Методические рекомендации по выполнению итогового проекта для учащихся 9-х классов




 

 

Составила: Глухова М.А.

 

 

Самара, 2018 г.
Общие положения

 

Допуск к государственной итоговой аттестации в 9-ом классе предполагает, помимо успешного освоения программы основного общего образования, защиту итоговых проектов. Данные методические рекомендации призваны помочь всем учащимся МБОУ Школы №147 им. П.М. Еськова в подготовке и защите этих проектов.

Индивидуальный итоговый проект – учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Типы учебных проектов (по Е.С. Полат):

1) Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

2) Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внеурочной работой.

3) Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для школьного музея, подготовить сборник материалов для решения экзаменационных вопросов и т.д.). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала продукт деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.)

4) Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участника проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Форма представления проекта может быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ.

Каждый ученик пишет свой, индивидуальный проект!

Проект может быть написан на стыке нескольких школьных дисциплин, а так же затрагивать вопросы, которые в школьных программах не рассматриваются.

Важное правило: результатом работы над проектом должен быть конкретный продукт! Проектный продукт всегда носит прикладной характер, т.е. может быть использован практически. Продуктом проектной деятельности могут быть аналитические материалы, обзорные материалы, рекомендательные материалы, стендовый доклад, художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийные продукты и др.

 

Требования к структуре пояснительной записки проекта

 

Любая пояснительная записка проекта обязательно должна включать в себя следующие элементы:

1) Титульный лист. Указывается название учебного заведения (в подзаголовке), фамилия и инициалы ученика, предмет, класс, тема проекта, фамилия преподавателя (см. Приложение 1).

2) Содержание. Включает введение, название разделов (при необходимости - подразделов), заключение, список используемых источников и приложения (при наличии) с указанием страниц (см. Приложение 2).

3) Введение. Во введении обосновывается актуальность темы, т.е. ее значимость не только для автора проекта, но и для других; ставится цель проекта, т.е. – чего автор хочет добиться в результате выполнения своей работы (например: цель проекта - рассмотреть сущность и особенности гражданского общества и разработать рекомендации по формированию общества такого типа в России); определяются задачи исследования; определяется продукт проектной деятельности.

Объем введения 1-2 страницы.

4) Основная часть. Состоит из разделов – не менее трех, и при необходимости – подразделов. Каждый раздел имеет название, которое должно раскрывать суть изложенного в нем материала. Если в разделе присутствуют подразделы, то их должно быть не менее 2-х. Объем каждого раздела (подраздела) – не менее 2-3 страниц.

5) Заключение. Работа завершается заключением, в котором формулируются основные выводы и рекомендации, полученные автором в результате изучения. Объем заключения должен составлять не менее 2 страниц.

6) Список используемой литературы (не менее 10 источников). Список литературы может включать научные труды, монографии, газетные и журнальные статьи, интернет-источники т.д. Но список литературы не может состоять из одних ссылок на интернет-сайты!

7) Приложения. Раскрывают, в основном, практическое значение и применение рассматриваемых вопросов (фотографии, рисунки, диаграммы, схемы, графики, таблицы, статистические данные, анкеты, опросные листы и т.п.).

 

 

Требования к оформлению пояснительной записки проекта

 

 

Объем пояснительной записки - 15-20 страниц текста (без приложений) в виде распечатки компьютерного набора. Текст печатается на одной стороне стандартного листа белой бумаги (формат А 4): поля – слева - 3 см; справа - 1,5 см; сверху - 2 см, снизу - 2 см; абзацный отступ – 1,25 см.

Выравнивание строк - по ширине листа; расстояние между строк – 1,5 интервала; шрифт – Times New Roman; размер шрифта 14 кегль.

Страницы работы, включая таблицы, иллюстрации нумеруются по порядку с Содержания (второй лист) до последнего листа работы. На Титульном листе номер страниц не ставится. Номер страницы ставится внизу страницы по центру.

Каждый из основных пунктов Содержания работы (Введение, Основная часть (разделы), Заключение, Список используемой литературы и Приложения начинаются с новой страницы. Заголовки разделов печатаются по центру прописными буквами. Подзаголовки отделяются от основного текста пробелом в два интервала и печатаются строчными буквами (первая буква прописная). Подзаголовки печатаются так же по центру. Заголовки и подзаголовки выделяются полужирным шрифтом, не подчеркиваются и точки в конце не ставятся.

Все разделы Основной части работы должны быть пронумерованы по порядку арабскими цифрами. Если в работе присутствуют подразделы, то они нумеруются следующим образом:

1. Название раздела

1.1. Название подраздела

1.2. Название подраздела

Оформление списка литературы

Список литературы проектной работы составляют только те источники, которые непосредственно были использованы при ее написании. При составлении списка в научных кругах принято применять алфавитный способ группировки литературных источников, где фамилии авторов или заглавий (если нет авторов) размещаются в алфавитном порядке.

Правила оформления источников:

Для книг одного или нескольких авторов указываются фамилия и инициалы авторов (точка), название книги без кавычек с заглавной буквы (точка и тире), город издания (точка, двоеточие), издательство без кавычек (запятая), год издания (точка и тире), количество страниц в книге с прописной буквой «с» на конце (точка).

Пример: Перре-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. - М.: Педагогика, 1991. - 248 с.

Для статей в сборнике указывается фамилия и инициалы автора (точка), название работы (две наклонные линии), название сборника (точка, тире), место издания (точка, тире), заглавная буква «С» (точка), номер первой и последней страниц (точка).

Пример: Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Междунар.педагогич. академия, 1994. - С. 112-121.

Для статей в журнале указывается фамилия и инициалы автора (точка), название статьи (две наклонные линии), название журнала без кавычек (точка, тире), год издания (точка, тире), номер журнала (точка, тире), заглавная буква «С» (точка) страницы (точка).

Пример: Айнштейн В. Экзаменуемые и экзаменаторы // Высшее образование в России. - 2014. - № 3. - С.34-42.

Для материалов из Интернета указывается фамилия и инициалы автора материала (при наличии) название статьи или заголовок используемого материала, вставка [Электронный ресурс] (две наклонные линии), Режим доступа (двоеточие) ссылка. Интернет-ресурсы располагаются после всех источников.

Пример: Тюхтина А.В. Амазонки в античной традиции: этимологический, территориально-географический, религиозный аспекты [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ amazonki-v-antichnoy-traditsii-etimologicheskiy-territorialno-geograficheskiy-reli gioznyy-aspekty

Если в список входит литература на разных языках, то книги и статьи располагаются последовательно: на русском языке, на языках с латинским алфавитом.

Оформление приложения

Приложения оформляются как продолжения основного материала на последующих за ним страницах. При большом объеме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в специальной папке, на лицевой стороне которой дается заголовок «Приложения», и затем повторяют все элементы титульного листа исследовательской работы. Каждое приложение должно начинаться с нового листа, должно быть пронумеровано в правом верхнем углу, пишут: Приложение 1 (2, 3 … и т. д.) без точки в конце. Каждое приложение имеет тематический заголовок, который располагается по середине строки.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки словом «см.». Указание обычно заключается в круглые скобки, например: эмпирические данные (см. приложение 1) можно сгруппировать следующим образом.

Приложение – это:

- таблицы вспомогательных цифровых данных;

- содержание использованных в работе анкет;

- описание аппаратуры и приборов, применяемых при поведении экспериментов, измерений и испытаний;

- рисунки, фотографии;

- диаграммы.

Таблицы, диаграммы, рисунки, схемы и фотографии должны иметь подписи. При этом название таблицы прописывается сверху, после слова «Таблица» и ее порядкового номера. Пример:

Таблица 1 – Исследование понимания детьми семейных ролей

Шкалы методики Проценты
Мальчики Девочки
  Зарабатывает деньги – муж 75 % 85 %
  Зарабатывает деньги – жена 25% 15 %
  Хозяин в доме – муж 55% 15 %
  Хозяйка в доме – жена 45 % 85 %
  Поддерживает отношения с родственниками - муж 35 % 45 %
  Поддерживает отношения с родственниками - жена 65 % 55 %
  Организует досуг – муж 60 % 25 %
  Организует досуг – жена 40 % 75 %
  Воспитывает детей - муж 25 % 2 5 %
  Воспитывает детей – жена 75 % 75 %

 

А рисунки, фотографии и диаграммы подписываются снизу. Пример:

 

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на привлекательность туристского региона

 

Подготовка к защите и защита Проекта

 

 

Для защиты Проекта рекомендуется подготовить доклад (речь) с кратким содержанием основного материала Пояснительной записки. Доклад составляется в произвольной форме и никуда не сдается, а только используется учеником на защите. На основе доклада делается мультимедийная презентация в Power Point.

Рекомендации по созданию и предъявлению презентации для защиты проектной работы

Структура:

- Титульный слайд включает в себя название проекта (по центру) и информацию об авторе и руководителе (в правом нижнем углу).

- На остальных слайдах располагаются материалы введения, основной части описания проекта, результаты, выводы (на основе доклада!);

- «Слайд обратной связи» (благодарность за внимание, вопросы, обращение).

Количество слайдов в презентации 10-15.

Основная часть презентации – предъявление содержания проекта (от анализа проблемы, от цели и задач проекта до предъявления продукта). Содержание следует излагать чётко, кратко, не перегружая слайды избыточной текстовой информацией. Детализированное описание следует размещать в тексте работы. Следует придерживаться одного из важнейших принципов презентации – минимум текстовой информации, максимум визуализации.

На устное предъявление (защиту Проекта) отводится 5-7 минут. Приветствуется интерактивный контакт с аудиторией.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: