Гражданское общество: понятие, основа, структура, признаки и функции




 

Гражданское общество.

Идея гражданского общества имеет тысячелетнюю историю. Ее высказывали и развивали уже Аристотель, Чичерин, Джон Локк, Макиавелли, Адам Смит, Гегель и другие мыслители прошлого. Гражданское общество в их представлении - это такое общество, которое обеспечивает индивидуальную свободу, независимость и самостоятельность каждому человеку на основе частной собственности. Государство при этом должно гарантировать свободу, но не вмешиваться в индивидуальную жизнь граждан.

Такое общество появляется в условиях становления капитализма, а классическая модель его складывается с конца XVIII в. ипо настоящее время. Современная наука дает такое определение понятия "Гражданское общество":

Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, для реализации частных интересов и потребностей

Гражданское общество - это такое общественное устройство, при котором вмешательство государства в жизнь граждан сведено к минимуму. Функции государства здесь ограничены лишь теми сферами, в которых сами граждане по своей доброй воле перепоручают государству часть своих прав и свобод. Гражданское общество - это самоорганизующееся общество, сфера свободной игры частных интересов в условиях рынка и демократии.

Причины возникиовения гражданского общества.

Существует ряд причин, вызывающих необходимость возникновения гражданского общества. Главные, основополагающие три.

Первая причина связана с частной собственностью. В развитом демократическом государстве подавляющая часть населения являются частными собственниками. На сохранение частной собственности, на создание оптимальных условий для ее дееспособности направлены энергичные усилия ее обладателей. Опыт показывает, что наиболее эффективными являются коллективные усилия по защите частной собственности. Поэтому и создаются разного рода объединения собственников с одинаковыми интересами: ассоциации фермеров, союзы предпринимателей, банкиров и др. Их представители постоянно взаимодействуют с соответствующими комитетами и комиссиями в законодательных органах и с правительством, добиваясь оптимизации условий функционирования частной собственности.

Вторая причина вытекает из первой - свободная рыночная экономика. Противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Объединения собственников призваны облегчить эту задачу. И, наконец, третья причина - исключительное многообразие интересов граждан демократического общества. Государство из-за их многочисленности, разнообразия и дифференциации не может иметь полную информацию о них. Значит, нужны организации и объединения, чтобы информировать государство о конкретных интересах граждан.

Основы гражданского общества.

Экономическая основа: частная собственность, многоукладная экономика, экономические методы ее регулирования.

Политическая основа - правовое государство; политический плюрализм, децентрализация властных полномочий, развитое самоуправление.

Духовная основа - идеологический плюрализм, цивилизационность, высокая духовность и нравственность, свобода средств массовой информации.

Структура гражданското общества.

Гражданское общество структурно представлено негосударственными объединениями и организациями, а также отношениями между ними и государством. Такие организации создаются во всех сферах общества. В экономической сфере - это союзы, ассоциации и другие объединения, созданные негосударственными, производственными, торговыми, финансовыми, коммерческими и другими организациями.

В социально-политической сфере в структуру гражданского общества входят негосударственные общественно-политические организации и движения; различные формы общественной активности граждан (митинги, демонстрации, сходки и др.); органу самоуправления по месту жительства; избирательные блоки; негосударственные средства массовой информации; спортивные, молодежные объединения; благотворительные фонды и др.

Входят ли политические партии в структуру гражданского общества? На этот вопрос нет однозначного ответа. Если какая-либо партия является правящей (например, КПСС в СССР) и вливается в государственную структуру, во властные органы государства, то такая партия не входит в структуру гражданского общества.

В духовной сфере структурными элементами гражданского общества являются объединения писателей, актеров, литераторов, научных работников, учителей и др. Например, Союз писателей, Союз журналистов, Союз кинематографистов и др. Сюда же входят многочисленные организации, выполняющие национальный и человеческий долг. Например, группа "Поиск" - народный союз по охране памяти о погибших; союз солдатских матерей; благотворительные, религиозные объединения и др.

Признаки гражданского общества.

1. Наличие в обществе свободных частных владельцев средств производства.

2. Развитость и разветвленность демократии, самоуправления.

3. Правовая защищенность граждан.

4. Высокий уровень гражданской культуры, правового и политического сознания

5. Формирование нового человеческого типа. Личность гражданского общества - это человек, обладающий всей полнотой прав и свобод. ориентированныйна созидание, творчество, гражданские отношения, способный и желающий рассчитывать на собственные силы, на соревнование и конкуренцию, на выделение себя как индивидуума из обшей массы.

Функции гражданского общества.

1. Защита прав и свобод граждан и их объединений от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность государства и его органов.

2. Организация общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и правил добросовестной конкуренции.

3. Участие в формировании органов демократического правового социального государства.

4. Повышение профессионализма и деловой квалификации членов бъединения.

5. Участие в управлении различными социальными учреждениями (домами отдыха, спортивными комплексами и др.).

6. Выработка оптимальной стратегии взаимодействия с государством и его органами.

Гражданское общество и государство.

Эти понятия чрезвычайно актуальны для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитие государственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, но как граждан. Слово "гражданин" вошло в русский язык со времен Радищева и восходит к древнеславянскому "град", т.е. город. Гражданин - житель города, полиса в античной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города, государства, называли "политикос", а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как "идиотикос", т.е. как обывателей. Аристотель дал развернутую трактовку гражданского общества и государства, считая, что в последнем целью каждого гражданина является достижение всеобщего блага.

В последующей истории философской мысли подчеркивалось, что государство призвано контролировать сферу реализации частных интересов, что собственно и позволяет развиваться гражданскому обществу, а не превратитъся в арену "Войны всех против всех". С другой стороны, в концепции К. Маркса Гражданское общество определялось социально-экономическими отношениями капиталистической формации. Исчезновение классовых антагонизмов должно было, по его мысли, привести к исчезновению насилия и государства. Отношения между гражданским обществом и государством сравнивались с отношениями между индивидуальной свободой и публичной властью, т.е. насилием. В этом собственно и заключена основная философская проблема в понимании общества, государства и человека. Без власти и насилия одних над другими не может существовать никакое государство, на что обратил внимание еще Макиавелли. Суть государства не в силе или насилия, а в опоре на общественное мнение граждан. Государство, как заметил русский религиозный мыслитель В. Соловьев, не предназначено для осуществления рая на земле; оно существует, чтобы предупредить ад.

Эти моменты особенно важно подчеркнуть, поскольку и гражданское общество, и государство развиваются, зволюционируют. Еще Антисфен, отвечая на вопрос, как следует обращаться с политикой, отвечал: "Как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть". Что же можно сейчас представить в качестве модели гражданского общества на современном этапе развития мировой цивилизации?

Прежде всего зто авторитет права, господство "его величества Закона". Еще в античную эпоху возникает представление о естественных (священных) правах человека, которыми он наделен в силу факта своего рождения. Они рассматриваются как следствие общности природы всех людей или способ реализации единого для всех божественного закона. Другой аспект права неразривно связан с особенностями того или иного государства на данном этапе его развития. Право как система законов и правосознание как важнейший элемент правовой культуры общества исторически изменчивы и зависят от социальной структуры общества, отношений собственности, морали, общественной психологии, религии, традиции и т.д.

Правовое государство - это не только власть и законы, но и общественный договор, т.е. готовность граждан исполнять эти законы и реальная готовность и способность государства уважать и защищать права граждан. Человек может быть лично не согласен с властью и законами, но он обязан их исполнять наравне с другими гражданами. Равенство в правах и обязанностях перед законом не только по вертикали, но и погоризонтали (т.е. социальные связи между людьми) представляет собой важнейший принцип гражданского общества.

Несогласие с системой права и законами может и должно выражаться в многообразных формах политической жизни общества, в деятельности партии, общественных объединений и т.п. Единственное условие - сохранить правовое государство, без чего невозможно развитие гражданского общества. К числу первостепенных прав человека относится право частной собственности как механизм обеспечения всеобщего интереса в условиях индивидуальной заинтересованности каждого гражданина.

Для обеспечения прав и свобод гражданина еще в античном мире выработан принцип демократии, народовластия, предусматривающий право на участие каждого в управлении государством. Важно подчеркнуть, что демократия - это не власть большинства. а зашита прав и свобод меньшинства и в конечном итоге каждого человека. Реализация демократического принципа в жизни любого общества и государства представляет собой очень трудную задачу. Суть проблемы в том, что демократнческие принпипы должны войти в "плоть и кровь" человека, стать неотъемлемой частью его самосознания, умонастроения, ментальности. Если в духовной культуре народа еще не сложилась парадигма "свобода в рамках закона", а господствует авторитарная политическая культура, то можно говорить только о ранней стадии формирования гражданското общества. Пока миллионы граждан не доверяют власти и не считают строгое соблюдение законов нормой жизни, общество будет в определенном смысле слова обречено на постоянное противоборство, на "хромающее развитие" и политическую нестабильность.

Гражданское общество в России.

Процесс формирования гражданского общества в России начался во второй половине XIX века после отмены крепостного права в 1861 году и реформ местного самоуправления и судебной системы.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости дало резкий толчок к развитию капиталистических отношений в промышленности, сельском хозяйстве, финансах. Формируются крупные предприятия, банки, объединения частных сельхозпроизводителей, быстрыми темпами растет численность рабочего класса и класса капиталистов. Российская буржуазия, владея крупной частной собственностью, но, не имея доступа к политической власти, начинает борьбу за гражданские права. Появляются независимые от государства образовательные, медицинские и другие общества, в которые объединяется активная часть буржуазии.

Деятельность этих добровольных организаций подготавливает почву для проведения реформы местното самоуправления и судопроизводства. В 60-70 годы XIX века проводятся земская и городская реформы.

В выборах в органы местного самоуправления земские собрания и управы, городские суды и управы - принимают участие представители всех сословий, имеющие частную собственность.

Местные органы самоуправления вьшолняли экономические и социальные функции - строительство и содержание школ, больниц, дорог, помощь населению в неурожайные годы ит.д. Являясь независимыми от государства, структуры управления на местах способствовали постепенному становлению общественной жизни, злементов гражданского общества. Таким образом, постепенно разрушались основы сословно-корпоративного устройства российского общества и происходила частичная децентрализация государственной власти.

Судебная реформа 1864 года установила равенство всех граждан России перед законом. Формально судьи становились независимыми от исполнительной власти. Были введены гласность и состязательность судебного процесса, должностадвоката и прокурора.

В годы первой русской революции 1905-1907 годов появились политические партии и первый законодательный орган Россййского государства, сформировавшийся на основе избирательного права - Государственная Дума. Деятельность политических партий и Думы четырех созывов подготовила демократические преобразования в России после Февральской революции 1917 года. Легализовались политические партии и движения, были провозглашены и реально действовали свобода слова, собраний, демонстраций и митингов, на демократических началах реформировались прежние органы государственной власти. Однако правительство не сумело упорядочить процесс демократизации, решить многочисленные зкономические и социальные проблемы в обществе.

После Октября 1917 года в стране была введена жесткая централизованная власть. Вся промышленность была национализирована, помещичьи земли были переданы крестьянам. Формально продолжали действовать институты гражданского обязательства-женские, молодежные, профсоюзные, творческие и другие организации, но уже под государственным контролем. В 20-е годы, в период НЭПа, на короткое время были разрешены многоукладная экономика, плюрализм в экономической, политической, идеологической и духовной жизни. Но уже в 30-е годы и до начала 90-х годов государственная власть контролировала все стороны жизни общества.

В 90-е годы после распада СССР в России началось формирование гражданского общества. Условиями для его развития и становления являются:

1. Экономический плюрализм, основаный на многообразии форм собственности и рыночной экономике.

2. Социальный плюрализм на базе равноправного сотрудничества различных социальных групп населения с опорой на средний класс.

3. Политический плюрализм и основы правового государства, предусматривающие демократические права и свободы, многопартийность, разделение властей, местное самоуправление, правовое государство.

4. Духовно-культурый плюрализм мнений, идей, религиозных верований, культурно-просветительных, культурно-воспитательных организаций.

На базе вышеуказанных условий в России сложилась определенная структура гражданского общества, основными элементами которого являются:

- демократически избранные органы местного самоуправления;

-созданные на добровольной основе массовые общественные организации (молодежные, женские, ветеранские, благотворительные, общества потребителей и т.д.);

- промышленные, земледельческие, коммерческие, просветительские коллективыи ассоциации;

- религиозые и этнические общности;

- творческие союзы и гильдии;

- культурно-просветительские общества и центры;

- спортивные и оздоровительные центры.

Вместе с тем становление и развитие гражданского общества в России встречаются с большими трудностями. Россия переживает переходный период, когда формирование правового государства и гражданского общества во многом зависит от равноправного и успешного функционирования этих основных субъектов социального и политического процессов. Пока государство по отношению к гражданскому обществу пытается действовать по принципу властвования. С точки зрения государства, общество является всего лишь совокупностью подданных. Элита гражданского общества со своей стороны пытается отрицать необходимость государственного регулирования вообще. С нашей точки зрения, необходимо создавать объективные и субъективные предпосылки для компромисса установления союзнических отношений между элитами государства и гражданского общества, и тогда в России появится реальная возможность сформировать полноценно правовое государство и гражданское общество.

 


Заключение

 

Автор в своем реферате как можно глубже и разносторонне попытался раскрыть, что такое общество, его виды, структуру, функции и, в частности, что такое гражданское общество и каково гражданское общество в России.

 


Список используемой литературы

 

1. В.А. Канке. Философия. Исторический и систематический курс, Москва, “Логос”, 2000.

2. Профессор В.П. Кохановский, Философия, 2002 г.

3. Философия.В.Н. Лавриненко, Москва, 2001г.

4. Издательство “Центр”. Под редакцией

5. А.А. Радугина. Культурология 1999 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: