МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП




 

Дисциплина «Физиология животных» относится к естественнонаучному циклу, базовой (общепрофессиональной) части.

 

Таблица 1 – Сведения о дисциплинах, практиках, на которые опирается содержание данной дисциплины

Наименование дисциплины, других элементов учебного плана Перечень разделов
Биология Строение клетки, пластический и энергетический обмен в клетке; формы изменчивости организмов;
Гистология и анатомия с.-х. животных Особенности морфологического строения органов и систем; видовые особенности строения пищеваритель-ной системы плотоядных, всеядных и травоядных животных, кровеносной, иммунной, дыхательной, выделитель-ной, нервной и гуморальной систем;
Биохимия Гормоны, ферменты, витамины, микро- и макроэлементы, аминокислоты и их биологическая роль; цикл Кребса
Биофизика Электричество, ультразвук, осмотическое давление, дисперсия.
Экология Влияние факторов внешней среды на биологические объекты

 

 


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Таблица 2 - Сведения о компетенциях и результатах обучения, формируемых дисциплиной «Физиология животных»

 

Содержание компетенций, формируемых полностью или частично данной дисциплиной Коды компетенций в соответствии с ФГОС ВПО Перечень результатов обучения, формируемых дисциплиной
По завершении изучения данной дисциплины выпускник должен
знать уметь владеть
Способность к обосно-ванию принятия конк-ретных технологичес-ких решений с учетом особенностей биологии животных ПК-5 основные законы развития организма животного логично и пос-ледовательно обосновать принятие тех-нологических решений на основе полу-ченных знаний; знаниями о физиологии животных и применять их в деятельности специалиста
Способность прогно-зировать последствия изменений в кормле-нии, разведении и содержании животных ПК-8 основные механизмы осуществления функций живо-го организма, взаимосвязи между система-ми и органами, приспособле-ния во взаимо-действии с ус-ловиями окру-жающей среды, индивидуаль-ное развитие и становление определенной деятельности животного. логично и пос-ледовательно обосновать принятие тех-нологических решений на ос-нове получен-ных знаний;   знаниями об основных механизмах осуществления функций живо-го организма в тех или иных условиях кормления и содержания.  
Способность обеспе-чивать рациональное воспроизводство животных ПК-10   физиологию воспроизвод-ства животных применять зна-ния по физио-логии размно-жения живот-ных на практи-ке методами по улучшению воспроизводительных качеств животных

 


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ

ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

Таблица 3.1 – Распределение трудоемкости дисциплины по видам занятий, реализуемой по учебному плану 180 часов.

 

Вид занятий Всего в т.ч. по семестрам
  -
  1. Аудиторные занятия, часов, всего
    -
1.1. Лекции     -
1.2. Лабораторные работы     -
1.3. Практические (семинарские) занятия     -
  1. Самостоятельная работа, часов, всего
    -
в том числе: 2.1. Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР) - - -
2.2. Расчетно-графическое задание (РГР) - - -
2.3. Самостоятельное изучение разделов - - -
2.4. Текущая самоподготовка - - -
2.5. Подготовка и сдача зачета (экзамена)     -
2.6. Контрольная работа (К) 2 - - -
Форма промежуточной аттестации Экзамен Экзамен -
Общая трудоемкость, зачетных единиц     -

 

Таблица 3.2 – Распределение трудоемкости дисциплины по видам занятий, реализуемой по учебному плану для заочной формы обучения, 180 часов

Вид занятий Всего в т. ч. по семестрам
   
1. Аудиторные занятия, часов, всего,      
в том числе: 1.1. Лекции      
1.2. Лабораторные работы      
1.3. Практические (семинарские) занятия      
2. Самостоятельная работа, часов, всего      
в том числе: 2.1. Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)      
2.2. Расчетно-графическое задание (РГР)      
2.3. Самостоятельное изучение разделов      
2.4. Текущая самоподготовка      
2.5. Подготовка и сдача зачета (экзамена)      
2.6. Контрольная работа (К)      
Итого часов (стр. 1+ стр.2)      
Форма промежуточной аттестации* экзамен   экзамен
Общая трудоемкость, зачетных единиц      

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 4 – Тематический план изучения дисциплины по учебному плану

Физиология животных

 

 

Наименование темы Изучаемые вопросы Объем часов Форма
Лекции Лабораторные работы Практические занятия Самостоятельная работа теку-щего конт-роля
3 семестр
Введение Порядок и особенности изучения физиологии животных. Техника безопасности и охрана труда на занятиях по физиологии живот-ных и при работе с животными во время проведения физиологичес-ких исследований. Ознакомление с опытными животными, спосо-бами их фиксации, обезболивания и исследования. Асептика и анти-септика. Приборы, используемые в физиологической практике. Физ. растворы.          
Физиология мышц и нервов Основные свойства возбудимых тканей. Мембранная теория воз-никновения возбуждения. Фазы изменения возбудимости тканей. Учение Н.Е Введенского о лаби-льности. Парабиоз. Классифика-ция мышц и их физиологические особенности. Свойства скелетных мышц. Физиология нервного во-локна и нервной клетки. Класси-фикация нервных волокон и фун-кциональные особенности. Свой-ства нервных волокон. Синапс. Строение нервно-мышечного синапса. Механизм передачи воз-буждения через синапс. Приготовление нервно-мышечно-го препарата. Возбудимость нер-вов и мышц в ответ на действие различных раздражителей. Прямое и непрямое раздражение мышц. Определение порога раз-дражения для нерва и мышцы. Одиночное сокращение мышцы, анализ кривой одиночного сокра-щения мышцы. Тетаническое сокращение мышцы. Частичный (зубчатый) и полный (гладкий) тетанус.           ЛР ДЗ КЛ
Физиология центральной нервной системы. Общее строение ЦНС, ее роль в жизнедеятельности организма. Строение и классификация синапсов. Рефлекторная дуга и обратная афферентация. Нервные центры и их свойства. Спинной мозг. Продолговатый мозг и варолиев мост. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг. Ретикулярная формация. Лимби-ческая система. Вегетативная нервная система. Приготовление спинальной лягушки. Сегментарный характер спинномозговых рефлексов. Наб-людение и изучение рефлексов спинного мозга. Анализ рефлек-торной дуги. Изучение влияния физиологического состояния нервных центров на тонус ске-летных мышц. Изучение свойст-ва суммации нервных центров. Определение времени рефлекса. Влияние силы раздражителя на время рефлекса. Влияние силь-ных раздражителей на рефлек-торную деятельность спинного мозга. Роль мозжечка в регуля-ции координированных движе-ний. Наблюдение за движением лягушки после одностороннего разрушения мозжечка.         ЛР ДЗ КЛ
Высшая не-рвная дея-тельность Функциональная деятельность ко-ры больших полушарий. Процесс образования условного рефлекса. Классификация условных рефлек-сов. Торможение и его виды. Сон и гипноз. Сигнальные системы. Типы нервной деятельности.         ДЗ КЛ  
Физиология желез внутренней секреции Классификация эндокринных желез. Методы изучения функций желез внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная систе-ма. Гипофиз. Щитовидная железа. Околощитовидная железа. Надпо-чечники. Поджелудочная железа. Половые железы (семенники, яичники, плацента). Тимус. Эпи-физ. Тканевые гормоны. Изучение действия некоторых гормонов на функции и системы организма. Анализ эндокринного профиля животных разного возраста и физиологического состояния.         ЛР ДЗ КЛ
Физиология системы крови. Основные функции крови. Состав и физико-химические свойства крови. Реакция крови и буферные системы. Функции белков плазмы крови. Морфологический состав: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Основные правила и методика взятия крови у животных. Полу-чение сыворотки и плазмы крови. Способы предотвращения свертывания крови. Получение цитратной, оксалатной и дефиб-ринированной крови. Определе-ние количества эритроцитов у животных разного вида, возраста и физиологического состояния. Определение скорости свертыва-ния крови. Анализ механизма свертывания крови. Определение групп крови. Определение резус-фактора. Гемолиз эритроцитов. Подсчет количества лейкоцитов. Знакомство с различными груп-пами лейкоцитов на готовых мазках крови. Выведение лейко-цитарной формулы. Определение содержания гемоглобина в крови.         ЛР ДЗ КЛ
Физиология кровообра-щения Система кровообращения. Физио-логия сердца. Физиологические свойства сердечной мышцы. Сердечный цикл. Тоны сердца. Пульс. Давление. Лимфа и лим-фообращение. Обнажение и наблюдение за ра-ботой сердца лягушки. Исследо-вание проводящей системы сер-дца (опыт Станниуса). Наблюде-ние за работой клапанного аппа-рата сердца (опыт Смирнова). Наблюдение кровообращения в лапке и на языке лягушки под микроскопом. Внешние проявле-ния сердечной деятельности: а) исследование сердечного толч-ка у животных, б) исследование пульса у животных; в) прослуши-вание тонов и шумов сердца жи-вотных при помощи стетофонен-доскопа. Определение кровяного давления у животных. Биоэлект-рические явления в сердце. Элект-рокардиография. Анализ ЭКГ. Функциональная проба сердца.         ЛР ДЗ КЛ
Физиология дыхания. Механизм вдоха и выдоха. Жиз-ненная и общая емкость легких. Легочная вентиляция. Механизм газообмена между легкими и кровью, а также между кровью и тканью. Регуляция дыхания. Факторы влияющие на частоту и глубину дыхания. Особенности дыхания у птиц. Механизм вдоха и выдоха (схема Дондерса). Определение легочной вентиляции, жизненной емкости легких. Спирометрия.         ЛР ИЗ КЛ
Физиология пищеваре-ния Основные типы пищеварения. Основные функции органов пи-щеварения. Пищеварение в по-лости рта, однокамерном желуд-ке. Состав и свойства желудоч-ного сока. Механизм секреции желудочного сока. Моторика же-лудка. Особенности желудочного пищеварения у различных видов животных. Пищеварение в много-камерном желудке. Регуляция желудочной секреции. Пищеваре-ние в тонком кишечнике. Поджелудочная железа. Желчь. Собственно-кишечный сок. Пи-щеварение в толстом кишечнике. Всасывание. Пищеварение у с.-х. птиц. Ознакомление с методами изуче-ния деятельности слюнных желез. Анализ рефлекторной дуги слю-ноотделительного рефлекса. Изу-чение состава и свойств слюны. Выделение из слюны муцина. Изучение ферментативных свойств слюны. Исследование желудочного сока: а) качествен-ные реакции; б) количественное определение кислотности желу-дочного сока; в) определение переваривающей силы желудоч-ного сока по Метту; г) исследова-ние оптимальных условий протео-литической активности желудоч-ного сока. Опыт по изучению роли желчи в пищеварении: а) влияние желчи на поверхност-ное натяжение, б) влияние желчи на скорость фильтрации жира. Изучение рубцового пищеварения у жвачных: а) получение содержимого рубца при помощи зонда; б) наблюдение за деятель-ностью микроорганизмов (прос-тейших) под микроскопом.         ЛР ДЗ КЛ
Физиология размноже-ния. Половая система самцов. Половая функция самцов. Физико-хими-ческие свойства спермы. Сперма-тогенез. Половая система самок. Овогенез. Половой цикл. Желтое тело. Оплодотворение. Беремен-ность. Питание и кровообращение плода. Влияние беременности на организм самки. Особенности размножение у птиц.           КЛ
Физиология лактации. Строение вымени. Лактация. Молоко и молозиво. Процесс молокообразования. Регуляция молокообразования. Рефлекс молокоотдачи. Основные факто-ры стимулирующие и тормозящие лактацию. Физиологические основы доения.           КЛ
Обмен веществ и энергии Биологическое значение обмена веществ и энергии. Основной и межуточный обмен. Методы изучения обмена веществ. Обмен белков в организме животных. Обмен углеводов в организме животных. Обмен жиров в организме животных. Вводно-солевой обмен. Физиологическая роль микро- и макроэлементов. Физиологическая роль витаминов. Энергетический обмен. Методы изучения обмена веществ. Методы изучения газо-обмена. Устройство и принцип работы респираторной камеры и газообменной маски. Определение расхода энергии и питательных веществ по данным газообмена. (решение задач).         ИЗ АКР

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: