Детская агрессивность и ее причины.




Общие сведения о методической разработке

 

Детская агрессивность и её причины.

«Агрессивность - это отчаяние ребёнка, который ищет признания и любви»

Г. Эберлейн

Форма проведения занятия: Практическое занятие.

Место проведения: Классная комната

Целевая группа: Родители

Цель занятия:

1. Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка.

2. Сформировать у родителей понимание проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.

Задачи:

1. Объяснение родителям, что такое агрессивность, как она проявляется, чем она опасна для ребёнка и окружающих, психологическим особенностям агрессивных детей.

2. Обучение общению со своим ребёнком и организация нового опыта взаимодействия с агрессивными детьми.

Планируемые результаты:

1. Увеличение числа вопросов со стороны родителей к педагогу-психологу, касающихся внутреннего мира ребёнка, его личности.

2. Возрастание количества индивидуальных консультаций по инициативе родителей.

3. Повышение роли родителей в вопросах воспитания ребенка.

Регламент работы и формы организации деятельности родителей: беседа, упражнение “Лимон”, проективная методика «Кактус», экспресс-анкетирование родителей

Необходимые материалы:

Бумага для записей, цветные карандаши, ручки, бланки анкеты «Критерии агрессивности у ребенка», памятки для родителей «Как вести себя с агрессивным ребенком».

 

  1. Сценарный план проведения занятия

 

План занятия:

1. Актуальность проблемы (2-3 мин).

2. Детская агрессивность и ее причины (20 мин).

3. Роль семьи в проявлении детской агрессивности (15 мин).

4. Экспресс-анкетирование родителей (15 мин).

5. Как вести себя с агрессивным ребенком (
2 мин).

6. Рефлексия (2 мин).

 

Ход занятия:

 

Актуальность проблемы.

 

Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые родители! Прочитайте эпиграф к занятию. Как вы понимаете это утверждение: «Агрессивность - это отчаяние ребёнка, который ищет признания и любви»? Ребенок проявляет агрессию тогда, когда хочет привлечь внимание к своей персоне, к своему внутреннему миру, в котором накопилось много разрушительных эмоций.

Как вы, думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить? Мы будем говорить о детской агрессии и о причинах её проявления.

Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим близким. Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, но наше поведение все равно оказывается источником физических и духовных страданий наших близких.

 

Детская агрессивность и ее причины.

 

Давайте разберёмся, что же такое агрессия? Агрессия - действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету.

Как вы, думаете, для чего вообще людям агрессия? Иногда она выступает сред­ством достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то). А иногда используется как способ самоутверждения и как защитное поведение.

Столкновение же с детской агрессивностью порой вызывает у взрослых недоумение, растерянность. Скажите, что вы делаете, если проявления агрессии стано­вятся постоянными? Наказываете? А вы пытались поговорить с ребёнком и выяснить, почему ребёнок так себя ведёт? Обращались к специалистам за помощью? (высказывания родителей). Как показывает практика, про­явления жестокости и непослушания не всегда свидетельствуют о на­личии у детей каких-либо психических отклонений. Часто ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Давайте в группах попробуем определить причины детской агрессии. Ответьте на вопрос: «Почему ребёнок проявляет агрессию?» Возьмите лист бумаги и запишите свой ответ, обсудив в своей группе.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

- стремление привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление получить желанный результат;

- стремление быть главным;

- защита и месть;

- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.

Причины возникновения агрессивности:

1. Отвержение (неприятие ребёнка). Ребёнок чувствует себя покинутым, незащищённым и поэтому не принимает родительского убеждения, не имеет положительного примера, как себя вести.

2. Сверхтребовательность (чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) – приводит к озлобленности, стремлению делать «исподтишка», формирует чувство неполноценности и ожидание неудач. Агрессия становится способом самоутверждения.

3. Гиперопека (сверхзаботливое отношение) – ребёнок лишается самостоятельности, инфантилен, не может противостоять стрессам, не может постоять за себя, может стать жертвой агрессии и вымещает агрессию на предметах (рвёт книги, ломает вещи, пишет на стенах или мебели).

 

Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы помочь ребёнку? (высказывания родителей)

• Контролировать ребёнка и одновременно учить его контролировать свою агрессию и выражать свои эмоции приемлемыми способами, не нанося вреда другим.

• Замечать, когда ребёнок ведёт себя неагрессивно и поощрять его за это.

 

Работу по коррекции агрессивного поведения детей следует начинать с Вами, родители. Я познакомлю вас с некоторыми принципами общения.

1. Помните, что ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье.

2. Пусть ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.

3. Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.

4. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения, можно надеяться на улучшение.

5. Формируйте способность к сопереживанию и сочувствию.

6. Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку).

7. Не подавляйте попытки «самоутверждения» ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться.

Я думаю, каждый из нас, хоть раз проявлял агрессию в отношении других людей. Бывали случай, когда вы раздражались и гневались? А теперь, родители, я попрошу вас вспомнить ситуацию, в которой вы выли себя агрессивно. Скажите, как вы контролируете свою агрессию (высказывания родителей)

Вы знаете, родители, существуют различные способы разрядки гнева и снятия агрессивности:

1) Комкать и рвать бумагу.

2) Бить подушку или боксерскую грушу.

3) Топать ногами.

4) Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.

5) Втирать пластилин в картонку или бумагу.

6) Посчитать до десяти.

7) Самое конструктивное - спортивные игры, бег.

8) Вода хорошо снимает агрессию.

А сейчас, я вас познакомлю с релаксационной техникой, направленный на обучение ребёнка управлению своим гневом и снижением уровня личностной тревожности.

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Примером может служить упражнение “Лимон”.

Упражнение “Лимон” проводится на фоне релаксационной расслабляющей музыки.

Сядьте, пожалуйста, удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: