Манипулирование предметами




Психология. Развитие двигательной сферы у младенцев.

В младенческом периоде наблюдается несоответствие формирования двигательной и рецепторной сферы. Развитие сенсорных процессов протекает интенсивнее, активнее, чем моторики (в отличие от животных). Уже на 1-м мес. у младенца появляется потребность в движении (беспокойство при тугом пеленании).

В условиях хронической гиподинамики у детей развиваются компенсаторные двигательные акты – раскачивание тела из стороны в сторону, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев и т.п. Они быстро закрепляются и мешают развитию нужных для ребенка движений.

 

На протяжении 1-го года жизни у ребенка складываются и закрепляются следующие виды движений и действий:

Прогрессивные

Движения:

- удерживание головки;

- сиденье;

- ползанье;

- передвижение на четвереньках;

- принятие вертикального положения тела;

- первые попытки ходьбы.

Действия:

- тянется к предметам;

- схватывает и удерживает их; манипуляция (размахивание, бросание, постукивание)

Прогрессивные движения и действия способствуют:

- получению новых впечатлений;

- ознакомлению с новыми предметами и их свойствами.

Значение:

- необходимы для психического развития ребенка;

- показатель достижения уровня психического развития.

Тупиковые:

- сосание пальцев;

- рассматривание руки, поднесение ее к лицу, ощупывание рук;

- раскачивание на четвереньках.

Тупиковые действия ограничивают познание окружающего мира.

Формирование двигательной активности

Перемещение в пространстве

Ползанье - наблюдается в конце первого – начале второго полугодия. Одна из основных причин – ребенок пытается достать игрушку. Сначала тянется то одной, то другой рукой, продвигаясь вперед. Ножки при этом остаются неподвижными («низкое» ползанье»). Затем – «высокое» ползанье (передвижение на четвереньках).

Ходьба - подготовительный период: учится подниматься на ножки, стоять, держаться за опору, переступать стоя без опоры.

Затем - ходьба с опорой.

Большая роль взрослых – побуждать ребенка к ходьбе, а не ползанью.

Хватание

До 4-5 нед. – при нерезких звуках и зрительных раздражениях – торможение движений.

1,5-3 мес. – реакцию оживления сопровождают импульсивные движения.

Период преддействий (от 2,5 до 4,5 мес.) – увидев предмет, ребенок долго фиксирует его взглядом, затем начинает шевелиться, ощупывать кисти собственных рук, но не делая пока никаких движений в сторону предмета.

Только после того, как предмет несколько раз был вложен в руку ребенка и зрительные и осязательные ощущения у него ассоциировались (т.е. установилась условная связь), появляются неловкие и неточные движения рук в сторону предмета; ребенок цепляется за него пальцами

На этом этапе начинается:

- развитие произвольного характера движений;

- комплексное восприятие предметов – ощупывание и разглядывание объекта, поворот головы в сторону звучащего предмета.

4 мес. – ощупывает случайно задетый предмет, появляется повторное похлопывание по нему рукой и охватывание.

4,5-5 мес. – свободно достают, захватывают и удерживают предмет 2-мя руками.

6 мес. – достают игрушку одной рукой.

Но, хватание еще несовершенно: рука движется петлеобразно, по дуге, часто отклоняется от нужного направления, все предметы хватает одинаково – прижимает все пальцы к ладони.

Однако, действия ребенка становятся результативными, т.к. он повторно притягивает или отталкивает предмет, размахивает им, стаскивает один предмет с другого. Демонстрирует недовольство, если не может достать игрушку, и успокаивается, когда достаёт.

7-8 мес. – последовательное и точное приближение руки к предмету, схватывание и удержание его пальцами.

9 мес. – расположение пальцев уже зависит от формы и величины предмета:

- мелкий предмет --- нацеливается 2-мя пальцами (указательным и большим);

- большой предмет --- раскрывает все пальцы.

Появляются указательные движения пальцами, тем самым ребенок противопоставляет большой палец остальным.

10-11 мес. – прежде, чем взять предмет, заранее складывает пальцы в соответствии с его формой и величиной.

Таким образом, хватание является важнейшим новообразованием младенчества.

Манипулирование предметами

Овладев захватом предмета, ребенок начинает совершать с ним простые манипуляции: размахивать, тянет в рот, стучит, трясет, бросает. Здесь ребенок еще не учитывает назначение предметов (погремушкой, ложкой, палочкой, карандашом он манипулирует совершенно одинаково). Постепенно малыш замечает, что некоторые предметы при размахивании или сжимании могут пищать, бренчать. И он начинает специально проделывать все это, ожидая определенного результат

Во втором полугодии ребенок усваивает сложные манипуляции, подражая взрослым: укладывание, вкладывание, нанизывание, открывание и т.п. с 2-3 предметами.

К концу младенчества в манипуляциях появляется важная особенность: усвоив какое-либо действие, ребенок пытается применить его в разных условиях, выполнить с разными предметами, как бы выясняя, подходит ли для этого новый предмет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: