Формы участия граждан в управлении государственными делами




Омский гуманитарный университет

Кафедра управления и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Формы участия граждан в управлении государственными делами

Выполнила: студентка II курса

ФТ ГМУ

Скарлыгина Е.В.

Научный руководитель: Волох О.В.

ОМСК – 2003


СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ  
1. Формы участия граждан в управлении государственными делами  
1.1. Референдум  
1.2. Выборы  
2. Общественные организации как право на участие граждан в управлении государственными делами  
2.1. Политические партии  
2.2. Профессиональные союзы  
3. Соблюдение прав российских граждан на участие в управлении государством и в избирательном процессе  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап развития нашего общества характеризует­ся крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и между­народного права.

В содержание основ конституционного строя включена норма, устана­вливающая, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправ­ления, политические партии и общественные организа­ции, что в своей совокупности составляет политическую систему.

В последнее десятилетие процесс формирования государст­венных и представительных органов в России, порядок организа­ции и проведения выборов, привлекают внимание юристов, поли­тиков, политологов, социологов, представителей иных гуманитар­ных профессий.

В этих условиях наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления из­бирателей при проведении выборов Государственной Думы, Фе­дерального Собрания Российской Федерации и Президента Рос­сии.

В соответствии с нормами международного права ст. 3 Кон­ституции России устанавливает, что референдум и выборы яв­ляются высшим непосредственным выражением власти народа. Конституция предоставляет гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в управлении государственными делами (ст.32).

Данная работа посвящена раскрытию общих особенностей форм участия граждан в управлении государственными делами. Общетеоретические аспекты проблемы сопровождаются как историческими комментариями, так и анализом существующего положения дел в современной России.

Хочется отметить, что на сегодняшний день вышло множество соответствующей литературы как учебного, так и научного характера. Особенно следует отметить фундаментальный труд «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» под ред. А.В. Иванченко [13]. Этот учебник представляет собой первый опыт систематического изложения базовых теоретических и практических представлений в области избирательных отношений. Так же большую ценность представляют собой работы Абрамов Ю.К., Гловина Т.Ю. и других авторов.

Целью работы является исследование форм и прав граждан в управлении государственными делами.

Из поставленной цели вытекают конкретные задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть основные формы участия граждан в управлении государственными делами (референдум и выборы);

2. Рассмотреть общественные организации, с помощью которых осуществляются права на участие граждан в управлении государственными делами (политические партии и профессиональные союзы);

3. Проанализировать соблюдение прав граждан на участие в управлении государственными делами.

 


Формы участия граждан в управлении государственными делами

Право участия в управлении делами государства, быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, равный доступ к государственной службе и участие в отправлении правосудия.

Прежде всего, следует уделить внимание тому, что наиболее затрагивающим все иные политические права и свободы, является право участвовать в управлении делами государства, которое закреплено в ст.32 Конституции РФ ч.1, ст.3 ч.2.

Положение данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:

1) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

2) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

3) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия различают две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция объявила референдум и выборы не вообще высшим выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.

Что касается последовательного осуществления народом своей власти (через органы государства и органы местного самоуправления), то здесь нужно, прежде всего, обратить внимание на следующее. В ранее действовавшей Конституции говорилось о том, что народ осуществляет государственную власть "через Советы народных депутатов, составляющие основу Российской Федерации" (ст.2 Конституции 1978г.). В действующей Конституции применена другая формула: "через органы государственной власти". Таким образом, представительные органы государственной власти уже не подняты над всеми остальными государственными органами; они утратили статус «политической основы государства». Все это отражено закреплением в действующей Конституции принципа разделения властей в качестве одной из основ конституционного строя вместо закреплявшегося ранее принципа верховенства и полновластия Советов (см. комментарий к статье 10).

В части третьей комментируемой статьи названы формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.

 

Референдум

 

Специфическую форму избирательной активности граждан представляет собой референдум (от лат. referendum — то, что долж­но быть сообщено; первый в истории референдум был проведен в 1439 г. в Швейцарии), называемый иногда (обычно при решении территориальных споров) плебисцитом (от лат. plebs—простой народ и scitum—решение, постановление). Референдум — это особый тип всенародного голосования, объ­ектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны. Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом [см. комментарий к статье 84, 2].

Участие в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другими ограничениями.

Законодательство по референдумам развитых демократических стран выделяют референдумы:

1. Конституционный (голосование по новой Конституции или поправкам к ней);

2. Обычный законодательный (по любому законопроекту, предложенному к ратификации в установленном порядке);

3. Дозаконодательный или консультативный. «…Мнение, высказанное на консультативном референдуме, т.е. до утверждения законопроекта не является обязательным ни для парламента, ни для правительства и используется лишь как орудие политического воздействия на них»);

4. Послезаконодательный (ратифицирующий). «…После ратифицирующего референдума законопроект приобретает силу закона, даже если нет согласия представительных органов»;

5. Обязательный (при наступлении точно установленных законом условий);

6. Факультативный (по усмотрению правомочного на это действие субъекта права);

Существует порядок проведения референдумов, который проходит поэтапно:

I этап Порядок реализации инициативы граждан РФ о проведении референдума РФ.

II Этап. Назначение референдума РФ.

III Этап Формирование комиссий.

IV Этап Порядок голосования на референдуме.

V Этап Подведение итогов.

Пожалуй, самой ответственной стадией в проведении референдума и его законодательном регулировании является подведение итогов. Решение, поставленное на референдум, считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Референдум – важный институт непосредственной демократии: закон, получивший поддержку населения в ходе голосования, обладает такой же силой, как и принятый в обычном порядке.

Решение, принятое на референдуме является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

В большинстве стран воспрепятствовать проведению референдума может только Конституционный Суд.

 

Выборы

 

Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей.

Демократия неотделима от выборов, ибо «власть народа» (именно так переводится слово «демократия» с древнегреческого) в современном государстве, в отличие от Древних Афин с населением в двадцать тысяч жителей, немыслима вне выборных представителей власти.

Выборы – это не только существенный признак, атрибут демократии, но и ее стержень, необходимое условие. Демократия – режим, при котором правители назначаются посредство свободных и честных выборов.

Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуаль­ного руководящего представителя, закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных ор­ганизаций [15].

Выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы самоуправления — региональные (областные), муници­пальные (городские), выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.

Наибольший интерес заслуживает классификация выборов со­гласно принципам избирательного права, отражающим степень правового, демократического развития той или иной страны, ее избирательной системы. В этом случае общепринятое деление приобретает вид парных противоположностей: всеобщие — ограниченные (цензовые); равные — неравные; прямые — косвенные (многостепенные); с тайным — с открытым голосованием.

Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах, причем под этим правом подразумевается как активное избирательное право, так и пассивное. Однако и то, и другое к ряде стран ограничено избирательными цензами: имущественным, цензом оседлости, образовательным, возрастным и т.д.

Цензы пассивного избирательного права обычно значительно жестче цензов права активного. Так, в Канаде в Сенат может вхо­дить только лицо, обладающее недвижимой собственностью, в Великобритании для получения права быть избранным требуется внести избирательный залог в виде довольно крупной суммы. Возрастной ценз для депутатов верхней палаты парламента там, где он двухпалатный, особенно высок: в США и Японии — 30 лет, во Франции — 35, в Бельгии и Испании — 40 лет. В то же время нельзя не отметить, что неуклонный процесс демократизации в мире не обходит стороной и цензовые ограничения, шаг за шагом смягчая их, а следовательно, расширяя контингент избирателей. Так, если в 1830 г. в Англии последнее составляли лишь 4% взрослого населения, во Франции — мене 2%, то уже в 1848 г. во Франции впервые в истории было введено всеобщее избирательное право для взрослых мужчин, ставшее к 1914 г. достоянием большинства стран Запада. Женщины получали избирательные права впервые в 1893 г. — в Новой Зеландии. После Первой мировой войны суфражизм (движение за предо­ставление женщинам избирательных прав наравне с мужчинами) одержал победу в Старом и Новом Свете (в Швейцарии, однако, лишь в 1971 г., а в Лихтенштейне — в 1986 г.). В 70-х годах в боль­шинстве развитых стран возрастной ценз для избирателей был сни­жен до 18 лет. Избирательное право в полном смысле слова ста­новится всеобщим. В явном противоречии с этой мировой тен­денцией оказываются цензовые ограничения в Латвии и Эстонии, призванные отстранить от участия в выборах русскоязычное на­селение, составляющее около 40% общего населения молодых го­сударств.

Выборы считаются равными, если обеспечена единая норма представительства — число избирателей, представляемых одним кандидатом на выборное место. Принцип этот легко нарушить самыми различными способами. Например, как было в нашей стране по конституциям РСФСР 1918 г. и СССР 1924 г., предоставлявшим избирательные льготы городам в ущерб деревне, а именно: один делегат на Всероссийский или Всесоюзный съезд Советов выдвигался от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских.

Говоря о выборах, следует различать такие нередко отождествляемые понятия, как «избирательная процедура» и «избирательная кампания».

Избирательная процедура — это мероприятия государства по организации и проведению выборов, избирательный закон в действии. Избирательная, кампания — это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сто­рон - партий, различных общественных организаций, самих кандидатов [15]. Кроме того, избирательная процедура как совокупность орга­низационных правил может сохраняться в относительно неизмен­ном виде довольно длительное время, в течение которого произой­дет не одна избирательная кампания.

Избирательная процедура включает в себя назначение выборов, издание избирательных органов, ответственных за их проведение, организацию избирательных округов, районов, участков, регистра­цию кандидатов в депутаты, определенную финансовую поддерж­ку выборов, охрану порядка в ходе их проведения, определение результатов голосования.

Избирательная кампания предусматривает выдвижение канди­датов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т.п.

Избирательная кампания—весьма дорогостоящее мероприя­тие. В результате пре­имущество зачастую оказывается на стороне не тех, кто прав, а тех, кто богат. С целью как-то смягчить это не украшающее де­мократию явление в некоторых странах (США, Великобритании, Японии, ЮАР) закон устанавливает допустимую максимальную сумму предвыборных расходов, но проконтролировать его выпол­нение трудно. Кроме того, с целью создания «равных условий» со­перничающим на выборах группировкам практикуется их госу­дарственное финансирование в виде субсидий или возмещения из­бирательных расходов, но предназначенные для этого суммы по­падают опять-таки в руки более сильных и менее нуждающихся.

Кульминацией избирательной кампании является день набо­ров. Однако в отличие от шумной предвыборной борьбы сама про­цедура голосования есть тайна, «вещь в себе», и потому наиболее интересное об этой процедуре мы узнаем либо тогда, когда тайна нарушена, либо когда процедура еще не сложилась, не узаконилась.

Во многих современных государствах голосование — не только право, но и обязанность, за невыполнение которой полагается наказание: в Бельгии, Нидерландах, Австралии — штраф, в Пакиста­не — даже тюремное заключение. Объясняются подобные строгости нарастанием aбcентизма (от лат. Absentia - отсутствие) — уклонения граждан от участия в выборах.

Во многих странах за день до выборов пред­выборная агитация запрещается, чтобы избиратель мог спокойно взвесить, кому же все-таки отдать свои голоса.

День выборов - это как бы пик, апофеоз, праздник демократии. Но нередко он становится объектом манипуляции политических элит и их лидеров.

Избирательная, кампания завершается подсчетом голосов, оп­ределением и объявлением итогов выборов. Подсчет голосов не представляет ни технической, ни моральной проблемы в цивилизованных странах. В тех же, что пока не входят в их число, возможна и фальсификация итогов голосования.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: