Цели и инструменты структурной политики




По характеру производимой продукции отрасли и производства можно разделить на:

1) традиционные (сельское хозяйство, производство продуктов питания);

2) инновационные. Инновационные отрасли производят бытовую технику, новые виды энергии, вычислительную технику и пр.

Инновационный тип развития – тип экономики, предполагающий постоянную разработку, освоение и использование научно-технических нововведений и технологий для повышения конкурентоспособности.

Структурная политика – политика правительства, направленная на изменение типа экономики, ориентирование экономики на прогрессивные сферы деятельности. При этом цели структурной политики относительно разных типов отраслей будут различаться.

Общие цели структурной политики:

1) оптимальные пропорции в экономике;

2) устойчивость экономических связей;

3) активный воспроизводственный процесс во всех стадиях и элементах.

Текущие (краткосрочные) цели структурной политики:

1) сохранение экономических связей;

2) преодоление диспропорций;

3) рост ВВП.

Частные цели, цели относительно отдельных предприятий будут предполагать выполнение указанных выше задач, а также будут специализироваться в зависимости от типа производства.

Наличие таких признаков экономической системы как устойчивость, стабильность, сбалансированность, равновесие не означает, что она находится в застывшем состоянии, не прогрессирует и не развивается. Помимо показателей стабильности, экономика характеризуется показателями, отражающими степень ее развития (экономический рост, растущий удельный вес инновационного продукта в ВВП, рост доходов населения, положительная динамика изменения уровня жизни и пр.). Следовательно, структурная политика должна быть нацелена на прогрессивную структуру производства и потребления в условиях экономического роста.

Относительно традиционных отраслей ставится задача обеспечения прогрессивной технологической структуры производства. Даже при производстве традиционного продукта (например, выпечке хлеба) должны решаться задачи перехода на более производительное оборудование, повышения качества продукции.

Относительно инновационных типов производства целью государственной структурной политики должно быть увеличение доли прогрессивной продукции в ВВП. Это, как правило, долгосрочная, перспективная задача.

Исполнение этих целей возможно через предприятия:

1) изменение технологии производства;

2) изменение материально-технической базы;

3) изменение ассортимента выпускаемой продукции.

Стратегия структурной политики относительно предприятий (изменения их технологической структуры) в указанных случаях будет различаться в зависимости от поставленных задач.

Здесь применимы следующие типы структурной политики:

1) стимулирующая (поддержка прогрессивных производств и отраслей);

2) сдерживающая (ориентир технологически отсталых производств на модернизацию);

3) либеральная (развитие рыночной инфраструктуры для создания конкурентной среды).

Необходимость развития и сохранения структурной политики определяется причинами:

1) проявление несбалансированности экономики вследствие макроэкономической неустойчивости;

2) динамичность развития экономики;

3) ресурсными возможности страны, их недостаточностью и неравномерностью распределения;

4) стратегией повышения конкурентоспособности экономики.

Итак, необходимость и важность структурной политики определяется состоянием российской экономики.

3. Необходимость и содержание структурной модернизации и структурной перестройки российской экономики

Состояние структуры российской экономики характеризуется через показатели и параметры ВВП. Основные проблемы, которые следует решать структурной политике в текущем (краткосрочном) периоде, могут быть раскрыты на основе данных о ВВП. Эти проблемы и определяют пути структурной модернизации. Это:

1) диспропорции в структуре ВВП. В российской экономике роль промышленного производства в создании ВВП не столь значительна, как это необходимо. Доля обрабатывающего производства и торговли практически одинаковая. По-прежнему в структуре ВВП высока доля торговли (около 16%). В высокоразвитых странах доля услуг действительно высока, но это обеспечивается прежде всего за счет социально значимых направлений (образование, здравоохранение, страхование и пр.). Их значение в ВВП России не соответствует уровню развитой страны;

2) диспропорции в региональном развитии. Оценка ВРП показывает, что уровень развития регионов неравнозначен. Даже в пределах одного федерального округа имеются успешные и депрессивные регионы. Регионы, обладающие ресурсами (природными, производственными), в достаточном количестве получают больше инвестиций, вносят больший вклад в создание ВВП. Они становятся ориентиром в развитии для центра и других регионов. Другие регионы, где отсутствует ресурсная база, оказались в зависимом от центра положении из-за недостаточных размеров ВРП.

Значительная часть бюджетных доходов и экономического потенциала концентрируется в 8 регионах из 83, что способствует оттоку экономически активного населения (рабочей силы) в более благоприятные субъекты Федерации. Растут бюджетные расходы на поддержание депрессивных регионов, меняется характер межрегиональных экономических отношений. Депрессивные регионы теряют экономическую самостоятельность, становятся потребителями бюджетных средств и конечных продуктов, не развивая свой экономический и налоговый потенциал. Такая межбюджетная политика приводит к отставанию экономического развития Российской Федерации в целом.

3) диспропорции функциональной структуры экономики. Сырьевая направленность экономики характеризует неблагоприятную структуру российского экспорта и импорта. Страна значительную часть полезных ископаемых экспортирует, завозя взамен машины и оборудование, продукты питания;

4) диспропорции в соотношении инновационного и традиционного типов предпринимательства. Стратегия российского бизнеса определяется рядом обстоятельств. Прежде всего, это давление внешнего спроса на сырье и энергоносители. Именно на экспорте энергоносителей сконцентрированы усилия многих российских компаний. Не только мировой, но и российский внутренний спрос на нефтепродукты также сохраняется на высоком уровне за счет массовой автомобилизации. Аналогична ситуация по иным энергоносителям (газ, уголь).

Наоборот, во многих немонополизированных отраслях инвестиции незначительны. Бизнес не рассматривает в качестве привлекательной сферы вложения капитала, например, сельское хозяйство. Это объясняется как отраслевыми особенностями агарного сектора (климатические и биологические риски, медленная отдача капитала), так и высокими затратами в российских природно-климатических условиях. В значительной степени производители продуктов питания ориентируются из-за этого на импортное сельскохозяйственное сырье.

Российский бизнес уступает позиции по продукции легкой промышленности импортным аналогам. Эта продукция сложна по требованиям к качеству, ассортименту, подвержена изменениям в спросе и пр.

Указанные проблемы показывают, что активность российского бизнеса, его инвестиционные и инновационные возможности пока недостаточны. Устойчивость российской экономики должна быть повышена, в том числе за счет роста предпринимательской активности, развития малого и среднего бизнеса, стимулирования конкурентной борьбы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: