Музыка в капоэйре
Музыка в капоэйре играет огромнейшую роль. На сегодняшний день капоэйра немыслима без ритмов, песен, музыкальных инструментов. Благодаря ей рода (roda) начинает дышать энергией. Каждый стоящий в кругу и играющий внутри круга участвует в пульсации этой энергии, каждый вносит свою частичку с помощью пения и хлопков для создания Ашэ (Axe) — положительной энергии.
Музыка обуславливает характер игры капоэйристов. Она помогает им, вдохновляет их. Игрок под воздействием создаваемой с помощью музыки энергии порой делает то, что не мог делать ранее, находит более интересные тактические решения.
Важно понимать, что каждый стоящий в кругу с помощью музыки поддерживает играющих в центре. Все игроки внимательно слушают солирующего, который запевает ту или иную песню, все дружно подпевают ему.
Разновидности песен в капоэйре
В капоэйре существует огромное количество песен! Есть те, которые традиционно поются и их знают все капоэйристы мира, а есть те, которые исполняются в той или иной отдельной группе. Существуют такие песни, которые, зародившись в одной группе, распространяются по всем остальным и становятся в один ряд с традиционными (народными) капоэйрскими песнями, и их уже поют все.
Среди песен в капоэйре существует определенная классификация. 4 типа песен:
1. Коридуш (corridos) Кориду — это диалоговая песня, где солирующий поет фразу, а хор ему отвечает. Как правило строки достаточно простые.
2. Квадрас (quadras) Квадра — это песня, в которой куплеты и припевы состоят из сложных стихов.
3. Ладаинья (ladainhas) Ладаинья поется, как правило, в начале роды в капоэйре Ангола (Angola). В ладаинье рассказывается о чем-то или о ком-то. Например, о местре Бимбе (mestre Bimba), или о местре Паштинья (mestre Pastinha)
4. Шула (chulas) Шулой ранее пользовались в Баии (Bahia), когда один капоэйрист хотел вызвать другого на поединок, на жесткую игру.
Разновидности ритмов в капоэйре
Ритмы в капоэйре обуславливают стиль игры в кругу. Под тот или иной ритм игра приобретает тот или иной характер. Каждый ритм в капоэйре имеет свою эмоциональную окраску. Крайне важно, чтобы игра капоэйриста была адекватна тому ритму, который играется в батерии (bateria). Для того, чтобы распознать тот или иной ритм, нужно обращать внимание на ведущий инструмент роды — это беримбау гунга (berimbau gunga).
Существуют достаточно много ритмов в капоэйре. До сих пор идет полемика о том, какие ритмы есть, каких нет, какие искусственные, какие производные, какие существуют «изначально»... Но в одном сходятся все: самый главный ритм в капоэйре, начало всех ритмом — это:
Ангола (Angola) — под этот ритм стиль игры медленный, игроки расположены максимально близко к земле. Со стороны игра кажется очень расслабленной и ленивой. Но опасность поджидает играющих в каждом движении.
Ангола является отдельным направлением в капоэйре, со своими движениями, традициями, песнями... Существует огромное количество песен посвященных капоэйре анголе. Особенностью Анголы так же является то, что в ней рода начинается с Ладаиньи (ladainha).
Из ритма Анголы, как принято считать, развились остальные ритмы. Каждый из них имеет свою эмоциональную окраску, передает разную энергетику.
В нашей группе преподаются стили игры, которые играются под ритмы: бенгела (benguela) и режионал (regional, по-другому он называется Сау Бенто Гранджи джи Бимба — Sao Bento Grandi de Bimba).
Бенгела — это ритм придуманный знаменитым мастером Бимбой, под который игроки показывают степень владения своим телом. Характер игры бенгелы — это постоянное движение, где один элемент плавно переходит в другой. Бенгелу можно сравнить с шахматами, где главенствующую роль играет тактика, поскольку все удары и броски обозначаются и не доводятся, как правило, до конца.
В основном в бенгеле поются мелодичные квадрас (quadras). Ритм бенгелы плавный, при этом по темпу он чуть быстрее анголы. Однако, он может разгоняться и держать достаточно высокий темп, диктуя игрокам быстрее перемещаться и чаще взаимодействовать друг с другом.
Режионал — этот ритм так же был придуман мастером Бимбой. В отличие от бенгелы, тут все удары доводятся до конца, но при этом не пропадает игровой аспект капоэйры в роде. Последовательность движений более простая, чем в бенгеле, и выполняются более простые перемещения, используются прыжковые удары, акробатические элементы.
В режионале, как правило, поются простые коридус (corridos). Сам ритм достаточно быстрый, но лучше всего его прочувствовать, когда режиональная игра начинается с темпа чуть быстрее бенгелы. Когда ритм начинает разгоняться, создается ощущение пульсации. При этом движения джинги и перемещения не должны быть суетливыми, только удары наносятся с высокой скоростью.