Социальные аспекты трудовой миграции на примере Республики Марий Эл




 

К началу XXI века Россия подошла в состоянии устойчивого процесса депопуляции, имея один из самых высоких в мире темпов естественной убыли населения.

Три компонента демографического развития влияют на динамику численности населения, его возрастно-половую структуру: рождаемость, смертность и миграция.

Согласно подсчетам секции Организации Объединенных Наций по народонаселению, России ближайшие 25 лет нужно ежегодно принимать по 500-600 тысяч мигрантов, чтобы справиться со своими программами развития.

Миграционные процессы влекут за собой изменения в социальной и демографической структуре российского общества. Они оказывают существенное влияние на общественное разделение и уровень оплаты труда, на рынок труда в целом, а также на уровень социальной напряженности в регионах с длительным и интенсивным притоком людей.

В современной России потоки миграции во многом складываются стихийно, накаляя и без того непростую обстановку на рынке труда. Поэтому в настоящее время происходит обновление подходов к трудовой миграции. С января 2007 года вступило в силу новое миграционное законодательство. Те трудовые мигранты, которые раньше пребывали в стране на полулегальном положении, получили больше возможностей становиться на учет, устраиваться на рынке труда и вообще достойно жить на территории РФ.

По данным Федеральной миграционной службы РФ, в 2007 году на учет официально встало вдвое больше приезжих, чем в предыдущем году.

К сожалению, количественные характеристики миграционного оборота крайне редко рассматриваются в органической связи с его конкретными социальными последствиями. А они могут быть как позитивными, так и негативными.

В России отсутствует хотя бы минимально обозначенная интеграционная политика для лиц, прибывших на территорию страны. Встраивание в новый социум, по сути, стало проблемой самообустройства или даже борьбы мигрантов с препятствиями, стоящими на этом пути. Как правило, «гастарбайтеры» и люди, перемещающиеся ради заработков внутри страны, не располагают объективной информацией об условиях найма на работу и социального обустройства в местах прибытия. Наиболее часто передвижение таких мигрантов регулируются землячествами, лидеры которых выполняют функции принимающей стороны, посредничают между местными властями и мигрантами.

Как показало исследование, проведенное в республике Марий Эл, основными мотивами миграции являются экономические: 88% опрошенных мигрировали из-за отсутствия работы или низких заработков. Большинство мигрантов нашли то, чего они добивались: 74% оценили свою зарплату (доход) как очень хорошую или сравнительно неплохую. Тем не менее, весьма существенная проблема выражается в том, что многие мигранты оказываются в регионе в положении людей второго сорта. В определенной мере это обусловлено тем, что значительная их часть по показателям образования и квалификации относится к социальным низам. От общего количества иностранных граждан осуществляющих трудовую деятельность, квалифицированные работники составляют лишь 4,5 %, поэтому они вынуждены в нынешних реальных условиях терпеть бытовую неустроенность, отсутствие надежных социальных гарантий существования.

Однако это ни в коей мере не оправдывает произвол работодателей, бюрократическое отношение к ним со стороны местных властей, поборы и т.д. Как показал опрос мигрантов, 40% из них наняты на работу без заключения официального трудового соглашения (контракта), 15% - с вымогательством милиции и т.д.

Не менее трех месяцев требуется мигранту на минимальную адаптацию, прибывшему на работу, чтобы выйти из шокового состояния, связанного с переменой места жительства. Приезжим нелегко привыкнуть жить в иной языковой среде, в другом климате, среди чужих людей. К этому добавляются трудности с получением статуса, поисками работы, бытовым обустройством, изменением всего ритма и режима жизни и т.д.

В миграционном законодательстве РФ, в частности Государственной программе по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, заложена идея социального партнерства. Во всем мире различные негосударственные организации, от правозащитных институтов до коммерческих фирм, обеспечивают информационное, юридическое, социальное, психологическое, медицинское сопровождение мигрантов, способствуют их трудоустройству, помогают выучить язык, знакомят с местными традициями и обычаями и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: