандартов.

В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берёт на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.

Государство, проводя социальную политику, использует следующие инструменты:

социальные гарантии. Они обеспечиваются на законодательной основе, которая финансирует обязанности и ответственность государства пред гражданами.

минимальные социальные стандарты. К ним относятся прожиточный минимум, нормативы обеспечения жильем, нормативы в области охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы состояния окружающей среды.

Стандарты разрабатываются на единой правовой базе, общих методических принципах.

Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

1. оплаты труда;

2. пенсионного обеспечения;

3. образования;

4. здравоохранения;

5. культуры;

6. социального обслуживания;

7. жилищно-коммунального обслуживания.

В прожиточный минимум включают минимально приемлемые нормы питания и расходов на непродовольственные товары (жилье, лекарства) и исчисляют на основе потребительской корзины. Прожиточным минимумом фиксируется официальная черта бедности. Он исчисляется для различных социальных групп и служит правовой основой для разработки социальных программ.

В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливается минимальный размер оплаты труда.

Минимальная заработная плата - уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством.

Помимо установления минимальной оплаты труда, обязательного для использования в организациях всех форм собственности, законодательно определяется порядок оплаты труда, осуществляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.

В мае 2012 года Указами Президента РФ определены порядок обеспечения поэтапного повышения оплаты труда в бюджетной сфере и приведения ее с соответствие с уровнем средней ЗП по региону.

Например, к 2018 году д.б. обеспечено:

доведение средней ЗП преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего проф.образования, работников учреждений культуры до средней ЗП в соответствующем регионе;

повышение средней ЗП врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего проф.образования и научных сотрудников до 200 % от средней ЗП в соответствующем регионе;

Реализация соответствующих Указов Президента РФ строго контролируется.

Одним из важных аспектов социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы. В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости и само занятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка - с другой.

Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи.

Государство гарантирует безработным:

1.выплату пособий по безработице;

2.выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

3.возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

4.возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

5.оплату в размере причитывающегося пособия по безработице в течение не более 12 месяцев.

В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры гос.пенсий. Гос.регулирование сохраняется в важнейших элементах пенсионной системы, связанных с обеспечением необходимых гос.гарантий.

Виды пенсии:

1. по старости;

2. по инвалидности;

3. за выслугу лет;

4. в связи с потерей кормильца;

5. социальные пенсии.

Государственные стандарты в области образования предполагают:

1.набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счёт средств бюджетов различных уровней;

1.нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в гос. и муниц. образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;

3.нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся;

4.норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее проф. образование в гос.учебных заведениях и размер стипендии.

Стандарты определяются федеральными законами или устанавливаются Правительством РФ.

Государственные гарантии в области социального обслуживания, нормы и нормативы определены законами «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

Специфическим видом государственных социальных гарантий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотации на содержание жилья. Дотирование остаётся как социальная поддержка незащищённых групп населения.

Все минимальные государственные гарантии должны определяться государственным стандартом уровня жизни населения. Понятие «уровень жизни» отражает процесс удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Структура содержания этого понятия может быть представлена в виде системы комплексов потребностей и средств их удовлетворения.

В настоящее время законодательно определяется лишь один аспект этого понятия - прожиточный минимум. Это показатель объёма и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддерживания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума как инструменты социальной политики в условиях ограничения материальных и финансовых возможностей могут быть использованы:

1.в качестве базы для адресной социальной поддержки;

2.в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоёв населения;

3.для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации перспективных и текущих социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

4.для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

5.в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода соц.выплат.

Суть соц.политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что соц.политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Основу системы социальной защиты населения составляют минимальные социальные гарантии в обществе рыночных отношений.

Таким образом, социальная политика направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: