Инновации в российском образовании.




Реферат-конспект

На тему

«Традиции и инновации в образовании: социально-психологический аспект»

 

Выполнил:

Ипатов А.Л

Факультет: ВШСиТИ

Группа: 190-12

Научный руководитель:

 

 

 

Москва

28 мая

2013 год


Введение.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в образовательной политике России. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Современное российское образование - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личности. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Сегодня, современному специалисту в сфере образования необходимо свободно ориентироваться в понятиях педагогической инноватики: «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «педагог-инноватор» и др.

Существует огромное множество нововведений, применимых к образованию. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии современного образовательного процесса. [3]

В рамках данной работы постарался узнать, какие инновации уже вводятся в наше российское образование, а также понять с какими проблемами сталкиваются наши «реформаторы».


Инновации в российском образовании.

1. Из периодической печати видно, что больше всего нововведений связано с развитием дистанционного обучения, якобы оно способствует индивидуализации обучения и обеспечивает его доступность. Вот что пишут по этому поводу:

Открытое образование – это система, к которой планируется перейти в ближайшее время. На ее развитие направлены силы многих ВУЗов и правительства. Принимаются различные меры, чтобы сделать желаемое действительным. В первую очередь, речь идет о применении телекоммуникаций в обучении – дистанционное обучение может стать глобальным и эффективным.

Почему так много внимания уделяется сегодня дистанционному обучению? Все дело в том, что именно такой вариант способен реализовать моменты, необходимые современным учащимся и педагогам – это индивидуальное обучение, гибкие формы, обмен информацией и требуемая интенсивность программы. Потому внедрению электронных технологий следует уделить как можно больше внимания во всех учебных заведениях.

При очной или совмещенной (очно-заочной) форме обучения дистанционная работа при помощи сети Интернет позволит правильно осуществлять процесс обучения, появляется возможность контроля многих моментов. Заочное обучение с использованием телекоммуникаций – это еще и подача материала учащемуся без его присутствия в ВУЗе. Объединяя аудиторские и электронные уроки, педагоги могут добиться более высоких результатов, чем без использования дистанционного обучения.

В аудитории студенты учатся социальному взаимодействию, проверяют полученные знания на практике, общаясь с равными себе людьми. При этом электронная форма обучения дает возможность выбора времени и места занятий, повышается возможность поиска той или иной информации, скорости ее обработки. Оба момента, соединенные в единое целое, делают обучение максимально эффективным. [2]

 

2. Оказывается есть несколько проектов реализующих идеи из 1го пункта. Вот одна из них:

Вскоре в рунете появится Федеральный университет онлайн. Этот онлайновый университет будет обладать возможностью проводить обучение одного миллионов студентов за год. Представители университета заявили, что данный подход позволить добрать знаний, которых в ВУЗах дают в недостаточном количестве. Они заявили, что ученики данного онлайн университета не будут получать по завершению обучения дипломов.[1]

3.Помимо идеи введения дистанционных форм обучения, есть так же концепции изменения самого метода преподавания и чтения лекции:

Одни из наиболее эффективных методов, который используется для активации обучения состоит в использовании проблемного изложения. Во время такого подхода лекция начинает быть похожей на диалог, а процесс преподавания становится имитацией процесса исследования. Данная методика дает возможность увлечь студентов в процесс образования (получения знаний).

Противоречивость науки раскрывается за счет постановки проблем. Проблемная ситуация и учебная проблема являются главными компонентами обучения на основании метода проблем. Перед началом обучения студентам ставится вопрос, либо же дается задание, имеющее в своей основе определенную проблему. За счет стимуляции решения проблем снимается противоречия между требуемыми знаниями и пониманием проблемы.

Эффективность данного метода заключается в том, что проблемы очень часто подымают непосредственно сами обучаемые. Главный успех этого метода заключается в том, что «препод» заставляет обучаемых самостоятельно принимать нужные решения.[1]

 

3. Еще один краеугольный камень улучшения современного образование – это контроль его качества. С развитием рыночных отношений в нашей стране, рынок (и возможность все купить за деньги),к сожалению, проник в е сферы деятельности где он не совсем уместен – в частности, в образование.

Министерство образования РФ утвердило изменения образования, которые должны закончиться году этак к 2020. Во главу угла были поставлены принципы общественного контроля и управления за качеством образования, как на региональном и муниципальном уровне, так и на уровне учреждений.

В этой новой модели обучение должно стать вариативным и многообразным. Особая роль в этом отводится как внутренней, так и внешней системам оценки качества, которые должны ориентироваться на получение конечного результата.

Одним из элементов реализации системы контроля стал единый государственный экзамен. В данных условиях актуальной становится процедура создания в учреждениях образования мобильной и прозрачной системы внутреннего аудита на всех уровнях образования на основании применения независимых механизмов процедур контроля и оценки.

С учетом огромного развития Интернет–технологий и ИКТ, в качестве системы предлагают применять технологию АВМК (автоматизированного внутришкольного мониторинга за качеством обучения), которая позволит оценить учебную деятельность довольно оперативно, на основе стандартных измерителей. Это поможет скорректировать учебный процесс именно в тот момент, когда это будет нужно.[1]

5. Еще одно новшество, которого никак не могло быть при прежней системе, - это сотрудничество и помощь крупных зарубежных корпораций.

Опосля окончания форму «Партнерство в образовании», который проходил в столице Чехии, Microsoft рассказала о планах в сфере инноваций в образовании. Было озвучено, что инвестиции в этот проект составят около четверти миллиарда долларов. Данная сумма увеличит вложения фонда до 750 «лямов зелени».

Гейтс заявил, что практически все люди имели успех только за счет учителей. Он подметил, что приятно понимать тот факт, что студенты и преподаватели в полной мере поддерживают инновации, которые происходят в обществе.

Данный проект Майкрософта создавался, чтобы работать с образовательными учреждениями и иными госорганами, чтобы помогать школьникам и студентам достигать успеха, применяя инновационные практики и современные технологии для учебы.

Данная программа Билла предоставляет технологии, поддерживает преподавателей, помогает молодежи правильно работать с различной информацией, оценивать прогресс и получать навыки исследовательской деятельности.[1]

Вот еще один пример такого сотрудничества:

Профессор предпринимательства Московской школы управления «Сколково» Дмитрий Репин сообщает, что студентам МВА на последнем модуле обучения планируется предоставить доступ к процессам и методикам Intel. Он утверждает, что продолжительность последнего модуля обучения составляет 2,5 месяца. В это время команды студентов активно трудятся, разрабатывая собственные стартап-проекты. И именно тогда они должны будут познакомиться с процессами создания инноваций, которые использует Intel.

Генеральный директор по исследованиям и разработкам в России Intel Камиль Исаев заявил, что лишь немногие проекты могут быть успешно реализованы в крупных международных корпорациях. Именно поэтому компания Intel уже в течение нескольких лет сотрудничает с ВУЗами и начинающими компаниями. Компания Intel в России заключила соглашения с несколькими высшими учебными заведениями, среди которых МФТИ, МГУ, Новосибирский и Нижегородский университеты. Он также добавил, что компания сотрудничает со «Сколково» не для подготовки сотрудников Intel. Партнерство будет оцениваться в первую очередь по количеству стартапов технологической направленности, которые создадут выпускники «Сколково».[2]

6. Однако далеко не все инновации можно ввести лишь написав указ. В следующей статье рассказывается об инновации которую ввести пока не удается, также изложены причины этого. Эти проблемы, в принципе, относятся не только к данной сфере но и ко всему образованию вообще.

Прошло немногим более года с момента принятия по инициативе президента 217-ФЗ, который позволил вузам и НИИ создавать малые инновационные предприятия. Почему же этот долгожданный закон не работает? Чем объясняется столь низкая инновационная активность?

Для этого существуют вполне объективные причины:
• У вузов и НИИ нет права предоставления на льготной основе своего имущества в аренду малым предприятиям.
• Крайне проблематично внести в уставный капитал создаваемых компаний оборудование, установки и приборы, которые приобретены вузом за счёт внебюджетных средств.
• При реализации закона на практике выяснилось, что многие учреждения не имеют официально зарегистрированных результатов своей интеллектуальной деятельности. А это значит, что нет и оснований для создания компании.
• Из-за создания предприятий уменьшаются объёмы НИР вуза, что вызывает ухудшение аккредитационных показателей его деятельности.
• Не созданы стимулирующие механизмы для тех, кто генерирует и разрабатывает идеи. Из-за слишком большой учебной нагрузки преподаватели не имеют ни времени, ни сил для разработки инновационных проектов.
• Высокие финансовые риски и нехватка стартового капитала, в том числе для создания информационно-технической базы компаний, включая аренду, закупку и формирование информационных ресурсов и порталов.
• Отсутствие квалифицированных кадров, способных создавать инновационные компании и умеющих привлекать инвестиции, управлять проектами, оценивать коммерческие риски и т.д.

Выходом могут стать научно-инжиниринговые центры, технопарки, которые развивали бы сильные разработки, обеспечивали их патентную защиту и затем внедряли в производство. А для этого необходимы экономические преференции и налоговые льготы.[2]


Заключение.

В данной работе я не разделял инновации на соцальные или экономичские и технические, потому что образование по своей сути относится к социальной сфере экономики и, следовательно, любые изменения в системе образования скажутся на социальной стороне жизни общества. Все население нашей страны проходит через эту систему (кто-то оканчивает только школу, кто-то идет в вуз и аспирантуру), и эта система оказывает огромное влияние не только на интеллектуальное, но и социальное и психологическое воспитание каждой личности. Таким образом, образование отвечает за развитие всего российского общества, которое, по-видимому намеренно проводить масштабную модернизацию всех остальных сфер экономики. Получается, образование ответственно за развитие нашей страны. По- моему, никак не получится модернизировать экономику без модернизации психологии населения, ведь именно население занимается наукой, производством, творчеством. А модернизировать человека нужно в первую очередь через систему образования, которая если не будет идти в ногу со временем не сможет обеспечить государство по-новому мыслящими кадрами. Отсюда и потребность в инновациях в сфере образования.


Используемая литература.

[1] mhpi.ru

[2] https://www.innovprom.ru

[3]Курсовая работа «Инновационные процессы в образовании » Выполнила:Студентка 4 курса гр. ТСТ-4 Черкесова Анна Научный руководитель: Корнева Татьяна Ивановна Волгоград 2010] https://www.coolreferat.com



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: