ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОРЛОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические рекомендации для студентов
К практическим занятиям
По МДК.02.01.4 Сестринский уход при заболеваниях
В акушерстве и гинекологии
Отделения специальности 34.02.01 Сестринское дело
На III семестр 2- го года обучения
Горловка, 2020
Методические рекомендации составлены преподавателем I квалификационной категории Кучеренко Е.И.
Рецензент: преподаватель первой квалификационной категории, заведующая отделением специальности 34.02.01 Сестринское дело Белецкая Е.В.
Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании цикловой комиссии хирургического профиля
председатель ЦК _______________ Е.В. Белецкая
Методические рекомендации для студентов
К практическому занятию № 1
Тема: Физиология беременности. Изменения в организме женщины во время беременности. Гигиена беременных. Методы обследования беременных.
I. Цели занятия:
Формируемые компетенции: ОК 2.1 – 2.12, ПК 2.1 – 2.8
После изучения темы студент должен знать:
- нормальный менструальный цикл;
- физиологию беременности;
- критические периоды беременности;
- изменения в организме женщины во время беременности;
- методы обследования беременных (анамнез, объективное обследование: общее, специальное, акушерское);
- предоставление декретного дородового отпуска;
- акушерскую терминологию размещения плода в полости матки;
- приемы наружного акушерского исследования Леопольда;
- современные методы диагностики плода.
Студент должен уметь осуществлять все этапы сестринского процесса, в т.ч.:
|
- собрать паспортные данные;
- выявить жалобы пациентки и повести их детализацию;
- выявить анамнез пациентки (жизни, семейный, акушерский);
- измерить рост и определить массу тела беременной;
- определить положение, позицию, вид позиции, предлежание плода приемами Леопольда на фантоме;
- подготовить беременную к акушерскому осмотру;
- подготовить беременную к акушерско-гинекологическому УЗИ.
Литература
Основная:
- И.К. Славянова, Сестринское дело в акушерстве и гинекологии, Ростов – на – Дону, Феникс, 2010, стр.46 – 57, 72 - 82.
- Л.А. Лысак, Практические навыки и умения медсестры акушерского и гинекологического профиля, Серия «Библиотечка медицинского работника», Ростов – на – Дону, Феникс, 2002, стр.3 – 7.
Методические рекомендации для студентов
К практическому занятию № 2
Тема: Диагностика беременности в ранние и поздние сроки. Определение срока беременности и даты родов.
I. Цели занятия:
Формируемые компетенции: ОК 2.1 – 2.12, ПК 2.1 – 2.8
После изучения темы студент должен знать:
- методы диагностики беременности в ранние и поздние сроки;
- определение сроков беременности и предполагаемой даты родов;
- размеры нормального таза;
- объем необходимых исследований при ведении беременной в женской консультации.
Студент должен уметь осуществлять все этапы сестринского процесса, в т.ч.:
- измерить рост и определить массу тела беременной;
- измерить окружность живота (ОЖ) и высоту стояния дна матки (ВСДМ);
- дать рекомендации беременной по поведению, гигиене и питанию;
- измерить индекс Соловьева.
|
Литература
Основная:
- И.К. Славянова, Сестринское дело в акушерстве и гинекологии, Ростов – на – Дону, Феникс, 2010, стр.57 - 59.
2. Л.А. Лысак, Практические навыки и умения медсестры акушерского и гинекологического профиля, Серия «Библиотечка медицинского работника», Ростов – на – Дону, Феникс, 2002, стр.3 – 12.
Методические рекомендации для студентов
К практическому занятию № 3
Тема: Роды предвестники родов, течение родов.
I. Цели занятия
Формируемые компетенции: ОК 2.1 – 2.12, ПК 2.1 – 2.8
После изучения темы студент должен знать:
- готовность организма к родам;
- определение родов;
- предвестники родов;
- периоды родов, их течение и длительность;
- понятие о родовых силах;
- биомеханизм родов в переднем и заднем видах затылочного предлежания;
- признаки отслоения плаценты;
- о физиологической кровопотери.
Студент должен уметь осуществлять все этапы сестринского процесса, в т.ч.:
- воспроизводить биомеханизм родов в переднем и заднем видах затылочного предлежания на фантоме;
- определять признаки отслоения последа (на фантоме);
- выделить послед, который отслоился (на фантоме);
- определить кровопотерю в родах.
Литература
Основная:
- И.К. Славянова, Сестринское дело в акушерстве и гинекологии, Ростов – на – Дону, Феникс, 2010, стр.93 – 100.
- Л.А. Лысак, Практические навыки и умения медсестры акушерского и гинекологического профиля, Серия «Библиотечка медицинского работника», Ростов – на – Дону, Феникс, 2002, стр.4 – 13.
Методические рекомендации для студентов
к практическому занятию № 4
Тема: Ведение родов. Дистресс плода. Туалет новорожденного. Течение и ведение послеродового периода.
I. Цели занятия
Формируемые компетенции: ОК 2.1 – 2.12, ПК 2.1 – 2.8
После изучения темы студент должен знать:
|
- ведение I, II, III периодов родов;
- как оценить общее состояние роженицы и определить эффективность родовой деятельности;
- как оценивать состояние плода;
- состояние околоплодных вод;
- обезболивание родов, методику акушерской помощи «защита промежности»;
- признаки отслоения плаценты;
- наружные способы отделения и выделения последа;
- о физиологической кровопотере;
- первый туалет новорожденного;
- дистресс плода;
- особенности раннего и позднего послеродового периода;
- изменения в организме женщины после родов;
- особенности наблюдения за родильницей.
Студент должен уметь осуществлять все этапы сестринского процесса, в т.ч.:
- измерять температуру тела, артериальное давление, подсчет пульса роженице и родильнице;
- следить за родовой деятельностью и ее оценивать;
- помогать врачу во время внутреннего акушерского обследования роженицы;
- руководить потугами;
- выслушивать сердцебиение плода;
- принять участие в осмотре плаценты и определении ее целостности;
- определить количество кровопотери;
- провести туалет новорожденного;
- осуществлять наблюдение за родильницей в ранний послеродовый период;
- ухаживать за грудными железами;
- помочь родильнице сцедить молоко из груди;
- правильно приложить ребенка к груди.
Литература
Основная:
- И.К. Славянова, Сестринское дело в акушерстве и гинекологии, Ростов – на – Дону, Феникс, 2010, стр.100 - 134.
2. Л.А. Лысак, Практические навыки и умения медсестры акушерского и гинекологического профиля, Серия «Библиотечка медицинского работника», Ростов – на – Дону, Феникс, 2002, стр.4 – 13.