У английского короля во Франции были владения больше домена французского короля – Нормандия, Анжу, Мэн, Турень и Пуату.
В 1202 – 1204 гг. Филипп II Август, воюя с Англией, присоединил к своему домену Нормандию, а в результате войны 1204 – 1206 гг. - Анжу, Мэн, Турень и Пуату.
Для централизации Французского королевства Филипп II Август провёл административные реформы:
- королевский домен был разделён на округа – превотства во главе с королевскими чиновниками прево и бальяжи во главе с бальи
- в присоединённых землях появились новые административно-территориальные единицы – сенешальства во главе с сенешалами (выполняли военные и полицейские функции).
При Филиппе II Августе начались альбигойские войны (1209 – 1229 гг.) за присоединение территорий Южной Франции и подчинения местной аристократии.
Сын Филиппа II Августа Людовик VIII (1223 – 1226 гг.) продолжил объединение Франции и альбигойские войны.
Король Людовик IX Святой (1226 – 1270 гг.) провёл важные реформы внутреннего управления:
- судебная реформа. Король запретил «судебные поединки» феодалов (здесь победитель провозглашался выигравшим спор) и частные войны в королевстве. Он ввёл платный королевский суд, в котором дела разбирали знатоки римского права – легисты. Были сформированы судебные палаты – парламенты. Верховной судебной инстанцией стал Парижский парламент.
- было введено общегосударственное законодательство и был составлен свод постановлений обычного права и законов.
- ликвидировал феодальную анархию введением «40 дней короля» - в течение этого времени феодалы, оказавшиеся перед угрозой военного конфликта, могли обратиться к суду короля (но за плату).
- в 1247 г. был введён во Франции институт ревизоров за деятельностью королевских чиновников прево и бальи.
- монетная реформа. Королевская монета получила право хождения по всему королевству. Чеканка монет феодалов Франции была запрещена.
|
Реформы Людовика IX способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и горожан вокруг короля.
Таким образом, в XIII в. был повышен авторитет королевской власти, и произошло укрепление центральной администрации.
Реформы Филиппа II Августа и Людовика IX заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.
Генеральные штаты. Возникновение Генеральных штатов положило начало изменению формы государства во Франции - превращению его в сословно-представительную монархию.
Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.), имевшие место еще в XII-XIII вв. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году (само название "Etats generaux" стало использоваться позднее - с 1484 года) имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.
Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля. Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты), а также крупные светские феодалы приглашались лично. Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.
|
Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год, и без созыва их королем. Были избраны "генеральные реформаторы", которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе. В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.
|
Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, в том числе при голосовании, была связана инструкцией избирателей. После возвращения с заседания депутат должен был отчитаться перед избирателями.