Произвольность движений и действий




В течение 1-го г.ж. ребенок до известной степени овладевает движениями собственного тела. Из непроизвольных - рефлекторных и импульсивных, вызываемых чувствами, - движения младенца постепенно превращаются в произвольные, управляемые.

Но это касается именно движений, а не действий в целом.

Младенец еще не ставит перед собой осознанные цели. Если он тянется к игрушке, то не потому, что решил взять ее, а потому, что сама игрушка привлекает, как бы «притягивает» его к себе.

 

Таким образом, в младенчестве впервые появляются произвольные движения, но произвольных действий еще нет.

 

Схема нормального развития двигательных функций ребенка 1-го года жизни (Бадалян Л.О.):

От 1 до 3 месяцев. Постепенно уменьшается характерная для детей первого месяца жизни сгибательная мышечная гипертония. Нарастает объем движений, увеличивается тонус мышц-разгибателей. Ребенок все чаще разгибает руки, отводит их в стороны, поднимает до горизонтального уровня и выше. Удерживает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот.

Яркая игрушка вызывает у ребенка зрительное сосредоточение. Он протягивает к ней руки, задевает ее, толкает, но еще не захватывает. Таким образом, появляется компонент будущего акта хватания – движение руки к объекту и зрительно-моторная координация. В положении на спине ребенок поднимает голову и тянется вперед.

От 3 до 6 месяцев. Двигательные функции. Нормализуется мышечный тонус. Развиваются активные движения рук. Ребенок повертывается со спины на бок. К концу этого периода повертывается на живот. Хорошо держит голову. Сидит с поддержкой.

В 3 мес в положении на животе опирается на предплечье и поднимает верхнюю часть туловища. В вертикальном положении выпрямляет туловище, иногда опирается на пальцы стоп. В 4 мес начинает ощупывать пеленку, подолгу удерживает руки у края одеяла и перебирает его пальцами. Иначе говоря, происходит становление механизма ощупывания. В 3 мес появляется реакция рассматривания рук. Эта реакция удерживается в течение 4 – 5 мес, а затем исчезает.

В 4 мес угасает реакция непроизвольного захватывания. Постепенно развивается произвольное захватывание. Вначале при захватывании происходит много лишних движений: двигаются руки, ноги, открывается рот. В дальнейшем реакция захватывания совершенствуется.

В 5 – 6 мес она легко возникает, когда предмет оказывается на расстоянии вытянутых рук (и ближе). Позднее ребенок начинает захватывать предмет одной рукой, при этом противопоставляет большой палец остальным. Совершенствуется и закрепляется зрительно-моторная координация. В развитии движений рук преобладающее значение начинает приобретать зрительный анализатор.

В 6 мес лежащий на спине ребенок быстро и точно протягивает руки к попавшей в поле зрения игрушке.

От 6 до 9 месяцев. Появляется реакция равновесия. Развивается способность полностью выпрямлять туловище. Ребенок повертывается со спины на живот и с живота на спину. Движения рук контролируются зрением.

В положении на животе ребенок хорошо опирается на вытянутые руки и полностью разгибает бедра и голени. Характерно развитие функции сидения. В положении на спине ребенок поднинимает и повертывает голову в стороны. Садится из положения лежа на боку, опирается на руку. Вначале сидит неустойчиво. По мере развития реакции равновесия начинает сидеть все более устойчиво.

С 7 мес начинает сидеть прямо с согнутыми в бедрах ногами. Садится тем раньше, чем быстрее овладевает повертываться со спины на живот. Умение повертываться со спины на живот, опираться на предплечье, удерживать голову в нужном положении, смотреть вперед – предпосылки выполнения ползающих движений. Вначале в ползании принимают участие только руки. С их помощью ребенок подтягивается вперед. Ноги остаются вытянутыми и в движении участия не принимают (ползание на животе). Ползание на животе проявляется в возрасте 7 – 8 мес, ползание на четвереньках – позднее.

Более выраженной становится реакция стояния. Предварительно возникает реакция опоры на ноги.

В 8 мес ребенок стоит при поддержке за обе руки на выпрямленных ногах.

В 7 – 9 мес он уже может стоять у барьера. Совершенствуются движения кистей и пальцев рук. Ребенок овладевает умением разжимать кисть кисть и класть предмет. Кроме того, он оказывается в состоянии захватывать двумя пальцами мелкие предметы.

От 9 до 12 месяцев.

В этом возрастном периоде происходит совершенствование ползания на четвереньках. При ползании туловище удерживается в горизонтальном положении, голова поднята высоко. Из такого положения ребенок стремится достать тот и иной предмет. К концу первого года жизни ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу. Он поворачивается на живот, опираясь на руку, садится и, наконец, сильно оттолкнувшись руками от пола, встает. Постепенно начинает ходить без посторонней поддержки. Вначале широко расставляет ноги. От первых попыток ходить без поддержки до хорошей ходьбы проходит 1 – 2 мес.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: