Дисциплина «Физиология животных» относится к естественнонаучному циклу, базовой (общепрофессиональной) части.
Таблица 1 – Сведения о дисциплинах, практиках, на которые опирается содержание данной дисциплины
Наименование дисциплины, других элементов учебного плана | Перечень разделов |
Биология | Строение клетки, пластический и энергетический обмен в клетке; формы изменчивости организмов; |
Гистология и анатомия с.-х. животных | Особенности морфологического строения органов и систем; видовые особенности строения пищеваритель-ной системы плотоядных, всеядных и травоядных животных, кровеносной, иммунной, дыхательной, выделитель-ной, нервной и гуморальной систем; |
Биохимия | Гормоны, ферменты, витамины, микро- и макроэлементы, аминокислоты и их биологическая роль; цикл Кребса |
Биофизика | Электричество, ультразвук, осмотическое давление, дисперсия. |
Экология | Влияние факторов внешней среды на биологические объекты |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2 - Сведения о компетенциях и результатах обучения, формируемых дисциплиной «Физиология животных»
Содержание компетенций, формируемых полностью или частично данной дисциплиной | Коды компетенций в соответствии с ФГОС ВПО | Перечень результатов обучения, формируемых дисциплиной | ||
По завершении изучения данной дисциплины выпускник должен | ||||
знать | уметь | владеть | ||
Способность к обосно-ванию принятия конк-ретных технологичес-ких решений с учетом особенностей биологии животных | ПК-5 | основные законы развития организма животного | логично и пос-ледовательно обосновать принятие тех-нологических решений на основе полу-ченных знаний; | знаниями о физиологии животных и применять их в деятельности специалиста |
Способность прогно-зировать последствия изменений в кормле-нии, разведении и содержании животных | ПК-8 | основные механизмы осуществления функций живо-го организма, взаимосвязи между система-ми и органами, приспособле-ния во взаимо-действии с ус-ловиями окру-жающей среды, индивидуаль-ное развитие и становление определенной деятельности животного. | логично и пос-ледовательно обосновать принятие тех-нологических решений на ос-нове получен-ных знаний; | знаниями об основных механизмах осуществления функций живо-го организма в тех или иных условиях кормления и содержания. |
Способность обеспе-чивать рациональное воспроизводство животных | ПК-10 | физиологию воспроизвод-ства животных | применять зна-ния по физио-логии размно-жения живот-ных на практи-ке | методами по улучшению воспроизводительных качеств животных |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ
ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
Таблица 3.1 – Распределение трудоемкости дисциплины по видам занятий, реализуемой по учебному плану 180 часов.
Вид занятий | Всего | в т.ч. по семестрам | |
- | |||
| - | ||
1.1. Лекции | - | ||
1.2. Лабораторные работы | - | ||
1.3. Практические (семинарские) занятия | - | ||
| - | ||
в том числе: 2.1. Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР) | - | - | - |
2.2. Расчетно-графическое задание (РГР) | - | - | - |
2.3. Самостоятельное изучение разделов | - | - | - |
2.4. Текущая самоподготовка | - | - | - |
2.5. Подготовка и сдача зачета (экзамена) | - | ||
2.6. Контрольная работа (К) 2 | - | - | - |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен | Экзамен | - |
Общая трудоемкость, зачетных единиц | - |
Таблица 3.2 – Распределение трудоемкости дисциплины по видам занятий, реализуемой по учебному плану для заочной формы обучения, 180 часов
Вид занятий | Всего | в т. ч. по семестрам | |
1. Аудиторные занятия, часов, всего, | |||
в том числе: 1.1. Лекции | |||
1.2. Лабораторные работы | |||
1.3. Практические (семинарские) занятия | |||
2. Самостоятельная работа, часов, всего | |||
в том числе: 2.1. Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР) | |||
2.2. Расчетно-графическое задание (РГР) | |||
2.3. Самостоятельное изучение разделов | |||
2.4. Текущая самоподготовка | |||
2.5. Подготовка и сдача зачета (экзамена) | |||
2.6. Контрольная работа (К) | |||
Итого часов (стр. 1+ стр.2) | |||
Форма промежуточной аттестации* | экзамен | экзамен | |
Общая трудоемкость, зачетных единиц |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 4 – Тематический план изучения дисциплины по учебному плану
Физиология животных
Наименование темы | Изучаемые вопросы | Объем часов | Форма | |||
Лекции | Лабораторные работы | Практические занятия | Самостоятельная работа | теку-щего конт-роля | ||
3 семестр | ||||||
Введение | Порядок и особенности изучения физиологии животных. Техника безопасности и охрана труда на занятиях по физиологии живот-ных и при работе с животными во время проведения физиологичес-ких исследований. Ознакомление с опытными животными, спосо-бами их фиксации, обезболивания и исследования. Асептика и анти-септика. Приборы, используемые в физиологической практике. Физ. растворы. | |||||
Физиология мышц и нервов | Основные свойства возбудимых тканей. Мембранная теория воз-никновения возбуждения. Фазы изменения возбудимости тканей. Учение Н.Е Введенского о лаби-льности. Парабиоз. Классифика-ция мышц и их физиологические особенности. Свойства скелетных мышц. Физиология нервного во-локна и нервной клетки. Класси-фикация нервных волокон и фун-кциональные особенности. Свой-ства нервных волокон. Синапс. Строение нервно-мышечного синапса. Механизм передачи воз-буждения через синапс. Приготовление нервно-мышечно-го препарата. Возбудимость нер-вов и мышц в ответ на действие различных раздражителей. Прямое и непрямое раздражение мышц. Определение порога раз-дражения для нерва и мышцы. Одиночное сокращение мышцы, анализ кривой одиночного сокра-щения мышцы. Тетаническое сокращение мышцы. Частичный (зубчатый) и полный (гладкий) тетанус. | ЛР ДЗ КЛ | ||||
Физиология центральной нервной системы. | Общее строение ЦНС, ее роль в жизнедеятельности организма. Строение и классификация синапсов. Рефлекторная дуга и обратная афферентация. Нервные центры и их свойства. Спинной мозг. Продолговатый мозг и варолиев мост. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг. Ретикулярная формация. Лимби-ческая система. Вегетативная нервная система. Приготовление спинальной лягушки. Сегментарный характер спинномозговых рефлексов. Наб-людение и изучение рефлексов спинного мозга. Анализ рефлек-торной дуги. Изучение влияния физиологического состояния нервных центров на тонус ске-летных мышц. Изучение свойст-ва суммации нервных центров. Определение времени рефлекса. Влияние силы раздражителя на время рефлекса. Влияние силь-ных раздражителей на рефлек-торную деятельность спинного мозга. Роль мозжечка в регуля-ции координированных движе-ний. Наблюдение за движением лягушки после одностороннего разрушения мозжечка. | ЛР ДЗ КЛ | ||||
Высшая не-рвная дея-тельность | Функциональная деятельность ко-ры больших полушарий. Процесс образования условного рефлекса. Классификация условных рефлек-сов. Торможение и его виды. Сон и гипноз. Сигнальные системы. Типы нервной деятельности. | ДЗ КЛ | ||||
Физиология желез внутренней секреции | Классификация эндокринных желез. Методы изучения функций желез внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная систе-ма. Гипофиз. Щитовидная железа. Околощитовидная железа. Надпо-чечники. Поджелудочная железа. Половые железы (семенники, яичники, плацента). Тимус. Эпи-физ. Тканевые гормоны. Изучение действия некоторых гормонов на функции и системы организма. Анализ эндокринного профиля животных разного возраста и физиологического состояния. | ЛР ДЗ КЛ | ||||
Физиология системы крови. | Основные функции крови. Состав и физико-химические свойства крови. Реакция крови и буферные системы. Функции белков плазмы крови. Морфологический состав: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Основные правила и методика взятия крови у животных. Полу-чение сыворотки и плазмы крови. Способы предотвращения свертывания крови. Получение цитратной, оксалатной и дефиб-ринированной крови. Определе-ние количества эритроцитов у животных разного вида, возраста и физиологического состояния. Определение скорости свертыва-ния крови. Анализ механизма свертывания крови. Определение групп крови. Определение резус-фактора. Гемолиз эритроцитов. Подсчет количества лейкоцитов. Знакомство с различными груп-пами лейкоцитов на готовых мазках крови. Выведение лейко-цитарной формулы. Определение содержания гемоглобина в крови. | ЛР ДЗ КЛ | ||||
Физиология кровообра-щения | Система кровообращения. Физио-логия сердца. Физиологические свойства сердечной мышцы. Сердечный цикл. Тоны сердца. Пульс. Давление. Лимфа и лим-фообращение. Обнажение и наблюдение за ра-ботой сердца лягушки. Исследо-вание проводящей системы сер-дца (опыт Станниуса). Наблюде-ние за работой клапанного аппа-рата сердца (опыт Смирнова). Наблюдение кровообращения в лапке и на языке лягушки под микроскопом. Внешние проявле-ния сердечной деятельности: а) исследование сердечного толч-ка у животных, б) исследование пульса у животных; в) прослуши-вание тонов и шумов сердца жи-вотных при помощи стетофонен-доскопа. Определение кровяного давления у животных. Биоэлект-рические явления в сердце. Элект-рокардиография. Анализ ЭКГ. Функциональная проба сердца. | ЛР ДЗ КЛ | ||||
Физиология дыхания. | Механизм вдоха и выдоха. Жиз-ненная и общая емкость легких. Легочная вентиляция. Механизм газообмена между легкими и кровью, а также между кровью и тканью. Регуляция дыхания. Факторы влияющие на частоту и глубину дыхания. Особенности дыхания у птиц. Механизм вдоха и выдоха (схема Дондерса). Определение легочной вентиляции, жизненной емкости легких. Спирометрия. | ЛР ИЗ КЛ | ||||
Физиология пищеваре-ния | Основные типы пищеварения. Основные функции органов пи-щеварения. Пищеварение в по-лости рта, однокамерном желуд-ке. Состав и свойства желудоч-ного сока. Механизм секреции желудочного сока. Моторика же-лудка. Особенности желудочного пищеварения у различных видов животных. Пищеварение в много-камерном желудке. Регуляция желудочной секреции. Пищеваре-ние в тонком кишечнике. Поджелудочная железа. Желчь. Собственно-кишечный сок. Пи-щеварение в толстом кишечнике. Всасывание. Пищеварение у с.-х. птиц. Ознакомление с методами изуче-ния деятельности слюнных желез. Анализ рефлекторной дуги слю-ноотделительного рефлекса. Изу-чение состава и свойств слюны. Выделение из слюны муцина. Изучение ферментативных свойств слюны. Исследование желудочного сока: а) качествен-ные реакции; б) количественное определение кислотности желу-дочного сока; в) определение переваривающей силы желудоч-ного сока по Метту; г) исследова-ние оптимальных условий протео-литической активности желудоч-ного сока. Опыт по изучению роли желчи в пищеварении: а) влияние желчи на поверхност-ное натяжение, б) влияние желчи на скорость фильтрации жира. Изучение рубцового пищеварения у жвачных: а) получение содержимого рубца при помощи зонда; б) наблюдение за деятель-ностью микроорганизмов (прос-тейших) под микроскопом. | ЛР ДЗ КЛ | ||||
Физиология размноже-ния. | Половая система самцов. Половая функция самцов. Физико-хими-ческие свойства спермы. Сперма-тогенез. Половая система самок. Овогенез. Половой цикл. Желтое тело. Оплодотворение. Беремен-ность. Питание и кровообращение плода. Влияние беременности на организм самки. Особенности размножение у птиц. | КЛ | ||||
Физиология лактации. | Строение вымени. Лактация. Молоко и молозиво. Процесс молокообразования. Регуляция молокообразования. Рефлекс молокоотдачи. Основные факто-ры стимулирующие и тормозящие лактацию. Физиологические основы доения. | КЛ | ||||
Обмен веществ и энергии | Биологическое значение обмена веществ и энергии. Основной и межуточный обмен. Методы изучения обмена веществ. Обмен белков в организме животных. Обмен углеводов в организме животных. Обмен жиров в организме животных. Вводно-солевой обмен. Физиологическая роль микро- и макроэлементов. Физиологическая роль витаминов. Энергетический обмен. Методы изучения обмена веществ. Методы изучения газо-обмена. Устройство и принцип работы респираторной камеры и газообменной маски. Определение расхода энергии и питательных веществ по данным газообмена. (решение задач). | ИЗ АКР |