Описание элементарных вербальных действий




Выводы

Применение концепции анализа вербального поведения Скиннера в работе над развитием речевых навыков у детей с аутизмом может привести к существенному увеличению эффективности данного процесса. Использование инструмента для оценки начальных навыков (VB-MAPP), целенаправленная работа над формированием репертуаров отдельных вербальных единиц – манд, такт, эхо и интравербальных действий, выбор соответствующего метода обучения (DTT или IT) и последовательное выстраивание комплексных речевых навыков на основе элементарных вербальных действий могут способствовать освоению речи детьми с аутизмом и предотвратить распространенные ошибки, замедляющие этот процесс. Симптоматика аутизма, которая включает как наличие речевых расстройств, так и затруднения в социальной сфере, может быть значительно уменьшена при применении поведенческого подхода к развитию речи.

Литература

1. Сандберг М. Л. Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства VB-MAPP // Издательство «Медиал», 2008/2014.

2. Фрост Л., Бонди Э. Система общения при помощи обмена карточками (The Picture Exchange Communication System – PECS). – Теревинф, 2002.

3. Bijou S.W., Baer D.M. Child development II: Universal stage of onfancy. – New York: Appleton-Century-Crofts, 1965.

4. Cooper J.O., Heron T.E., Heward W.L. Applied behavior analysis, 2nd ed. // Upper Saddle River, N.J.: Pearson Prentice Hall, 2007.

5. Elliott R.O., Hall K., Soper H.V. Analog language teaching versus natural language teaching: Generalization and retention of language learning for adults with autism and mental retardation // Journal of Autism and Developmental Disorders. – 1991. – 21. – Р. 433-447.

6. HallG.A., Sundberg M.L. Teaching mands by manipulating conditioned establishing operations // The Analysis

of Verbal Behavior. – 1987. – 5. – Р. 41-53.

7. Hart B. Risley T.R. Incidental teaching of language in the preschool // Journal of Applied Behavior Analysis. – 1975. – 8. – Р. 411-420.

8. Leaf R., McEachin J., Harsh J.D. A Work in Progress: Behavior Management Strategies & A Curriculum for Intensive Behavioral Treatment of Autism. – DRL Books Inc., 1999.

9. Mayer G.R., Sulzer-Azaroff B., Wallace M. Behavior Analysis for Lasting Change. – Sloan Educational Publishing, 2nd edition, 2011.

10. Shafer E. Teaching topography-based and stimulus selection-based verbal behavior to developmentally disabled individuals: Some considerations // Analysis of Verbal Behavior. – 1993. – 11. – Р. 117-133.

11. Skinner B.F. Verbal behavior. – NY: Appleton-Century-Crofts, 1957.

12. Striefel S. Teaching a Child to Imitate. – Lawrence, KS: H & H Enterprises, Inc., 1974.

13. Sundberg M.L. Language. / In J.L. Matson, S.E. Breuning (Eds.), Assessing the mentally retarded. – NY: Grune & Stratton, 1983. – Р. 285-310.

14. Sundberg M.L., Michael J. The Benefits of Skinner’s Analysis of Verbal Behavior for Children With Autism // Behavior Modification. – 2001. – Vol. 25, No 5. – Р. 698-724.

15. Sundberg M.L., Partington J.W. Teaching Language to Children with Autism or Other Developmental Disabilities. – Concord, CA: AVB Press, 2010

 

Описание элементарных вербальных действий

Манд Просьба. Просит куртку потому, что вы хотите пойти гулять. Ребенок может научиться использовать язык жестов или систему альтернативной коммуникации с помощью обмена карточками (PECS), чтобы научиться просить желаемое у окружающих и общаться с ними.
Такт Наименование или идентификация объектов, действий, событий. Говорим туфли, ребёнок смотрит на свои туфли.
Интравербальное действие Ответы на вопросы или реплики для поддержания разговора, когда ваши слова контролируются другими словами. Мы спросили «Что ты обуешь?» ребёнок отвечает «Туфли».
Поведение слушателя Следование инструкциям или действиям в соответствии с просьбой взрослого. «Возьми свою куртку» ребёнок берёт свою куртку.
Эхо (звукоподражание) Повторение услышанного. Педагог говорит «яблоко» ребёнок повторяет «яблоко».
Имитация Копирование чьих-либо моторных движений. Хлопаем в ладоши, ребёнок повторяет действие взрослого или ребёнка.
Текстуальное действие Чтение написанных слов(может прочитать, но не понимать значение прочитанного).
Лингвистика Несколько способов оценки развития таких навыков, как артикуляция, словарный запас, средняя длина высказываний, использование различных модификаторов существительных и глаголов, типов склонений и т.д.
Копирование текста Переписывание.
Транскрипция Написание услышанных слов.
Визуальное восприятие Определение уровня визуального восприятия: нахождение целого по его части, конструирование из кубиков по образцу, воспроизведение написанного/нарисованного образца, продолжение последовательности, нахождение одинаковых объектов.
Игра Самостоятельная игра(ребёнок играет в одиночку, манипулируя игрушками или простые игровые действия, строить из конструктора, где не требуются внешнего усиления для её поддержания). Социальная игра (навыки совместной игры: взрослый – ребёнок; ребёнок – ребёнок) формирует ряд навыков: координация глаз-рука, прослеживать причинно-следственные связи, визуальное различение.
Социальные навыки (социальное поведение) Взаимодействие со взрослым различными способами (жест, карточки PEKS, ролевые игры, настольные игры, любые совместные игры со взрослым, детьми).
Спонтанное вокальное поведение Лепет. Направленный на увеличение частоты произнесения звуков.
Различение по функциональным характеристикам и качествам предмета (ФХК) Понимания более сложных и абстрактных слов, фраз о предметах и действиях конкретно не называя их. Они могут включать элементы, которые схожи друг с другом по каким-либо параметрам (по цвету, форме или функциям). «Он жёлтый, кислый, это фрукт»; «Зимой и летом одним цветом»
Поведение в группе Имитация действий сверстников (выстраиваться в очередь, когда дети выстраиваются в очередь, следование групповым инструкциям («Все построились»), навыки самопомощи (использование полотенца) и т.д.

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: