СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ И ТЕРРОР 16 глава




В 1909 году его арестовали, и он, желая доказать вину матери в его смерти, взял на себя ответственность за убийство генерал-губернатора Желтоновского и ожи­дал, что через два-три дня его казнят. Вместо этого маль­чик провел много месяцев под следствием, прошел серь­езное психиатрическое обследование, после чего воен­ный трибунал приговорил его к 12 годам тюрьмы. Он был освобожден в 1912 году благодаря неустанным хло­потам его матери, доказавшей его невиновность, и общественной кампании в его защиту(152).

В Киеве произошел еще более трагический случай. Шестнадцатилетний школьник внимательно следил за газетной кампанией в защиту эсерки Марии Спиридо­новой, арестованной за убийство тамбовского чинов­ника Гаврилы Луженовского, которого революционе­ры обвинили в жестоком обращении с крестьянами. Мальчик был глубоко тронут живыми, часто даже на­туралистическими описаниями страданий девятнадца­тилетней террористки и решил, что он «безумно, бес­конечно любит» ее. Когда ее приговорили к тюремному заключению, он утопился, не представляя себе жизни без надежды ее увидеть. В предсмертной записке, адре­сованной его лучшему другу, он написал: «Я молился на ее портрет, дышал ею всегда и думал, что, когда они помилуют ее, я упаду к ее ногам и все ей скажу. Но помилования нет и, вероятно, никогда не будет для моей дорогой Марии, которая умирает в пугачевской башне и не доживет до конца срока. Поэтому я поки-

даю этот мир раньше ее и иду туда, где нет пугачевс­кой башни, — и там я ее скоро увижу»(153).

При изучении причин участия несовершеннолет­них в экстремистской деятельности нужно принимать во внимание и естественное для этого возраста стрем­ление определить себя как личность, не похожую на других, со своими собственными ценностями и ми­ровоззрением. Этот процесс обычно включает в себя принятие чужой системы ценностей. В 1905 году атмос­фера хаоса и нестабильности как в политике, так и в других областях человеческой жизни благоприятство­вала бунтарству подростков: традиционные ценности подвергались переоценке и их легко можно было за­менить радикальными идеями, распространенными среди взрослых. Стремление подростков найти себе место в быстро меняющемся мире путем участия в революции усиливалось прославлением в левой прес­се наиболее крайних форм борьбы, таких, как террор и экспроприации. Романтизированный образ герои­ческого борца за свободу, представляемый в этих га­зетах, особенно нравился молодежи. Поскольку мно­гие несовершеннолетние мечтали быть героями и при этом были склонны к безрассудности и авантюризму, их готовность к участию в наиболее рискованных эк­стремистских акциях вполне понятна. Как позднее признавал один бывший радикал, в своей юности состоявший в боевой дружине ПСР, «боевиком я стал просто, но еще проще я стал революционером»(154).

Значительное число несовершеннолетних террори­стов и экспроприаторов пришли к участию в насилии вследствие экономических тягот, даже нищеты. Особен­но это относится к еврейской молодежи, составлявшей большую часть анархических организаций. Не видя иного выхода из бедности, они охотно примыкали к взрос­лым в борьбе против социально-политических условий самодержавного строя. В какой-то степени это объясня­ет бесстрашие этих подростков: им нечего было те­рять^ 55). Отчаяние также способствовало их участию в вымогательствах и актах экспроприации, предоставляв­ших соблазнительную возможность быстрого получения крупных сумм денег(15б).

Однако не все и, вероятно, даже не большинство юных экстремистов были нищими. Многие юноши (а

иногда и девушки) происходили из достаточно зажи­точных семей. В таком возрасте дети почти всегда бун­туют против авторитета взрослых, и в годы револю­ционного брожения они легко поддаются соблазну ра­дикализма. С одной стороны, они хотели освободить­ся от контроля родителей и учителей, с другой — оправдать естественное стремление быть независимы­ми принятием интеллектуально или морально обо­снованной идеологии бунтарства. Революционная си­туация в России предоставляла молодежи прекрасный способ немедленно осуществить свои желания.

Среди несовершеннолетних революционеров было много тех, кто напоминал взрослых экстремистов из «из­нанки» революции. Некоторые из этих молодых людей были уголовными преступниками, но в большинстве слу­чаев они были мелкими хулиганами и шпаной — забро­шенными уличными мальчишками, с грубой речью и манерами, уже обладавшими полууголовными наклон­ностями и менталитетом. Будучи формально учениками различных школ, они пропускали занятия и проводили время в азартных играх, пьянстве и сексуальных экспе­риментах, причем ко всем этим занятиям часто подме­шивалось увлечение политическим радикализмом. Есть явная связь между уровнями революционного энтузи­азма и моральной испорченности несовершеннолет­них экстремистов. Василий Князев, радикально на­строенный семинарист, посвятивший себя делу рево­люции, наивно писал в своих воспоминаниях: «Кар­теж — и в гомерических размерах — насадил в школе я. Не было меди... дулись на спички... Пьянствовала муж­ская семинария все пуще и пуще. Пьянство... просачи­валось понемногу и в женский интернат. Любовь сви­репствовала как какая-нибудь оспа...» Мелкое воров­ство также перестало быть зазорным(157).

Во многих случаях несовершеннолетние, отдалив­шиеся из-за своего поведения от своих сверстников и вообще от нормальной жизни, мстили всем, кого они подозревали в несправедливом к ним отношении. Часто они винили в своих проблемах не политический строй и систему образования в целом, а мстили личным вра­гам, например, директорам и учителям гимназий и се­минарий, которые ставили им плохие оценки или выго­няли их из школы и таким образом лишали шанса на

построение удачного и благополучного будущего в рам­ках традиционного общественного устройства(158). Сле­дуя примеру взрослых экстремистов, жаждущие мес­ти подростки совершали иногда жестокие нападения на своих «врагов», используя самодельные бомбы, ре­вольверы, кинжалы и даже серную кислоту(159). Уча­щиеся даже организовывали собственные террорис­тические группы, такие, как «Боевая организация клас­сической гимназии г. Тулы» (160). Некоторые из этих юношей были потрясены собственными преступле­ниями и лихорадочно искали им идеалистические оправдания. Под влиянием левой фразеологии тех дней они задним числом объявили свои действия террором против угнетателей и сторонников тирании. Многие из этих молодых людей впоследствии пополнили ряды профессиональных террористов в России и за грани-цей(161).

Немало несовершеннолетних использовали оружие как против своих товарищей, поддерживавших российские патриотические группы, сотрудничавших со школьной администрацией или просто придерживавшихся кон­сервативных взглядов, так и против тех, кто не уча­ствовал в студенческих акциях протеста(162). В городе Беле гимназист Ригель, покинувший школу после уча­стия в студенческой забастовке в 1904 году, решил продолжить образование и был вновь принят в гим­назию. Он начал получать письменные угрозы с тре­бованием бросить учебу. Он отказывался, даже после того, как в его окна неоднократно бросали камни, и 9 сентября 1905 года два юных члена местной револю­ционной организации плеснули ему в лицо серной кислотой(163).

Как и многие занимавшиеся боевой деятельностью взрослые, некоторые несовершеннолетние террористы в той или иной мере были психологически нестабиль­ны, истеричны и неспособны соотносить свои желания и проблемы с реальностью. Значительное число их се­рьезно думали о самоубийстве до того, как они встали на путь революционного насилия. Шестнадцатилетний Венедикт Чайковский, ученик реального училища, ко­торого собирались исключать за неуспеваемость, в от­чаянии украл у своего отца револьвер, намереваясь за­стрелиться. В тот же день, однако, он встретил на улице

учителя математики, поставившего ему плохую оцен­ку, и «мысль о самоубийстве мгновенно уступила ме­сто мстительному порыву». Но если Чайковский, по счастливой случайности только ранивший учителя, был просто «истеричной личностью... подверженной не­рвным припадкам» (164), другие юноши страдали бо­лее серьезной патологией, и некоторые даже прохо­дили лечение в связи с психическими заболеваниями. Упомянутый уже семинарист Князев, например, был простоватым молодым человеком, обладавшим беше­ной энергией и неспособностью контролировать свои действия. Он оставил письменное описание своих не­рвных приступов и срывов, которое не оставляет со­мнений в его психической неуравновешенности, вслед­ствие которой он был помещен под психиатрическое наблюдение(165). Либеральный психолог того време­ни заметил, что среди таких юношей было много «су­масшедших, выбравших политические убийства как способ самоубийства» (166).

Взрослые террористы охотно вовлекали несовершен­нолетних в боевую деятельность. Они понимали, на­сколько легко можно использовать в своих целях их желание стать героями и их бесстрашие перед лицом смерти, свойственное многим молодым людям, кото­рые говорили «с увлечением о смерти во время «дела», даже не для революционного «дела»(167). Психическая неуравновешенность в несовершеннолетнем потенци­альном активисте делала его еще более подходящим кан­дидатом. Взрослые также учитывали и то, что во мно­гих боевых действиях несовершеннолетние могли до­биться большего успеха, чем старшие, даже более опыт­ные боевики, хотя бы потому, что они не вызывали у полиции подозрений в участии в подпольной деятель­ности и не привлекали к себе внимания. Возможно, что некоторые революционеры, пользовавшиеся по­мощью детей, считали, что при аресте к ним будут относиться более снисходительно, чем к взрослым.

Радикалы использовали детей для выполнения са­мых разных боевых задач. Подростки следили за пере­движениями намеченных жертв из числа офицеров по­лиции или наблюдали за зданиями Охранного отделе­ния, которые предполагалось взрывать. Когда боевики, направлявшиеся к местам намеченных терактов или

экспроприации, не хотели рисковать и везти на себе оружие и взрывчатку, они поручали это детям. Дети же помогали изготовлять и прятать взрывные устройства, а также участвовали и в самих терактах(168). Некоторые боевые дружины, особенно у ПСР и у большевиков, вербовали и обучали будущих террористов, объединяя несовершеннолетних в специальные молодежные ячейки. Террористы, сами часто не достигшие совершенноле­тия, передавали опыт своим четырнадцатилетним бра­тьям и другим детям, особенно из среды рабочих в первом поколении, и давали им различные подполь­ные и опасные задания(169). Иногда им даже поручали выполнение терактов, несмотря на тот факт, что, как писал один боевик-эсер, это были юнцы интеллекту­ально «не развитые и без всякого революционного вос­питания, только что введенные учениками в партий­ный кружок»(170). Небезынтересно, что взрослые бое­вики поощряли детские акты вандализма — к примеру, засорение печных труб перед масленицей, чтобы выз­вать панику и помешать традиционному приготовле­нию блинов. С одной стороны, такое «озорство было... формой протеста против мещанства», с другой — ис­пользовалось «для воспитательных целей»(171), подго­товляя учеников к более серьезным действиям(172).

Для многих несовершеннолетних террористов их но­вая жизнь в качестве подпольных борцов за свободу была увлекательной игрой, полной секретов, тайн, опасности и приключений, озвученной идеалистичес­кой риторикой. Некоторые из них уверяли, что видят истинную красоту жизни «в смерти ради смерти, в ге­роическом деянии ради героического деяния»(173). За­говорщическая атмосфера подогревала их энтузиазм и поддерживалась более зрелыми боевиками, окружен­ными в глазах этих детей ореолом героев(174). Под их влиянием несовершеннолетние новички совершали теракты по собственной инициативе и постоянно ис­кали оригинальных способов самоутверждения в своей новой роли. Так, Левка Биленкин, семнадцатилетний анархист, решил 1 мая 1906 года взорвать полицейский участок, «чтобы отметить пролетарский праздник»(175).

В то время как некоторые юные террористы подража­ли взрослым и в выборе жертв — агентов Охранки, уп­равляющих магазинами, офицеров Полицейского и Тю-

ремного департаментов и даже высших чиновников цар­ской администрации(176), другие признавались, что действуют по принципу «раз нет лучшего, будь ты им»(177). Иногда они убивали только потому, что виде­ли людей в форме офицеров полиции, казаков или сол­дат; они также стреляли и бросали бомбы в магазинах, кафе и других общественных местах(178). Несмотря на то что радикальные идеи были очень широко распростра­нены в обществе после 1905 года, несовершеннолетние экстремисты не могли толком применить революцион­ную идеологию к своим действиям, и их логика напо­минала скорее несложную аргументацию первых рос­сийских террористов. Например, 8 марта 1898 года несо­вершеннолетний экстремист Уфимцев, начитавшись в нелегальных брошюрах идеализированных описаний действий террористов 1880-х годов, подговорил своих друзей взорвать бомбу в Знаменском монастыре в Кур­ске, «надеясь совершить нечто замечательное, связанное с опасностью... что может привлечь общее внимание»: уничтожить икону Богоматери и таким образом «поко­лебать веру в эту чтимую святыню»(179). В ряде случаев подростки пытались взрывать портреты Николая II в своих школах(180). Они пробовали сами изготовлять бомбы и другие взрывные устройства, что нередко при­водило к случайным взрывам в школах и семинариях(Ш). Некоторые подростки проявляли крайнюю жестокость. Так, еврейский мальчик в Гомеле в.июне 1904 года плес­нул серной кислотой в лицо полицейскому стоявшему на своем посту(182).

Но иногда подростки становились террористами со­всем не по революционным убеждениям. Тринадцати­летняя варшавская девочка, чья мать полюбила польско­го террориста и буквально «стала его рабыней», была завербована экстремистами, несмотря на протесты и моль­бы матери. Других детей просто заставляли перевозить динамит, прятать оружие и даже участвовать в терактах. Самой юной помощницей террористов была четырехлет­няя Лиза, дочь «товарища Наташи» (Ф.И. Драбкиной), большевички, которая брала Лизу с собой для прикры­тия, когда перевозила гремучую ртуть(183). В ряде случа­ев несовершеннолетние боевики, такие, как два пьяных подростка, неудачно пытавшихся ограбить магазин, и не думали об идеологическом обосновании своих дей-

ствий(184). Другие, однако, прибегали для оправда­ния^ к радикальным лозунгам. Например, один уча­щийся седьмого класса доказывал, что настоящий ре­волюционный акт — это «экспроприировать экспроп­риаторов». Некоторые участники революционных гра­бежей были попросту «детьми, которые любят день­ги, но не больше»(185). Есть сведения, что на перифе­рии, особенно в Прибалтике, радикальные организа­ции в отдельных случаях просто нанимали 15—16-лет­них для совершения террористических действий, пла­тя им иногда по 50 копеек за убийство(186). И эти радикалы, и эти дети были представителями нового типа террористов, — «изнанкой» революции.

Глава б

ЕДИНЫМ ФРОНТОМ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: