Психическое здоровье ребёнка




Термин "психическое здоровье" имеет отношение, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, а тер­мин "психологическое здоровье" относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психо­логический аспект проблемы психического здоровья в отли­чие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.

Сам термин "психическое здоровье" неодноз­начен, он прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики — медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психоло­гии возникла особая отрасль — психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое сомати­ческое нарушение всегда так или иначе связано с изменения­ми в психическом состоянии. В некоторых случаях психичес­кие состояния становятся главной причиной заболевания, в других случаях они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на про­текание болезни, иногда физические недуги вызывают пси­хические переживания и психологический дискомфорт

В медицинской литературе и в медицинской практике термин "психическое здоровье" широко употребляется. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей.

Термин "психическое здоровье" был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ "Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей" (1979) сказано, что нарушения психическо­го здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующи­ми на психику и связанными с социальными условиями

Основным условием нормального психосоциального раз­вития (помимо здоровой нервной системы) признается спо­койная и доброжелательная обстановка, создаваемая благо­даря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддер­живают дисциплину, осуществляют необходимое наблюде­ние и обеспечивают материальными средствами, необходи­мыми семье. Подчеркивается, что в то же время следует пре­доставлять ребенку больше самостоятельности и независи­мости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие ус­ловия для обучения. "Многие дети не имеют таких усло­вий", — констатируется в докладе.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые рас­тут в условиях семейного разлада. Эти же исследования обна­ружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серь­езные затруднения в одной ситуации, но успешно справля­ются с другими ситуациями. Например, у них могут наблю­даться нарушения поведения в школе, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.

В словаре под редакцией А. В. Петровского и М.Г.Ярошевского (1990) сделана попытка определить это понятие с точки зрения психологии. Психологическое здо­ровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную усло­виям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Предполагаемая дефиниция представляется не очень удачной, так как, во-первых, определение явления через отсутствие каких-либо качеств не может быть продук­тивным, а во-вторых, данное определение противоречит принятому ВОЗ общему определению здоровья, подчеркива­ющему, что здоровье — не просто отсутствие болезни, а полное физическое и духовное благополучие. В ряде психологических работ психическое здоровье соот­носится с переживанием психологического комфорта и пси­хологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации. Фрустрация одной или несколь­ких детских потребностей лежит в основе так называемых школьных неврозов, проявляющихся в виде различных за­болеваний психосоматического генеза (бронхиальные аст­мы, приступы рвоты, головные боли и т. п.).

Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пони­манию им своих собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой и пр.

Социально-культурный характер факторов, оказываю­щих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефици­том времени, недостаточными условиями для снятия эмоци­онального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочета­нии с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психоло­гической и психотерапевтической помощи. Подобная лично­стная дисгармония родителей находит свое отражение в раз­витии детей и оказывает негативное влияние на их психику.

На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономичес­кие факторы, среди которых А.И.Захаров выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, за­нятость родителей, ранний выход матери на работу и поме­щение ребенка в ясли. Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детское дошкольное учреждение или привле­чение няни для их воспитания является сильным психотравмируюшим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью — катего­рия "МЫ"). В ситуации нормального эмоционального обще­ния ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чув­ство "Я", т. е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появле­нию невротических реакций. В среднем лишь к 3 годам у ребенка появляется желание "расстаться" с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возни­кает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3 лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, относятся прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония се­мейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.

Еще раз обратим внимание на то, что дошкольный воз­раст характеризуется тесной эмоциональной привязаннос­тью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного обще­ния, не способен понимать причины конфликтов между ро­дителями, не владеет средствами для выражения собствен­ных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень час­то ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоцио­нального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чув­ствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случив­шемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционально­го напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

Большинство психологов считает, что психическое здо­ровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера вза­имоотношений родителей и детей. В литературе можно встре­тить различные классификации стилей и типов родительс­кого воспитания, анализ последствий, вытекающих из практики того или иного стиля воспитания (анализ часто носит клинический характер).

Обеспечивать гуманное отношение к детям с учетом их личностных особенностей, формировать навыки доброжелательного общения со сверстниками и в дальнейшем - успешному обучению в школе, является одной из главных задач в деятельности воспитателей, помощников воспитателей, педагогов. Для снятия эмоционального и психофизического напряжения между занятиями со всеми дошкольниками проводятся расслабляющие минутки, на которых специально подобранная классическая музыка в сочетании с речевыми настройками помогают детям повысить настроение, уменьшить чувство тревоги и неуверенности.

Именно в дошкольный период формируется здоровье ребёнка, и закладываются основы личности. Основным условием обеспечения комфортного психологического состояния детей, посещающих детский сад, является организация рационального двигательного режима. Необходимо вовлекать ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности, чтобы пребывание его в детском саду было интересным.

Дошкольный период детства формирует у ребенка основы коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. Общение со сверстниками - необходимое условие психологического развития ребенка, формирования у него коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Атмосфера добра в коллективе - условие здорового развития ребенка. Важно, чтобы дети удовлетворили свою потребность в свободной игре, а воспитатели помогали им осознать ценности и установить приоритеты, стать терпимыми, испытывать меньше страхов.

В детском саду для развития психологического здоровья дошкольников разрабатываются и реализуются индивидуальные коррекционные программы по следующим проблемам:

 

- снижение гиперактивности;

 

- снижение тревожности, снятие страхов;

 

- развитие коммуникативных навыков, коррекция застенчивости;

 

- коррекция агрессивности и конфликтности

 

Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если в детском саду осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему. Совместная работа педагогов ДОУ и родителей по укреплению здоровья ребенка, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: