Степень надежности зависит от многих причин, поэтому важно выявить факторы, снижающие точность измерений. Такими факторами могут быть:
1) нестабильность диагностируемого свойства;
2)несовершенство диагностирующих методик (небрежно составлена инструкция, нечетко сформулир. указания и т.д.);
3)меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся экспер-ты, разная освещенность помещения, налич.или отсутствие посторонних шумов и т.п.);
4) различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту инструкции предъявляются по-разному, различное стимулирование выполнения заданий и т.п.);
5) колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном экспер-те хорош. самочувствие, в другом - утомление);
6) элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов.
Если устран.эти факторы, то ур-нь надеж.тестов повысится.
36. Техники проверки надежности психологического теста: повторный и параллельный тест.
Hа практике используются три основных метода оценкинадежности тестов:
1) повторное тестирование;
2) параллельное тестирование;
3) метод расщепления.
Повторное тестирование Является одним из основных методов измерения надежности, который проводится одним и тем же тестом через определенный интервал времени при одинаковых условиях. Повторное тест-е обычно наз. ретесто м, а надежность, измеренную таким способом, – ретестовой надежности. К числу достоинств метода относятся естественность и простота определения коэффициента надежности. К недостаткам – неопределен-ность в выборе интервала между двумя измерениями.
Параллельное тестирование В этом случае многократ-ность измерения организуется с помощью параллельных, или эквивалентных, тестов. Параллельными наз.тесты, которые с одинаковой ошибкой измеряют одно и то же свойство психики. В этом случае одни и те же лица выполняют несколько вариантов одного и того же теста или эквивалентные тесты. Рассчитанный между двумя тестами коэф. корреляции называется эквивалентной надежностью.
|
37. Техники проверки надежности психологического теста: анализ внутренней согласованности теста.
Внутренняя согласованность -определяется связью каждого конкретного элемента теста с общим результатом, тем, насколько каждый элемент входит в противоречие с остальными, насколько каждый отдельный вопрос измеряет признак, на который направлен весь тест. Чаще всего тесты, разрабатываются таким образом, чтобы у них была высокая степень внутренней согласованности, а связи с тем, что если одна переменная измеряется частью теста, то тогда в других частях, если они не согласованы с первой, эта же переменная измеряться не может. Т.о., чтобы тест был валидным, необходимо, чтобы он был согласован.
Для проверки внутренней согласованности применяются:
1. Метод расщепления или метод автономных частей
2. Метод эквивалентных бланков
3. Альфа Кронбаха
Надежность психол. теста. Стандартная ошибка измерения психол.теста..
Надежность теста можно выразить в виде стандартной ошибки измерения, называемой также стандартной ошибкой показателя. Эта мера особенно удобна для интерпретации инд-х результатов.
X. Галликсен предложил использовать стандартную ошибку измерения для того, чтобы по результату теста определять <разумные пределы> истинного показателя. Подобные <разумные пределы> принято называть в психол. тестиро-вании интерпретацией ошибки измерения. Очевидно, что стандартная ошибка измерения и коэф-т надежности-это взаимозаменяемые способы выражения надежности теста.
В отличие от коэффициента надежности ошибка измерения не зависит от разнородности группы, на которой она была определена. Будучи выражена в инд-х результатах, она остается неизменной.
Вместе с тем приводимая в единицах показателя ошибка измерения будет несравнимой для различных тестов. Следовательно, если хотят сравнить надежность различных тестов, лучше пользоваться коэффициентом надежности. Интерпретации же индивидуальных результатов более соответствует стандартная ошибка измерения.
|
Тестовые нормы.
Нормы разрабат-ся для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм:
Школьные нормы | разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны. |
Профессиональные нормы | устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп (например, механиков разного профиля, машинисток и др.). |
Локальные нормы | устанавливаются и применяются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего- признака – возраста, пола, географического района, социо-экономического статуса и др. Например, для теста Векслера на интеллект нормы ограничены возрастными рамками. |
Национальные нормы | разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходимость таких норм определяется конкретной культурой, моральными требованиями и традициями каждой нации. |
Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных показателей) в качестве эталона, с которым сравниваются результаты тестирования.
|
40. Правила формирования выборки стандартизации:
выборка стандартизации должна состоять из респондентов, на которых в принципе ориентирован данный тест, то есть если создаваемый тест ориентирован на детей (например, тест Амтхауэра), то и стандартизация должна происходить на детях заданного возраста;
выборка стандартизации должна быть репрезентативной, то есть представлять собой уменьшенную модель популяции по таким параметрам, как возраст, пол, профессия, географическое распределение и т.д. (напр., группа дошкольн-в 6-7 лет, руководителей, подростков и т.д.)
Распределение результатов, полученных при тестировании испытуемых выборки стандартизации, можно изобразить с помощью графика – кривой нормального распределения. Этот график показывает, какие значения первичных показателей входят в зону средних значений (в зону нормы), а какие выше и ниже нормы.