Реализация проекта системы культурно-досуговой работы с молодежью в Красногорском муниципальном районе




культурный досуговый воспитание молодежь

На основе изложенного в параграфе 2.1 проекта (т.е. теоретических представлений или результата системного мышления или концептуальной основы) культурно-досуговой работы с молодежью был учрежден информационный центр «Молодежь Красногорья», функционирующий в Красногорском районе и реализующий программу «Нам здесь жить».

Красногорский район - административно-территориальная единица и муниципальное образование в центре Московской области Российской Федерации. Административный центр - город Красногорск. Всего насчитывается 37 населенных пунктов, из них 2 городских (1 город, 1 рабочий поселок), 35 сельских (9 поселков, 5 сел, 21 деревня). Население района (по состоянию на 1 января 2010 г.) - 161 814 человек. Из них молодежь - примерно 38 000 человек.

Молодежь Красногорского района - особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками: 14-30 лет и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствуют о том, что стремление молодежи к получению образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями, навыками. Педагогическая сущность культурно-досуговой деятельности молодежи в процессе социального воспитания определяется тем, что досуг - это, прежде всего, необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни, он является пространством для удовлетворения молодежью потребностей в творческом самовыражении, духовно-культурном росте, интеллектуальном и физическом самосовершенствовании, выполнении широкого круга социальных ролей. В досуговой сфере заключены широкие воспитательные возможности на основе использования культурных ценностей, накопленных обществом. Полноценная реализация воспитательного потенциала досуговой сферы обусловлена педагогически целесообразной организацией культурно-досуговой деятельности, где акцент делается на духовно-культурный, творческий, интеллектуально и физически развивающий компоненты. Таким образом, можно сделать вывод, что культурно-досуговая деятельность выступает как средство формирования у молодежи личностно значимых и социально одобряемых качеств, способствующих деятельному, рациональному отношению молодежи к своему свободному времени, освоению культурных ценностей и духовному обогащению, созданию педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия.

Нормативно-правовая база, на основе которой реализуется проект «Нам здесь жить» информационного центра «Молодежь Красногорья»:

1. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации».

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р (ред. от 14.12.2009) «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации». Раздел N8. Молодежная политика.

. Закон Московской области от 07.12.1995 N 42/95-ОЗ «О региональной государственной молодежной политике в Московской области» (принят решением Мособлдумы от 22.11.1995 N 12/72).

. Постановление Главы Красногорского муниципального района 27 61/12 от 30.12.2009 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Молодое поколение Красногорского муниципального района на 2010-2013 годы».

Цель проекта - обеспечение беспрерывного процесса выявления, продвижения, развития талантливой молодежи, организация творческого процесса, повышение профессионального уровня, обучение, обеспечение досуга молодежи, формирование образа успешного молодого гражданина Российской Федерации.

Задачи проекта:

1. сохранение и приумножение нравственных и культурных достижений молодежи;

2. совершенствование эстетического воспитания молодежи;

. вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе;

. развитие механизмов и форм передачи информации, актуальных для жизни молодежи;

. формирование положительного отношения молодежи к ценностям российского общества;

. продвижение образа успешного молодого россиянина;

. выявление разносторонних культурных связей между творческими коллективами района, области, страны, зарубежья;

. организация досуга молодежи.

Важнейшие составляющие проекта:

. Создание единого молодежного информационного центра.

Цели создания данного центра: безвозмездные предоставление информации и обратная связь о достижениях молодых граждан, формирование благоприятного имиджа молодых людей, привлечение к активным формам интеллектуального и творческого развития, обеспечение досуга, культурного и патриотического воспитания молодежи, привлечение и активное участие в социально-экономической, культурной, духовной жизни региона, снижение динамики распространения асоциальных явлений и правонарушений в молодежной среде.

Финансирование: из средств бюджета на создание, развитие, оплату труда молодых специалистов центра.

. Молодежное телевидение - выделение эфирного времени на Красногорском районном телевидении для создания молодежного канала (вещание 1,5 - 2 часа в сутки); оснащение специальной технической базой для плодотворной работы и вещания молодежного канала во всех учебных заведениях и учреждениях, где ведется работа с молодежью Красногорского муниципального района.

. Интернет сайт «Молодежь Красногорья» - создание молодежного сайта (для большей привлекательности сайт формируется по образу молодежной социальной сети). Обязательные компоненты сайта:

· получение исчерпывающей информации о жизни молодых граждан нашего района, о нововведениях, как в районе, так и в области, и в стране, и в мире;

· вынесение на рассмотрение вопросов, влияющих на развитие молодежной политики района;

· мониторинг настроений молодых граждан;

· анкетирование, социологические опросы;

· создание различных клубов и групп по интересам, реклама и популяризация их и уже имеющихся объединений;

· предложение акций, конкурсов, в которых молодые граждане будут представлять свои авторские проекты, как в творческой сфере, так и в сфере современных инновационных технологий;

· обмен опытом.

. Молодежная газета - оперативная исчерпывающая информация о достижениях молодых граждан района, о работе молодежных объединений, коллективов, центров и учреждений по работе с молодежью, в т.ч.:

· реклама и популяризация молодежных мероприятий, акций, конкурсов;

· осуществление воздействия на создание престижного образа молодого гражданина.

. Создание и развитие сети молодежных развлекательных центров, различных клубов и кафе по интересам.

. Создание сети развлекательных центров, кинотеатров и мест проведения досуга для молодежи; ведение доступной ценовой политики.

. Развитие дружеских и коммерческих отношений малого бизнеса и молодых граждан для создания на имеющейся базе развлекательных учреждений и вновь создаваемых молодежных клубов и объединений. Беспрерывный контакт и разработка специальных программ, акций, направленных на обеспечение досуга молодежи, на ее активное привлечение к активным формам его провождения, в т.ч.

· установление системы льгот и скидок для молодых граждан;

· развитие популярных и актуальных игр, клубов, акций среди молодежи, развивающих умственные, творческие способности, формирование конкурентной активности молодых граждан (интеллектуальные клубы «самый умный», популярные игры «брейн ринг», «мафия» и т.д.)

. Сокращение оттока финансовых средств в развлекательные центры, кинотеатры, кафе и клубы соседних регионов области и Москву.

. Создание отдела разработки, поддержки и продвижения инновационных и творческих программ.

Цели создания: помощь и поддержка в реализации различных проектов, связанных с разными областями деятельности0 как науки, так и творчества, разработанные молодыми гражданами района, создание конкурентной (конкурсной) среды среди молодых граждан.

Финансирование: из средств бюджета на создание, развитие программ, оплату труда молодых специалистов отдела.

Функции:

· стимулирование к развитию новых проектов молодых граждан в различных областях науки, производства, творчества, спорта и информационных технологий;

· создание конкурентной среды среди молодых граждан;

· формирование у молодых граждан чувство их значимости и нужности родному региону, воспитание чувство патриотизма и гордости;

· обеспечение досуга молодежи и его рациональное времяпровождение;

· создание материально-технической базы для разработки и воплощение в жизнь значимых проектов;

· продвижение проектов на территории московского региона и РФ.

Основные исполнители представлены на рис. 2.1. Штатное расписание рабочей группы по реализации программы «Нам здесь жить» - в табл. 2.1.

 

Рабочая группа по реализации программы
           
Управление культуры и молодежной политики
           
Финансовое управление   Отдел по делам молодежи   Городские и сельские поселения
           
Управление образования       МУ «Молодежный центр»
           
СМИ       Общественные организации
           
Молодежь (14-30 лет)
           

Рис. 2.1. Основные исполнители проекта «Нам здесь жить»

 


Таблица 2.1

Штатное расписание рабочей группы по реализации программы «Нам здесь жить»

 


 

 

Организация культурно-досуговой деятельности ориентирована на следующие общепедагогические принципы:

· доступности и последовательности (предполагает «построение» образовательно-воспитательного процесса от простого к сложному);

· научности (практическая работа опирается на современные научные достижения);

· учет возрастных особенностей молодежи (содержание и методика работы ориентированы на лиц от 14 до 18 лет, от 19 до 24 лет, от 25 до 30 лет);

· наглядности (т.е. использование дидактических пособий, современных технических средств обучения, делающих формирование досуговой культуры более эффективной);

· связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе со молодежью);

· индивидуализации (максимально возможный учет характерологических особенностей каждого участника);

· результативности (должно быть указано, что узнает и чему научится каждый участник);

· актуальности (предполагает максимальную приближенность единовременных и текущих культурно-досуговых занятий к реальным условиям жизни и деятельности молодежи);

· межпредметности (подразумевает связь культурного досуга с образованием, спортом или т.п.).

Формы реализации проекта:

· тематические мероприятия (были проведены праздники «День знаний», «Последний звонок», «День студента», «День молодежи», «Новогодний молодежный бал» и пр.);

· мастер-классы;

· конкурсы (были проведены «Студент года», «Ты и я - одна семья», «Любовью к Родине дыша», «Леди Совершенство», «Лицо успеха» и пр.);

· игры команд КВН;

· фестивали (по черлидингу, по танцам, «Осенний марафон», «Новый мир»);

· информационное обеспечение (проведение профильных смен молодежного актива, выпуск информационных материалов в СМИ).

Всего в мероприятиях приняли участие в 2007 году - 6000 зрителей, в 2008 - 6500, в 2009 - 8000, в 2010 - 8500. В 2011 году ожидается 9350 человек.

Динамика участников: 2007 год - 1050 человек, 2008 - 1200, 2009 - 1400, 2010 - 1500. В 2011 году ожидается 1650 человек.

В состав молодежного актива вошли в 2007 году - 80 человек, в 2008 - 200, в 2009 - 300, в 2010 - 350. В 2011 году ожидается 385 человек.

Реально достигнутые результаты реализации проекта заключаются в том, что 18% из 100 участников уже активно работают на территории Красногорского муниципального района в сфере культуры и молодежной политики. Можно утверждать, что за 8 лет реализации проекта в год вырастает 2-3 профессиональных кадра сферы молодежной политики.

Указанная во введении гипотеза исследования заключается в том, что формирование системы культурно-досуговой работы с молодежью будет эффективно, если опираться на потребности, интересы, предпочтения молодежи в саморазвитии, а также осуществлять включение молодежи в социально значимые виды культурно-досуговой деятельности. Приведенный эксперимент позволяет считать данную гипотезу доказанной: год от года все больше молодежи вовлекается в культурно-досуговую практику, молодые люди все чаще делают выбор в пользу внедомашнего культурного досуга, растет число участников культурно-досуговых мероприятий.

Отметим, что данный результат во многом определяется поддержкой Администрации Красногорского муниципального района, которая включает в себя:

· финансирование и направление на обучение в средние специальные и высшие профессиональные учебные заведения;

· проведение мастер-классов, лекций, семинаров, курсов повышения квалификации;

· предоставление рабочих мест в учреждениях культуры и молодежной политики;

· предоставление грантов, премий, оплаты обучения активно участвующим в культурно-досуговой деятельности района, показавшим определенный художественный и социально значимый результат и стремящимся связать свою работу с молодежью.

Между тем, в ближайшее время программа может быть ориентирована на привлечение к сотрудничеству и некоммерческого сектора. Как показало наше исследование, некоммерческий сектор тоже готов к сотрудничеству, объемы работ с молодежью значительно выросли. Сейчас наблюдается тенденция по сокращению доли государства и увеличению доли некоммерческих организаций в финансировании работы с молодежью, в т.ч. в культурно-досуговой сфере.

Ожидаемые в перспективе результаты:

· увеличение количества молодежи, активно участвующей в социально-экономической, политической, культурной жизни общества, общественной деятельности и проявляющих инициативу в решении как собственных, так и общественно значимых проблем;

· популяризация творческих направлений деятельности среди молодежи;

· межкультурное и личностное развитие молодежи;

· снижение распространения асоциальных явлений и правонарушений в молодежной среде;

· укрепление и развитие молодежной дипломатии с городами-побратимами;

· повышение интеллектуального уровня молодежи и рациональное времяпровождение.

Таким образом, педагогический потенциал сформированной системы культурного досуга (в общих чертах): формирование коммуникативной культуры личности, духовно-нравственное самосознание и творческое саморазвитие молодежи, стимуляция эмоционально-образной, нравственно-эстетической, творческой и социальной активности, формирование профориентационной направленности молодежи, воспитание мировоззренческих, эстетических, нравственных, патриотических чувств и убеждений. Миссия (основная цель существования) - вовлечение молодежи в социальную практику, поддержка инициативной и талантливой молодежи, содействие социализации молодежи средствами культурно-досуговой деятельности. Она осуществляется в следующих направлениях: активизация познавательной деятельности молодежи в социально значимых целях; приобщение молодежи к культурному наследию в процессе единовременных и текущих культурно-досуговых занятий; формирование личности как носителя национальных духовных традиций, высокой культуры и нравственности; развитие у молодежи художественно-творческих способностей, образного мышления, фантазии; создание среды, благоприятствующей межличностному культурному общению. Практический результат заключается в демонстрации молодежью умения грамотно управлять своим свободным временем, стремления к саморазвитию, самосовершенствованию, реализации сформированных умений и навыков на практике, высокой социальной активности.

 


Заключение

 

В работе выполнялись задачи по анализу основных перспектив и проблем работы современных учреждений культуры с молодежью, выявлению системообразующих факторов культурно-досуговой работы, разработке проекта системы культурно-досуговой работы с молодежью в Красногорском районе Московской области, оценке эффективности разработанного проекта.

Исследование деятельности учреждений культуры в новых и экономических и политических условиях, представленное в первой главе, позволило указать на то, что на современном этапе общественного развития молодежная культурно-досуговая деятельность представляет собой часть профессиональной и общественной деятельности, которая стимулирует духовное развитие, культурную и социальную активность людей 14-30 лет в условиях свободного времени. По оценкам исследователей, молодежный досуг обладает выраженной спецификой на фоне предпочтений старшего поколения: с точки зрения внедомашнего досуга молодежь опережает другие поколения по количеству посещений учреждений культуры и отдыха - примерно в два раза. Характерным для сегодняшнего дня является то, что из молодежного досуга исчезают общественная и политическая деятельность, а также работа в кружках по интересам. Первое продиктовано личными соображениями представителей молодежи, отсутствием интереса к политике, возможно, пренебрежением. Второе специалисты объясняют материально-техническими проблемами учреждений культуры, а также падением их престижа. Восстановление престижа не только является нормативной задачей учреждений культуры, но и продиктовано интересами современной молодежи, что подтверждено результатами последних социологических исследований.

Культурно-досуговая деятельность является подсистемой культуры, которая, в свою очередь, выступает важнейшей, неотъемлемой системой такой суперсистемы как российское общество. В системном анализе культурно-досуговой деятельности уже выделяются ее подсистемы по организационным функциям: нормативно-правовое обеспечение, материально-техническое обеспечение, разработка и проведение культурно-досуговых программ, деятельность по связям с общественностью, финансовое обеспечение и т.п.; направлениям работы: информационно-просветительная, художественно-публицистическая, культурно-развлекательная и самодеятельное художественное творчество; типам учреждений культуры: клубы, центры досуга, музеи, театры и т.п.; категориям населения: культурно-досуговая работа для дошкольников, школьников, молодежи, людей среднего возраста, людей старшего возраста и т.п. Каждая из них обусловлена, прежде всего, особым типом мышления, направленным на решение практических проблем по развитию культурно-досуговой сферы, созданию условий для гармоничного личностного развития.

Наша разработка системы культурно-досуговой работы с молодежью, представленная во второй главе, если вкратце, заключается в следующем: в качестве системообразующих и -сохраняющих факторов принимаются цели развития системы, принцип ее разделения на подсистемы по региональному признаку, а также принцип выполнения работ по организационным функциям.

Цели закреплены на федеральном уровне. Общероссийская система культурно-досуговой работы с молодежью и ее региональные подсистемы работают над их достижением: вовлечение молодежи в социальную практику; поддержка инициативной и талантливой молодежи; обеспечение эффективной социализации молодежи.

Принцип осуществления работы по организационным функциям подразумевает, что в каждой региональной подсистеме культурного досуга молодежи проводится работа по следующим направлениям: нормативно-правовое обеспечение системы (или региональной подсистемы), материально-техническое обеспечение, разработка и проведение культурно-досуговых программ, деятельность по связям с общественностью, финансовое обеспечение и, что является нашим предложением, обеспечение институциональных основ системного развития. Оно состоит в разработке условий (создании педагогической среды), имеющих по отношению к индивиду характер внешней силы, т.е. фактически принуждающей его к выполнению этих правил, а именно, стимулировании культурных потребностей и их удовлетворении в досуговых формах. На наш взгляд, работа над инстуциональной основой системы культурно-досуговой работы с молодежью - важнейшая предпосылка выполнения задекларированных на федеральном уровне целей по вовлечение молодежи в социальную практику, поддержке инициативной и талантливой молодежи, эффективной социализации молодежи.

Анализ законодательства и подзаконного нормативно-правового регулирования по вопросам государственной молодежной политики и регулирования основ деятельности молодежных объединений позволяет сделать выводы о том, что правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственной молодежной политики, содержатся в нормативных правовых актах разного уровня и различной тематики, не имеют единой концептуальной основы, в них отсутствует единство понятийного аппарата. Пробелы в нормативно-правовом регулировании частично восполняются разрозненными актами органов исполнительной власти. По существу проблема молодежной политики до настоящего времени решается путем точечного регулирования наиболее острых проблем при отсутствии единой нормативной и методологической базы их решения. Отдельные правовые акты, отличающиеся определенной комплексностью подхода к регулированию молодежных проблем, были приняты на раннем этапе становления правовой системы России как независимого государства, и в силу значительных изменений в разных сферах общественной жизни не могут служить основой для проведения эффективной молодежной политики. Преобладают акты концептуального или узко-прикладного характера. Задача же формирования ядра системы не решена: отсутствует взаимоувязанность правовых норм, содержащихся в различных нормативных актах, ряд предложений концептуального характера и поручений, содержащихся в них, не были реализованы в течение срока действия документов. Так, намеченное в «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» нормативное и методологическое обеспечение деятельности по реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики не привело к появлению комплексного нормативного правового акта в указанной сфере. Поскольку законодательство обязывает формировать не государственную, не общественную, а смешанную общественно-государственную систему работы, отсутствие такого документа, конечно, негативно сказывается на молодежной политике вообще и по культурно-досуговой работе в частности.

Дальнейшего изучения требует вопрос о финансовом обеспечении системы культурно-досуговой работы с молодежью. На современном этапе оно предоставляется, преимущественно, из бюджетов разных уровней. Хотя, как показало наше исследование, некоммерческий сектор тоже готов к сотрудничеству, объемы работ с молодежью значительно выросли. Сейчас наблюдается тенденция по сокращению доли государства и увеличению доли некоммерческих организаций в финансировании работы с молодежью, в т.ч. в культурно-досуговой сфере.

Таким образом, система культурно-досуговой работы с молодежью, закрепленная в стандарте, поддерживаемая бюджетными и внебюджетными средствами, должна содержать в себе ряд региональных подсистем, каждая из которых может реализовывать свои технологии культурно-досуговой деятельности в зависимости от специфики региона, т.е. более детального изучения потребностей местной молодежи, сложившейся культуры малой родины и т.п. на основе всеобщего принципа стимулирования культурных потребностей и их удовлетворения в досуговых формах.

Напомним, гипотеза исследования состояла в том, что формирование системы культурно-досуговой работы с молодежью будет эффективно, если опираться на потребности, интересы, предпочтения молодежи в саморазвитии, а также осуществлять включение молодежи в социально значимые виды культурно-досуговой деятельности. Приведенный в Красногорском районе Московской области эксперимент позволяет считать данную гипотезу доказанной: год от года все больше молодежи вовлекается в культурно-досуговую практику, молодые люди все чаще делают выбор в пользу внедомашнего культурного досуга, растет число участников культурно-досуговых мероприятий.

На этом считаем поставленные задачи выполненными, а цель по разработке проекта системы культурно-досуговой работы с молодежью (на примере Красногорского района Московской области) на основе анализа деятельности учреждений культуры по работе с молодежью в новых экономических и политических условиях и изучения теории систем достигнутой.

Данное исследование может быть продолжено по целому ряду направлений. На наш взгляд, перспективным будут следующие:

· регулирование взаимодействия региональных подсистем в общероссийской системе культурно-досуговой работы с молодежью;

· формирование механизма негосударственного финансового обеспечения культурно-досуговой работы с молодежью.


Список литературы

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 г., в ред. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 29.12.2010).

. Указ Президента РФ от 07.10.2008 N 1445 «Вопросы министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации».

. Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 N 1015 (ред. от 26.09.2004, с изм. от 21.10.2004) «О Федеральной целевой программе «Молодежь России (2001 - 2005 годы)».

. Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 N 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».

. Постановление Правительства РФ от 29.05.2002 N 363 (с изм. от 21.10.2004) «О подпрограмме «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002 - 2005 годы)» Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001 - 2005 годы)».

. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации».

. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р (ред. от 14.12.2009) «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации».

. Закон Московской области от 07.12.1995 N 42/95-ОЗ «О региональной государственной молодежной политике в Московской области» (принят решением Мособлдумы от 22.11.1995 N 12/72).

. Постановление Главы Красногорского муниципального района 27 61/12 от 30.12.2009 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Молодое поколение Красногорского муниципального района на 2010-2013 годы».

Научная литература

12. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс, 2006. - 240 с.

13. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. - М.: Политиздат, 1985. - 460 с.

. Бельская Н.Р., Бончук Г.И. Развитие системы некоммерческих организаций // Вестник ИГПС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vestnik.igps.ru. Дата обращения: 06.04.2011.

. Волков Ю.Г. Социология. Учебник. - 4-е издание. - М.: Дашков и Ко, Наука Спектр, 2010. - 384 с.

. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ. - М.: Юрайт, 2010. - 680 с.

. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.

. Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России. - М.: АНО «Социологическая мастерская Задорина» (исследовательская группа «Циркон»), 2010. - 35 с.

. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: ИД МГУКИ, 2007. - 480 с.

20. Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2010. - 396 с.

21. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч ред академика РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 462 с.

. Маковецкая С.Г. Экономическая роль некоммерческого сектора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ecom-info.spb.ru. Дата обращения: 06.04.2011.

. Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Учебное пособие. - СПб.: СГУП, 2005. - 356 с.

. Мескон М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. - 3-е изд. - М.: Вильямс, 2009. - 672 с.

. Некоммерческий сектор России. На рубеже эпох. - М.: Академия «Гражданское общество», 2000. - 67 с.

. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - М.: Высшая школа, 1989. - 152 с.

27. Погорелова А.Н. Формирование досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества. Дисс на соискание уч. степ. к.п.н. по спец. 13.00.05. - Казань, 2009. - 224 с.

28. Россиянам недосуг // Общество. Религия, образ жизни, культура. Тематический сборник. - М.: ВЦИОМ, 2009. - 448 с.

. Сагатовский В.Н. Бытие идеального. - СПб.: Петрополис, 2003. - 104 с.

30. Социология: Учебник для вузов / ВН. Лавриненко, НА. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.

31. Социология молодежи. Учебное пособие для студентов вузов. Под ред. Ю.Г. Волкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 576 с.

. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с.

33. Стрельцов Ю.А, Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: учебное пособие / Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова. - М.: МГУКИ, 2010. - 307 с.

34. Тихоновская Г.С. Сценарно-режиссерские технологии создания культурно-досуговых программ: Монография. М.: ИД МГУКИ, 2010. - 352 с.

. Черняк Ю.И. Анализ и синтез систем в экономике. - М.: Экономика, 1970. - 151 с.

Периодические издания

36. Агошкова Е. Б., Ахлибининский Б. В. Эволюция понятия системы // «Вопросы философии». - 1998. - № 7. - с.170-179.

Электронные издания

37. Администрация Красногорского муниципального района Московской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.krasnogorsk-adm.ru/. Дата обращения: 07.04.2011.

38. Министерство культуры РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mkrf.ru/. Дата обращения: 05.04.2011.

. Федеральное агентство по делам молодежи РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fadm.gov.ru/. Дата обращения: 05.04.2011.

. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru. Дата обращения: 06.04.2011.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: