Общие сведения о методической разработке
Детская агрессивность и её причины.
«Агрессивность - это отчаяние ребёнка, который ищет признания и любви»
Г. Эберлейн
Форма проведения занятия: Практическое занятие.
Место проведения: Классная комната
Целевая группа: Родители
Цель занятия:
1. Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка.
2. Сформировать у родителей понимание проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.
Задачи:
1. Объяснение родителям, что такое агрессивность, как она проявляется, чем она опасна для ребёнка и окружающих, психологическим особенностям агрессивных детей.
2. Обучение общению со своим ребёнком и организация нового опыта взаимодействия с агрессивными детьми.
Планируемые результаты:
1. Увеличение числа вопросов со стороны родителей к педагогу-психологу, касающихся внутреннего мира ребёнка, его личности.
2. Возрастание количества индивидуальных консультаций по инициативе родителей.
3. Повышение роли родителей в вопросах воспитания ребенка.
Регламент работы и формы организации деятельности родителей: беседа, упражнение “Лимон”, проективная методика «Кактус», экспресс-анкетирование родителей
Необходимые материалы:
Бумага для записей, цветные карандаши, ручки, бланки анкеты «Критерии агрессивности у ребенка», памятки для родителей «Как вести себя с агрессивным ребенком».
- Сценарный план проведения занятия
План занятия:
1. Актуальность проблемы (2-3 мин).
2. Детская агрессивность и ее причины (20 мин).
3. Роль семьи в проявлении детской агрессивности (15 мин).
4. Экспресс-анкетирование родителей (15 мин).
5. Как вести себя с агрессивным ребенком (
2 мин).
6. Рефлексия (2 мин).
Ход занятия:
Актуальность проблемы.
Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые родители! Прочитайте эпиграф к занятию. Как вы понимаете это утверждение: «Агрессивность - это отчаяние ребёнка, который ищет признания и любви»? Ребенок проявляет агрессию тогда, когда хочет привлечь внимание к своей персоне, к своему внутреннему миру, в котором накопилось много разрушительных эмоций.
Как вы, думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить? Мы будем говорить о детской агрессии и о причинах её проявления.
Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим близким. Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, но наше поведение все равно оказывается источником физических и духовных страданий наших близких.
Детская агрессивность и ее причины.
Давайте разберёмся, что же такое агрессия? Агрессия - действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету.
Как вы, думаете, для чего вообще людям агрессия? Иногда она выступает средством достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то). А иногда используется как способ самоутверждения и как защитное поведение.
Столкновение же с детской агрессивностью порой вызывает у взрослых недоумение, растерянность. Скажите, что вы делаете, если проявления агрессии становятся постоянными? Наказываете? А вы пытались поговорить с ребёнком и выяснить, почему ребёнок так себя ведёт? Обращались к специалистам за помощью? (высказывания родителей). Как показывает практика, проявления жестокости и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у детей каких-либо психических отклонений. Часто ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Давайте в группах попробуем определить причины детской агрессии. Ответьте на вопрос: «Почему ребёнок проявляет агрессию?» Возьмите лист бумаги и запишите свой ответ, обсудив в своей группе.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.
Причины возникновения агрессивности:
1. Отвержение (неприятие ребёнка). Ребёнок чувствует себя покинутым, незащищённым и поэтому не принимает родительского убеждения, не имеет положительного примера, как себя вести.
2. Сверхтребовательность (чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) – приводит к озлобленности, стремлению делать «исподтишка», формирует чувство неполноценности и ожидание неудач. Агрессия становится способом самоутверждения.
3. Гиперопека (сверхзаботливое отношение) – ребёнок лишается самостоятельности, инфантилен, не может противостоять стрессам, не может постоять за себя, может стать жертвой агрессии и вымещает агрессию на предметах (рвёт книги, ломает вещи, пишет на стенах или мебели).
Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы помочь ребёнку? (высказывания родителей)
• Контролировать ребёнка и одновременно учить его контролировать свою агрессию и выражать свои эмоции приемлемыми способами, не нанося вреда другим.
• Замечать, когда ребёнок ведёт себя неагрессивно и поощрять его за это.
Работу по коррекции агрессивного поведения детей следует начинать с Вами, родители. Я познакомлю вас с некоторыми принципами общения.
1. Помните, что ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье.
2. Пусть ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.
3. Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.
4. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения, можно надеяться на улучшение.
5. Формируйте способность к сопереживанию и сочувствию.
6. Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку).
7. Не подавляйте попытки «самоутверждения» ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться.
Я думаю, каждый из нас, хоть раз проявлял агрессию в отношении других людей. Бывали случай, когда вы раздражались и гневались? А теперь, родители, я попрошу вас вспомнить ситуацию, в которой вы выли себя агрессивно. Скажите, как вы контролируете свою агрессию (высказывания родителей)
Вы знаете, родители, существуют различные способы разрядки гнева и снятия агрессивности:
1) Комкать и рвать бумагу.
2) Бить подушку или боксерскую грушу.
3) Топать ногами.
4) Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
5) Втирать пластилин в картонку или бумагу.
6) Посчитать до десяти.
7) Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
8) Вода хорошо снимает агрессию.
А сейчас, я вас познакомлю с релаксационной техникой, направленный на обучение ребёнка управлению своим гневом и снижением уровня личностной тревожности.
У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.
Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Примером может служить упражнение “Лимон”.
Упражнение “Лимон” проводится на фоне релаксационной расслабляющей музыки.
Сядьте, пожалуйста, удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.