Концепции и принципы налогообложения




Исторический обзор возникновения и развития налогообложения

Концепции и принципы налогообложения

Размер критического налогообложения

1.

Исторический обзор возникновения и развития налогообложения

Обложение налогами старо как мир. Оно существовало уже в библейские времена, и было неплохо организовано. Налогообложение даже в те времена основывалось далеко не на добровольных началах и представляло собой жертвоприношение, являвшееся неписаным законом. Процентная ставка составляла десятую часть - десятину. В Пятикнижии Моисея сказано: " … и всякая десятина на земле, из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу". Кстати, десятина, как вид налога, просуществовала очень долго, практически до конца XIX столетия.

В государствах классического древнего мира (Рим, Афины, Спарта) налоги представляли собой сборы и пошлины с торговцев в портах, на рынках, у городских ворот.

Если говорить о России, то первые налоги появились на Руси в конце IX века. Это был прямой налог, который назывался данью - основной доход княжеской казны. Князь Олег после утверждения в Киеве установил дань с подвластных ему племен. Как сообщает историк С. М. Соловьев: "Некоторые платили мехами с дыма, некоторые по шлягу от рала" (дым - обитаемое жилище; шляг - металлическая, арабская монета; рал - плуг, соха).

Количество налогов на Руси постоянно увеличивалось, их система была сложна и запутанна. Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер по сбору налогов порой приводили к тяжелым последствиям (Московская смута в XVII веке - соляные смуты - из-за повышения акциза на соль с пяти до двадцати копеек за пуд).

С наступление на Руси эпохи Петра I, которая характеризуется постоянной нехваткой финансов из-за многочисленных войн, строительства, государственных преобразований, усиливается налоговый гнет. А это значит, что появляются все новые и новые налоги, вплоть до анекдотичных - на бороду и усы. Учреждается специальная должность - прибыльщик, который должен "сидеть и чинить государю прибыль", то есть изобретать налоги. Появляются налоги с постоялых дворов, печей, арбузов, орехов, найма домов и другие. Облагались даже верования: раскольник - двойная подать. В то же время Петр I ослабил налогообложение малоимущих, была введена подушевая подать с крестьян вместо оброка, которая составляла всего семьдесят четыре копейки.

Эпоха Петра I - положила начало развития системы прямых и косвенных налогов. Причем именно с этого периода косвенные налоги составляют большую часть дохода государства. В последующее время налоговая система продолжала развиваться и просуществовала в таком виде в России до 1926 года. Затем произошла перестройка налоговой системы, в связи с переходом к социалистическому методу ведения хозяйственной деятельности в стране. Не стало налога на прибыль, которая изымалась у субъектов хозяйственной деятельности и перераспределялась через бюджет страны. Но, тем не менее, налоговая система в стране существовала и соответствовала складывавшимся хозяйственным отношениям того времени.

Начало девяностых годов XX века характеризуется изменением хозяйственных отношений в России, что явилось предпосылкой формирования налоговой системы, которая бы соответствовала этим отношениям.

 

2.

Концепции и принципы налогообложения

 

При построении системы налогообложения ориентируются на типовые концепции:

- концепцию компенсации выгод;

- концепцию равной доли налогового давления;

- ресурсную концепцию.

Концепция компенсации выгод предполагает пропорциональную связь размеров налога и выгоды, получаемой от государства. Тот, кто получил большую личную выгоду, тот и платит более высокий налог. Но на практике довольно сложно определить более высокую личную выгоду от таких функций государства, как национальная оборона, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.п.

Концепция равной доли налогового давления предполагает пропорциональность между налогом и размером получаемого дохода. Считается, что это более справедливая концепция. Но, тем не менее, достаточно трудно оценить практически степень значимости налога по уровням дохода.

Ресурсная концепция основана на связи налога с затратами на потребляемые ресурсы. В данном случае потребитель большей суммы ресурсов должен нести и большее налоговое давление пропорционально затратам этих ресурсов.

На основе выбранной концепции выстраивается оптимальная система налогообложения, которая должна опираться на три ключевых элемента:

- состав объектов налогообложения;

- ставки налогов;

- принципы построения налоговой системы.

Принципы налогообложения зависят от экономической ситуации в стране, планируемых государственных мероприятий, размеров государственного долга, отношения государственного аппарата и общества к отдельным группам населения. К наиболее существенным принципам построения оптимальной налоговой системы относят следующие:

- простота алгоритма расчета отдельных налогов;

- отсутствие дублирования;

- простота и экономичность системы сбора налогов;

- стабильность налоговой системы;

- законодательное регламентирование;

- пропорциональность налоговых сборов выгоде, которую взамен может предоставить государство;

- равенство по доходам и права граждан, облагаемых равным налогом;

- приемлемый размер налогового давления;

- справедливость по горизонтали;

- справедливость по вертикали.

Справедливость по горизонтали предполагает, что равные по доходам лица должны платить равные налоги. Принцип справедливости по вертикали заключается в том, что если равные по экономическому и социальному положению налогоплательщики платят равные налоги, то и неравные должны платить неравные.

Выбор концепции налогообложения и создание оптимальной налоговой системы является сложной задачей управления экономикой. Эта задача решается каждый раз по-разному в зависимости от этапа экономического развития страны. От руководства государства требуется особое искусство, чтобы определить наиболее приемлемую на данном этапе экономического развития концепцию налогообложения и определить оптимальное налоговое давление или размер критического налогообложения, превышение которого может вызвать негативные последствия, замедляющие экономическое развитие государства.

Оценка выбираемой концепции налогообложения может быть сделана через выявление предполагаемых или реальных экономико-организационных последствий налогового воздействия на предпринимателей.

Налоговая система государства, базируясь на конкретных принципах, учитывает и социально-экономические потребности страны, стратегические и текущие задачи экономики.

 

3.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: