Известно, что предпринимательская деятельность связана со многими факторами, влияющими на ее результат. Все их можно разделить на две группы. Первая группа факторов связана с максимизацией прибыли за счет спроса и предложения, ценовой политики, рентабельности продукции, ее конкурентоспособности. Другая группа факторов связана с выявлением критических показателей по объему реализуемой продукции, наилучшим сочетанием предельной выручки и предельных затрат, с делением затрат на переменные и постоянные.
Анализ производственных затрат позволяет определить их влияние на объем прибыли от реализации, но если к этим проблемам подойти глубже, то выясняется следующее:
· такое деление помогает решить задачу увеличения массы прибыли за счет относительного сокращения тех или иных затрат;
· позволяет искать наиболее оптимальное сочетание переменных и постоянных затрат, обеспечивающих прибавку прибыли;
· позволяет судить об окупаемости затрат и финансовой устойчивости на случай ухудшения хозяйственной ситуации.
Основными величинами, используемыми в производственном анализе, являются:
· валовая маржа (сумма покрытия). Эта величина рассчитывается как разница между выручкой от реализации и переменными затратами. Она показывает, хватает ли у предприятия средств для покрытия постоянных расходов и получения прибыли;
· сила производственного левериджа. Вычисляется как отношение валовой маржи к прибыли после уплаты процентов, но до уплаты налога на прибыль. Она показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на один процент.
Любое изменение выручки в этой точке приводит к возникновению прибыли или убытка. Вблизи порога рентабельности сила производственного левериджа является наибольшей. По мере удаления от нее она уменьшается, что хорошо согласуется с концепцией предпринимательского риска: чем больше сила производственного левериджа, тем ближе предприятие находится к порогу рентабельности, и тем больше опасность, что прибыль сильно уменьшится или даже превратится в убытки при небольшом изменении выручки. Порог рентабельности рассчитывается как сумма постоянных затрат, деленная на отношение валовой маржи к выручке; запас финансовой прочности. Это разница между выручкой предприятия и порогом рентабельности. Запас финансовой прочности показывает, на какую величину может уменьшиться выручка, чтобы предприятие все еще не несло убытков. Расчет приведенных выше величин позволяет оценить устойчивость предпринимательской деятельности предприятия и предпринимательский риск, связанный с ней.
В зависимости от выбранной меры, производственный леверидж может оцениваться разными способами. Управление динамикой и значением этого индикатора есть элемент стратегии развития фирмы, т.е. операционный леверидж — это стратегическая характеристика ее экономического потенциала [11, с. 187].
Наращивание уровня операционного левериджа приводит, с одной стороны, к повышению технического уровня фирмы, т.е. к увеличению в ее имуществе доли внеоборотных активов, служащих, как известно, основным материальным генерирующим производственным фактором; с другой стороны — к появлению дополнительного риска неокупаемости сделанных капитальных вложений. Логика здесь очевидна и для наглядности может быть представлена следующей цепочкой:
А предпочтительнее М предпочтительнее Р,
где А — автоматизация. М — механизация, Р — ручной труд.
Положительный потенциал (эффект) операционного левериджа обусловливается тем, что в целом мероприятия по механизации и автоматизации экономически выгодны: новые техника и технология позволяют фирме получить конкурентные преимущества. Если объект инвестирования был выбран, верно, вложения в него быстро окупятся и фирма и ее собственники получат дополнительные доходы. При прочих равных условиях и обоснованном выборе направлений инвестирования повышение технического уровня фирмы является выгодным как для самой фирмы, так и для ее собственников.
Негативный потенциал (или эффект) операционного левериджа предопределяется тем, что инвестиции в долгосрочные нефинансовые активы представляют собой рисковое отвлечение денежных средств. Представим себе, что приобретена дорогостоящая технологическая линия в расчете на повышенный спрос на производимую на ней продукцию, но расчеты оказались ошибочными, продукция «не пошла». Лучшим вариантом выхода из создавшегося положения является продажа линии в целом или, по частям, но, как показывает опыт, вынужденная реализация любого доступного на рынке актива всегда чревата существенными финансовыми потерями.
Поэтому по определению приобретение технологической линии сопровождается, с одной стороны, ростом операционного левериджа и надеждами на дополнительные прибыли, а с другой стороны, появлением дополнительного риска — риска неокупаемости этой линии. Риск, связанный с изменением структуры производственных мощностей, называется производственным или операционным и представляет собой часть общего риска (так называемого бизнес-риска).
Итак, очевидным следствием операций инвестиционного характера является повышение общего риска, олицетворяемого с деятельностью данной фирмы. Есть необходимость постепенного возврата вложенных средств через механизм амортизации, есть надежды на дополнительные доходы, но в какой степени оправдаются эти надежды — большой вопрос. Поэтому повышение операционного левериджа — это мероприятие, требующее тщательного обоснования; оно может принести как дополнительный доход, так и существенные потери.
Заметим, что высокий уровень операционного левериджа характерен для высокотехнологичных отраслей, требующих по определению значительных инвестиций. Именно эти отрасли (так называемые high-tech отрасли), а также ценные бумаги представляющих их фирм рассматриваются, с одной стороны, как перспективно весьма доходные, а с другой — как весьма рисковые [18, с. 144].
Таким образом, сущность, значимость и эффект операционного левериджа можно выразить следующими тезисами.
Высокая доля условно-постоянных производственных затрат в общей сумме затрат отчетного периода характеризуется как высокий уровень операционного левериджа и свидетельствует о значительном уровне операционного риска (синоним: производственный риск).
Повышение уровня технической оснащенности фирмы сопровождается ростом, присущего ей операционного левериджа и, соответственно, операционного риска.
Суть операционного риска состоит в том, что условно-постоянные затраты производственного характера определяются выбором этой материально-технической базы как источника генерирования текущих доходов и, следовательно, должны покрываться этими доходами; если выбор был ошибочным, текущих доходов может не хватить для покрытия затрат.
Для компании с высоким уровнем операционного левериджа даже малое изменение объема производства в силу известной автономности и неизбежности условно-постоянных затрат производственного характера может привести к существенному изменению операционной прибыли.
Компании с относительно высоким уровнем производственного левериджа рассматриваются как более рисковые с позиции производственного риска.
Управление производственным левериджем, а, следовательно, и операционным риском означает не достижение им некоторого целевого значения, но прежде всего контроль за его динамикой и обеспечение комфортного резерва безопасности в плане превышения маржинального дохода (т.е. прибыли до вычета амортизации, процентов и налогов) над суммой условно-постоянных расходов производственного характера (в годовом исчислении).
Отсюда вывод: уровень операционного левериджа необходимо уметь оценивать и управлять им.
Известны три основные меры операционного левериджа:
· доля условно-постоянных затрат производственного характера в общей сумме затрат, или, что равносильно, соотношение условно-постоянных и переменных затрат (это представление операционного левериджа является наиболее распространенным на практике) (DOLd);
· отношение чистой прибыли к материальным условно-постоянным затратам производственного характера (DOLp,);
· отношение темпа изменения прибыли (до вычета процентов и налогов) к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах (DOLr)t.
Каждый из приведенных показателей имеет свои достоинства и недостатки с позиции интерпретируемости, пространственно-временной сопоставимости и аналитичности. В принципе, эти индикаторы могут применяться как для динамических, так и для межхозяйственных сопоставлений, однако основное их назначение — контроль и анализ в динамике. При прочих равных условиях роств динамике показателей DOLr и DOLd, а также снижениепоказателя DOLp означают повышение производственного левериджа и риска достижения заданной прибыли.
Итак, сделав вложения во внеоборотные активы, предприятие оказывается заложником выбранной стратегии развития в том смысле, что постоянные расходы в размере амортизационных отчислений должны учитываться при исчислении финансовых результатов несмотря на то, пользуется ли успехом производимая им продукция. Если маржинальная прибыль невысока, предприятие должно попытаться найти возможности ее увеличения, а не идти на сокращение условно-постоянных расходов (например, путем продажи части внеоборотных активов). Безусловно, в жизни возможны варианты, в том числе связанные с изменением состава и структуры основных средств, однако если руководство уверено в выбранной стратегии, то к действиям, затрагивающим материально-техническую базу предприятия, прибегают, лишь, в крайнем случае [9, с. 524].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя итоги работы, необходимо отметить, что роль рычага в управлении финансовым механизмом предприятия достаточно велика.
Леверидж – это долгосрочно действующий фактор, значением которого управляют; небольшое изменение самого фактора или условий, в которых он действует, может привести к существенному изменению ряда результатных показателей. Здесь проявляется эффект рычага, как известно, позволяющего перемешать довольно тяжелые предметы действием небольшой силы.
Основными видами левериджа являются операционный или производственный, финансовый и производственно-финансовый рычаги.
В данном реферате нами подробно рассмотрен производственный рычаг. Эффект производственного (операционного) левериджа (рычага) заключается в том, что изменение выручки от реализации (выраженное в процентах) всегда приводит к более сильному изменению прибыли (выраженному в процентах).
В зависимости от выбранной меры, производственный леверидж может оцениваться разными способами. Управление динамикой и значением этого индикатора есть элемент стратегии развития фирмы, т.е. операционный леверидж — это стратегическая характеристика ее экономического потенциала.
Уровень операционного левериджа необходимо уметь оценивать и управлять им.
Известны три основные меры операционного левериджа:
· доля условно-постоянных затрат производственного характера в общей сумме затрат, или, что равносильно, соотношение условно-постоянных и переменных затрат (это представление операционного левериджа является наиболее распространенным на практике) (DOLd);
· отношение чистой прибыли к материальным условно-постоянным затратам производственного характера (DOLp,);
· отношение темпа изменения прибыли (до вычета процентов и налогов) к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах (DOLr)t.
Каждый из приведенных показателей имеет свои достоинства и недостатки с позиции интерпретируемости, пространственно-временной сопоставимости и аналитичности.
В заключение отметим, что уровень производственного левериджа — инерционный показатель, его резкие изменения практически крайне редки, поскольку связаны с радикальными изменениями в структуре материально-технической базы предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аркина Н.А., Аркин В.Г. Финансовый менеджмент. Учебник. – 2-е изд., - М.: Юнити-Дана, 2004 – 416 с.
2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 2004. – 356 с.
3. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. — 240 с.
4. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Ника-Центр, 2004. — 656 с.
5. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс. В 2-х томах. – СПб.: Экономическая школа, 2004. – Т.2.- 669с.
6. Дранко О.И. Финансовый менеджмент: Технологии управления финансами предприятия. Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2004. — 351 с.
7. Карасева И.М., Ревякина М.А. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2006. — 335 с.
8. Керимов В.Э., Батурин В.М. Финансовый леверидж как эффективный инструмент управления финансовой деятельностью предприятия.//Менеджмент в России и за рубежом. – №2. – 2003. – с. 15-25.
9. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. — 1024 с.
10. Кузнецов Б.Т. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2005. — 415 с.
11. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник. – М.: ЭКСМО, 2008. – 768 с.
12. Лямин В.А., Воробьев П.В. Финансовый менеджмент (управление финансами фирмы). - СПб.: Экономическая школа, 2003. – 335 с.
13. Новашина Т.С., Карпунин В.И., Волнин В.А. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. – М.: МФПА, 2005. — 255 с.
14. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2003. — 269 с.
15. Ронова Г.Н. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. – М.: ММИЭИФП, 2003. — 107 с.
16. Семенов Н.К. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник. – 5-е изд., - М.: Перспектива, 2002, - 656 с.
17. Теплова Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями. Учебник. – М.: ГУВШЭ, 2005. – 348 с.
18. Финансовый менеджмент: теория и практика. / под ред. Стояновой Е.С. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Перспектива, 2003. — 656 с.
19. Финансовый менеджмент. Учебник для ВУЗов. / под. ред. Поляка Г.Б. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 527 с.
20. Финансовый менеджмент. Учебное пособие / под ред. Шохина Е.И. – М.: ФБК-Пресс, 2004. — 408 с.
21. http.://www.dstepanov.spb.ru. – сайт Степанова Д./ Публикации /Степанов Д. Эффект финансового левериджа и специфика его расчета в российских условиях.
22. https://www.businessvoc.ru/bv/TermWin.asp?theme=&word_id=26808. - бизнес-словарь.