СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО




Литау Е.А.,

магистрант, группа 1416М1СР1

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского;

Аннотация: В статье рассматривается понятие и сущность социального предпринимательства. Приводится обзор основных подходов к определению социального предпринимательства, рассматриваются особенности становления и функционирования социального предпринимательства в России. Так же в контексте данной статьи был рассмотрен зарубежный опыт социального предпринимательства, выявлены проблемы и перспективы развития социального предпринимательства в России.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальные услуги, предпринимательство, некоммерческие организации, общественные организации.

 

Социальное предпринимательство является относительно новой областью в современной экономической науке. Термин «социальное предпринимательство» появился в России с 19 века, а серьезное развитие данного института началось в 2000-х гг.

Социальное предпринимательство — это новый способ социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости. В его основе лежит функционирование так называемых социальных предприятий — предприятий, созданных с целью решения определенной социальной проблемы или проблем, действующих на основе инноваций, финансовой дисциплины и порядка ведения дел, принятого в частном секторе[1]

Феномен социального предпринимательства сегодня широко распространен по всему миру, но сильнее всего оно развито в Великобритании.

Социальное предпринимательство не относится к предприятиям, которые занимаются предоставлением социальных услуг, а так же которыми движет социальный активизм, а являются третьим видом социальных предприятий. Деятельность таких предприятий очень разнообразна. Предприятие может производить товаров, предоставлять социально значимые услуги и работы, в том числе для отдельных категорий граждан. Осуществлять эту деятельность могут как частные лица, так и юридические лица.

Анализ опыт социального предпринимательства Великобритании, демонстрирует на конкретных примерах, что социальные предприниматели, тесно сотрудничая с представителями центрального и городского правительства, а также с муниципальными администрациями, активно участвуют в обсуждении важнейших вопросов, связанных с дальнейшим развитием городской системы оказания социальных услуг с привлечением возможностей социального предпринимательства.

Многие государства Западной Европы и остального мира возлагают на социальное предпринимательство большую нагрузку по решению социальных проблем, опираясь на опыт Великобритании.

На территории России основными формами социального предпринимательства являются организации, деятельность которых заключается либо в производстве какого-либо товара, как например, производство запасных частей, либо в оказании того или иного вида услуг. Например, создание прачечных или парикмахерских эконом класса или же решения проблем занятости многодетных мам.

В частности в городе Новошахтинске состояние социального предпринимательства находится в неразвитом состоянии. По данным об экономических субъектах города отдельного пункта, где было бы отражено количество социально направленных предприятий, нет. Учитывая наличие пункта «прочее», можно предположить, что в городе не более 60 различных форм социального предпринимательства.

На территории нашего города социальном бизнесом, производящему товар, является только предприятие ВОС, а в области оказания услуг существует праздничное агентство, а так же некоторое время существовал кинотеатр. Как на территории города, так и во все стране, развитие социального предпринимательства связано с рядом проблем и сложностей.

В сфере социального бизнеса нет законодательных актов, которые бы регулировали все вопросы, касающиеся социального предпринимательства. Но сегодня в вопросе законодательства выдвигаются определенные инициативы.

Недостаточно развита система грантов и конкурсов в этой области. Изучение имеющихся, показало, что все они организовываются, проводятся и финансируются либо частными фондами, либо регионами РФ, либо иностранными инвесторами, т.е. на федеральном уровне социальное предпринимательство не поддерживается в необходимом объеме.

Единственное упоминание термина «социальное предпринимательство» в нормативно-правовом поле содержится в приказе Минэкономразвития России[2]. Согласно этому документу под социальным предпринимательством понимается организация, функционирующая на низком маржинальном рынке, или организация, предоставляющая рабочие места незащищенным слоям населения (инвалидам, матерям, имеющим детей в возрасте до 3 лет и др.).

Однако, несмотря на выделение этой категории предпринимательства, в приказе не предусмотрены специализированные меры ее поддержки и стимулирования. Министерство предлагает регионам создавать институты поддержки социального предпринимательства, но не создает показатели оценки, определяющие результативность регионов.

К примеру, программа поддержки предпринимательства была реализована в 2008–2011 гг. в Пермском крае[3]. По ее результатам Контрольно-счетной палатой была проведена проверка, в ходе которой был выявлен ряд нарушений: несоблюдение сроков строительства бизнес-инкубаторов, нарушение договоров о предоставлении субсидий, а также нецелевое и неправомерное расходование бюджетных средств. Поскольку проверка носила выборочный характер, то общая сумма нарушений не превысила 20 тыс. руб.

За время реализации программы оборот малых предприятий в Пермском крае был ниже среднего уровня по Приволжскому федеральному округу и существенно ниже, чем средний уровень по России (рис.). Следовательно, результативность данной программы оказалась ниже, чем в других регионах того же федерального округа, что также было отмечено Счетной палатой[4].

Значит, данной программы недостаточно для развития предпринимательства в целом и социального предпринимательства в частности.

Вследствие недостаточного внимания со стороны государственных структур большое влияние на институт предпринимательства оказывается частными фондами. В настоящее время, как минимум, три организации занимаются изучением и развитием института социального предпринимательства на территории России.

Среди негосударственных инициатив по развитию социального предпринимательства в России следует отметить Центр социального предпринимательства в Новосибирске, который создан и существует при Институте дополнительного образования Новосибирского государственного технического университета. В действительности это первый пример институционализированной практики, которая не только указала на свою связь с социальным предпринимательством, но и предложила механизм его продвижения: посредством обучения заинтересованных студентов, имеющих инновационные идеи в социальной области, и содействия воплощению этих идей в жизнь. Центр создал специализированный бизнес-инкубатор, помогающий реализовать идеи социального предпринимательства.

В 2007 году для поддержки социального предпринимательства в России был создан частный фонд «Наше будущее». Фонд ставит перед собой следующие задачи:

1. Выявление действующих социальных предприятий и социальных предпринимателей, а также новых предпринимательских инициатив в области социального предпринимательства (социальные бизнес-идеи).

2. Определение направления и форм поддержки развития и повышения эффективности деятельности социальных предприятий, социальных предпринимателей, их социальных инициатив, обеспечивающих их успешную реализацию.

3. Оказание необходимой поддержки создаваемым и действующим социальным предприятиям в форме:

- финансовой поддержки в виде грантов, займов, участия в уставном капитале;

- обучения и консультирования по актуальным вопросам их деятельности;

- информационного обеспечения и продвижения;

- иных форм поддержки.

4. Широкое распространение идеи социального предпринимательства при формировании позитивного отношения к социальному предпринимательству в обществе.

5. Интеграция на базе фонда зарубежных и российских партнеров из государственного, частного и некоммерческого секторов, развивающих социальное предпринимательство на территории России.

6. Вовлечение в эту сферу новых предприятий и предпринимателей[5].

Фонд определяет социальных предпринимателей по следующим критериям: социальная миссия, предпринимательский подход, инновационность, тиражируемость, самоокупаемость.

За 9 лет своей деятельности организация поддержала 172 проектов на территории 49 регионов России и выдала 418 336 780 рублей в виде беспроцентных займов. Таким образом, на сегодняшний день данный фонд является крупнейшей частной организацией по поддержке социального предпринимательства. Стоит отметить, что ключевым недостатком поддержки фондом «Наше будущее» является ограничение средств. По сравнению с государственными программами частный фонд не имеет достаточно ресурсов для поддержки всех социальных предпринимателей.

Таким образом, на сегодняшний день в России не существует инструментов государственной поддержки социального предпринимательства, поддержка оказывается со стороны частных фондов. При этом частные фонды имеют ограничения в ресурсах, соответственно предлагают меньший объем финансовой помощи. Это обусловливает необходимость разработки каких-то дополнительных специальных мер, сфокусированных на развитии социального предпринимательства со стороны государства.

В ходе первого этапа исследования эксперты положительно оценивали перспективы развития социального предпринимательства. Каждый отметил, что социальное предпринимательство “объединяет” преимущества некоммерческих и коммерческих предприятий, т.е. оказывает социальные услуги, но при этом не зависит от внешней поддержки. В качестве одного из аргументов того, что социальное предпринимательство имеет большие перспективы, приводились примеры из практики других стран, где социальное предпринимательство уже сейчас играет важную роль в оказании социальных услуг.

Отдельный блок интервью был посвящен качествам, необходимым социальным предпринимателям. Эксперты сошлись во мнении, что социальный предприниматель должен быть настойчивым и трудолюбивым, так как в социальном предпринимательстве, как и в традиционном, успех не достигается быстро – необходимо пройти через череду неудач. Также в ходе интервью было выяснено, что социальным предпринимателям требуются специализированные знания из области менеджмента и экономики для грамотного ведения собственного дела. В частности, один из экспертов привел пример организации, которая из-за недостаточно грамотного маркетингового исследования не смогла найти целевую аудиторию и выйти на рентабельный уровень.

Кроме того, в рамках интервью были выделены две важные движущие силы, которые определяют успех социального предпринимательства как общественного института. Во-первых, важную роль играет государство, от политики которого любой бизнес, в том числе и социальный, зависит очень сильно.

Государственная и региональная политика может играть как положительную роль, приветствуя и поддерживая новые инициативы и новые формы ведения деятельности, так и существенно замедлять и препятствовать развитию социального предпринимательства при вводе законодательных ограничений.

Во-вторых, движущей силой в развитии социального предпринимательства является общество. От общественного мнения о социальном предпринимательстве во многом будет зависеть судьба данного института. Положительное отношение в обществе будет способствовать быстрому росту и развитию социального предпринимательства.

На втором этапе исследования были изучены кейсы социального предпринимательства в Пермском крае. В результате анализа мы пришли к выводу о существенном разнообразии форм и бизнес-моделей социальных предприятий региона. Одни организации являются некоммерческими, другие зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью. Они занимаются решением различных проблем: социализация выпускников детских домов, работа с детьми с ограниченными возможностями, досуговые услуги для больных детей и т.д. Также разнятся и способы их финансирования: одни организации продают товары, а вся выручка идет на выполнение социальной функции, другие взимают плату за свои услуги с получателей, при этом дополняя эти ресурсы альтернативными источниками финансирования. Кроме того, различаются и проблемы, с которыми сталкиваются данные организации: одним необходим специализированный персонал, другим не хватает финансовых ресурсов для организации деятельности и дальнейшего развития и т.д.

На заключительном этапе исследования был проведен опрос общественного мнения о социальном предпринимательстве. Его результаты свидетельствуют о том, что в целом респонденты положительно относятся к инициативе частных организаций заниматься решением социальных проблем. Так, большинство опрошенных (81%) согласны, что социальные услуги должно оказывать не только государство, как это было в исторической перспективе, но и частные организации. 61% респондентов положительно оценивают перспективы социального предпринимательства. Участникам опроса также было предложено указать сферы, решением вопросов в которых могли бы заниматься социальные предприниматели. Наиболее часто упоминаются проблемы в сфере здравоохранения, бедность и безработица. В той или иной формулировке они фигурировали в ответах более трети опрошенных.

Поскольку социальное предпринимательство во многом опирается на общественную поддержку, следовательно, положительное отношение общества является базой для дальнейшего развития института социального предпринимательства. Таким образом, региональная политика по поддержке социального предпринимательства будет положительно воспринята обществом, что является немаловажным фактором при ее реализации.

Таким образом, развитие института социального предпринимательства в России идет за счет общественных инициатив, данный институт решения социальных проблем поддерживается людьми и частными фондами. В-четвертых, судя по всему, в нестабильных экономических условиях социальное предпринимательство могло бы стать наиболее адекватной формой оказания социальных услуг, так как оно не требует внешнего финансирования и может решать социальные проблемы самостоятельно. Тем не менее для развития социального предпринимательства требуется снижение барьеров и стимулирование к развитию данного института. Это направление может стать одним из приоритетов государственной и региональной политики в области социально-экономического развития.

Список литературы

1. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования [Текст] / отв. ред. А. А. Московская; Нац. исслед.ун-т «Высшая школа экономики». —М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. —284 с. —ISBN 978-5-7598-0883-1 [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.hse.ru/data/2011/11/01/1269337965/04.pdf

2.https://asi.ru/social/business/ Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. Предпринимательство в социальной сфере

3. https://impulsdobra.ru/ Импульс добра. Ежегодная премия за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства в России

4.https://www.nb-fund.ru/social-entrepreneurship/Социальное предпринимательство. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»

5. Гришина Я.С. Cравнительно-правовое исследование социального

предпринимательства в странах Америки И Европы // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. -Выпуск № 2. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.jurvestnik.psu.ru/index.php/ru/vypusk-2162012/19-2010-12-01-13-31-58/-2-16-2012/451-grishina-sravnitelno-pravovoeissledovanie -soczialnogo-predprinimatelstva-v-stranax-ameriki-i-evropy

7. Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации: приказ Минэкономразвития России от 24 апр. 2013 г. № 220. URL: https://docs.pravo.ru/document/ view/38065401/45881521/

8. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012–2014 годы» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Перм. края от 4 мая 2012 г. № 282-п. URL: https://docs.cntd.ru/document/911536068

9. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://audit.gov.ru


[1] Лопатина Р.Ф. Социальное предпринимательство и проблемы формирования мотивации студентов на открытие социального бизнеса // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2. C

 

[2] Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации: приказ Минэкономразвития России от 24 апр. 2013 г. № 220. URL: https://docs.pravo.ru/document/ view/38065401/45881521/ (дата обращения: 14.05.2017).

[3] Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012–2014 годы» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Перм. края от 4 мая 2012 г. № 282-п. URL: https://docs.cntd.ru/document/911536068 (дата обращения: 14.06.2017).

[4] Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://audit.gov.ru (дата обращения: 14.06.2017).

[5] Фонд региональных социальных программ «Наше будущее».// Официальный сайт Точка доступа: https://www.nb-fund.ru/social-entrepreneurship/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: