СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ И ТЕРРОР 4 глава




Вышеприведенная схема хотя бы частичного объяс­нения еврейского радикализма ни в коей мере не сни­мает с российского правительства вины за уход еврей­ской молодежи в революцию. Этому способствовали и погромы 1880-х годов, и волна антисемитских выс­туплений в Кишеневе в 1903 году и в Одессе, Минске и Киеве в 1905-м. К тому же, ограничения в экономи­ческих правах, в продвижении по социальной лест­нице и в делании карьеры (что могло бы стать для многих ассимилированных евреев делом их жизни)

буквально толкали их в революцию, на которую они тогда возлагали все свои надежды(122).

Для евреев интернационалистское учение Маркса с его ориентацией на рабочий класс было более привле­кательным, чем ориентирующаяся на крестьян народни­ческая идеология эсеров, которая для многих рядовых еврейских радикалов ассоциировалась с «традиционным русским характером, склонным к погромам, реакции, обскурантизму и славянскому шовинизму». Марксизм не обязывал их порывать со своим еврейским прошлым так решительно, как того требовало народничество, и поэто­му среди рядовых эсеров евреи составляли не больше 15%, хотя среди эсеровского руководства их было, веро­ятно, больше(123). В то же самое время многие револю­ционеры, как евреи, так и не евреи, хотя и находясь под сильным впечатлением от «научного» подхода маркеис--тов (особенно меньшевиков и бундовцев), никак не мог­ли привести свои эмоции в согласие с марксистским строго рационалистическим мировоззрением, где не было места ничему, кроме абстрактных схем, материалистических расчетов и практического анализа. Горя желанием постра­дать и принести себя в жертву за свои новообретенные убеждения, многие молодые еврейские экстремисты — неофиты, не вступившие в определенно «ненаучную» и более склонную к насильственным действиям партию эсеров, — посвящали себя делу максималистов и осо­бенно анархистов, обладавших той притягательной си­лой, какую для нетерпеливых имеет жестокость мето­дов. Это можно объяснить еще и тем, что из всех рево­люционных направлений анархизм и максимализм, провозглашавшие полное разрушение традиционного общественного устройства необходимой предпосылкой перестройки общества, были наименее абстрактны, не основывались на разработанной теории и не требовали от своих приверженцев чрезмерных интеллектуальных усилий и подготовки; это было удобно для некоторых не слишком образованных еврейских добровольцев, которые часто полуграмотно изъяснялись на идише и почти совсем не читали по-русски. Таким образом, в то время как многие революционные лидеры предпочита­ли не использовать евреев в качестве непосредственных исполнителей терактов из опасения вызвать антисемит­ские настроения, некоторые максималистские и анар-

хистские группы просто не имели другой альтернати­вы: по своему составу они были почти полностью еврей-скими(124). Это явление не ускользнуло от внимания не только антисемитов-консерваторов, но и современных либеральных сатириков, в шутку сообщавших: «Расстре­ляно в крепости одиннадцать анархистов; из них пятнад­цать евреев»(125).

Большая часть террористических актов, приведен­ных в исполнение евреями, была совершена в районах черты оседлости, где жертвами революционеров, в первую очередь анархистов, были представители мес­тной администрации, главным образом полицейские, казаки и солдаты(126). Проводили они также мелкие акты экспроприации и нападения на местных дель­цов, особенно на тех, кто оказывал им сопротивле­ние. В одном таком случае в маленьком промышлен­ном городке Кринки в январе 1906 года фабриканты пытались защититься от анархистов, объединившись в союз, но во время их первого же собрания революци­онеры взорвали бомбу в синагоге, где оно происходи­ло^?).

В районах черты оседлости, больше чем в других регионах империи, радикалы стремились бороться с частными лицами монархических убеждений и други­ми консервативными противниками революции. Лю­бой, кто проповедовал патриотические, националис­тические или проправительственные взгляды, мог быть объявлен черносотенцем, против которого можно было применять любые насильственные действия хотя бы только потому, что такие взгляды подразумевали пря­мую или косвенную поддержку антисемитских погро­мов. Хотя не секрет, что члены монархических и пра­вых групп с энтузиазмом участвовали в антисемитс­ких выступлениях, все же часто революционные экст­ремисты в районах черты оседлости сами явно прово­цировали репрессии со стороны консерваторов — реп­рессии, направленные поначалу не против еврейско­го населения вообще, а только против еврейских ре­волюционеров. Это особенно относится к случаям, когда радикалы бросали бомбы или стреляли в участ­ников патриотических или религиозных собраний и демонстраций, а также в отдельных христиан, при этом иногда их жертвами становились и невинные прохо-

жие, включая детей и стариков, что провоцировало антисемитские настроения и попытки возмездия. Ре­зультатом часто были жестокие столкновения и кро­вопролитие с обеих сторон и — что особенно трагич­но — нападения толпы на мирное еврейское населе-ние(128).

Несмотря на кровавые последствия революционно­го терроризма для преимущественно аполитичного ев­рейского населения, некоторые еврейские национа­листические группы, такие, как Сионистская социа-: листическая рабочая партия, рассматривали террор как приемлемый метод в борьбе против существующего строя (129). Еврейские революционные трибуналы выносили приговоры местным врагам, а отдельные радикалы с оружием в руках нападали на частные вла- 'Ц дения(130). Более того, не были редкостью случаи, когда еврейские революционные экстремисты оскорбляли членов своих традиционных общин действиями, гра­ничащими с богохульством, например — избирали синагогу стратегическим местом для ведения перестрел­ки или производства взрывов, что и приводило к ка­зачьим обстрелам и захватам этих молельных домов(Ш). Неудивительно, что многие евреи, особенно старики, были очень недовольны молодыми еврейскими экст­ремистами, чья террористическая деятельность приво­дила к погромам: «Они стреляли, а нас бьют...»(132).

Деятельность российских революционеров не огра­ничивалась рубежами Российской империи. Попадая в эмиграцию, многие экстремисты не оставляли своих привычных занятий. Большая часть радикалов, участво- ", вавших в боевых действиях за границей, были анархис-1 тами или членами мелких экстремистских групп, дей­ствовавших главным образом в европейских столицах и промышленных центрах, где к началу XX века террор, проводимый местными террористами, перестал быть новостью, хотя никогда не достигал российских масшта-бов(133). В то же самое время в Европе некоторые русские эсеры и эсдеки использовали свободу от постоянного надзора Охранки для участия в действиях, обычно более свойственных анархистам — таких, как изготовление взрывных устройств. Эти устройства предназначались в первую очередь для переправки в Россию, но иногда использовались и на месте(134). Практика эта началась

сшс в 1890-х годах и продолжалась после подавления первой русской революции(135). Как и их товарищи в России, некоторые русские террористы за границей были ранены или убиты случайными взрывами при неумелом или неосторожном обращении с изготов­ленными кустарным способом бомбами(136).

В некоторых случаях лидеры партий в эмиграции, особенно члены ЦК Партии эсеров, высказывали свое неодобрение террористических действий на территории иностранных государств, предоставлявших безопасное убежище представителям российского революционно­го подполья(137). Несмотря на это, многие русские ра­дикалы, не имея возможности нападать на царскую ад­министрацию и богачей у себя в стране, планировали и время от времени приводили в исполнение покушения на российских политических деятелей и чиновников, находившихся за границей, а также на членов импера­торской семьи, живших или путешествовавших по Евро-пе(138). Они также были всегда готовы прибегнуть к силе против любого, подозреваемого в связях с полицией, в том числе против бывших своих соратников, пытавшихся спрятаться за границей от революционной мести(139). Многие эти революционеры переносили свою нена­висть к правящим кругам и аристократическому обще­ству в России на высшие слои общества в Европе. Все чаще они сосредотачивали свои усилия на борьбе с лицами, которых считали ответственными за тяжелые социально-политические условия в монархических го­сударствах, особенно в Германии и в Габсбургской им­перии, в Болгарии и в Турции. Это интернациональное стремление к освобождению порабощенных масс приве­ло, например, некоторые русские анархистские группы и отдельных экстремистов за границей к планированию убийства германского императора Вильгельма в 1903, 1906 м 1907годах(140).

Русские экстремисты, живя в консервативных ев­ропейских государствах, также использовали свое от­носительно безопасное положение для подготовки актов экспроприации. Так, в Австрии эсеры и анар­хисты обучали специальных агентов для проведения экспроприации в России(141). Но русские радикалы совершали политические грабежи и в приютивших их странах. Например, известный боевик, большевик

Камо (Семен Тер-Петросян) готовился ограбить Банк Мендельсона в Берлине, используя при этом бом-бу(142). Группа анархистов в Турции планировала в 1907 году «грандиозную экспроприацию» нескольких миллионов рублей — вероятно, речь шла о нападении на богатый православный монастырь на Афоне(НЗ). И наконец, несколько отдельных экстремистов исполь­зовали в погоне за быстрым обогащением шантаж и вымогательство, часто от имени несуществующих орга­низаций, таких, как «Внепартийные эмигранты го­рода Вены»(144).

Интересно отметить тот факт, что русские радикалы не ограничивались в своих действиях территориями стран с консервативными политическими системами, но со­вершали акты насилия и в либерально-демократичес­ких и республиканских государствах, таких, как Анг­лия, Франция и Швейцария. В этом они резко отличались от своих предшественников — народовольцев, которые принципиально отрицали терроризм при демократичес­ком строе, что они и сформулировали в своем извест­ном письме-соболезновании по случаю убийства аме­риканского президента Джеймса Гарфилда в сентябре 1881 года(145). Это позволяет предположить, что по крайней мере для некоторых экстремистов нового типа, в частности, практически для всех анархистов и рево­люционеров с неопределенной идеологией, заявле­ния об их борьбе с деспотическим режимом в России и за границей были не совсем искренними или по меньшей мере не являлись главным мотивом их терро­ристических действий.

Особенно откровенными в описании своей пози­ции были анархисты. «Не все ли равно мне было, в какую буржуазию бросить бомбу? — спрашивал Вла­димир Лапидус (Стрига) в письме к товарищам перед -1 своей смертью в мае 1906 года при взрыве бомбы в < Венсенском лесу под Парижем. —...мстить подлой | буржуазии, где бы она ни была»(146). В соответствии с этим он подумывал бросить бомбу в ресторан, кото­рый посещали богатые аристократы(147). Имеются све­дения, что в Брюсселе анархисты хотели отомстить за j депортацию из Бельгии нескольких своих товарищей, убив министра юстиции этой страны, в то время как 1 во Франции некоторые революционеры, скорее всего —

анархисты, готовили террористический акт против французского премьер-министра Жоржа Клемансо, сняв квартиру в его доме и собирая сведения о его привычках и распорядке дня, а также занимаясь сбо­ром денежных средств для проведения этой опера­ций 148). Начальник представительства Охранного отделения в Париже к весне 1906 года собрал доста­точно информации, чтобы заподозрить группу рус­ских анархистов в подготовке нападения на один из трех объектов: парижскую биржу (чтобы наказать ка­питалистов за содействие недавнему французскому займу России), полицию (которая арестовала шесть­десят русских во время первомайской демонстрации) или российское посольство и консульство в столице Франции(149).

Французское правительство, естественно, было оза­бочено случаями кровопролития, часто происходивши­ми во время собраний русских эмигрантов-революцио­неров в Париже; один раз, например, взрыв бомбы ра­нил несколько человек, в том числе двух полицейс-ких(150). Как и их товарищи в России, за границей анар­хисты оказывали вооруженное сопротивление предста­вителям местных властей при обысках и арестах; в од­ном случае известный террорист Зелигер-Соколов смер­тельно ранил комиссара полиции и полицейского при сопротивлении аресту в Генте(151). Отдельные русские радикалы неопределенных направлений, не принад---лежавшие ни к каким партиям, тоже совершали те­ракты; например, революционер по имени Яков Лев открыл стрельбу по французским солдатам в Париже I мая 1907 года(152).

Излишне подчеркивать, что анархисты не испыты­вали никакой благодарности за гостеприимство по от­ношению к принявшим их странам и совершали акты экспроприации, часто уносившие жизни невинных людей. Анархист Ростовцев, убежавший за границу из русской тюрьмы, попытался ограбить банк в Монтро, при этом он убил нескольких прохожих, и швейцарс­кой полиции едва удалось спасти его от линчевания возмущенной толпой местных жителей(153). Анархисты в Женеве, Лозанне и других швейцарских городах (рав­но как и их товарищи в Англии и Франции) также стра­стно желали урвать себе часть богатств западного бур-

жуазного общества путем экспроприации. Они такжД иногда занимались вымогательством денег у богатым русских граждан, живших за границей, кстати, даже Д тех, кто сочувствовал делу революции(154).

В поисках новых источников доходов русские экст-| ремисты показали себя находчивыми и беззастенчиво i нещепетильными. Так, в 1906 или 1907 году неизвестная ] группа русских радикалов направила владельцам казино! в Монте-Карло письмо с угрозой убийства и требовани-1 ем выдать им двадцать тысяч рублей(155). В Брюсселе анар- • хисты конфисковали три тысячи франков у бельгийско-1 го революционера(156). И наконец, один анархист при-1 знался в том, что он ограбил в Ницце знаменитого РУс-1 ского певца Федора Шаляпина, хотя последний был из-1 вестей как сторонник революции и в антиправительствен-! ных кругах его превозносили за исполнение антимонар-1 хических и революционных гимнов на сцене русского! императорского театра(157).

Как и анархисты, отдельные экстремисты и радикалы 1 в эмиграции были ответственны не только за вымога-1 тельные письма, так называемые «мандаты», посылав-1 шиеся из-за границы богатым людям в Российской Им- I перии(158), но и за кровавые грабежи в Лондоне (в том I числе Tottenham outrages 23 января 1909 года) и в других { европейских городах, приводивших к жертвам среди ме-1 стной полиции и населения. В числе этих жертв были 1 дети, и неудивительно, что реакцией европейского 1 общества и даже многих русских политических эмиг- | рантов часто было возмущение против такого нераз-1 борчивого применения насилия(159). По словам На-| дежды Крупской, описавшей в мемуарах свою жизнь с Лениным в Швейцарии — этой наиболее терпимой и гостеприимной европейской стране, — в 1907 году в Женеве в повергнутом в ужас обществе «все только и говорили о русских экспроприаторах». Большой про­цент среди тех, кто занимался политическими грабе­жами, составляли лица кавказского происхождения, и вид одного из грузинских друзей Ленина вызвал крик ужаса у его квартирной хозяйки, захлопнувшей дверь прямо перед носом «живого экспроприато­ра»^ 160).

Российское правительство пыталось использовать эти настроения для развития международного сотруд-

ничества в борьбе с революционерами. Эти попытки были сравнительно удачными, поскольку даже пра­вительства демократических стран стояли перед ли­цом угрозы терроризма, главным образом со стороны анархистов. Уже в 1904 году несколько европейских правительств заключили соглашение о совместных дей­ствиях против анархистов и начали сотрудничать в борьбе с контрабандой оружия и взрывчатки(1б1). В то же самое время, однако, под давлением влиятель­ных социалистических и либеральных кругов разных стран правительственные чиновники даже в консер­вативной Германии и Австро-Венгрии (не говоря уже о более либеральных режимах) часто не хотели помо­гать российскому правительству, особенно в случаях требования выдачи бежавших заключенных и извест­ных убийц, связанных с экстремистскими социалис­тическими организациями(162). В глазах европейского общества и многих представителей западных офици­альных кругов русские радикалы были борцами за свободу, то есть правой стороной в борьбе с деспоти­ческим и варварским режимом на своей родине, пусть даже они и использовали недопустимую тактику. Вме­сте с британским государственным деятелем Дж. Рем-зи Макдональдом многие из них желали удачи рус­ским революционерам(163). Само собой разумеется, что такое отношение никак не способствовало укреп­лению позиций российского правительства, уже по­колебленных кровавой революцией у себя дома.

ВЛИЯНИЕ ТЕРРОРИЗМА

НА ПРАВИТЕЛЬСТВО И ОБЩЕСТВО

Шквал террора достиг своей цели уже в 1905 году: власти были растеряны и измучены, все их силы и средства борьбы полностью парализованы(164). Пра­вительственные чиновники испытывали чувство бес­помощности, граничившее с отчаянием: «Каждый Божий день — по нескольку убийств, то бомбой, то из револьверов, то ножом и всякими орудиями; бьют и бьют, чем попало и кого попало... Надо удивлять­ся, как еще не всех перестреляли нас...»(165) Анек­дот того времени передает эти настроения. «Его пре-

восходительство генерал-губернатор принимал вчера у себя во дворце поздравление от подведомственных ему чинов по случаю благополучного трехнедельного правления его краем»(1б6).

Подобные чувства не были беспочвенными или пре­увеличенными, и к лету 1907 года главные полицейс­кие чины С.-Петербурга были готовы отложить все дела, включая расследования случаев революционной агитации и пропаганды, установки нелегальных типографий, орга­низации забастовок и других небоевых проявлений рево­люционной активности, и направить все свои усилия на самое главное — на раскрытие и искоренение политичес­ких убийств и экспроприаций(167). В значительной сте­пени эта смена направленности политического сыска объясняется тем, что терроризм нового типа отличался от революционного насилия XIX века не только числом своих жертв, но и их отбором. До 1905 года экстремисты тщательно выбирали свои мишени только из числа тех чиновников правительственной администрации, которых они считали наиболее злостными притеснителями наро­да, ответственными за самые жестокие репрессивные или карательные меры. В то время радикалы не убивали госу­дарственных служащих и частных лиц без разбора и в больших количествах(168).

После начала революции, среди хаоса насилия и кро­вопролития, человеческая жизнь упала в цене и скоро не стала стоить убийцам и копейки(169). В 1879 году на­родовольцы, настойчиво отрицая намерение наказывать своих врагов похищением членов их семей, писали о том, что каждый человек лично несет ответственность за свои поступки. Уже в 1903 году, однако, Бурцев пред­лагал брать в заложники правительственных чинов­ников и представителей буржуазии с целью исполь­зования их в будущих переговорах с правительством, а в 1905 году прибалтийские революционеры, не заду­мываясь, брали заложников из мирного населения(170). Прекрасной иллюстрацией различия между старым и новым типом терроризма может служить случай, ког­да члены Польской социалистической партии казни­ли отца полицейского осведомителя, чтобы во время похорон убить сына — свою главную мишень(171).

Что касается правительственных служащих, то здесь террор проводился без особого разбора, и его жертвамистановились полицейские и армейские офицеры, го­сударственные чиновники всех уровней, городовые, солдаты, надзиратели, охранники и вообще все, кто подпадал под весьма широкое определение «стороже­вых псов старого порядка». Из 671 служащего Мини­стерства внутренних дел, убитого или раненного тер­рористами в период между октябрем 1905 и концом апреля 1906 года, только 13 занимали высокие посты, в то время как остальные 658 были городовыми, по­лицейскими, кучерами и сторожами(172). Особенно распространилось среди новых профессиональных тер­рористов обыкновение стрелять или бросать бомбы без всякой провокации в проходящие военные или казачьи части или в помещения их казарм(173). В об­щем, ношение любой формы могло явиться достаточ­ным основанием для того, чтобы стать кандидатом на получение пули или быть подорванным бомбой тер­рористов. Выходившие вечером погулять боевики могли плеснуть серную кислоту в лицо первому попавшему­ся им на пути городовому(174). Можно привести мно­жество примеров беспорядочного насилия, свидетель­ствующих о том, что терроризм стал не только само­целью, но и — в прямом смысле слова — спортом, в котором игроки видели в своих жертвах лишь движу­щиеся мишени(175). В 1906—1907 годах многие их этих «дровоколов» (как прозвал их один революционер), особенно среди анархистов и максималистов, сорев­новались друг с другом в том, кто совершит больше грабежей и убийств, и часто завидовали чужим успе­хам в этой области(176).

По мнению Нэймарка, «на этом фоне реакцию пра­вительства на все усиливающуюся кампанию террора нельзя назвать иначе, чем нетвердой и нерешитель-ной»(177). В особенно неспокойных областях на окраи­нах империи и в районах черты оседлости представите­ли властей не решались даже показываться на улицах, поскольку все защитники старого порядка были мише­нью для стрельбы. Согласно одному официальному ра­порту, среди жандармов резко увеличилось число не­рвных заболеваний(178). Хотя отдельные полицейские и военные проявляли выдающуюся личную храбрость и преданность правительству(179), многие думали лишь о спасении собственной жизни и либо подавали в отставку, либо просто отказывались являться на службу и замещать своих убитых предшественников(180). Го­родовые тоже часто проявляли трусость, не оказывая сопротивления разоружавшим их боевикам и умоляя о пощаде(181). В одном особенно ярком случае, после того как телохранители известного латвийского тер­рориста по имени Эпис несколько раз стреляли в по­лицейских, неоднократно пытавшихся арестовать пос­леднего, офицеры полиции отказались подчиняться приказам и вместо этого начали отдавать Эпису честь, встречая его на улице(182).

В своих донесениях центральной администрации ме­стные чиновники, жившие в состоянии постоянной «чудовищной паники», признавали свое бессилие кон­тролировать события и описывали свою власть как «чи­сто номинальную»(183). Такая же ситуация складыва­лась и в больших городах, включая столицы; в 1905 году члены императорской семьи и придворные, а также некоторые высшие чины царской администрации (глав­ные мишени террористов) подвергли себя доброволь­ному домашнему аресту. Глава Охранного отделения С.-Петербурга постоянно сталкивался с неподчинени­ем своих служащих, угрожавших забастовкой из страха перед революционерами(184). Все считали, что любой защитник режима на высоком посту обречен стать жер­твой всемогущих террористов, и скорее раньше, чем позже. Это убеждение стало темой выдуманного диалога в ре­дакторском кабинете: «Секретарь: — Биография нового генерал-губернатора лежит в запасе уже третий день. Ра­зобрать ее? — Редактор: — Оставьте. Сразу пустим в некролог»(185).

Не менее серьезным было влияние терроризма и на жизнь частных граждан Российской Империи. Они ока­зались захваченными «революционным смерчем» и явля­лись жертвами того, что понятие частной собственности для нового типа русского террориста потеряло всякое зна-чение(186). В то время как почти все революционеры конца XIX века отказывались от практики эспроприаций с не­скрываемым чувством отвращения, мало кто из их пос­ледователей испытывал угрызения совести по поводу ежедневных вооруженных грабежей(187). Более того, видя в процветающих гражданах символы реакции или эксп­луатации, радикалы часто терроризировали их и без зах-

вата их имущества, пользуясь как устными угрозами, так и физическими нападениями, мстя им просто за при­надлежность к привилегированным слоям общества. Месть революционеров обрушивалась часто также на тех, кто не мог доказать своей лояльности антиправительственно­му движению, на таких, как члены монархических об­ществ, сотрудники патриотических или консервативных изданий, духовенство, а также на специалистов-инжене­ров и промышленников, отказывавшихся искать распо­ложения местных профсоюзных деятелей и агитаторов. Упрямые купцы, особенно те, которые организовывали группы самообороны для охраны своего имущества, тоже платили своей жизнью за неповиновение, равно как и кучера, медлившие при предоставлении своих услуг убе­гавшим с места нападения экстремистам. Жертвами тер­рористов становились также судьи, судебные следовате­ли, свидетели обвинения против революционеров. Эти последние часто получали письма с угрозами, после ко­торых некоторых убивали. В одном таком случае в При­балтике в 1905 году свидетель, давший показания про­тив одного экстремиста на суде, был убит товарищами последнего, оставившими на месте преступления запис­ку, видимо, с намерением запугать других: «Собачья смерть шпиону»(188).

Несмотря на кровавые последствия революцион­ного террора для повседневной жизни во всей стране, тенденция оправдывать экстремистов продолжала су­ществовать в либеральных и интеллектуальных кру­гах, и многие широко известные литературные про­изведения, например рассказы Леонида Андреева, отражают симпатии, которые питало образованное общество к суровым и бесстрашным боевикам(189). Частично под влиянием публикаций — некоторые из них были подписаны такими именами, как Максим Горький и Владимир Короленко, — немалое число либералов, не имевших склонности к насилию, при­знали этическую и общественную обязанность предо­ставлять боевикам кров, деньги и документы; некото­рые даже предоставляли свои квартиры для хранения оружия и взрывных устройств(190). В либеральных кругах, куда входили университетские профессора, учителя, инженеры, журналисты, адвокаты, врачи, а также промышленники, директора банков и даже не-

которые правительственные чиновники, помощь эк­стремистам стала признаком хорошего тона(191). Та­кое отношение льстило самолюбию радикалов и спо­собствовало распространению насилия, подталкивая их к новым действиям. Экстремисты знали теперь о существовании многочисленных «поклонников терро­ра» среди образованных людей, которые «втайне ру­коплескали каждому теракту», даже если вслух они пропагандировали (и в душе предпочитали) более «культурные методы борьбы» с самодержавием(192).

Точно так же и в низших слоях населения некото­рые лица, особенно среди рабочих, принявших объяс­нение радикалами своих действий как попытку осво­бодить трудящихся, были готовы помогать террорис­там. Некоторые жертвовали деньги специально для покупки оружия, другие помогали делать взрывчатку. Так, когда революционеры предложили одному вла­дельцу маленькой скобяной лавки заплатить за его услуги, он отказался брать деньги:^ «Я паяю бомбы бесплатно»(193). Иногда частные лица были готовы и на насилие, чтобы помочь экстремистам; из несколь­ких мест поступали сообщения о группах простых людей, нападавших на конвой и освобождавших аре­стованных террористов. В начале революции местное население, особенно на окраинах империи, где были распространены антирусские настроения, часто отка­зывалось оказывать помощь раненым чиновникам(194).

В то же время потенциальные жертвы революцио­неров иногда пытались защищаться. Архиепископ Ка­занский нанял двух личных телохранителей, а монахи местного монастыря обратились за разрешением но­сить револьверы(195). В поселениях отдаленных райо­нов Сибири, Дальнего Востока и на окраинах, где революционные комитеты захватили административ­ную власть, жители пытались обеспечить себе мини­мальную безопасность. Так, в Риге в 1905 году, после того как люди осознали бессмысленность обращения за защитой своей жизни и имущества к законным вла­стям, они стали объединяться в группы (такие, как «Самозащита», «Общество помощи соседям»), кото­рые все вместе составили около 1500 человек и смогли до какой-то степени дать революционерам вооружен­ный отпор(196). Однако были и случаи, когда такие

группы изменяли своему назначению и вместо само­обороны начинали сами прибегать к насильственным действиям; это случилось, например, с «Зеленой сот­ней», организацией, созданной в августе 1907 года в Баку армянскими частными собственниками, кото­рые сами в конце концов оказались вовлеченными в квазианархистские действия(197). В том же городе бога­тые промышленники наняли вооруженных телохраните­лей из числа местных головорезов и сорвиголов. Эти те­лохранители были готовы рисковать жизнью в защите своих работодателей от экстремистов, но в то же время они сами участвовали в различных преступных и насиль­ственных действиях(198). Наконец, некоторые предпри­имчивые граждане тоже решили извлечь выгоду из ца­рившего хаоса. В Прибалтике бывшие арестанты и другие полупреступные элементы подходили к людям на улице и предлагали свои услуги в качестве наемных убийц; со временем цена на убийство сильно упала, убийцу можно было нанять меньше чем за три рубля за одну жерт-ву(199).

Тем не менее большинство мирного населения было запуганно и пассивно, надеясь лишь пережить эти кош­марные времена. В местах, особенно сильно затронутых революционной анархией, таких, как Рига, где каж­дый день на улицах была слышна стрельба, человек, выходя из дому, не был уверен, что вернется, а в слу­чае возвращения не знал, найдет ли живой свою се-мью(200). По мере эскалации террора его жертвами все чаще становились невинные прохожие, случайные сви- детели, среди которых были женщины и дети(201). На­селение было запугано до такой степени, что в некото­рых местах гробовщики и священники не решались оказывать свои услуги жертвам революционного тер­рора, а близкие родственники боялись прийти на их похороны(202).

Страх стал править действиями людей. Когда не­сколько врачей в бакинской больнице получили вес­ной 1907 года письма с угрозами и требованиями боль­ших сумм денег для местной организации анархистов, они бросили своих больных и спрятались, а некото­рые даже уехали из города(203). После 1905 года, когда все увеличивающееся число экспроприаторов перенес­ло свое внимание с государственного имущества и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: