Глава II. Понятие, сущность и правовая природа института признания граждан безвестно отсутствующими и объявления умершими




Глава I. Теоретические основы использования технологии проблемно - поискового обучения в учреждениях СПО

§ 1. Основные подходы проблемного обучения

§ 2. Сущностная характеристика технологии проблемно ‒ поискового обучения

§ 3. Дидактические возможности использования технологии проблемно - поискового обучения в учреждениях СПО

Глава II. Понятие, сущность и правовая природа института признания граждан безвестно отсутствующими и объявления умершими

§ 1. Понятие и общая характеристика института признания граждан безвестно отсутствующими и объявления

§ 2. Понятие и общая характеристика института признания граждан умершими

§ 3. Процесс признания лица без вести пропавшим или умершим в практике современного гражданского судопроизводства

Глава III. Методические рекомендации по использованию элементов технологии проблемно ‒ поискового обучения при изучении темы "Безвестное отсутствие"

§ 1. Характеристика психо ‒ возрастных особенностей учащихся ССУЗов и их учет в использовании элементов технологии проблемно ‒ поискового обучения

§ 2. Варианты использования приёмов технологии проблемно ‒ поискового обучения в процессе изучения темы "Безвестное отсутствие"

Объект ‒ процесс обучения гражданскому праву в учреждениях СПО

Предмет ‒ технология проблемно ‒ поискового обучения

§ 1. Основные подходы проблемного обучения

В условиях обновления общества и изменения целей и задач образования на первый план выдвигается разностороннее развитие личности учащегося, в том числе и его интеллекта, способностей самостоятельно мыслить, проявлять элементы творчества, умения и навыки мышления. Реализация этих целей невозможна без обеспечения подлинно развивающего обучения. Хотя проблема обучения и умственного развития является одной из старейших психолого-педагогических проблем, в последние десятилетия теоретики и практики отечественного образования все большее внимание уделяют проблемам обучения. Подготовка творческой личности во все времена была задачей государственного значения. Если проанализировать современный учебный процесс и ныне сформированные цели образования, то нетрудно заметить, что основной приоритет отдается развитию личности ребенка. Так, в Законе Российской федерации «Об образовании»[1] (п.3, ст.77) это положение сформулировано так: «...выявить и обеспечить развитие способностей; сформировать умение и желание учиться, приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности, овладеть элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни…»[2].

Работа над развитием учащихся имеет особое значение и является фундаментом дальнейшего становления личности учащегося. Все, что закладывается учащимся, определяет на многие годы вперед успешность и уровень процесса формирования личности человека, его мировоззрения, его развития. Приобретенные в школе качества, знания, умения и навыки обеспечивают не только основу дальнейшего образования и воспитания учащихся в учебном заведении, но и во многом определяют качества практической, общественной и профессиональной деятельности взрослого человека.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций[3].

Проблемное обучение представляет собой особый тип обучения, характерную черту которого составляет его развивающая по отношению к творческим способностям функция[4].

Одним из факторов исследования интеллектуальной сферы учащихся является феномен проблемного обучения. В зависимости от цели, задачи может быть проблемным и не проблемным. Если перед учебным заведением ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей. Обучение, при котором преподаватель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учащихся, является проблемным.

Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952)[5], который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены. В последнее время его труды пересматриваются[6], выходят публикации о нем[7]. Широкое распространение концепция проблемного обучения получила в 1960-80-х годах[8]. Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Под активизацией имеют в виду эффективное использование тех приемов и методов обучения, которые известны из традиционной дидактики. Авторы говорят об активизации с помощью проблемного обучения, понимая при этом создание проблемных ситуаций и постановку познавательных задач. Теория проблемного обучения представлена сегодня в разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения отечественными педагогами и психологами[9]. Существует несколько подходов к трактовке концепции проблемного обучения.

Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

К основным понятиям проблемного обучения относятся: «проблемная ситуация», «проблемная задача», «проблема», «проблемность» («уровни проблемности», «принципы проблемности» и «проблематизация»).

Механизмом, вскрывающим проблемность, является проблематизация объекта и субъекта, т. е. процесс вскрытия внутренних и внешних противоречий, присущих объекту, проблем.

Единицей процесса является проблема – скрытое или явное противоречие, присущее вещам, явлениям материального и идеального мира.

Проблемность - главное условие развития объекта (мир) и субъекта (человек) – может быть рассмотрена как диалектическая категория, расположенная с другими, или как главный признак данных категорий в развитии, или как главный принцип их действия, деятельности, или как необходимость действовать.

Проблемная ситуация – способ вскрытия объективно существующей проблемности, выраженной эксплицитно или имплицитно, которая проявляется как психическое состояние интеллектуального затруднения при взаимодействии субъекта и объекта.

Проблемная задача – средство создания проблемной ситуации – имеет оболочку, материализованную в ее формулировке (устной или письменной), ориентирована на потребности и возможности субъекта.

Проблематизация – механизм, лежащий в основе вскрытия проблемности объекта субъектом, материализованной в данной проблемной задаче.

Проблема – противоречие – единица содержания и процесса движения в материальном и идеальном пространстве, порождающая процесс развития мира и человека и порождаемая развитым человеком. Этот процесс непрерывен[10].

Различают три формы проблемного обучения:

·проблемное изложение, когда преподаватель сам ставит проблему и решает ее;

·совместное обучение, при котором преподаватель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися;

·творческое обучение, при котором учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение[11].

Виды и уровни проблемного обучения

Нет сомнения в том, что проблемное обучение не может быть эффективным в разных условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений обучаемых, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность обучаемого может быть либо очень высокой, либо полностью отсутствовать.

В связи с этим вполне понятны попытки выделить виды и уровни проблемного обучения. М.И. Махмутов[12] считает, что виды проблемного обучения правильнее всего различать по существующим видам творчества. В соответствии с выделенным основанием он классифицирует три вида проблемного обучения:

– научное творчество – теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем;

– практическое творчество – поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем;

– художественное творчество – художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру и т.п.

Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности обучаемых, наличием поиска и решения проблемы. Однако первый вид проблемного обучения чаще всего используется на теоретических занятиях, где организуется индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблемы. Второй – на лабораторных, практических занятиях, на предметном кружке, на факультативе, на производстве. Третий вид – на урочных и внеурочных занятиях. Последние два вида проблемного обучения характеризуются решением, главным образом, индивидуальных или групповых учебных проблем.

Каждый вид проблемного обучения имеет сложную структуру, дающую в зависимости от многих факторов различную результативность обучения. Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает:

– увеличение объема знаний, умений, навыков у учащихся;

– углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности;

– новый уровень познавательных потребностей учения;

– новый уровень сформированной познавательной самостоятельности и творческих способностей.

Основные функции и отличительные признаки (особенности) проблемного обучения были сформулированы М.И. Махмутовым[13]. Он разделяет их на общие и специальные.

Общие функции проблемного обучения:

– усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

– развитие интеллекта учащихся, т. е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;

– формирование диалектико–материалистического мышления школьников;

– формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Специальные функции проблемного обучения:

– воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);

– воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;

– формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);

– формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной практической и теоретической деятельности учащегося и зависит от учета характерных особенностей проблемного обучения, которые одновременно являются и его отличительными признаками.

Первая и важнейшая особенность[14] – это специфическая интеллектуальная деятельность учащегося по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико теоретического и интуитивного мышления.

Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического мышления. Самостоятельное решение проблем учащимися одновременно является и основным условием превращения знаний в убеждения, так как только диалектический подход к анализу всех процессов и явлений действительности формирует систему прочных и глубоких убеждений.

Третья особенность вытекает из закономерной взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся при проблемном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил (хотя это и не исключается), а главным образом как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. По этой причине связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и (непосредственным или опосредствованным) критерием оценки правильности решения учебных проблем.

Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том, что учитель организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний, и способов деятельности.

Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. При проблемном обучении индивидуализация обусловлена наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым обучаемым воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождения тех или иных путей их доказательства.

Шестая особенность состоит в динамичности проблемного обучения (подвижной взаимосвязи его элементов). Эта особенность обусловлена динамичностью самой проблемы, в основе которой всегда лежит противоречие, присущее любому явлению, факту действительности. Динамичность проблемного обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей, и явлений окружающего мира. Как указывают исследователи, в традиционном обучении динамичности нет, вместо проблемности там преобладает «категоричность».

Седьмая особенность заключается в высокой эмоциональной активности обучаемых, обусловленной, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, и, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность обучаемого неразрывно связана с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности. Самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной проблемы, вызывает личное переживание обучаемого, его эмоциональную активность.

Восьмая особенность проблемного обучения заключается в том, что оно обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции и новое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний.

Первые три особенности проблемного обучения имеют социальную направленность (обеспечивают прочность знаний, глубину убеждений, умение творчески применять знания в жизни). Остальные особенности носят специально-дидактический характер и в целом характеризуют проблемное обучение[15].

 

§ 2. Сущностная характеристика технологии проблемно ‒ поискового обучения

Главная задача современного образования видится в оснащении специалистов методологией творческого преобразования мира[16]. Процесс творчества включает в себя, прежде всего, открытие нового:

· новых объектов;

· новых знаний;

· новых проблем;

· новых методов их решения.

В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи - это всегда поиск нового способа решения.
Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.
Принципиально важен тот факт, что новые знания даются не для сведений, а для решения проблемы или проблем. При традиционной педагогической стратегии - от знаний к проблеме - учащиеся не могут выработать умений и навыков самостоятельного научного поиска, поскольку им даются для усвоения его готовые результаты. Решение проблемы требует включения творческого мышления. Репродуктивные психические процессы, связанные с воспроизведением усвоенных шаблонов, в проблемной ситуации просто неэффективны.

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности: "разучить" думать самостоятельно. В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при решении проблемных задач.
Психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении следующий: сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой (проблема - сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоположные позиции при его решении), у человека возникает состояние недоумения, удивления, возникает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме:

· выдвижение гипотез;

· обоснование гипотез;

· проверка гипотез.

И человек либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск открытия неизвестного, либо с помощью преподавателя. Активизации творческого мышления способствуют субъект-объект-субъектные отношения, возникающие при коллективном решении проблемы.
Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного знания, учебной или любой другой деятельности, которые и есть источник движения и развития в любой сфере. Именно в связи с этим проблемное обучение можно назвать развивающим, ибо его цель - формирование знания, гипотез, их разработки и решений. При проблемном обучении процесс мышления включается лишь с целью разрешения проблемной ситуации, оно формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач[17].

Технология проблемно-поискового обучения– это такая технология, которая направлена на развитие мышления учащихся и творческих способностей[18]. Следовательно, результатом применения технологии могут стать следующие новообразования в структуре личности учащегося:

- умение проводить анализ ситуации, задания, задачи, условий;

- умение переформулировать исходные условия задачи и поставить проблему, т. е. сформулировать задачу для себя;

- умение спланировать стратегию поиска решения проблемы;

- умение использовать различные проблемно - поисковые методы (опытная проверка, эксперимент);

- умение провести анализ найденного решения, сопоставить его с другими, выбрать оптимальный для данной ситуации;

- способность к порождению новых идей, формулированию гипотез, самостоятельному освоению нового опыта;

- способность к абстрактному, теоретическому мышлению, основанному на использовании в качестве инструмента мышления понятий, критериев, оснований;

- способность к самообразованию, развитие познавательной мотивации, умение оценить уровень своего актуального развития и зону ближайшего развития (что я уже могу? знаю? делаю?).

Основные цели при применении технологии проблемно - поискового обучения связано не с овладением предметными знаниями, а с освоением учащимися различных видов деятельности, входящих в состав учебной деятельности.

Как организовать процесс совместной деятельности в проблемно - поисковых технологиях?

Процесс включает четыре этапа:

1. вхождение в проблему: от создания преподавателем проблемной ситуации до появления у учащегося познавательного и включения в деятельность по анализу условий задания;

2. постановка учебной задачи: от анализа исходных условий задания до постановки проблемы для себя;

3. поиск решения: от формирования идей, гипотез, планирования поисковых действий до решения проблемы;

4. рефлексия результата (в качестве результата могут выступать: новые способы решения, сам процесс проблемно-поисковой деятельности, успехи и трудности в развитии учащегося, постановка новых проблем, новые знания).

Этапы в совокупности представляют собой полный цикл деятельности, многократное повторение которого создаст условия для развития мышления и творческих способностей учащихся. Этот цикл может не совпадать с границами одного занятия, он может осуществляться в течение нескольких уроков или наоборот – быть одним из элементов урока. Ведущим фактором здесь становится не усвоение отрезка учебного материала, а шаг в развитии учащегося, основанный на освоении им новых способов деятельности и развитии способностей.

Как организовать проблемно-поисковую деятельность?

Во-первых, необходимо построить задание, чтобы возникла проблемная ситуация и у учащегося появился познавательный интерес[19].

Преподаватель должен:

1. Определить уровень актуального развития учащихся, класса: что они уже могут, знают, умеют.

2. Спроектировать зону ближайшего развития: что они могут завтра сделать с помощью преподавателя, других учащихся.

3. Сформулировать цель (основной ожидаемый результат и задачи).

4. Проанализировать тему и подобрать задания таким образом, чтобы в них содержалось известное для учащихся уровень актуального развития и неизвестное зона ближайшего развития.

5. Выстроить эти задания в определенной последовательности в виде «карты» затруднений и проблем.

6. Придумать способы введения заданий, делать их привлекательными для учащихся. Чтобы проблема была принята, лучше, если сами учащиеся будут участвовать в отборе тем.

Во-вторых, организовать деятельность учеников по постановке учебной задачи.

Учащийся должен:

1. Проанализировать задание и выделить в нем принципиально новые условия.

2. Провести «инвентаризацию» имеющихся у него знаний, средств, способов (что я знаю, умею?).

3. Зафиксировать несоответствие имеющихся у него знаний и способов деятельности и условий.

4. Указать на это несоответствие, задав вопрос, зафиксировать противоречие, поставить проблему для себя.

В-третьих, необходимо организовать поисковую деятельность по решению проблемы.

Учащийся

1. Осуществляет поиск идей, формулирует гипотезы.

2. Определяет путь решения проблемы, разбивая проблему на подпроблемы и намечает последовательные шаги по их решению.

3. Усваивает новую информацию, способы деятельности, применяет имеющиеся способы в новой ситуации, комбинирует из имеющихся способов новые, создает сам ранее неизвестные ему способы и за счет этого получает результат[20].

В-четвёртых, необходимо организовать обобщение, рефлексию полученных результатов

Учащийся проводит анализ:

1. найденных способов решения проблемы, выделяя основания для выбора оптимального;

2. собственной деятельности по постановке учебной задачи и ее решению;

3. успехов и трудностей в развитии.

Рассмотрим методы и формы организации деятельности в проблемно-поисковых технологиях

1. Метод проблемного изложения: все четыре этапа проблемно-поисковой деятельности осуществляет преподаватель.

2. Частично-поисковый метод: часть этапов реализует преподаватель, например, задание проблемной ситуации, рефлексия, а часть – учащийся.

3. Исследовательский метод: все шаги осуществляет учащийся, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

4. Креативный метод: все шаги осуществляет учащийся, реально осуществляя исследования и получая объективно новый результат.

Актуальной задачей преподавателя при проектировании зоны ближайшего развития учащихся является перевод учащихся на следующий, более высокий уровень самостоятельности на каждом цикле проблемно-поисковой деятельности. Формы организации деятельности могут быть различны: индивидуальные, фронтальные, групповые[21].

Основными задачами педагогической деятельности при проблемном подходе к обучению являются:

· Усиление компонента осознанного отношения к жизненным ситуациям, к собственной точке зрения;

· Развитие навыков конструктивного, упорядоченного, структурированного мышления;

· Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;

· Развитие способности видеть эмоции, чувства (не только свои, но и других людей) и понимать их роль в процессе мышления;

· Формирование понимания того, что существуют сложные ситуации, когда один человек не в состоянии охватить все аспекты проблемы, в первую очередь, через демонстрацию многозначности возможных решений[22].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: