þПроведите обоснование необходимости реализации стандартов нового поколения как ответ на вызовы современности. Почему нужны новые стандарты?
Ответ: Стандарт - это, скорее, образец, мерило, некий стержень или база. Во-первых, он нужен, чтобы гарантировать качество образования. Чтобы гражданин в любой точке страны мог получить единые базовые основы образования. Чтобы в случае переезда он мог продолжить получать образование, не выбиваясь из процесса. Во-вторых, стандарт в образовании - это основа для продвижения с уровня на уровень. Освоил стандарт начальной школы - продвигаешься на вторую ступень, затем на третью, с третьей - в учреждения профессионального образования. Есть и формальная сторона - освоение образовательного стандарта – залог того, что человек получит документ государственного образца. Родителям важно, чтобы ребенок получил качественное образование. А мерилом этого качества и является государственный стандарт.
Учреждения образования обязаны обеспечивать не только предметные, но и иные результаты, позволяющие ребенку вырасти активным, любознательным и успешным человеком.
Для обоснования проведите анализ предложенных ниже статей и уточните следующие аспекты вопроса:
1. Мир ребёнка, его психологическая характеристика:
Ответ: Мир, детство сейчас находятся в процессе изменений, и пока мы можем говорить не столько о свершившемся факте, сколько о тенденциях. Многие из них заметны уже сейчас, а другие изменят облик детства в ближайшие десятилетия.
Левой… Левой… Раз, два, три… С каждым годом в детской популяции становится все
больше людей с доминирующим правым полушарием, в просторечье именуемых
левшами, и так называемых амбидекстров (то есть, людей одинаково хорошо владеющих
обеими руками). Не секрет, что сегодняшний мир создан и настроен на правшей, но,
похоже, ситуация меняется. Левши, увеличиваясь числом и в процентном соотношении, становятся полноправными участниками образования, справедливо запрашивая внимания к себе, своим психологическим особенностям. Известно, что у левшей врожденный интеллект, как правило, выше, чем у правшей. Но при этом людей, хорошо успевающих среди левшей меньше. Почему? Потому что учебники, преимущественно, написаны правшами и для правшей, а способы восприятия и понимания информации у правополушарных и левополушарных существенно различаются.
У людей с доминирующим левым полушарием (правшей) преобладает словесно-логическое мышление (они мыслят символами), а у людей с доминирующим правым
полушарием – преобладает мышление наглядно-образное (они мыслят образами). Левши
и амбидекстры воспринимают информацию одновременно, целостным образом, а правши
– последовательно. Учитель же чаще всего подает материал последовательно, с опорой на
абстрактные словесные понятия, тем самым чрезвычайно затрудняя левшам переработку
новой информации. Левшам необходимы (а правшам – желательны) различные
графические организаторы информации: схемы, таблицы, карты понятий, ментальные
карты, - которые помогают им удерживать логику размышления учителя в едином,
целостном образе. Они помогут и воспринимать, и запоминать и быстро извлекать из памяти.
Это не единственное отличие левшей и правшей, но оно убедительно показывает,
что мы не готовы сегодня учить большую группу детей так, чтобы им было удобно
учиться. Нужно учиться, приспосабливать и дидактику, и методику.
1.1. особенности социокультурной ситуации развития с учётом трендов глобализации, цифровизации;
Ответ: 1.1 Современные глобальные трансформации, затронувшие политику, экономику, а в значительной степени и сферу моделей социального поведения, не стали полной неожиданностью. Причем эти трансформации происходят в условиях сохранения такого важнейшего элемента глобализации, как информационное общество, основанного на технологических и социальных принципах интегрированных коммуникаций. Изменения в социальном и социокультурном пространстве стран и регионов будут наиболее ярким и очевидным индикатором характера и глубины наблюдаемых нами процессов. Пандемия стала рубежом для выбора пути дальнейшего развития культуры и социокультурных отношений. Культура онлайн, выбор каналов коммуникации, потеря атмосферы и эмоциональных связей могут стать главными вызовами нового мира. Перед обществом, переживающим последствия глобализации, стоит выбор нового пути социокультурного развития и соответствующих социальных и социокоммуникационных форматов реализации подобной новой модели.
1.2. перестройка содержания образа взрослости;
Ответ: 1.2 Наблюдая за подрастающим поколением, ученые констатируют, что на смену эпохе акселерации, хорошо знакомой многим сегодняшним педагогам со стажем, приходит деселерация – замедление темпов биологического развития. Все мы прекрасно знаем и помним, как непросто приходилось подросткам еще 15-20 лет тому назад! Как тяжело им было договариваться с собственным непропорциональным и неуклюжим телом, наполненным смутными желаниями, нуждающимся в движении, плохо приспособленным в длительному сидению в душном классе… Добавьте головные боли, головокружения, капризность, сонливость в сочетании с повышенной сексуальностью…. Эти явления знакомы новым поколениям подросткам все меньше и меньше.
Многие из них физически безболезненно минуют тяжести переходного возраста. Мягко выраженная сексуальность не оказывает сильного влияния на поведение и реакции. Добавьте к этому анатомическое утончение скелета, общее ослабление опорно-двигательного аппарата, уменьшение силы мышц, определенную андрогинию (не выраженность половых различий)… Потребности в бунте против взрослых («Я буду жить совсем не так, как вы!») практически нет. Поздно и постепенно созревающие подростки не меняют референтную группу: по-прежнему таковыми остается семья и школа. Они долго и без проблем ощущают себя растущим. Им кажется, что рост будет продолжаться долго, что взрослость – это что-то далекое. Они строят планы уходящие далеко в будущее, почти мечты, а не планы, и не стремятся обрести свободу выбора уже сейчас.
Что это дает им? Время подготовиться к взрослой жизни, которая в 21 веке стала очень требовательной к саморегуляции, устойчивости, компетентности человека.
Какова опасность? Совсем застрять в безвременье тянущегося отрочества… Но хотим мы того или нет, юность человечества затягивается чуть ли не на первые тридцать лет. Пройдет еще немного времени, и наши старшеклассники будут заканчивать школу не с ощущением наступающей взрослости, а с полным принятием продолжающегося детства, периода накопления опыта.
Как помочь им не остаться в детстве навсегда? Какой опыт предложить, чтобы подготовить в будущему прыжку во взрослость? Об этом нужно думать.
1.3. механизмы взросления.
Ответ: 1.3 Изменения касаются не только тела. И скажем прямо, нас, педагогов, они волнуют не в первую очередь. Но происходят и очень важные психологические изменения! Одно из самых существенных заключается в том, что у современных детей и подростков преобладает иной тип мотивации поведения, а следовательно, они слышат и воспринимают иные педагогические воздействия. Перестает работать великая педагогическая сила слова «надо». Само по себе это самое «надо» уже ни к чему не побуждает и никак не стимулирует, поскольку не содержит в себе ответа на главный для современных детей вопрос: зачем? «Надо? А зачем?» И только если причина обнаруживается, это может послужить поводом для действия. А все эти наши привычные «Я же сказала», «Нечего разводить демагогию», «Что значит – зачем?!» не работают. И даже не вызывают особого протеста. Предыдущие поколения подростков реагировали на наше «надо» дерзко, но объяснимо: «Кому надо?» или «Вам надо, вы и делайте». И мы знали, как с этими протестными реакциями работать. Нынешние не протестуют. Они ждут. Ждут, когда же мы сможем им объяснить, зачем. Они даже не собираются с нами спорить – просто хотят понять. А услышав объяснения, оценить их силу и значимость. А уж после этого, возможно, действовать.
3. С какими психологическими проблемами столкнулись Мир ребёнка Мир взрослого?
Ответ: 3. Противоречия, возникающие между миром детей и миром взрослых – явление вполне закономерное, и понять нам друг друга порой очень сложно. Взрослые и сами были когда-то детьми, потом – подростками, да вот беда, позабыли о переживаниях своего детства и юности, стерлись из памяти все радости и горести, открытия и потери того времени. И действуют сейчас так, будто на свет появились уже вот такими, какие сегодня, - взрослыми. Но хорошо ли это?
Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений.
Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которая отводится ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.
Способность испытывать глубокое одиночество появляется у детей в возрасте 10-12 лет вместе с обостренным чувством справедливости. Родители зачастую не понимают, что, проявляя воспитательское рвение, устанавливая запреты, не соизмеряя степень вины ребёнка и тяжесть применяемого наказания, они закрепляют в нём озлобленность, переходящую в агрессивность.
В детстве человек проходит через очень важные этапы психического и физического развития, малейшие нарушения в которых часто приводят к психологическим и физиологическим проблемам во взрослой жизни.
И зачастую проблемы детско-родительских отношений кроются в непонимании позиции другого (детьми позиции взрослого, а взрослыми –позиции ребенка).
4. Как изменилась ценностная парадигма, и в связи с этим:
4.1. Что должно стать целью образования?
Ответ: 4.1 Цель образования – это формирование и развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность.
4.2. Что должно стать содержанием образования?
Ответ: 4.2Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
4.3. Что должно стать образовательными результатами и почему?
Ответ:4.3 Мастер психологии развития Даниил Борисович Эльконин говорил, что «учить учиться» означает прежде всего «учить самого себя». А учить самого себя — значит растить, делать и строить самого себя. И не случайно: жизненный путь каждого из нас состоит из отклоненных и принятых нами выборов и альтернатив. Для каждого человека важен поиск тех сфер деятельности, в которых он чувствует себя самостоятельным. Через такие сферы вы создаете вокруг себя комфортный мир. Мотивационная установка «учить учиться» приводит к тому, что человек конструирует вокруг себя реальность, в которой изменения воспринимаются им как норма жизни. И в этом случае он не видит безысходности, ведь есть множество возможных исходов. В этом случае человек осознает: «Я живу в вероятностном мире, в энном количестве разных миров, просто сегодня я поживу в этом».
«учить учиться»: если мы хотим быть успешными в XXI веке — веке перемен, новых технологий и, главное, нового поколения, — нам как учителям надо бежать по меньшей мере вдвое быстрее, чтобы не только не отстать от наших собственных детей, учеников, но вместе с ними сделать самое главное открытие в мире — открытие самих себя.
Статьи для анализа:
1) Асмолов А.Г. Образование впереди перемен школа неопределенности
2) Битянова М.Р. Кого и зачем мы учим Психологический портрет современного ребенка
3) Кудрявцев В.Т. Из жизни ребенка исчез интересный взрослый
Анализ рекомендуемой литературы студенту предлагается проводить с привлечением техники рисунка-схемы. Рисунок-схема (рисунок-символ) – это удобная техника для структурирования информации в визуальной форме, напоминающая создание карты. Цели создания карт могут быть самыми различными: прояснение для себя какого-то вопроса, сбор информации, принятие решения, запоминание сложного материала.
Схема составления:
1. Для создания рисунка-схемы, а именно, перед тем как Вы будете наносить её на лист, следует сначала поработать с текстом через выделение основных понятий, категорий, смысловых блоков, а затем их структурирование:
Æ для начала внимательно прочтите текст;
Æ сформируйте основной вопрос / или идею / или проблему, заявленную в тексте;
Æ выделите и выпишите все основные понятия и категории (и в целом всё, что определяет Ваше понимание проблемы);
Æ проанализируйте информацию целиком. При этом учитывайте иерархию основных понятий, категорий, смысловых блоков материала;
Æ после того как собраны идеи приступайте к третьей стадии – «переводу» основных понятий, смысловых тезисов в символы, образы. Привлекайте разные варианты ОБРАЗОВ, СИМОЛОВ, МЕТАФОР!!
2. Начните составлять свой рисунок-схему на середине листа (не очень маленького, для начала достаточно формата А3/А4), расположенного горизонтально. В центре листа изобразите рисунок, отражающий и передающий тему / основной вопрос / или идею / или проблему, или напишите ключевое слово (Рис. 1). Используйте картинки или символы, образы, даже если Вы не очень высоко оцениваете свои изобразительные способности (Рис. 2).
![]() | ![]() |
Рис. 1 | Рис. 2 |
2. От центрального образа/символа начинайте «располагать» остальные символы/образы, представляющие какую-то мысль/идею. Используйте слова, которые помогут вам вспомнить связанные с ними знания, образы, цепочки мыслей и чувства.
3. От основных идей-«ветвей» с наиболее важными понятиями проведите другие линии с производными понятиями/смысловыми тезисами.
4. Держите лист бумаги всегда в одном направлении (вертикально или горизонтально), если Вы повернете лист (чтобы было проще писать), слова над ветвями будут перевернутыми и из-за этого трудночитаемыми.
? Обращайте внимание, чтобы рисунок отражал основные «ключевые» понятия, но не был их прямым изображением, то есть носил метафорический характер. Помните, что раскрыть идею и ответить на поставленный вопрос, получится только при полной представленности основных, ключевых понятий и категорий.
Критерии и показатели оценивания:
Критерии и показатели | Шкала оценивания (в баллах): (0 – критерий не соблюден, 1 – критерий соблюден частично, 2 – критерий соблюден) | ||
1. Теоретическое обоснование, «глубина» понимания и раскрытия проблемы: | |||
1) «отцентрированность» основной идеи (проблемы) и соответствующего вопроса как ориентировки в направлении движения по карте (рисунку-схеме); | |||
2) наличие всех необходимых позиций (понятий) на карте и раскрытие основных, «реперных» понятий проблемы, разбираемого материалы. | |||
2. Структурно-функциональная проработанность: | |||
1) чёткость и дифференцированность основных смысловых блоков материала и их «расположение» на рисунке-схеме (карте); | |||
2) понятность связи между элементами содержания, структурированность связей; | |||
3) содержательнаядетализированность в анализе и подаче материала; | |||
4) логическая последовательность; | |||
5) интеграция всех элементов рисунка-схемы (карты) в целое, схема носит целостный характер. | |||
3. Самостоятельность и оригинальность: | |||
1) наличие авторской позиции, замысла; | |||
2) адекватность иносказательной формы (рисунка, образа и т.д.) раскрываемому содержанию (то есть предложенная форма не искажает и не ограничивает содержание предмета рассмотрения). | |||
4. Эстетика внешнего вида: | |||
1) аккуратность выполнения; | |||
2) дизайн рисунка-схемы, использование разных цветов, шрифтов, рисунков, образов и т.п., помогающих раскрыть суть предлагаемой схемы. | |||
5. Умение презентовать полученный продукт: | |||
1) умение обосновать предлагаемое видение рассматриваемой проблемы, подача комментария носит «проблемный», а не «репродуктивный», воспроизводящий характер; | |||
2) продемонстрировано понимание проблемы (рассматриваемого вопроса) как выделения противоречия; | |||
3) обнаруживается эффективное владение и интеграция всех элементов выступления. | |||
Итоговый балл: |
Шкала оценивания:
Сумма баллов | Уровень | Оценка |
25-28 | высокий | отлично / зачтено |
20-24 | выше среднего | хорошо / зачтено |
15-19 | средний | удовлетворительно / зачтено |
14 и менее | низкий | неудовлетворительно / не зачтено |