Различные подходы к содержанию и методам формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста




Существенных различий в содержании раздела «Ориентировка в пространстве» в альтернативных программах не имеется, однако существуют некоторые отличия в возрастных рамках. Например, ориентировка относительно себя (справа, слева) по программе «Радуга» вводится в старшем дошкольном возрасте, а в программах «Детство» и «Пралеска» - в младшем.


 

РАБОТА В ПРЕДШКОЛЕ

первый этап — уточнение и обогащение представлений о про­странственных признаках окружающих объектов;

второй этап — уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе (сначала в трех-, затем в двухмерном пространстве);

третий этап — уточнение и формирование полноценных пред­ставлений о пространственных отношениях объектов и их взаим­ном расположении (в трех- и двухмерном пространстве).

 

Итак, на первом этапе учащимся могут быть предложены сле­дующие виды коррекционно-развивающих заданий:

• провести подробный анализ объектов (предметов, геометри­ческих фигур разного размера, формы или их изображений) и вычленить главные, существенные признаки, которые отличают один объект от другого или делают их сходными (рис. 1):

Рис. 1. Из нарисованных фигур выбрать три, которые больше похожи друг на друга, чем четвертая.

• выделить заданные формы в окружающих предметах или де­монстрируемых учителем рисунках (рис. 2):

Рис. 2. Рассмотрите чертеж. Сколько на нем треугольников? Покажите их. Сделайте в тетради похожий чертеж.

• разделить объект на составные элементы (формы), охаракте­ризовать их (рис. 3):

Рис. 3. Рассмотрите рисунок. Сколько и каких геометрических фигур его составляют? Перерисуйте рисунок в тетрадь.

• воспроизвести заданные фигуры разными способами (пост­роить из палочек или спичек, нарисовать в воздухе или на бумаге, вырезать, вылепить, выложить из тесьмы, смоделировать с помо­щью пальцев и кистей рук и т. п.);

• преобразовать фигуры (например, с помощью палочек или спичек из одной фигуры сделать другую, перекладывая или до­бавляя заданное количество палочек или спичек);

• дорисовать незавершенные контуры геометрических фигур, предметов и др. (рис. 4):

Рис. 4. Догадайтесь, какие фигуры хотел нарисовать художник. Дорисуйте их самостоятельно.

Второй этап предполагает использование следующих заданий:

• определить сторонность у себя, сначала сопровождая процесс ориентировки развернутыми речевыми комментариями, а затем

только мысленно;

• выделить объекты, указать их местоположение в пространстве относительно себя;

• определить сторонность объектов, находящихся напротив, обо­значить ситуацию вербально;

• обозначить направления графически (схемой), предваритель­но показав их рукой в воздухе;

• определить линейную последовательность предметного ряда, находящегося напротив;

• написать «геометрический диктант» — на плоскости листа под диктовку педагога расположить требуемые геометрические фигуры.

На третьем этапе детям предлагаются более сложные за­дания, к выполнению которых они оказываются достаточно под­готовленными всем предыдущим ходом работы:

• определить пространственные соотношения между предмета­ми, обозначить их вербально;

• провести преобразования в расположении предметов относи­тельно друг друга по словесной инструкции или наглядно пред­ставленному образцу;

• определить пространственные соотношения элементов гра­фических изображений;

• выполнить рисунок (конструктивную поделку) по словесной инструкции;

• провести ориентировку на основе предложенного плана и т. д.

Изложенная поэтапная схема коррекционно-развивающего воз­действия поможет учителю не только создать необходимую базу для формирования у учеников полноценных навыков пространственной ориентации и на их основе навыков чтения, письма, счета, но и сделать так, чтобы в итоге сами пространственные представления и понятия способствовали дальнейшему росту познавательных способ­ностей учеников и были включены в учебную деятельность, стали ее частью и опорой при усвоении других школьных знаний и умений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: