Методы расчета критического объема продаж.




Критический объем продаж(Break-even Sales) — это объем продукции, доходы от продажи которой в точности покрывают совокупные расходы на ее производство и реализацию, обеспечивая тем самым нулевую прибыль. Иными словами, очередная единица продукции, проданная сверх критического объема продаж, будет приносить прибыль фирме, тогда как продажа предыдущих единиц шла лишь в покрытие затрат [2, с. 136].

Как указывалось выше, совокупные затраты можно подразделить на две группы: условно-постоянные (обусловлены самим фактом жизнедеятельности фирмы и практически не зависят от того, насколько велик объем производимой продукции.

Выручка от продажи очередной единицы продукции, условно говоря, идет в покрытие переменных затрат, т.е. затрат, непосредственно связанных с этой единицей, и части условно-постоянных затрат, а потому видно, что чем больше относительная величина условно-постоянных затрат в общей сумме затрат, тем больший объем продукции должен быть произведен. Величина критического объема продаж в значитель­ной степени зависит от структуры затрат, т. е. при прочих равных условиях повышение технической оснащенности фирмы, увеличение численности и оснащенности аппарата управления, рост расходов по рекламе и сбыту продукции, появление до­полнительных непроизводственных затрат и т. п. влекут рост критического объема продаж.

Отсюда видно, что любые изменения в деятельности фирмы, имеющие затратный характер, должны анализироваться с позиции их влияния на величину критического объема продаж хотя бы в плане того, возможно наращивание объемов производства или новые затраты будут покрываться за счет уже имеющейся маржинальной прибыли (своеобразного накопленного «жирка»). Знаменитый бухгалтер И. Шер (Johann F. Schar, 1846—1924) предложил именовать критический объем продаж «мертвой точкой»; смысл подобного названия очевиден [5, с. 367].

Известны три взаимосвязанных метода расчета точки безубыточности — аналитический, графический, расчет удельной валовой маржи.

Аналитический метод. Название метода условно, а в его основе лежит очевидная зависимость

S = VC +FC + EBIT, (5)

где:

S — реализация в стоимостном выражении;

VC — переменные производственные расходы;

FC — условно-постоянные расходы производственного характера;

EBIT — операционная прибыль.

Переходя к натуральным единицам, формулу (5) можно преобразовать следующим образом:

pQ = vQ + FC + EBIT, (6)

где:

Q — объем реализации в натуральном выражении;

р — цена единицы продукции;

v — переменные производственные расходы на единицу продукции.

В точке безубыточности по определению прибыль равна нулю, т. е. EBIT = 0, поэтому из формулы (6) можно найти соответствующий объем продаж (в натуральных единицах), называемый критическим (Qc).

Qc = FC / pv, (7)

Приведенная формула является одной из базовых в системе внутрифир­менного анализа и может использоваться как в ретроспективном анализе, так и в планово-аналитической работе. При планировании, задавая значения исходных факторов (цена, условно-постоянные и переменные расходы), можно рассчитать минимальный объем производства продукции, необходимый для покрытия расходов, т. е. обеспечивающий безубыточность финансово-хозяйственной деятельности.

Графический метод удобен для иллюстрации зависимости между показателями, участвующими в расчете точки безубыточности аналитическим методом. Графическое изображение модели, характеризующее логику взаимосвязи показателей, формирующих значение критического объема продаж, приведено на рисунке. 2.1.

Рисунок 2.1 – График нахождения критического объема продаж

Сплошная линия ОВ отражает изменение выручки от продаж; здесь имеет место прямая зависимость: с ростом объема проданной продукции растет и величина выручки. Штрих-пунктирная линия AD отражает изменение условно-постоянных затрат; поскольку считается, что эти затраты не зависят от объема продаж, линия параллельна оси абсцисс. Штриховая линия АС отражает изменение совокупных затрат как суммы переменных и условно-постоянных затрат. Точка пересечения линий ОВ и АС определяет тот объем продаж Qe, при котором выручка равна совокупным затратам. Это и есть критический объем продаж, т. е. тот минимум, который обеспечивает безубыточность производственно-коммерческой деятельности. Таким образом, до тех пор пока объем продаж не достиг уровня Q,, фирма работает в убыток; превышение Q,- означает генерирование прибыли.

Подчеркнем, что не следует абсолютизировать выводы, к которым можно придти, анализируя график. Во-первых, приведенное графическое представление взаимосвязи выручки и расходов от объема выпуска продукции основано на условном предположении об их прямо пропорциональной зависимости. Многочисленные исследования показали, что зависимость носит нелинейный характер, поэтому график может выглядеть иначе (рис. 2.2).

Рисунок 2.2 – Графическое представление нелинейной зависимости показателей

Во-вторых, не следует полагать, что область доходов безгранично велика; при определенном насыщении рынка зависимость между показателями меняется. Фактически это выражается в том, что излишне произведенная продукция не находит сбыта по ранее установленной цене. Сформулированные условности в теоретическом смысле элиминируются, если перейти от линейных зависимостей к нелинейным, однако на практике установление аналитического представления нелинейной зависимости затруднено.

Расчет удельной валовой маржи.Этот метод является следствием аналитического метода. Знаменатель дроби (cont = р - v) в формуле (7), называемы» удельной валовой маржей, или вкладом (в англоязычной литературе — contribution), характеризует величину прибыли до вычета амортизации, процентов и налогов (EBITDA), приходящейся на единицу продукции (в редких ситуациях вместо EBITDA может использоваться показатель маржинальной прибыли). Можно привести другую интерпретацию этого показателя, кстати, широко распространенную в управленческом учете и финансовом менеджменте и объясняющую его название «вклад»: он дает количественную оценку вклада дополнительно произведенной единицы продукции в величину генерируемой валовой маржи (EBITDA), или маржинальной прибыли. По мере наращивания объема производства суммарный вклад должен полностью покрыть условно-постоянные расходы и обеспечить генерирование прибыли.

Таким образом, экономический смысл «мертвой точки» предельно прост: она характеризует количество единиц продукции, реализация которого обеспечит по­лучение валовой маржи (или маржинальной прибыли), в точности равной сумме условно-постоянных расходов [9, с. 529].

Итак, изучив основные методы расчета критического объема продаж, можно сделать вывод, что данные методы являются взаимосвязанными и взаимодополняют друг друга.

В следующем разделе реферата нами будут рассматриваться основные способы оценки и необходимость анализа эффекта производственного рычага.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: