Проектная линия профиля проводится с таким расчетом, чтобы уклон по этой линии не превышал заданной предельной величины уклона, и объем земляных работ по трассе был бы минимальным, т.е. в частном случае объем выемок компенсировался бы объемом насыпей. Для этого рядом с чертежом профиля строят в принятых масштабах вспомогательную линию предельного уклона (рис. 3). Так, если =0,020, то это значит, что на каждые 100 м трассы подъем или спуск не должен превышать 2м.
Рисунок 3
Затем берут прозрачную линейку и, прикладывая ее к разным участкам профиля, выбирают проектную линию с таким расчетом, чтобы отрезки этой линии не были круче линии с предельным уклоном и, оценивая на глаз объем будущих выемок и насыпей, стараются их скомпенсировать. Для облегчения расчетов желательно изломы проектной линии делать на ординатах занивелированных точек. В результате соблюдения всех этих условий проектная линия может оказаться ломаной, с разными уклонами на каждом участке.
Для вычисления уклонов проектной линии на каждом участке отметки начала и конца этих отрезков берут графически с чертежа профиля (если не задана заранее начальная отметка трассы), и уклон каждого отрезка линии определяется по формуле:
, (7)
где H к – отметка конечной точки проектной линии;
H н – отметка начальной точки проектной лини;
d – горизонтальное расстояние между начальной и конечной точками, взятыми с учетом масштаба с сетки профиля;
h – разность отметок точек.
В зависимости от знака h, уклон может быть положительным или отрицательным.
Проектные отметки следующих пикетных и промежуточных точек вычисляются аналитически по формулам
,(8)
|
т. е. отметка последующей точки равна отметке предыдущей точки плюс произведение уклона линии на горизонтальное расстояние между точками (рис. 4).
Рисунок 4 – Определение положения точки нулевых работ
Такой расчет выполняется последовательно от исходной точки. При изломе проектной линии аналитически вычисляется отметка конечной точки отрезка линии и она принимается начальной для следующего участка профиля.
Разность между проектной и фактической отметками точки показывает высоту насыпи или глубину выемки в этой точке и называется рабочей отметкой. Точка М (рис. 4) есть точка нулевых работ, она находится в пересечении фактической и проектной линий. Горизонтальное расстояние x от точки М до ближайшей точки 2 профиля находят из пропорции
, отсюда , (9)
где а и b – рабочие отметки в точках 1 и 2;
d – горизонтальное расстояние между точками 1 и 2.
Зная x или (d-x), можно найти отметку точки М по формуле (8).
Рабочие отметки b, соответствующие насыпи, пишут над проектной линией профиля, в выемки a – под ней. В точке нулевых работ проводят перпендикуляр к линии условного горизонта и с обеих сторон заносят в соответствующую графу расстояния от нулевой точки до соседних точек профиля, округленные до целых метров.
Работу оформляют тушью в соответствии с условными обозначениями. Основной цвет – черный, красным цветом оформляются проектные элементы профиля (проетная линия, проектные и рабочие отметки, уклоны), синим цветом – проетные отметки и расстояния до точек нулевых работ.