Психолого-педагогическая поддержка детей дошкольного возраста
В социально-коммуникативном развитии в ДОУ
(из опыта работы)
Слепова Елена Владимировна,Былинкина Светлана Анатольевна
воспитатели МДОУ «Детский сад № 45»г. Энгельса
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
1.Усвоение норм и ценностей, которые приняты в обществе;
2.Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
3.Становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий;
4.Развитие социального и эмоционального интеллекта;
5.Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Анализ наблюдений за детьми нашей группы выявил такие проблемы, как застенчивость, тревожность, неуверенность в себе, неустойчивость в настроении, избирательность в общении (предпочитают 2-3 детей из группы и воспитателя), им нелегко найти место в детском коллективе. Некоторые дети стесняются высказывать свое мнение, желания, настоять на своей позиции. Слабо развито желание взаимодействовать со сверстниками, особенно с противоположным полом, с малознакомыми взрослыми людьми. Многие не умеют переносить свой социальный опыт в игру, предпочитают подчиняться замыслам других участников. В игре и совместной деятельности с детьми действуют неактивно. Свои действия комментируют нехотя, роли практически не сопровождаются речью (короткие, нераспространенные предложения). У других детей наоборот проявляется агрессия, неумение подчиняться правилам, решать возникающие конфликты.
Все это говорит о проблемах в социально-коммуникативном развитии детей и необходимости подбора методов и приемов, которые будут решать следующие задачи:
|
· формировать чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в коллективе;
· формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;
· способствовать общению и взаимодействию ребенка с взрослыми и сверстниками;
· вырабатывать самостоятельность, целенаправленность, саморегуляцию действий, побуждать к инициативности.
С учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, мы подобрали следующие формы взаимодействия:
· игры,
· общение,
· принятие роли,
· решение проблемных ситуаций,
· коллективная деятельность.
Во всех видах самостоятельной и совместной деятельности мы реализуем психолого-педагогическую поддержку.
Психолого-педагогическая поддержка - это взаимодействие взрослого и ребенка, где взрослый оказывает разными методами помощь ребенку в реализации его потребностей, а ребенок, ориентируясь на поддержку, достигает цели, удовлетворяет свои потребности.
Мы создаём условия и оказываем необходимую и достаточную поддержку для перехода ребенка от позиции «Я не могу, я не знаю» к позиции «Я могу сам».
Работу проводим как индивидуально с ребенком, так и при участии коллектива.
I. Коммуникативные игры и игры на сотрудничество
Это совместная деятельность детей, способ самовыражения, сотрудничества, где партнеры находятся в позиции на равных, стараются учитывать особенности и интересы других.
Мы организуем«Игровые пятиминутки». Они побуждают у детей интерес к разговору, развивают умение слушать друг друга, не перебивать, не мешать (предварительно обговариваем эти правила). Развивают желание помочь, если это нужно или наоборот попросить о помощи. Мы всегда участвуем в этих играх, стараемся подобрать наиболее интересные и необходимые для нашего коллектива игры, мотивирую детей, поддерживаю, если возникли трудности, побуждаю детей к сочувствию, взаимопомощи.
|
II. Метод принятия роли
Включает в себя организованные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры.
Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества, у него появляется уверенность в собственных силах, способность получить реальный результат. Психолого-педагогическая поддержка заключается в том, что я стараюсь ненавязчиво регулировать сюжетно-ролевую игру так, чтобы ребенок учился осваивать основные правила взаимоотношений с другими людьми, принимал разные социальные роли, действовал в соответствии с ними.
С помощью игрушек, персонажей настольного или кукольного театра разыгрываем с детьми ситуации, отражающие те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представления о правильном поведении.
III. Моделирование проблемных ситуаций
Вовлекаем ребенка в различные познавательные и коммуникативные ситуации, требующие умения задать вопрос, переспросить, поинтересоваться мнением сверстника, вежливо ответить на его просьбу:
o «Тебе не застегнуть пуговицу на одежде, а воспитатель занят …»;
o «Если тебя кто-то случайно обидел …»;
o «Если тебе не хватает пластилина, бумаги и т.д. …»;
|
o «Если тебе хочется поиграть с детьми, как пригласить их …».
IV. Общение.
Организовываем ситуации общения со взрослыми и детьми из других групп.
V. Совместная деятельность
Постоянно включаем в совместную, коллективную деятельность: совместный труд, дежурство, продуктивная деятельность, познавательная деятельность.
Анализ использования вышеуказанных приемов позволяет сделать следующий вывод: у детей стала появляться потребность в эмоциональном контакте, в общих действиях. Сверстники стали интересны друг другу и как участники игр и как средство самоутверждения. Застенчивые дети становятся более раскрепощенными, самостоятельными, уверенными в себе, общительными, способными к взаимодействию и сотрудничеству.