Предварительный финансовый контроль проводиться до совершения операций по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.
Текущий – финансовый контроль, осуществляемый в ходе финансовой операции (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно – хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.) [6, c.124]
Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной части бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.) В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
Наиболее типичными предметами последующего финансового контроля выступает следующее:
-законность и качественность выполнения органом управления финансами своих функций;
-точность и объемы выполнения финансовых планов;
-полнота и своевременность выполнения финансовых обязательств, вытекающих как из односторонних установлений государства, так и из финансовых договоров;
-соблюдение правил денежного обращения, включая валютные операции;
-законность и целесообразность использования государственных денежных средств.
Задачей последующего финансового контроля является выявление фактов некачественного исполнения своих финансовых обязанностей и совершения финансовых правонарушений.
|
1) от формы - непосредственный и опосредованный.
Непосредственный – финансовый контроль, осуществляемый непосредственно на объекте контроля посредством проведения проверки первичной бухгалтерской документации, инвентаризации товарно-материальных ценностей.
Опосредованный – финансовый контроль, осуществляемый вне объекта посредством проведения проверки отчетной документации.
2) от соотношения субъекта и объекта – внешний и внутренний.
Внешний – финансовый контроль, осуществляемый субъектом контроля в отношении организационно неподчиненного объекта. Внешний контроль осуществляется в отношении организационно неподчиненных объектов. Например, Министерство финансов проверяет предприятие, находящееся в ведении Министерства промышленности.
Внутренний – финансовый контроль, осуществляемый в рамках одной организационной системы. Например, министерство проверяет финансовые операции подчиненного ему предприятия.
3) от субъектов контроля – государственный, общественный, независимый.
Государственный - финансовый контроль, осуществляемый уполномоченным на то государственным органом.
Общественный - финансовый контроль, осуществляемый непосредственно населением или чрез общественные организации.
Независимый – финансовый контроль, осуществляемый специализированным хозяйствующим субъектом.
Завершая рассмотрение вопроса о классификации финансового контроля, следует отметить, что данная классификация, как и любая другая, носит относительный характер. Финансовая деятельность - всегда сложнее всяких схем, в которые ее пытаются втиснуть: виды финансового контроля не отграничены друг от друга китайской стеной, органы контроля не столь строго заспециализированы, чтобы заниматься только одним видом контроля, и т.д.
|
2 Осуществление государственного финансового регулирования финансов предприятий
2.1 Нормативно-правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций
При централизации учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права распорядителей ассигнованиями, в частности: право заключать договоры на поставку товаров и оказание услуг и трудовые соглашения на выполнение работ; получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды и разрешать выдачу авансов своим сотрудникам; разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой; расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения; утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты на списание пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующими положениями; разрешать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых учреждений необходимые сведения об исполнении смет расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений.
|
Учреждения расходуют государственные средства в соответствии с целевым назначением, согласно утвержденным сметам, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию материальных ценностей и денежных средств. Бухгалтерский учет должен обеспечить систематический контроль за ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.
В случаях, когда министерствам, ведомствам, управлениям (отделам) администрации разрешено в установленном порядке централизовать в своих сметах средства по входящим в их систему учреждениям для снабжения их материальными ценностями, учет расчетов по этим операциям осуществляется в порядке, изложенном в приложении к Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Руководители министерств, ведомств, учреждений и их бухгалтерских служб, главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий осуществляют руководство организацией бухгалтерского учета и отчетности, контроль за исполнением смет расходов учреждениями своей системы.
Таким образом, бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:
-организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;
-контроль исполнения сметы расходов;
-выделение в учете кассовых и фактических расходов;
-отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки).
Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово – бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных расходов.
2.2 Финансовая политика государственного регулирования финансов предприятий
Эффективность финансового контроля во многом определяется его рациональной организацией: четкого определения субъектов контроля, их прав и обязанностей, сочетания форм и методов проведения финансового контроля.
Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления: Аппарат Президента, Парламент Республики Казахстан, Правительство, местные представительные органы (собрания депутатов), органы местных организаций.
В Парламенте Республики Казахстан имеются специализированные рабочие органы в обеих Палатах Сенате и Мажилисе комитеты по экономике, финансам и бюджета. Эти органы в процессе законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к компетенции палат, проводят контроль в сфере финансово-бюджетной деятельности за расходованием средств государственного бюджета. Экспертные оценки и заключения по финансово-бюджетным вопросам палаты направляют для принятия мер в соответствующие инстанции - министерства, ведомства, а также в Правительство республики.
Для организации контроля за исполнением указов постановлений и распоряжений Президента республики, усиления ответственности должностных лиц за неисполнение требований указанных актов в Аппарате Президента имеется организационно-контрольный отдел. В целом Аппарат Президента осуществляет контроль за деятельностью министерств, ведомств, местных администраций и других органов государственного управления.
Президент также отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства. Он назначает на должность Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, заслушивает информацию о работе этих органов.
В пределах своих полномочий Правительство Республики Казахстан контролирует составление и исполнение государственного бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением Законов Республики Казахстан и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти, принимает меры по устранению их нарушения.
В полномочия Правительства Республики Казахстан входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств. Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство Республики Казахстан принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности.
Таким образом, аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных администраций, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов, Министерства государственных доходов и налоговых органов.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан в 1996 году был создан Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, который является высшим органом финансового контроля непосредственно подотчетным и подчиненным Президенту Республики Казахстан. Счетный комитет является внешним законодательным аудиторским органом национального уровня, отчитывающимся непосредственно перед Президентом Республики Казахстан и Парламентом.
Задачами и функциями Счетного комитета являются:
1) контроль за исполнением законов РК и иных нормативных актов по исполнению республиканского бюджета;
2) выполнение поручений главы государства по вопросам, связанным с использованием республиканского бюджета,
3) контроль за поступлением средств в республиканский бюджет и законностью их использование,
4) контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на выполнение государственных программ и финансирование государственных потребностей;
5) представление на рассмотрение Парламенту Республики Казахстан отчета об исполнении республиканского бюджета.
Таким образом, в настоящее время Счетный комитет играет жизненно важную роль в расширении подотчетности и прозрачности, повышении результативности использования ресурсов государства.
В 2005 году Счетному комитету согласно Бюджетному кодексу был придан статус высшего органа государственного финансового контроля и соответственно расширены его полномочия.
К органам, осуществляющим общегосударственный контроль, также относятся Министерство финансов, Министерство государственных доходов.
Министерство финансов, Министерство государственных доходов, местные финансовые и налоговые органы осуществляют проверки во всех отраслях социально-экономической сферы в области финансов. Они контролируют соблюдение плановой, сметной и финансовой дисциплины, правильность исчисления, полноту и своевременность поступления доходов законность и целесообразность расходования государственных средств, правильность постановки бухгалтерского и налогового учета и отчетности.
Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Республики Казахстан, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.
Министерство финансов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию в сфере управления и контроля государственными финансами, а также учета и контроля за использованием государственной собственности. Поскольку центральным звеном финансов является государственный бюджет, то особое значение имеет работа Министерства финансов по составлению проекта республиканского бюджета, обеспечение исполнения республиканского бюджета, контроля за его кассовым исполнением.
Министерство имеет ведомства: Комитет казначейства, Комитет таможенного контроля, Налоговый комитет, Комитет финансового контроля и государственных закупок, Комитет по работе с несостоятельными должниками, Комитет государственного имущества и приватизации.
При Министерстве финансов функционирует Комитет финансового контроля, который наделен обширными полномочиями по контролю рационального использования государственных финансовых ресурсов.
Положение о Комитете финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов Республики Казахстан утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2004 года № 1134
В соответствии с данным Положением, Комитет финансового контроля и государственных закупок является ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим в пределах своей компетенции реализационные и контрольно-надзорные функции в области государственного финансового контроля и государственных закупок.
Комитет финансового контроля и государственных закупок осуществляет организационно-методологическую и аналитическую работу в сфере контроля. Его органы проводят ревизии государственных предприятий и организаций всех отраслей национального хозяйства и сферы услуг, бюджетных организаций и учреждений социальной сферы и защиты населения, органов управления, предприятий и организаций обороны и охраны правопорядка. Они также контролируют использование кредитных и валютных ресурсов, выполнение законодательства по ценным бумагам.
Комитет по отношению к Министерству финансов Республики Казахстан выполняет функции службы внутреннего контроля. Управления Комитета проводят ревизии министерств, ведомств, других органов управления, охраны правопорядка, предприятий и организаций обороны, государственных предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства, заготовительных организаций, сферы образования, науки, культуры, средств массовой информации.
Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения Министерства финансов Республики Казахстан соответственно их компетенции. Так, Комитет казначейства призван осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения государственного бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.
К бюджетному контролю примыкает налоговый контроль. Собственно, в том случае, когда все налоги поступают только в бюджеты, его можно рассматривать в качестве разновидности бюджетного контроля, связанного с формированием бюджета как фонда денежных средств. Однако поскольку в силу действующего в Казахстане финансового устройства налоги используются в качестве источника доходов не только бюджета, но и некоторых других денежных фондов, то налоговый контроль можно выделить в самостоятельный вид финансового контроля. За это говорит также и то, что данный контроль имеет специализированного субъекта в лице Налогового комитета Министерства Финансов Республики Казахстан и его местных подразделений.
Предметом налогового контроля является исполнение налоговых обязательств перед государством, а иначе говоря - контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и иные государственные денежные фонды.
Субъектом контроля выступают в основном органы Налогового Комитета. Кроме того, проверки исполнения налоговых обязательств могут осуществлять органы Комитета финансового контроля и государственных закупок.
Таким образом, налоговая служба является единым государственным централизованным органом контроля за соблюдением налогового законодательства и других законодательных актов, предусматривающих поступление платежей в государственный бюджет.
Специализированным органом финансового контроля можно считать Таможенный комитет Республики Казахстан, который осуществляя функции по защите экономических интересов Республики Казахстан во внешнеэкономической деятельности, проведении таможенной политики, через органы таможенной службы организует взимание таможенных пошлин и платежей, составляющих значительную долю финансовых ресурсов государства.
Структура таможенных органов включает Таможенный комитет Министерства государственных доходов, областные таможенные управления, таможни, таможенные посты.
Таможенные органы осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством и положениями таможенного законодательства за перемещением через таможенную границу Республики Казахстан валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.
Таким образом, задачами таможенных органов являются защита экономических интересов и экономической безопасности страны (таможенный и валютный контроль, борьба с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а в части финансов - взимание таможенных платежей и налогов, штрафов, конфискации товаров и транспортных средств.
Налоговые и таможенные органы осуществляют контроль наряду с выполнением своей для финансовых управлений (отделов, инспекций) контроль является попутной задачей, то есть он проводится наряду с исполнительско-распорядительной деятельностью.
Представительные органы (маслихаты, собрания депутатов) всех ступеней осуществляют финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении. То есть контроль ими осуществляется в двух формах: предварительного и последующего. Текущий контроль в их деятельности не является основным, хотя и имеет место. Основным методом контроля являются проверки, объектом контроля выступают местные фонды денежных средств.
Целью валютного контроля является обеспечение валютного законодательства, что достигается посредством выявления нарушителей валютной дисциплины и привлечения их к установленной законом ответственности.
Широкими контрольно-надзорными полномочиями в сфере валютного контроля обладает Национальный банк Республики Казахстан, который в связи с этим можно считать специализированным органом финансового контроля в банковской сфере.
В задачи местных финансовых органов входит контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины. С этой целью они проверяют правильность и объективность разработанных хозорганами и учреждениями финансовых планов и смет, рассматривают бухгалтерские отчеты и балансы подразделений местных администраций.
В начале 2001 г сформирована новая правоохранительная структура финансовая полиция, включающая Агентство финансовой полиции как центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства Республики Казахстан и территориальные органы в областях, городах Алматы и Астане, межрайонные отделы.
Предупреждение, выявление, привлечение и расследование правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности призвана обеспечить финансовая полиция - как правоохранительная структура, включающая центральное Агентство и территориальные органы. В целом их задачи состоят в обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан, в том числе расследование правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем.
Органы финансовой полиции осуществляют оперативно-розыскную деятельность в отношении лиц, совершивших правонарушения в сфере экономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их совершении, принимают меры к возмещению нанесенного государству ущерба. В их задачи входит также совершенствование форм и методов борьбы с экономической и финансовой преступностью, координация и проведение с финансовыми, налоговыми и таможенными органами профилактических мероприятий по вопросам своей компетенции, обеспечение безопасности деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, разработка правовых, организационных и экономических механизмов реализации своей деятельности.
Органы финансовой полиции взаимодействуют с компетентными органами зарубежных государств по вопросам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, участвуют в аналогичной деятельности международных организаций.
Ущерб, наносимый государству правонарушениями в сфере финансов и экономики, специалистами оценивается в десятки миллиардов тенге в год. Удельный вес преступлений в сфере экономики составляет более 10% от общего количества всех зарегистрированных преступлений.
Органы финансовой (налоговой) полиции с момента своего образования активно противодействуют правонарушениям в сфере экономики. Из года в год повышается результативность и эффективность их оперативно-служебной деятельности.
Таким образом, финансовый контроль в Республике Казахстан осуществляется во всех формах, причем преимущественными является предварительный и текущий контроль.
Завершая рассмотрение вопроса об органах финансового контроля, следует отметить, что сложившуюся к настоящему времени их систему вряд ли можно признать совершенной. В некоторых случаях они дублируют друг друга. Например, выполнение хозяйствующим субъектом своих налоговых обязательств является предметом проверки как налоговой инспекции, так и Комитета по работе с несостоятельными должниками. Другими словами - нет четкого разграничения компетенции различных контрольных ведомств.