Библиографический поиск литературных источников и работа с литературой




Тема дипломной работы

Тема дипломной работы формулируется после того, как определен объект и предмет исследования, который находится в актуальной (проблемной) области. Кроме того, должна быть сформулирована цель, определяющая тему исследования (см. рис. 2). На рисунке также представлены основные параметры процесса работы над дипломом.

Выбор темы. От правильного выбора темы диплома зависит успех всего дела. Устранить затруднения такого рода поможет научный руководитель, в обязанности которого входит помощь в выборе темы. Кроме того, действенны следующие меры:

· Целесообразно обратиться к каталогу уже защищенных дипломов в научной библиотеке или на кафедре.

· Стоит обратить внимание на смежные области знания: иногда на стыке двух научных дисциплин, например, экономики и социологии, социологии и философии, можно найти такие темы, которые как бы забыты и той и другой отраслями науки, но имеют определенные исследовательские перспективы.

· Большое значение имеет методологический ракурс рассмотрения проблемы. Порой смена ракурса, новый угол зрения - это уже тема первой научной разработки (это особенно касается социальных и философских дисциплин).

· Полезным может оказаться просмотр научной периодики, специальных изданий, даже размышления над работами классиков науки, которой Вы занимаетесь. Вообще чем больше Вы прочтете по своей научной специальности, тем проще Вам будет сориентироваться. Попробуйте воспользоваться своеобразным методом «погружения» по аналогии с тем, как изучают иностранный язык.

Новизна. Применительно к диплому новизна может сводиться к так называемому элементу новизны. Таким элементом может быть и введение в научный оборот отдельных новых понятий, и использование новых методологических подходов к данной теме, и обогащение работы данными смежных наук, и практическая часть работы,

 

Приложение № 3

 

План написания выпускной квалификационной работы

 

 

Объект

Итого:
 
 
 
Текст диплома
Предмет
 
 


если она имеется, - самостоятельно проведенный эксперимент, социологическое исследование и т.п.

Актуальность - одно из основных требований, предъявляемых к диплому. Требование актуальности отнюдь не негативно. Оно предполагает лишь соответствие Вашей работы состоянию науки на момент исследования, ее реальным потребностям и пригодность Вашего диплома как попытки решения ее насущных проблем.

Обоснование актуальности темы приводится в тексте введения и должно соответствовать следующим конкретным требованиям: во-первых, соискатель должен кратко осветить причины обращения к рассматриваемым вопросам. Во-вторых, он должен раскрыть актуальность обращения к этой теме применительно к внутренним потребностям науки - объяснить, почему эта тема назрела именно сейчас, что препятствовало адекватному раскрытию ее раньше, показать, как обращение к ней обусловлено собственной динамикой развития науки, накоплением новой информации по данной проблеме, недостаточностью ее разработанности в имеющихся исследованиях, необходимостью изучения проблемы в новых ракурсах, с применением новых методов и методик исследования и т.д.

Практическая значимость ВКР во многом определяется характером выполняемого исследования. ВКР теоретического и методологического характера обладают более опосредованной практической значимостью, чем работы методического или прикладного характера.

Если ВКР будет носить методологический характер, то ее практическая значимость может проявиться в публикациях основных результатов исследования в научных статьях, монографиях, учебниках: в наличии авторских свидетельств, актов о внедрении результатов исследования в практику; апробации результатов исследования на научно-практических конференциях и симпозиумах; в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений, в участии в разработке государственных и региональных программ развития той или иной отрасли народного хозяйства; использовании результатов исследования при подготовке новых нормативных и методических документов.

Если диплом будет носить методический характер, то ее практическая значимость может проявиться в наличии научно обоснованных и апробированных в ходе экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования экономического или социального развития страны. Сюда же относят исследования по научному обоснованию новых и развитию действующих систем, методов и средств того или иного вида деятельности. Формы внедрения научных результатов методического характера могут быть весьма различны. Основные из них следующие: предложения по совершенствованию систем социально-экономического, политического, юридического регулирования и т.д.; рекомендации по совершенствованию экономического механизма управления социальными процессами и т.д.; нормативные и методические документы, которые утверждены или рекомендованы к использованию министерствами, государственными комитетами, ведомствами, объединениями или другими заинтересованными организациями.

Планирование работы

Тема дипломной работы формулируется аспирантом совместно с руководителем путем последовательных итераций и сопоставления с предметом исследования.

На первых стадиях работы целесообразно сформировать несколько вариантов рабочих планов с тем, чтобы синтезировать из них один, оптимальный и обогащенный преимуществами остальных. Условием пригодности рабочего плана является логическая связь между последовательными разделами.

 

Библиографический поиск литературных источников и работа с литературой

Сформулированная тема и сформированный рабочий план диплома дает возможность осуществить целеустремленный поиск источников информации по выбранной теме и достичь требуемого уровня осмысления находимого материала.

Необходимо составить картотеку научных источников по теме: хорошо составленная картотека даже при беглом обзоре заголовков позволяет охватить проблему в целом.

В число литературных источников могут входить материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной периодике, монографии, информация, полученная по сети Интернет, отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, диссертации, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зарубежных командировках, материалы зарубежных фирм.

Степень разработанности темы нагляднее всего становится после знакомства с информационными изданиями типа каталогов.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, оповещают о появлении документа и сообщают необходимые сведения для их отыскания.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

ИНИОН выпускает оптические компакт-диски (CD-RОМ) с библиографическими базами данных по социальным и гуманитарным наукам. На CD-ROM помещается от 100 000 до 300 000 библиографических записей. Например, по экономике и демографии (начиная с 1991 г.; 130 000 записей). Копии высылаются по электронной почте или через Интернет. Обратиться в ИНИОН за получением услуг можно по следующим адресам:

e-mail:mailto:%20info@inion.ru; https://www.inion.ru/

Особый вид ретроспективной библиографии - внутрикнижные и пристатейные списки литературы, работа с которыми может много дать исследователю.

Информацию по социальным и гуманитарным наукам можно получить через Интернет по следующим адресам:

https://gf.nsu.ru/; https://www.sociol.com/;

https://www.nitehawk.com/alleycat-fag.html;

https://www.sci.econ/; https://www.sci.anthropology/;

https://www.sci.environment/; https://www.sci.edu/; https://www.sci.cognitive/ и т.д.

Чтобы верно сформулировать проблему, необходимо понять, что в выбранной теме уже разработано, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы в нижеуказанной последовательности:

· Обзор литературы.

· Построение гипотезы.

· Выбор программы исследований (определение методов проверки гипотезы: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдения за поведением людей в определенных ситуациях, изучение существующих результатов и исторических свидетельств и т.д.).

· Сбор данных (сбор и регистрация данных в соответствии с особенностями исследовательского проекта).

· Анализ результатов (поиск значимых связей между фактами, выявившимися в ходе исследований).

· Выводы.

Наиболее удобным является способ обработки информации на основе составления информационных карточек, на которых размещена информация о теме материала и ключевых словах, о выходных данных источника информации и его общая характеристика, а на оборотной стороне карточки отражены основные интересные мысли или просто разделы источника с указанием страниц.

Изучение материала нужно начинать с наиболее фундаментальных работ, в которых данная тема освещается в контексте общей парадигмы науки, и двигаться дальше в направлении от общего к частному - от базисных положений к более конкретным. Целесообразно обращаться к источникам, авторы которых обладают максимальным научным авторитетом в данной области. Задача дипломника - найти самостоятельную позицию, которая опиралась бы на все лучшее, что можно почерпнуть из авторитетных источников.

Вслед за фундаментальными работами целесообразно заняться конспектированием научных статей по теме в периодических изданиях.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: