На сегодняшний день существует целый ряд проблем, касающихся государственного финансового контроля.
Наиболее остро стоит вопрос о законодательном регулировании государственного финансового контроля. Главное здесь состоит в том, что государство использует и управляет значительно большими средствами нежели те, что мобилизуются в его бюджете. Поэтому оно должно иметь правовую базу и соответствующий механизм обеспечения целевого и эффективного использования всех принадлежащих ему средств и контроля за тем, как это делается.
Для создания полноценной, отвечающей совершенным реалиям правовой базы финансового контроля требуется законодательное определение понятия «государственный финансовый контроль». Такое определение пока не дано.
Незавершенность в вопросах формирования правовой базы государственного финансового контроля и отсутствия его определения привели к тому, что на данный момент усилия контролирующих органов направлены на осуществление контроля, в основном, в своих ведомственных интересах. Так, например, у Счетного комитета своя контрольная компетенция, у Национального Банка – своя, у Государственной налоговой инспекции – своя. Каждый стоит на границах своей деятельности. Если возникает вопрос, требующий объединения усилий, начинаются бюрократические согласования, увязки, перекладывание ответственности, время уходит, нарушения либо остаются, либо наоборот немедленно устраняются, если речь идет об ответственности.
Затрагивая вопрос о взаимодействии органов контроля, нельзя не отметить еще один момент. Структура финансового контроля Республики Казахстан отличается весьма значительным количеством компетентных органов. Их задачи и функции в области формирования и использования бюджетно-финансовых ресурсов очень часто переплетены, характеризуются элементами дублирования параллелизма.
|
Нельзя сказать, что данные вопросы не решаются. На сегодня принят ряд законов о государственном финансовом контроле в Республике Казахстан и об аудиторской деятельности в Республике Казахстан.
Все это позволяет утверждать, что сделан шаг вперед в формировании правовой базы финансового контроля в Республике Казахстан.
Орган высшего государственного финансового контроля дает дополнительные возможности законодательной и другим ветвям власти сделать распределение и управление государственными ресурсами более эффективным.
В силу этого многие страны (особенно в последнее десятилетие) принимают действенные меры по дальнейшему развитию органов финансового контроля, повышению эффективности их работы. Как правило, эти меры связаны с совершенствованием законодательства, определяющего место указанных органов в системе государственного управления, их роль, права и возможности. И это вполне объяснимо, так как осуществление Парламентом от имени и в интересах народа полномочий в области финансового контроля невозможно без соответствующего законодательного обеспечения. И это четко понимается парламентариями государств - участников СНГ, которые работают над созданием Модельного закона о государственном финансовом контроле. Данный документ позволит унифицировать законодательство наших стран и даст толчок развитию соответствующей методологической базы.
|
Депутаты обеих палат Парламента Казахстана при разработке законодательных актов очень внимательно изучают международный опыт. К примеру, положения Бюджетных Кодексов ряда развитых стран, где Счетный комитет признан в качестве высшего органа финансового контроля государства.
В 2007 году с целью повышения эффективности работы Счетного комитета были приняты основные мероприятия по совершенствованию государственного финансового контроля.
При проведении контрольных мероприятий приоритетными должными быть контроль эффективности реализации государственных программ, оценка эффективности деятельности институтов развития и национальных компаний, эффективности использования официальных трансфертов республиканского бюджета
Председателем перед работниками Счетного комитета четко были поставлены такие задачи, как активизация работы вновь созданных подразделений, усиление работы по оценке состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности на проверяемых объектах, внесение исчерпывающих рекомендаций по совершенствованию бюджетного законодательства, усиление работы по исполнению решений Счетного комитета. Помимо этого, были подняты вопросы расширения взаимодействия с Парламентом, центральными исполнительными органами, ревизионными комиссиями маслихатов, правоохранительными органами. Также отмечена необходимость повышения квалификации всех работников Счетного комитета, усиление аналитической и методологической работы, продолжение политики активного международного сотрудничества.
|
Также в области налогового аудита счетному комитету рекомендуется расширить свою сферу аудита и включить данные области по мере увеличения ресурсного потенциала и штата.
В качестве части своих аудитов исполнения Счетный комитет должен изучать такие области как:
1) контроль (сдержки и противовесы) оценки сбора и распределения налоговых и других доходов;
2) теневая экономика и что Налоговый комитет делает для ее уменьшения;
3) электронная система подачи декларации;
4) управление, надзор и выполнение налоговых аудитов, включая основу отбора предприятий, которые будут проверяться, адекватность аудиторских планов и рабочих бумаг, подкрепляющих повторные налоговые оценки;
5) информационные технологии, используемые Налоговым комитетом и др.
В области аудита государственных закупок и инвестиционных проектов существует следующая проблема.
В республике часто не соблюдаются установленные законы, нормы и процессы о закупках. Это стало настолько значительной проблемой, что правительство передало оперативный контроль над процессом закупок Комитету финансового контроля (КФК) Министерства финансов в дополнение к его обязанностям по аудиту. Поскольку КФК занимается управлением операциями по закупкам для правительства, он сам стал частью государственных процессов и вследствие чего прекратил быть независимым внутренним аудитором процессов осуществления закупок.
Рекомендуется, поскольку на данный момент не имеется независимого внутреннего аудита по процессам государственных закупок, чтобы Счетный комитет посвящал больше аудиторских ресурсов на проведение аудита данной функции. Счетный комитет должен продолжать давать рекомендации по улучшению законодательства, политических курсов, стандартов, норм и процессов по государственным закупкам.
Расширение экономической деятельности правительства часто приводит к созданию предприятий по частному праву. Эти предприятия также подлежать аудиту Счетного комитета, если правительство имеет значительное участие в них, в частности там, где это является владением контрольным пакетом или оказывает доминирующее воздействие.
Правильным является проведение таких аудитов в качестве проверок, проводимых постфактум; они должны решать вопросы экономичности, результативности и эффективности.
Совершенствование аудита предприятий с государственным участием содержит в себе следующие направления. Рекомендуется, чтобы Счетный комитет был уполномочен на проведение полного спектра аудита: аудит финансовых отчетов, аудит на соответствие установленным законом требованиям и аудит эффективности в каждом случае, где имеется значительное участие правительства в частном предприятии.
Также счетному комитету рекомендуется продолжать проводить аудиторские проверки на предмет правдивости и беспристрастности финансовой отчетности, следуя соответствующим международным аудиторским стандартам.
Для этого необходимо привлечение дополнительных ресурсов вместе с проведением обучения и наработки опыта в сфере проведения аудиторских проверок на предмет правдивости и беспристрастности финансовой отчетности, либо ресурсы могут быть оговорены субподрядным договором с частными аудиторскими фирмами.
Известно, что реализация социальных программ повышает эффективность социальной политики, ее целенаправленность и обеспечивает развитие подлинно социального государства.
Также необходимо усилить осуществление контроля за администраторами государственных бюджетных программ, соизмерять полученные результаты с затраченными ресурсами, выявляя фактическую эффективность той или иной программы.
Кроме того, на эффективность деятельности органов финансового контроля положительную роль оказало бы и периодическое информирование парламентариев о результатах отдельных значимых контрольных мероприятий. Представляется не совсем правильным, когда мы получаем информацию один раз в год в ходе рассмотрения годового отчета или направляя соответствующий депутатский запрос. Необходимо было бы также практиковать участие депутатов Парламента в заседаниях Счетного комитета и при обсуждении результатов проверок других органов финансового контроля, что, на мой взгляд, повысит значимость проведенных контрольных мероприятий и даст возможность расширить парламентский контроль.
С этим перекликается еще одна важная проблема, без решения которой все материалы проверок Счетного комитета и других органов превращаются в обычные справочные материалы. Это принятие мер по результатам контрольных мероприятий. В этом смысле необходимо создать атмосферу гласности результатов контрольных мероприятий, чтобы о нарушениях и конкретных лицах их совершивших знала общественность страны.
В качестве приоритетных направлений борьбы с нецелевым использованием бюджетных средств предлагается:
1. Совершенствование законотворческой и правоприменительной практики, особенно законодательства по вопросам применения административной ответственности. В целях реализации данного направления предлагается дополнительно к штрафу за просрочку уплаты, предусмотреть пеню за каждый день просрочки и тем самым повысить ответственность бюджетополучателей;
2. Создание методологической и методической базы, на основе которой государственные органы могли бы оперативно и в тесном взаимодействии реагировать на факты такого рода правонарушений;
3. Проведение государственной политики в области профилактики правонарушений в сфере экономической деятельности, придания большей гласности деятельности государственных органов в борьбе с экономическими правонарушениями.
Приоритетными задачами в данной сфере являются развитие внутреннего и внешнего аудита республиканского и местных бюджетов, повышение статуса Счетного комитета и ревизионных комиссий маслихатов, определение государственных стандартов аудита.
А для повышения эффективности проверок необходимо законодательно определить и классифицировать финансовые нарушения, порядок применения, в случае выявления финансовых нарушений, штрафных и иных санкций, административной и других видов ответственности, вплоть до уголовной.
Несомненно, что за последние годы существенно сменились акценты, по которым оценивается эффективность использования бюджетных средств и результативность деятельности органов государственного финансового контроля. Если раньше при ограниченности финансовых ресурсов государства, недостаточной степени их прозрачности парламентариями и общественностью уделялось особое внимание целевому расходованию бюджетных средств, то в связи с достаточно надежным функционированием системы казначейства данные нарушения становятся редкими. В связи с этим правильна постановка вопроса и об эффективности использования бюджетных средств. Ведь не секрет, что зачастую получая одинаковый объем средств отдельные бюджетные учреждения имеют различные качественные результаты.
В качестве результирующего вывода можно определить, что казахстанская система государственного финансового контроля представлена государственными органами, осуществляющими внешний и внутренний финансовый контроль за исполнением республиканского и местных бюджетов. Однако разделение полномочий государственных органов финансового контроля по осуществлению внутреннего и внешнего контроля не обеспечено законодательным закреплением порядка взаимодействия между органами внешнего и внутреннего контроля, а также другими контролирующими органами.
Вопросы взаимодействия между государственными органами финансового контроля требуют комплексного решения с обеспечением более эффективного использования существующей ресурсной базы и имеющего кадрового потенциала. Понятно, что до тех пор, пока не будет достигнуто взаимопонимание между органами финансового контроля в решении данного вопроса, не будет и реального результата.
Заключение
Проделанная работа позволяет судить о многоаспектности темы реферата. Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.
Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов. Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной её реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.
Финансовое право является тем инструментом, с помощью которого государство осуществляет свою финансовую политику. Поэтому сфера финансового права совпадает со сферой финансовой политики и наоборот.
Одним из наиболее важных рычагов финансовой политики и финансового права является финансовый контроль. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
Взаимосвязь финансово-правовых отношений и финансовой политики проявляется через управление финансами государства, которое подразумевает под собой процесс воздействия на финансовые и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития. При этом используются приемы и методы целенаправленного влияния на объект для достижения необходимого результата.
Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.
В финансовой политике управление осуществляется через финансовый механизм с помощью его методов, рычагов, стимулов и санкций.
Функционирование механизма финансовой политики обеспечивается с помощью финансового аппарата, который осуществляет финансовую политику в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных администраций, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов, Министерства госдоходов и налоговых органов.
Определенное воздействие на финансовую систему Казахстана оказывают такие организации, как Национальный Банк Казахстана и Агентство по регулированию и надзору за финансовым рынком. Предупреждение, выявление, привлечение и расследование правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности призвана обеспечить финансовая полиция.
Список использованной литературы
1. Алимбаев А.А. Государственное регулирование экономики. - Алматы, 1999.
2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Изд. 2-е. – М.:Финансы и статистика, 1997 – 384с.
3. Большаков С.В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода. //Финансы 2002 г. № 4.
4. Бурсученко Э.И. Финансовый рынок. Киев: Научна жизнь, 2000
5. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
6. Ильясов К.К. Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана /Под ред.– Алматы: Бiлiм, 2002 – 240 с.
7. Ковалева А.А. Финансы и кредит: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2003.
8. Курманова А. Обзор банковского сектора РК за семь месяцев 2006 года// Деловой еженедельник «Бизнес Путеводитель», №9, 2006.
9. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки: Учебное пособие – М.: ИВЭСЭП, 2000.
10. Маслова С.О., Опалов О.А: Финансовый рынок - Киев, 2003.
11. Мельников В.Д., Ильясов К.К.Финансы. – Алматы, 2002.
12. Обзор финансового рынка РК за 6 месяцев 2006. Статистические данные Агентства по регулированию и надзору финансовых организаций РК// Финансовый менеджер, 2006, №8.
13. Павлов С. Финансово-бюджетная политика Казахстана в условиях трансформации экономики// Вестник КазГУ. Серия экономическая - Алматы, 2000.
14. Теория финансов: Учебное пособие /под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 1998.