Системообразующие факторы культурно-досуговой деятельности




 

Рассмотрим понятие системы, ее свойства и возможные классификации.

В.Н. Сагатовский указывает, что система - это конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала.

Согласно Ю.И. Черняку, система есть отражение в сознании субъекта (исследователя, наблюдателя, деятеля) свойств объектов и их отношений в решении задачи исследования.

Известно также большое число других определений понятия «система», используемых в зависимости от области знаний и целей работы. Термин «система» обозначает как реальные, так и абстрактные объекты и широко используется для образования различных понятий, например, банковская система, информационная система, кровеносная система, политическая система, система уравнений и т.п..

То есть под системой мы будем понимать комплекс взаимосвязанных элементов, обособленных от среды (от окружения) и взаимодействующих с ней.

Свойства систем (по Ф.И. Перегудову и Ф.П. Тарасенко):

. связанные с целями и функциями:

· синергичность - максимальный эффект деятельности системы достигается только в случае максимальной эффективности совместного функционирования ее элементов для достижения общей цели;

· целенаправленность - наличие у системы цели (целей) и приоритет целей системы перед целями ее элементов;

· альтернативность путей функционирования и развития (организация или самоорганизация).

. связанные со структурой:

· структурность (декомпозиция) - возможно деление системы на компоненты, установление связей между ними;

· иерархичность - каждый компонент системы может рассматриваться как система; сама система также может рассматриваться как элемент некоторой надсистемы (суперсистемы).

. связанные с ресурсами и особенностями взаимодействия со средой:

· коммуникативность - существование сложной системы коммуникаций со средой в виде иерархии;

· взаимодействие и взаимозависимость системы и внешней среды;

· адаптивность - стремление к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды (однако, «неустойчивость» не во всех случаях является дисфункциональной для системы, она может выступать и в качестве условия динамического развития);

· надежность - способность системы сохранять свой уровень качества функционирования при установленных условиях за установленный период времени;

· интерактивность - организационное свойство системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы.

. иные:

· интегративность - наличие системообразующих, системосохраняющих факторов;

Ранги систем:

· подсистема - система, являющаяся частью другой системы и способная выполнять относительно независимые функции, имеющая подцели, направленные на достижение общей цели системы;

· надсистема (суперсистема) - более крупная система, частью которой является рассматриваемая система.

Классификации систем:

. по характеру связей параметров системы с окружающей средой;

· закрытые системы - какой-либо обмен с окружающей средой отсутствует. Для закрытых систем характерно увеличение беспорядка;

· замкнутые системы - обмениваются только информацией, но не материальными ресурсами;

· изолированные системы - любой обмен исключен;

· открытые системы - свободно обменивающиеся с окружающей средой. В открытых системах могут происходить явления самоорганизации, усложнения или спонтанного возникновения порядка.

. по происхождению (природной принадлежности):

· естественные: неорганические, биологические, экологические и пр.

· искусственные: материальные, абстрактные (идеальные), абстрактно-материальные;

· смешанные: социо-технологические, организационно-технические, социально-экономические и пр..

По А.Н. Аверьянову, одной из важных проблем в определении системы является выяснение сущности тех сил, которые объединяют множество в одну систему: как образуются, существуют, развиваются системы, как они сохраняют свою целостность, структуру, форму, ту особенность, которая позволяет отличить одну систему от другой? Здесь просматриваются два направления поисков ответа. Первое - естественно-научное - заключается в том, что исследуются особенности, специфика, характер системообразующих факторов в каждой анализируемой системе. Другое направление характеризуется попытками выявить за спецификой, уникальностью, единичностью конкретных системообразующих факторов закономерность, присущую всем системам без исключения, но проявляющаяся по разному в разноуровневых системах.

Существует несколько идей поиска главных факторов образования системы с философской точки зрения. П.К.Анохин предположил, что решающим и единственным фактором является результат функционирования системы, который, будучи недостаточным, активно влияет на отбор именно тех степеней свободы из компонентов системы, которые при их интегрировании определяют дальнейшее получение полноценного результата.

Встречается мнение, что системообразующим фактором является цель: элементы системы объединятся и функционируют ради определенной цели. Это приемлемо для живой природы и социальной жизни, но неприменимо к неживой природе, где целью является неизбежность существования.

Однако имеется и другое представление о системообразующих факторах, включающее в себя следующие:

1. Внешние системообразующие факторы. Это факторы окружающей среды, которые способствуют возникновению и развитию систем. Примером может быть скопление людей под влиянием климатических, политических, социальных или других условий. Иначе говоря, системообразующие факторы, это такие силы, которые способствуют образованию системы, являются чуждыми для ее элементов, не обуславливаются и не вызываются внутренней необходимостью к объединению. Они не могут играть главную роль, они случайны, но являясь таковыми эти факторы могут быть внутренними и необходимыми в масштабе той системы, в которую рассматриваемая система входит как элемент. Одним из важных внешних системообразующих факторов является время, точнее, не протяженная его часть, а часть называемая «будущее». Будущее может выступать как цель объединения. Понятие «ради будущего» применимо к процессам создания любых систем. В основе сохранения систем лежит понятие будущего. Кроме того, будущее влияет на развитие систем еще и тем, что его зачатки существовали в прошлом. Особенно эти категории (прошлое и будущее) применимы к анализу социальных систем. В общем, выделение пространства и времени как внешних системообразующих факторов условно, т.к. все в мире находится в пространстве и во времени, однако каждая конкретная система имеет свои пространственно-временные характеристики, которые мы можем определить как внутренние, присущие только ей и отличные от пространства и времени другой системы.

2. Внутренние системообразующие факторы. Это факторы, которые порождаются объединяющимися в систему отдельными элементами, группами элементов, или всем множеством. Общность природного качества элементов позволяет существовать многим естественным системам потому, что элементы какого-либо природного качества имеют только им присущие, особые связи; взаимодополнение - обеспечивает связь как однородных так и разнородных элементов в системе; факторы индукции - отражают присущее всем системам живой и неживой природы «достраивать» систему до завершенности; постоянные стабилизирующие факторы системообразования включают постоянные устойчивые связи, обеспечивающие единство системы (в качестве примеров можно назвать каркас здания, скелет организма), кроме того, эти факторы являются не только системообразующими, но и системосохраняющими; связи обмена представляют собой сущность любого взаимодействия элементов, но характер обмена и его субстрат зависят от уровня развития взаимодействующих элементов или подсистем в системе. В человеческом обществе основная форма связи такого типа - экономическая. Связи возникают в процессе взаимодействия элементов систем. Эти связи часто бывают временными и образуемые ими системы могут распадаться, если нет других системообразующих факторов.

. Искусственные системообразующие факторы. Эти факторы создаются человеком и могут быть внутренними или внешними. Они являются внешними, когда элементы образуемой системы фактически не связаны друг с другом (например, куча камней, мешок зерна); и могут быть внутренними, если образуемая ими система выступает как единство подобных элементов, выпадет что-либо - системы не будет (например, мозаика или паззл).

Согласно объяснению М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедуори, теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов ХХ века явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих. Это способ мышления по отношению к организации и управлению. Машины, компьютеры, телевизоры - все это примеры систем. Они состоят из множества частей, каждая из которых работает во взаимодействии с другими для создания целого. Эти части взаимозависимы. Если одна из них будет отсутствовать или неправильно работать, то и вся система будет работать неправильно. Все биологические организмы представляют собой системы.

И все организации - это системы. Поскольку люди являются, в некотором смысле, частью организаций, наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами.

Руководители организаций, в основном, занимаются системами открытыми, потому что все организации открыты для взаимодействия с окружающей средой. Им это необходимо для выживания. Сначала организация получает извне информацию, капитал, труд людей и материалы. В процессе своей работы организация обрабатывает их, превращая в какие-либо (материальные или нематериальные) блага. Затем предлагает их окружению в качестве продукции для продажи.

Если организация эффективна, то в ходе преобразования образуется добавочная стоимость, которая также может иметь как материальное (например, прибыль), так и нематериальное (социальная значимость, культурный эффект) выражение.

Однако, теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие же именно элементы организации как системы нужны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные системы. Не определяет она и того, что именно со стороны влияет на управление, и как среда влияет на результат деятельности организации. Руководители должны сами выбирать переменные организации как системы. Эти переменные и рассматриваются в качестве системообразующих факторов (искусственных, как ранее выяснено).

Кроме того, В.Н. Волкова и А.А. Денисов приводят закон необходимости разнообразия (закон Эшби), действующий в отношении так называемых проблеморазрешающих систем: при создании такой системы нужно, чтобы она имела большее разнообразие, чем разнообразие решаемой проблемы, или была способна создать такое разнообразие. Иначе говоря, система должна обладать возможностью изменять свое состояние в ответ на возможное возмущение; разнообразие возмущений требует соответствующего ему разнообразия возможных состояний. В противном случае такая система не сможет отвечать задачам управления, выдвигаемым внешней средой, и будет малоэффективной. Отсутствие или недостаточность разнообразия могут свидетельствовать о нарушении целостности подсистем, составляющих данную систему.

Из чего же должна состоять система культурно-досуговой работы? Обобщение материалов по этой проблематике представлено А.Д. Жарковым. Во-первых, он пишет, что целостная система культурно-досуговой деятельности - процесс постоянного развития в единстве теории, организации и методики. Компоненты системы культурно-досуговой деятельности - сеть учреждений культуры разных типов:

· клубных учреждений;

· парков культуры и отдыха;

· музеев;

· библиотек;

· центров досуга;

· культурных комплексов;

· молодежных кафе;

· ночных клубов и т.п.

Во-вторых, есть указание на необходимость рассмотрения системы культурно-досуговой деятельности через призму таких компонентов как:

· субъект;

· объект;

· цель;

· содержание;

· средства;

· методы;

· формы;

· материально-техническая база;

· финансовое обеспечение работы.

В-третьих, целесообразен анализ культурно-досуговой деятельности как технологии. Тогда имеет смысл выделение следующих подсистем:

· организационной (штатное расписание, должностные инструкции и т.п.);

· методической деятельности (сценарные разработки, описание опыта и пр.);

· психологической (неформальные объединения, профессиональное создание и т.д.).

Указанные подсистемы составляют систему технологии, которая служит основным механизмом функционирования учреждений культуры.

Это не разные подходы к организации культурно-досуговой работы, а, скорее, разные типы мышления, при этом не исключающие один другого. На практике системы всех сфер общественной деятельности многомерные.

Если прибавить к необходимости решения проблем культурно-досуговой деятельности проблемы социализации и личностного роста молодежи, то, по мнению А.Н. Погореловой, систему культурного досуга молодежи надо рассматривать как совокупность условий, обеспечивающих развитие навыков рационального использования свободного времени через удовлетворение потребности в творческом самовыражении, духовно-культурном росте, интеллектуальном и физическом самосовершенствовании посредством целесообразно организованных досуговых форм, позволяющих осваивать различные социальные роли и реализовывать социальную активность личности.

Указанный специалист на примере декоративно-прикладного творчества предложила новую социально-культурную модель молодежного досуга как системную взаимосвязь нескольких блоков: целевого, концептуального, формирующего и диагностического, определяющих динамику формирования досуговой культуры молодежи.

В целевом блоке зафиксированы миссия, цели, задачи, ресурсы.

Концептуальный блок представлен анализом социального и культурного компонента (коммуникативной культурой, познавательно-деятельностным интересом, художественно-творческой деятельностью, креативной культурой).

Организационно-деятельностный блок представлен в модели теоретико-практическим обоснованием культурно-образовательного комплекса.

Диагностический блок модели характеризуется следующими критериями: деятельностным, ценностно-ориентационным, познавательным, рекреационно-коммуникативным и уровнями: удовлетворительным (низким), оптимальным (средним), продуктивным (высоким).

Разработанная система нацелена на развитие досуговой культуры молодежи по следующим направлениям:

· социализация личности - естественное преодоление всевозможных психологических барьеров, толерантность, общение и активная созидательная жизнь, развитие культурного уровня;

· воспитание личности - формирование мировоззрения, гражданской и нравственной позиции на основе изучения объектов народного художественного наследия, патриотическое и эстетическое воспитание, формирование культуры общения с коллективом, воспитание чувство гордости и ответственности за культурное наследие своей страны;

· образование личности - знакомство культурными традициями;

· развитие личности - развитие эстетического и художественного вкуса, абстрактного и пространственного мышления, развитие психомоторных качеств личности и т.п..

Таким образом, есть (супер- или над-)система - российское общество. Основная цель формирования и развития общества - обеспечение благополучия каждого его члена.

Общество как (супер- или над-)система имеет несколько встроенных взаимосвязанных систем (или подсистем): политика, экономика, культура, образование, медицина, социальное обеспечение, оборона и пр. У каждой ряд своих целей, способствующих достижению основной цели общества. Если в общем, то политика должна разрабатывать эффективный порядок общежития, экономика - обеспечивать материальную сторону жизни и т.п.

Еще одним необходимым элементом благополучия человека является личностный рост, личностное развитие. Основные системы, обеспечивающие данное направление - культура и образование. Культура в таком рассмотрении представляет собой систему, в которой созданы условия для самовыражения человека, проявления его индивидуальности, личных знаний, навыков, творческих идей. Культура содержит в себе две взаимосвязанные системы: профессиональную и досуговую. Первая создает условия для профессиональной деятельности особо талантливых людей. Вторая обеспечивает культурный досуг всем желающим, а также стимулирует потребность в культурном провождении свободного времени (это тоже необходимо для обеспечения благополучия каждого члена общества, его личностного развития - важнейшей цели общества как системы). И ничто не должно мешать профессиональной и досуговой культурным системам обмениваться между собой информацией, людьми и другими системными элементами (во избежание противоречия с основной целью существования общества). Равно как и с другими общественными подсистемами: экономикой, образованием и пр.

То есть мир можно представить как единство систем. Каждый уровень может рассматриваться как средство и основа существования другого уровня. Выполнившие свои задачи системы распадаются, старые системы с новыми задачами продолжают работать, появляются и новые системы.

Как было выяснено, в системе культурно-досуговой деятельности имеет смысл выделять подсистемы по:

· организационным функциям: нормативно-правовое обеспечение, материально-техническое обеспечение, разработка и проведение культурно-досуговых программ, деятельность по связям с общественностью, финансовое обеспечение и т.п.;

· направлениям работы. Наиболее часто в научной литературе упоминаются информационно-просветительная, художественно-публицистическая, культурно-развлекательная и самодеятельное художественное творчество;

· типам учреждений культуры: клубы, центры досуга, музеи, театры и т.п.;

· категориям населения: культурно-досуговая работа для дошкольников, школьников, молодежи, людей среднего возраста, людей старшего возраста;

· частным технологиям культурно-досуговой деятельности: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество и т.п.

На основе материала обоих параграфов первой главы можно указать основные системообразующие факторы культурно-досуговой работы с молодежью. Они, как ранее указывалось по работам исследователей систем, бывают трех видов: внешние, внутренние и искусственные.

Внешние системообразующие факторы - это факторы среды, которые способствуют возникновению и развитию систем. В нашем случае речь о культуре как важнейшей общественной подсистеме и ее целях и задачах.

Внутренние системообразующие факторы возникают в результате объединения отдельных элементов, групп элементов или всего множества. Здесь имеет место соединение возможностей культуры на современном этапе общественного развития и актуальных потребностей молодежи. Например, эффективно поставленная деятельность кружков по интересам может стать таким фактором. На современном этапе это интересно и нужно всем заинтересованным сторонам: и государству, учреждениям культуры, и молодежи.

Искусственные системообразующие факторы создаются людьми и могут носить как внутренний, так и внешний характер. По нашему мнению, искусственным системообразующим фактором выступают частные цели и задачи культурно-досуговой работы с молодежью. Целеполагание определяет направления этой работы.

Важно, что факторы, которые образуют систему, еще не дают ей распасться, потерять смысл, т.е. являются одновременно системосохраняющими.


2. Проектирование системы культурно-досуговой работы с молодежью в Красногорском муниципальном районе

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: