Следующий адрес-Городская усадьба Ардалионова, загадочное место, о котором узнать что-либо представляется сложным, ограничусь общими чертами В начале XIX века владельцем усадьбы был Фёдор Анастасович Ардалионов[1]. В то время усадьба представляла собой комплекс зданий с достаточно большим земельным участком, на котором располагался сад и пруды (образовавшиеся из старицы реки Москвы)[2].
Главный дом (Дубининская улица, № 51) построен в конце XVIII — начале XIX века[3]. Другое строение усадьбы (№ 53) построено в первой трети XIX века; представляет собой жилой двухэтажный дом в стиле классицизма с антресолью и сводчатым цокольным этажом.
В начале XX века в усадьбе размещался торговый дом «Герасимова Г. Т. с сыновьями»[4][5]. В середине 1920-х годов здание усадьбы арендовала железная дорога.
Еще Коллежский асессор и кавалер Фёдора Анастасовича Ардалионова-в прошлом греческого купца, а на момент покупки усадьбы судя по всему уже дворянин Фёдор Анастасович Ардалионов приобрел несколько имений у князя А.Н. Голицына, в том числе единое составное имение Московского уезда – села Никольское и Троицкое Черёмошки – в 1809 г., уже поселившись в Троицком, где и жил до оформления купчей 28 сентября 1809 г. Жена его уже умерла, он был тяжело болен и выбрал для постоянного места жительства с четырьмя детьми село. Троицкое, где содержал дом и хранил все свои документы.
Сейчас там находится институт Экономики и Бизнеса.
Согласно житию, братья Флор и Лавр — христианские мученики, жившие в II веке в римской провинции Иллирии (территория современных Албании и Хорватии). Православная и католическая церкви чтят их память 31 (по старому стилю 18) августа.
Юноши, принявшие христианство, прославились как искусные каменщики и проповедники новой веры. За уничтожение языческих идолов для построенного ими храма местный правитель приказал бросить Флора и Лавра в колодец и засыпать землёй. В Средние века христиане нашли нетленные мощи братьев и перенесли их в Константинополь; есть сведения, что русские паломники видели их в XIII–XIV веках [1].
|
По преданию, обретению мощей Флора и Лавра сопутствовало чудо: в окрестностях остановился падёж скота. Вероятно, поэтому на Руси этих святых считали покровителями животных, особенно лошадей. Некоторые древнерусские каноны даже подчёркивают, что на их иконах должны изображаться лошади, хотя в житии и зарубежных источниках таких сведений нет. Ещё одна интересная деталь касается имён святых: Флора чаще называли Фрол, а Лавра — Лавер или Лавёр.
Флора и Лавра очень уважали крестьяне и ямщики. В день поминовения святых на лошадях не работали, кормили их досыта, купали и чистили. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта. Лошадей украшали цветами и лентами и приводили к церкви, где священники кропили их святой водой. Известны русские поговорки: «Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра»; «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр» [2].
О народной любви к этим святым можно судить и по художественной литературе. Например, молитва героя романа-эпопеи «Война и мир» солдата Платона Каратаева звучала так: «Господи, Иисус Христос, Никола-угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола-угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос — помилуй и спаси нас! — заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому» [3]. Другой пример из классики, уже советской: священник отец Фёдор, персонаж романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», служил в церкви Флора и Лавра.
|
Но главный показатель популярности святых — число сооружений, носящих их имя. По некоторым данным, в начале XX века в России насчитывалось около 250 часовен, церквей и храмов, освящённых в их честь или имеющих приделы Флора и Лавра. Только в Москве их было пять:
— две с приделами — церковь Трёх Святителей на Кулишках (Малый Трёхсвятительский переулок, дом 4/6) и церковь Троицы Живоначальной при Ермаковской богадельне (улица Короленко, дом 2/23; сейчас не действует);
— три именных — церковь Флора и Лавра при Ермаковском техническом училище (Пречистенская набережная, дом 11), церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот (разрушена в 1935 году) и церковь Флора и Лавра на Зацепе, в Замоскворечье (улица Дубининская, дом 9, строение 1).
Существует легенда, что церковь Флора и Лавра стояла и у стен Кремля, поэтому и ворота назывались Фроловскими. В Мясницкую слободу церковь перенесли якобы по приказу Ивана Грозного, а в середине XVII века над воротами разместили икону Спаса Нерукотворного, и царь Алексей Михайлович велел называть их Спасскими. А от церкви в Мясниках Москве остался на память Фролов переулок.
По одной из версий, название улицы Зацепы, расположенной рядом с Павелецким вокзалом, означает «за цепью». В конце XVII века Земляной город, позже ставший Садовым кольцом, был таможенной границей, и здесь стоял сторожевой пост, где останавливали и осматривали все въезжавшие в столицу повозки. Постепенно имя вошло в ряд топонимов — в названия площади, вала, тупика и нескольких проездов.
|
Нынешняя Дубининская улица получила это название лишь в 1922 году, а раньше она была Коломенской-Ямской. Первая часть указывает, что от Зацепы начинался Коломенский тракт, а вторая — что здесь находилась ямская слобода, одна из нескольких в городе. Она переместилась сюда с Полянки в конце XVI века. Именно благодаря ямщикам в 1625 году на этом месте и появилась церковь Флора и Лавра, тогда ещё деревянная. Она простояла чуть больше века, а в 1738 году сгорела.
По просьбе местных прихожан через год здесь вырос каменный храм, но уже под другим именем — его освятили в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость». В 1835 году перестроили в стиле ампир его колокольню, приделы и трапезную, а в 1861–1862 годах — и основной объём (четверик). В 1909 году церковь расширилась за счёт западных притворов (пристроек).
После революции храм превратился в своеобразный склад церковных ценностей: сюда свозили иконы, святыни и утварь со всей Москвы, в том числе и из храма Христа Спасителя. Службы проходили нерегулярно, а в 1937 практически прекратились, потому что настоятеля, протоиерея Николая Виноградова, арестовали и расстреляли «за антисоветскую агитацию». В 1938 году храм окончательно закрыли, и у него появились необычные функции: судя по архивам Московского горсовета, часть помещения занимал клуб слепых, который в 1940 году сдал площадь в аренду зоокомбинату [5].
Через какое-то время в бывшей церкви разместили фабрику металлографических и гравёрных работ. Производство оказалось вредным во всех смыслах: одни настенные росписи уничтожили, другие закрасили, а остатки декора страдали от кислотно-щелочных испарений и вибрации оборудования. Вносило свою лепту и трамвайное кольцо вокруг храма: здесь разворачивался трамвай А — знаменитая «Аннушка».
Здание сильно изменилось изнутри и снаружи: в нём появились перегородки и межэтажные перекрытия, а главка купола исчезла. В 1957 году колокольню пытались взорвать, но основание устояло, разрушились только верхние ярусы. Есть версия, что материал, из которого они были сложены, превратился… в праздничное украшение: толчёным кирпичом посыпали некоторые улицы в честь VI Международного фестиваля молодёжи и студентов. Впрочем, может быть, это одна из городских легенд.
В 1960 году здание запоздало было признано памятником архитектуры и попало под государственную охрану, но лишь номинально: производство осталось на месте. Фабрику начали переводить в здание на Жуковом проезде (дом 21) лишь в 1989 году [7], но цеха продолжали работать ещё несколько лет. В январе 1991 года город официально передал здание храма Русской православной церкви [8], и 7 апреля, на Пасху, в нём после долгого перерыва прошло богослужение. Примечательно, что первым освятили именно придел святых мучеников Флора и Лавра. И сейчас церковь носит два названия — храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и храм Флора и Лавра на Зацепе.
И вот мы уже на Зацепской площади, названной так по одной из таможенных застав, расположенных здесь. Домов за этой площадью не числится, но мы можем наблюдать из окна знаменитый Павелецкий вокзал, открытый в 1900 году, или как его изначально называли "Саратовский" вокзал, поскольку управление железной дороги находилось именно в Саратове, и лишь позже вокзал стал Павелецким по рабочему посёлку в Рязанской области, в котором железная дорога и кончалась. Куда ведёт вокзал? А на Павелец. После смерти Владимира Ильича Ленина вокзал, на который приехал из Ленинских Горок гроб с телом вождя,и на котром нашёл приют последний поезд, на котором Владимир Ильич совершил сво последнюю поездку (с 1979 годов-этой Музей "Траурный Поезд В,И, Ленина" (ныне главный филиал Музея Московской Железной дороги") был снова переименован (на сей раз в Ленинский), но увы название, как и в случае переименования Талдома не прижилось и вокзал остался прежним
Поезда дальнего следования следуют с вокзала по Павелецкому направлению до крупной узловой станции Ожерелье. Далее небольшая часть поездов производит на ней смену электровоза на тепловоз и следует по ответвлению на Узловую до Липецка, но подавляющее большинство поездов следует по главному ходу через станцию стыкования Узуново, где производится смена электровоза, и далее через Михайлов и Павелец до Богоявленска, где с двупутного ответвления заходят на магистральную двухпутную линию Рязань — Мичуринск и следуют на юг.
Поезда в южном направлении следуют через Мичуринск-Воронежский, отдельные составы через Мичуринск-Уральский и далее на Волгоград, либо на Воронеж или Ростов-Главный, Новороссийск, Адлер, Ставрополь и Владикавказ.
Поезда в восточном направлении следуют через Мичуринск-Уральский на Тамбов, Ртищево, Балашов, Саратов, Балаково и далее на Астрахань.
Таким образом, маршруты поездов дальнего следования в значительной степени дублируют маршруты поездов Рязанского направления, следующих в направлении Мичуринска от Казанского вокзала через Рязань и сходящихся с поездами Павелецкого направления в Богоявленске.
Далее Новокузнецкая улица и-сразу же старообрядческая церковь в русско-византийском стиле работы В. П. Десятова. Храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы на Новокузнецкой улице - ныне кафедральный собор Русской древлеправославной церкви (РДЦ), старообрядческого согласия беглопоповцев. Однако изначально храм строился как церковь старообрядцев, приемлющих Белокриницкое священство и признающих Окружное послание. Здание возведено в 1908-1910 гг. по проекту архитектора Н. П. Омелюстого. В 1930-е гг. храм был закрыт, а в 1990 году передан беглопоповцам, которые в 2000 году перенесли сюда из Новозыбкова кафедру предстоятеля РДЦ. Покровский храм является объектом культурного наследия регионального значения.
Замоскворецкая старообрядческая община сложилась вокруг частной домовой молельни Мусориных, существовавшей с 1873 года. Купец 1-й гильдии Федор Михайлович Мусорин был видным деятелем московского старообрядчества, являясь попечителем Рогожского Богадельного дома. В 1867 году Ф. М. Мусорин приобрел домовладение на ул. Лужнецкой (ныне ул. Бахрушина). В 1884 году по проекту архитектора М. К. Геппенера был построен главный дом усадьбы. 28 марта 1902 года Федор Мусорин подарил свое владение внучке Марии Михайловне Полежаевой. В 1903 году на третий этаж главного дома усадьбы была перенесена церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, располагавшаяся до этого в другом месте на территории усадьбы.
Частная моленная Мусорина приобрела еще в 1880-х гг. общественный характер. Это случилось после закрытия моленной в доме М. Ф. Медведева. Со временем замоскворецкий приход сильно увеличился и остро стал нуждаться в новом, более просторном храме. В 1908 году на средства Федосьи Ермиловны Морозовой был приобретён участок земли для строительства новой церкви. Проект здания создал Николай Петрович Омелюстый, петербургский архитектор, работавший в неорусском стиле.
26 сентября 1910 года состоялось торжественное освящение храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Освящение совершал архиепископ московский Иоанн, в сослужении епископа Александра, четырех священников и четырех диаконов. За богослужениями пел хор, приглашенный с Рогожского кладбища. По окончании литургии председателем совета Замоскворецкой общины И. Д. Бочаровым была поднесена от лица всех прихожан члену совета И. А. Сергееву икона Спасителя, в серебряной, позолоченной и усыпанной жемчугом ризе. В течение двух лет И. А. Сергеев каждый день лично бывал на стройке, наблюдая за ходом работ.
Общая стоимость сооружения храма превысила 100 тыс. рублей. Здание строилось на пожертвования В. К. Мусориной, Н. К. Калугиной, Г. В. Балакина, И. Д. Бочарова, Н. С. Мусорина, Е. Д. Бочаровой, М. С. Корольковой, И. Е. Смирнова, Е. М. Щукина, Г. В. Конюкова, И. А. Сергеева, В. Д. и К. Д. Александровых и других. Прежняя моленная Мусориных была принесена владелицей М. М. Полежаевой в дар общине. Кресты на главы храма приобрели Полежаевы и Бакакины (так указано в источнике, возможно опечатка и правильно тогда читать Балакины - мое прим.). К. Д. Свешникова пожертвовала иконостас работы П. А. Сизова, а Н. С. Мусорин - много икон старинного письма. Кроме того, совет общины на собственные средства приобрел несколько старинных икон.
Богослужения в Покровском храме регулярно проводились в течение 20 лет. В начале 1930-х годов диакон Ферапонт Лазарев был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной старообрядческой группировке, а 2 марта 1931 года расстрелян. Последняя служба в храме состоялась 22 мая 1932 года, после чего церковь окончательно закрыли. Сперва здесь разместилось отделение Осоавиахима. В 1970-х годах в здании находился Отдел рабочего снабжения Метростроя.
В 1990 году здание было передано Русской древлеправославной церкви, последователям старообрядцев-беглопоповцев, не признавших Белокриницкую иерархию, но создавших в 1923 году свою, приняв из обновленческого раскола архиепископа Николу (Позднева). До передачи храма Покрова Пресвятыя Богородицы беглопоповцы молились в Покровском пределе Никольского храма на Рогожском кладбище. В 2000 году из Новозыбкова в Москву была перенесена кафедра предстоятеля Русской древлеправославной церкви. Покровский храм стал кафедральным собором.
Беглопоповцы-те, кто рукоположен в РПЦ но отчего-то перешли на сторону старообрядцев.
Следующий интересный обьект-особняк по адресу Новокузнецкая улица, 12-14, строение 5 появился на этом месте в 1912 году и был построен на средства Натальи Васильевны Урусовой. Проект исполнил военный инженер и архитектор Иван Иванович Рерберг.
Наталья Урусова - владелица особняка - происходила из знатной купеческой семьи Бахрушиных. Ее родной отец - Василий Алексеевич - получил в наследство от отца, вместе со своими двумя братьями, небольшое производство - кожевенную фабрику. Втроем, благодаря своим коммерческим талантам, братья сумели вывести «Товарищество кожевенной и суконной мануфактур Алексея Бахрушина и сыновей» в число крупнейших предприятий дореволюционной России.
Стоит отметить, что семья Бахрушиных славилась благотворительностью. Они выделили средства на такие значимые объекты, как Дом призрения в районе Сокольников, здание бесплатных квартир, располагавшееся на Софийской набережной, и детский приют в Рижском переулке. Деньги выделялись и сторонним благотворительным организациям.
Муж хозяйки - Семен Никитич Урусов - являлся «потомственным почетным гражданином» и трудился в Бахрушинской больнице, находившейся в Сокольниках.
Двухэтажное здание с мезонином было возведено в неоклассическом стиле,
первый этаж особняка отвели под парадные комнаты, а уже на втором уровне и в мезонине обустроили комнаты хозяев. Внутренние помещения были декорированы просто, но с некоторым изяществом.
В 1917 году особняк Урусовой на Новокузнецкой улице, 12-14, строение 5 национализировали. Вплоть до 1954 года, когда сюда въехало представительство Индонезии, здесь размещались различные советские учреждения. Ныне в территорию посольства включен и бывший особняк Татищева (строение 8).
Удлиненное одноэтажное строение по адресу Новокузнецкая улица, дом 40 расположено неподалеку от Садового кольца города Москвы. Аскетичный особняк с неброским декором фасадных плоскостей представляет собой фрагмент типичной архитектуры улицы в дореволюционный период, которая сошла «на нет» уже после Отечественной войны.
На первый взгляд строение представляет собой единое целое, хотя и состоит из двух построенных в разное время объемов. Первой известной владелицей особняка была П.А. Бачурина, а спустя время хозяйкой числилась уже некая И.Е. Смирнова.
При Советах в доме – бывшем особняке Бачуриной-Смирновой – размещался Дом политпросвещения, относившийся к районному комитету КПСС. Сменило прежнего хозяина АО «Логоваз», вселившееся сюда в 1990-х годах и устроившее здесь Дом приемов.
«Известность» особняку на улице Новокузнецкой, д.40 принесли события летнего дня 1994 года. Именно тогда неизвестные устроили у ворот владения покушение на Бориса Абрамовича Березовского, подорвав его представительский автомобиль.
Со временем здание неоднократно переходило из рук в руки. Сегодня здесь размещаются элитный ресторан и клубное заведение.
Но более интересно это здание тем, что левая его часть построена по прокту Шервуда в Русско-византийском стиле в 90-х годах 19 века, а правая-Сергеем Вознесенским в стидле неоклассицизма, таким образом этот дом как бы соединил в себе два популярное архитектурные течения конца 19-начала 20 века уже в 1913 году.
Однако самое первое здание, которое мы видим вьезжая на эту улицу- Главный дом доходного владения купца Я. Т. Кудрявцева — одноэтажный деревянный с кирпичным цоколем и подвалом — построен в 1879 году.
Здание долгое время стоит заброшенным. Собственник разрабатывал проекты регенерации владения, предусматривавшие либо полный снос, либо увеличение площадей дома в два раза. Существовал и альтернативный проект грамотной реставрации, с сохранением исторического облика здания. В 2010 году дом отнесен к выявленным объектам культурного наследия. В марте 2011 года сотрудникам Мосгорнаследия удалось предотвратить снос здания, однако интерьеры были уничтожены. В августе и ноябре 2013 года Мосгорнаследие согласовывало работы по реставрации и приспособлению объекта к современному использованию; была установлена консервационная кровля. В феврале 2014 года в особняке случился пожар, но, к счастью, не нанес значительного вреда. В настоящее время, согласно официальному ответу Мосгорнаследия, на объекте ведутся работы по реставрации и приспособлению подвального помещения. Однако внешних признаков работ не видно, дом не охраняется.
Далее можно увидеть даже не эклетичный, а какой-то нелепый по своим архитектурным особенностям доходный дом.
Дом построили в 1910 или 1913 году по проекту архитектора Николая Доброхотова. Возвел его то ли он сам, то ли это сделал уже другой зодчий – А. Прамнек. В некоторых источниках указано, что первый выполнил сам рисунок в 1910-м, а последний уже осуществил задуманное в 1913 году (кое-где уточняют, что тогда он внес лишь незначительные изменения в декор).
Как бы там ни было, но заказчиком этого дома стал некий Л.А. Энгельбрехт.
Что касается домовладения на Новокузнецкой улице, 34, стр.3, то его возвели в 1883 году тоже как доходный дом.
В доме номер 30 был убит Влад Листьев.
Стоит отметить, что после реконструкции дом на Новокузнецкой, 26 практически не изменился, и к настоящему времени предстает как образец зданий московских окраин конца девятнадцатого столетия.
Первоначально это здание, построенное еще до середины девятнадцатого столетия, имело все-таки один этаж и входило в обширную городскую усадьбу как один из ее флигелей.
В 1875 году владения сменили хозяина. Им становится купец Тимофей Терентьевич Волков, который пожелал надстроить дом и обустроить в бывшем флигеле съемные квартиры. Проект заказали архитектору Константину Алексеевичу Кузьмину.
После Октябрьской революции квартиры превратились в коммунальное жилье. Последние жильцы выехали отсюда лишь в 60-х годах прошлого столетия, когда здание передали на баланс коммунальных служб города Москвы, которые, кстати, располагаются здесь и поныне.
В 1990-е году в здании провели капитальный ремонт, и, к чести нынешних владельцев, строение поддерживается в хорошем состоянии.
29 - Этот дом Иван Петрович начинал строить для своей супруги Елизаветы Дмитриевны. У него был еще один дом в Трехсвятительском тупике в Яузкой части Москвы.
После революции картины из Румянцевскогог музея разъехались по различным провинциальным музеям. В том числе 45 картин в родной для И.П.Свешникова Переславль-Залесский.
Дом с тех пор перестраивался. В последние годы проведена реставрация, хорошо отделан фасад и детали. Здание является памятником регионального значения.
Если в воскресный день отправиться погулять по Замоскворечью, то ближе к одиннадцати часам вы сможете насладиться удивительной музыкой звона церковных колоколов из многочисленных храмов, которыми всегда был так богат этот район. Идя на этот звон, можно выйти к колокольне одного из древних храмов, расположенных в месте, исторически называемом «Кузнецкой слободой». Это церковь «Николы в Кузнецах».
На этом месте до начала XIX века было несколько церковных построек. Одна из них, деревянная, известна еще с 1491 г., а вторая, каменная, относится к 1683 г. Это эпоха нарядного архитектурного стиля, известного под названием «Русское узорочье». Считается, что населявшие кузнечную слободу кузнецы возвели каменную церковь на свои деньги. Тот храм не сохранился, но можно предположить, что он был выстроен именно в этом стиле. Шло время. Приходили и менялись различные архитектурные стили – барокко, классицизм, ампир. И все это нашло отражение в архитектуре церкви.
В 1805 г. старое здание было разобрано и возведен новый храм в стиле того времени – зрелый классицизм. Это время таких мастеров, как Матвей Казаков, Родион Казаков. История не сохранила нам точного авторства архитекторов. Однако в облике построек угадываются черты, свойственные этим мастерам.
Композиция храма представляет характерный прием расположения построек в форме «корабль» - колокольня, трапезная, храм. Существующая четырехстолпная трапеза появилась в результате перестройки в 1847 г. Тогда же был достроен и третий ярус колокольни. Сам храм представляет собой ротонду, характерный тип храмов того времени, накрытую сферическим куполом с расположенными на нем световыми окнами. И здесь можно увидеть оригинальное архитектурное решение, отличающее именно эту церковь. На плоскости самой ротонды имеются четыре небольших ризалита, в которых размещены трехчастные окна, переходящие в световое окно «люкарно» уже на самом куполе. В литературе при описании такого решения используют термин «венецианские окна». Однако здесь решение гораздо богаче. Строго говоря, «венецианское окно» это трехчастное окно, в котором центральное окно большего размера с полукруглой аркой, отделенное двумя пилястрами от двух полуокон. Здесь же все части окон имеют полуциркульное завершение, над которым располагается полуфронтон. К тому же верхние части окна отделены карнизом. Благодаря такому внешнему решению, создается очень богатое освещение внутри храма.
Но это еще не все. Венчает купол барабан с маленькой изящной главкой, который поддерживается четырьмя небольшими парными контрфорсами в виде волют. А это уже элемент стиля барокко.
С северной и южной сторон первого яруса храма имеются два входа, оформленные ордером в виде двух пилястр - справа и слева от двери и двух спаренных пилястр по бокам фасада. Сверху располагается полуфронтон. Над окнами и под карнизом в розетках расположены горельефные изображение четырех евангелистов, по два с каждой стороны. Все горельефы имеют оплечную композицию и изображают евангелистов примерно в одном возрасте. В литературе и у служителей храма не удалось выяснить, какое изображение соответствует конкретному лицу, а надписей не имеется, поэтому следует предположить, что, по аналогии с алтарными вратами на северном фасаде, имеются изображения евангелистов Иоанна и Луки. А с южной стороны – Матфея и Марка, соответственно.
Колокольня – трехъярусная, представляет композицию «четверик» на «четверике», украшенных по углам сдвоенными пилястрами, заканчивается сводом четырехгранной формы, который венчает граненый четырехгранный барабан, характерный для стиля барокко. Второй ярус – ярус звона, на котором имеется 12 колоколов. Два из них – колокола-благовесты были отлиты еще в 1849 г. Один из них весом 2448 кг исторически попал сюда из колокольни церкви Николы «в Пыжах».
Окна трапезной имеют обрамление в виде двух пилястр, заканчивающихся полукруглым фронтоном. Углы трапезной украшены рустовкой. У храма имеется далеко выдающаяся апсида, увеличивающая объемную композицию. Территория храма обнесена оградой и имеет оформленный вход в виде ворот и двух калиток, над которым установлено мозаичное изображение Святителя Николая. Иконостас храма выполнен в стиле классицизм.
Храм никогда не закрывался. Главная святыня – икона Божией Матери «Утоли моя печали».
В разные годы были выполнены реставрационные работы. Так в 1950 г. был позолочен иконостас главного алтаря. В 1982 г. позолочены главы. В 1987-1999 гг. построен приходской дом. С 1992 г. церковь является базовым храмом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Усадьбу по адресу улица Новокузнецкая, 11, строение 1 возвели в первые десятилетия XIX столетия, когда Москву все еще восстанавливали после пожара 1812 года. Для той эпохи это была обычное усадебное владение с главным домом в 2 этажа, расположенного по красной линии, и жилыми флигелями по обе стороны от него. На участке размещался и небольшой сад с дворовой территорией.
Владельцами усадьбы до последних годов XIX века являлись представители купеческого сословия Целибеевых, которые прибыли в Первопрестольную столицу из Малоярославца. Они были старообрядцами и входили в местную Рогожскую общину. Основным их бизнесом стала торговля сахаром и заморским чаем.
· На изломе XIX и XX столетий владение приобрел представитель дворянства, титулярный советник Тимофей Геннадьевич Карпов на средства котоого Именно на средства Т.Г. Карпова зодчий Анатолий Павлович Вакарин реконструировал главный усадебный дом в 1900-м году, придав ему эклектические формы с завершением из щипцовой кры
Со временем особняк в доме №11, стр.1 по Новокузнецкой улице расселили и отдали под размещение дипломатических зарубежных представительств. Сегодня здесь находится посольство республики Мали.
После небольшого перерыва расскажу о площади Яузские Ворота.
Данная площадь является частью третьей оборонительной системы Москвы и получила, как и пять других площадей, составляющих данную оборонительную систему своё название по несохранившимся башням-воротам (напомню названия всех площадей, составляющих ТОСМ-площади-Покровские, Мясницкие, Сретенские, Петровские, Тверские, Арбатские, Пречистенские ворота).
Оборонительная система, построенная в 16 веке, уже в конце семнадцатого была разобрана (собственно так и образовалась данная площадь), Яуза, когда-то бывшая судоходной и дававшая именно в этом месте "пристанище" различным купцам, сводившая различные важные древние речные пути, обмелела, Церковь Николы в Кошелях, что стояла когда-то в начале Яузской улицы и получила своё название от Кошельной слободы, в которой сейчас разбит Устьинский сквер (1975-1976 год), а когда-то жили рыбаки, перевозившие в специальных кошелях рыбу, добытую из Яузы в Москву, разобрана в 1937 году, но площадь продолжает играть важное значение, ведь она до сих пор соединяет множество магистралей Москвы
Кстати именно на этой площади в СССР делали многие натурные киносьёмки фильмов "из старого быта", киношников привлекали достопримечательности этой площади, о которых будет ещё сказано.
В частности здесь снимали фильм "Казаки" по мотивам произведением Л. Н. Толстого.
Теперь о достопримечательностях-как я уже говорил, основными достопримечательностями площади Яузские ворота являются-Культурный Слой Кошельной слободы 15-18 века с федеральной категорией охраны, объект культурного наследия номер 7700000020; храм Святого Апостола Петра и Павла, что у Яузских ворот, храм Троицы Живоначальной в Серебрянниках, городская усадьба Гончаровых-Филипповых и церковь Пресвятой Богородицы на Кулишках. Чтобы не утомлять долгим разговором почтенную публику, я остановлю внимание лишь на двух обьектах.
Считается, что первый каменный храм был построен в 1629 году или 1631 году, однако деревянное, не сохранившееся здание храма фигурирует ещё в Ружных списках, а значит храм обоснован ещё до Романовых.
Но и каменному храму не суждено было долго жить-уже в 1700 году старый храм был разобран по благословлению Святейшего Патриарха Адриана, который семью годами ранее отпевал в нём Вассу Строганову и на его месте был построен новый, который к 1731 году стал трёхпрестольным и обрёл таким образом свой современный облик. Основным инвестором в строительство 1700-1702 года была Василиса Еропкина. Стиль храма-"московское барокко".
Нашему храму удалось, несмотря на то, что церковный постройки и дома священников были сожжены, чудом уцелеть во время грозы 1812 года, во время чумного бунта 1771 года в нём вовсю шло строительство новой колокольни и в советское время он не был закрыт, несмотря на отчаянные просьбы местных пионеров! Это ли не чудо Господне? Единственное, что серьёзно повредило наш храм-пожар 1748 года, впрочем последствия бедствия были быстро преодолены.
В комплекс зданий храма входят-двух этажный дом священника (1830/1888), дом дьякона (1853 год), дом дьячка и просфирни (1879 год).
С 1948 года в храме на бумаге стало действовать уничтоженное тридцать лет назад большевиками подворье Сербской Православной Церкви, а ещё через пятьдесят один год сербское подворье заработало в полную силу.
Конечно, пройти в этот храм в рамках нынешней экскурсии мы не можем, но кратко рассказать о его святынях мне под силу. Как я уже отмечал, данный храм был освящён в 1702 году в честь иконы Божией Матери "Знамение" (главный престол), апостолов Петра и Павла (приделы) и в честь Казанской Иконы Божией Матери.
Его основные святыни-Московский список со знаменитой Боголюбовской иконы Божией Матери (той самой, что стала причиной Чумного бунта(запрет молиться у неё)), данный список является самым прославленным списком с иконы, в храм попал в 1929 году после демонтажа Варварских ворот, список Грузинской иконы Божией матери 17 века, перешедший в данную церковь из одноимённого разрушенного храма на Воронцовом поле, а так же две иконы Николая Чудотворца, образ Нерукотворного спаса, иконы Матроны Московской, списки образов Богородицы и т.д.
Второе место находится уже на Яузском бульваре-это усадьба Гончаровых филлиповых.
В 17 веке земли, на которых стоит нынешняя усадьба, принадлежали князю И. Б. Черкасскому, который уже в начале века восемнадцатого продал свою чудесную землю подле церкви Живоначальной Троицы в Серебрянниках, которая была так названа потому что в этом районе проживали серебряных дел мастера далёкому предку Наталии Гончаровой, Афанасию Абрамовичу Гончарову. Гончаров построил на своих новых владениях полотняную фабрику, но от неё осталось несколько зданий.
Внук Гончарова, получивший дворянское звание, сразу же заказал реставрацию старой усадьбы-фабрики-были разобраны частично старые палаты, а по красной линии Яузской улицы был построен новый дом в стиле классицизма. Здание, возведённое архитектором Иваном Васильевичем Еготовым (так же беседки в Царицыно, переделка здания Потешного Дворца, усадьба Дурасовых в Люблино), было настолько прекрасно, что Матвей Казаков включил её в свои "Архитектурные альбомы". Но недолго здание красовалось на карте Москвы-уже во время Московского пожара 1812 года деревянный второй этаж здания сгорел, и генерал Гудович, новый хозяин усадьбы (предыдущий владелец из-за карточных увлечений был вынужден её продать), ничего переделывать не стал и продал его купцу Смирнову, которому в свою очередь, усадьба тоже не приглянулась и он отдал её купцу Филиппову. Так начался второй этап жизни усадьбы.
Дальше- больше -у Филиппова усадьба превратилась в лавки. чаеразведочную фабрику, Всё это безобразие продолжалось до 1917 года, а затем стало ещё хуже-до 1990 годов бывшая усадьба стала большой коммунальной квартирой и приютила у себя заодно и почтовое отделение, и сберкассу, и магазин. Вынужден признать, что несмотря на наличие интернета и прочих ресурсов, мне не удалось узнать, что же было в этом доме в 1990-х-2007 году, впрочем говорят, что в 1990-е в этом особняке проводили вечеринки для молодёжи под открытым небом, но так ли это-вопрос открытый-я не знаю, но чу-я слышу как наш трамвай же недовольно гудит-не будем же задерживать время-вперёд к Бульварному кольцу
Как я уже говорил, маршрут "Аннушки" оказался сильно обрезанным-вместо десяти бульваров она стала бегать только по трём-Яузскому, Покровскому и Чистопрудному. Начнём с Яузского. Как понятно я думаю всем, данный бульвар получил своё название от вышеупомянутых Яузских ворот. В современном своём виде бульвар был основан в 1824 году, после Московского пожара. Какие же примечательные здания мы видим на этом бульваре?
Во-первых, это доходный дом Болдыревых, то есть многоквартирный жилой дом, построенный для того, чтобы люди, которые в нём проживали, платили за это хозяину помещения. Дом этот, несмотря на то, что построен в 1908 году, по своему стилю ближе к модерну, но не к псевдорусскому или византийскому стилю, которым характеризуются многие постройки того времени-та же богадельня Тарасовых, Апаковское трамвайное депо, Государственный исторический музей. Его архитекторы-Густав Гельрих, можно сказать специалист в области доходных домов, наиболее известной работой которого является доходный дом Бебутовой, тоже кстати в стиле модерн и Николай Павлович Евланов, по мнению искусствоведа Нащокиной-данный дом-лучшее произведение Евланова.
А сейчас, внимание мы проезжаем мимо усадьбы Свиридова-Рюхардт. К сожалению, данную усадьбу из окна очень плохо видно, но тем не менее о ней стоит рассказать.
В 18 веке на месте данной усадьбы были земли князя Хованского, затем они перешли к Матвею Спиридову, исследователю русской генеалогии, чей сын принял участие в Восстании Декабристов. В конце 19 века, в которой в 1876 году архитектором Коссовым Виктором Александровичем были выстроены главный дом и восточный жилой флигель (данный архитектор был представителем неоклассицизма и готики-главной его работой считают Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла) купила семья Рюгау, поскольку в данной местности жили родственники семьи Рюгау, ибо район улицы Воронцова поля-место расселения немецкой диаспоры в Москве. В 1894 году усадьба была объединена. Новой хозяйке главное здание усадьбы не понравилось, и она попросила перестроить здание, что и было сделано-в 1898 году под руководством Сергея Флегонтовича Воскресенского, представителя уже модерна и неоклассицизма. В 1910 году Рюгау продают оба участка шотландской семье Мак-Гиллов, которые продлевают арендный договор с лечебницей доктора фон Шимана, который и раньше по-видимому снимал усадьбу.
Со второго августа 1914 года усадьбу занимает Евангелический полевой лазарет, затем противотуберкулёзный диспансер (образцово-показательный), ныне его занимает НПЦ медицинской радиологии, здание отреставрировано в 2018 году.