УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ВОДИТЕЛЮ-ИНСТРУКТОРУ ПО ОБУЧЕНИЮ СТАЖЕРА НА ПАССАЖИРСКОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Водителю-инструктору по обучению и стажировке на пассажирском подвижном составе.

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

 

Работа стажера с водителем-инструктором является одним из важнейших элементов практического обучения. Принимая стажера на обучение, водитель-инструктор должен понимать, что ему поручается весьма важное и ответственное дело. Он обязан не только научить стажера правильно управлять пассажирским вагоном (поездом), т.е. строго соблюдать правила управления трамваем, предусмотренные ДИ и ПТЭ и правила дорожного движения (ПДД), но и воспитать в нем чувство ответственности за обеспечение безопасности пассажиров, сохранности поезда и его оборудования. Твердое знание ДИ, ПТЭ, ПДД, ПТБ, отличное владение техникой управления поездом, внимательность и сосредоточенность, готовность в любой момент принять все необходимые меры для предотвращения несчастного случая или дорожно-транспортного происшествия – вот основные черты водителя высокого класса.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ВОДИТЕЛЮ-ИНСТРУКТОРУ ПО ОБУЧЕНИЮ СТАЖЕРА НА ПАССАЖИРСКОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ.

· Во время работы со стажером водитель-инструктор должен быть особенно строгим к себе и работать в полном соответствии с требованиями ПТЭ и ДИ.

· Внимательное, спокойное и терпеливое разъяснение стажеру изучаемых вопросов, приемов управления поездом даст в короткий срок хорошие результаты обучения. Раздражительность и нервозность, невыдержанность, а в некоторых случаях и откровенное хамство приводят к обратному результату – вызывают торопливость и неуверенность в действиях стажера, снижается интерес к профессии, постепенно пропадает желание осваивать профессию водителя трамвая.

· Водитель-инструктор должен планировать и вести учет работы стажера. Он несет персональную ответственность за то, чтобы стажер работал с ним полную смену. В течение смены в учетную книжку стажера или в стажировочный лист водитель-инструктор обязан внести следующие данные: дату, номер маршрута и наряда, время начала и окончания смены, свою фамилию и табельный номер, оценку работы стажера за данную смену. Внесенные данные скрепляются подписью водителя-инструктора. Исходя из практики, работу стажера целесообразно оценивать как «отличную», «хорошую», «удовлетворительную» и «неудовлетворительную». Краткий разбор итогов смены и оценка работы стажера должны производиться ежедневно по окончании смены.

· При обучении стажера, прибывшего из Учебно-курсового комбината необходимо учитывать, что он не имеет практического опыта вождения пассажирских поездов. Наиболее целесообразно в первые дни стажировки передавать стажеру управление поездом на менее сложных участках маршрута.

· Нецелесообразно в первые дни стажировки допускать стажера к управлению поездом продолжительное время или всю смену. Стажер еще не знает маршрута, не имеет достаточных навыков управления поездом и перевозки пассажиров, вследствие чего у него появляется усталость, рассеянность и неуверенность в работе.

· Во время работы стажера за пультом управления водитель-инструктор обязан внимательно следить за точным выполнением стажером правил дорожного движения, ПТЭ и должностной инструкции. В случае нарушения или невыполнения правил водитель-инструктор обязан принять все меры к предотвращению ДТП, несчастных случаев и других происшествий с последующим разбором данной ситуации, конкретными указаниями и рекомендациями. Водитель-инструктор и стажер в равной мере несут ответственность за строгое соблюдение всех указанных правил.

· Обучение стажера на линии не должно нарушать нормального режима работы пассажирского поезда и не может являться оправданием нарушения водителем-инструктором расписания движения и правил безопасности вождения поезда.

· С началом второй половины стажировки стажер должен работать за пультом управления всю смену и совершенствовать приемы и навыки, обеспечивающие движение поезда по расписанию.

· В случае серьезных нарушений стажером трудовой и транспортной дисциплины (явка на работу в нетрезвом виде, грубость с водителем-инструктором, невыполнение его распоряжений и т.д.), водитель-инструктор обязан отстранить стажера от работы, поставив в известность руководство отдела эксплуатации.

· По окончании стажировки водитель-инструктор дает оценку работы стажера за весь период и свое заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе.

 

Водитель-инструктор должен научить стажера:

- За первую неделю стажировки:

1. Правильно оформлять путевой лист (наряд на работу) водителя трамвая, проходить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры и получать допуск к работе у диспетчера.

2. Пользоваться общим нарядом расстановки подвижного состава по путям, индивидуальным путевым листом и поездным расписанием.

3. Получать вагонную сумку с предметами экипировки вагона и принадлежностями, а также документы ОСАГО, проверять исправность предохранителей, работу микрофона и усилителя, расписываться в журнале учета за получение страхового полиса.

4. Производить включение и приемку вагона (поезда), доукомплектование различными предметами экипировки, заполнять книгу поезда.

5. Устанавливать и регулировать установку наружного зеркала и зеркала наблюдения за салоном, кресла водителя, соблюдать во время работы правильное положение корпуса, рук и ног по отношению к органам управления трамвайным вагоном.

6. Соблюдать правила техники безопасности на территории парка и при работе на линии.

7. Строго соблюдать правила дорожного движения.

8. Самостоятельно выезжать с территории парка.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

· Совместная работа в период стажировки начинается со знакомства. В процессе знакомства целесообразно сразу оговорить порядок взаимоотношений между водителем-инструктором и стажером, которые должны носить сугубо деловой характер. При этом необходимо обратить особое внимание на строгое соблюдение стажером производственной и транспортной дисциплины и обязательность выполнения всех требований и указаний водителя-инструктора, добросовестность и старательность в освоении профессии.

· Далее водитель-инструктор должен рассказать и показать стажеру, как заполнить путевой лист, где проходить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры, какие документы необходимо предъявить диспетчеру для получения допуска к работе, как пользоваться общим нарядом расстановки подвижного состава, где получить вагонную сумку, поездное расписание и документы ОСАГО.

· Ввиду ограниченного времени приемки поезда перед выездом на линию, осмотр его и подготовку к выезду необходимо производить быстро и в определенной последовательности. Первые два дня водитель-инструктор должен принимать поезд сам, при этом стажер внимательно следит за действиями инструктора и запоминает последовательность приемки. В последующие дни стажер производит приемку вагона под контролем водителя-инструктора, постепенно добиваясь быстроты и качества приемки.

Прежде всего водитель-инструктор должен напомнить стажеру о том, что запрещается приступать к приемке вагона (поезда), если около него, в смотровой траншее, на крыше или в салоне работают специалисты депо, или же на лобовой части вагона вывешен предупредительный плакат. Приемка производится после снятия плаката с разрешения мастера. Далее водитель-инструктор разъясняет стажеру, что приступая к приемке вагона необходимо лично убедиться в том, что: 1. Токоприемник не касается контактного провода. 2. Закрыты все фальшборта. 3. Отсутствуют видимые деформации и повреждения кузова. 4. Закрыты все люки пола салона.

После этого проводится осмотр оборудования кабины. Проверяется:

- состояние и крепление веревки токоприемника;

- наличие средств пожаротушения (огнетушитель или мешок с песком);

- отсутствие на стеклах кабины деформаций, ухудшающих обзор;

- наличие аншлага «Поезд идет в парк»;

- состояние и крепление зеркала наблюдения за салоном;

- наличие кожухов на печах отопления кабины и изолирующих колпачков на оконных реостатах;

- комплектность пульта управления (стрелки всех приборов должны находиться на нулевой отметке);

- все тумблеры на основном и дополнительном пультах, все выключатели на задней стенке кабины, автоматические выключатели АВ-1, АВ-2, ВУ-1, ВУ-2, ВУ-3 должны быть выключены;

- наличие и номинал предохранителей;

Следующим этапом приемки вагона является включение аккумуляторнойбатареи и проверка ее работоспособности под нагрузкой. Включаем ВНЦ и тумблер «Батарея», наблюдаем контрольные признаки включения АБ, а именно: щелчок КЦУ, звенит звонок, на пульте загорелись сигнальные лампы «Напряжение сети» и «Мотор-генератор», напряжение по вольтметру не менее 22 вольт. Включаем переключатель рельсового тормоза в положение «Без сетки» на 3-4 секунды. Снимаем параметры АБ: напряжение не менее 18 вольт, ток разряда в пределах 80-90 ампер (для вагонов типа «ЛВС» ток разряда АБ в пределах 120-150 ампер). Объясняем стажеру, что на вагонах типа «ЛВС» установлены 2 АБ, поэтому при приемке вагона такого типа каждая АБ проверяется отдельно, а затем 2 батареи вместе. После включения и проверки АБ записываем ее параметры в книгу поезда.

Переходя к очередному этапу приемки вагона, который называется «Проверка работы аппаратов высоковольтных вспомогательных цепей и пневматического оборудования вагона», необходимо напомнить стажеру о том, что перед поднятием токоприемника (при нахождении вагона на смотровой траншее) производится предупредительный окрик, а также о том, что включение высоковольтного автоматического выключателя АВ-2 производится в диэлектрических перчатках. После этого проверяется:

- работа мотора - генератора и параметры АБ при зарядке;

- работа мотора-компрессора и пределы регулировки электропневморегулятора давления «АК-11Б»;

- работа дверей и срабатывание сигнализации дверей;

- работа лобовой предохранительной сетки (если она предусмотрена конструкцией);

- работа крана машиниста, плавность хода рукоятки и работа звонка;

- работа стеклоочистителя;

- работа освещения и отопления салона;

После проверки работы высоковольтного вспомогательного и пневматического оборудования вагона производится выключение высоковольтных потребителей и опускание токоприемника.

Далее водитель-инструктор показывает стажеру проверку работы аппаратов цепиуправления. Он должен разъяснить, что весь цикл проверки аппаратов цепи управления состоит из следующих частей:

1. проверка работы реверсора и реле хода;

2. проверка цепи аварийного тормоза и работы ГРК на тормозных позициях;

3. проверка работы ГРК на ходовых позициях;

4. проверка работы рельсового тормоза от педали безопасности;

5. проверка работы песочницы от педали песочницы.

Перед проверкой необходимо включить ВУ-1, ВУ-2, ВУ-3, тумблер «УПРАВЛЕНИЕ-1», сесть в кресло, нажать ПБ и удерживать ее до конца проверки.

1. Для проверки работы реверсора и цепи реле хода (РХ) необходимо с помощью рукоятки реверсивного вала (стоповой ручки) перевести реверсивный вал контроллера водителя в положение «НАЗАД», а затем в положение «ВПЕРЕД». Проконтролировать перевод реверсора и включение РХ (по звуку), а также оттормаживание вагона и выключение на пульте сигнальной лампы «СТОП-СИГНАЛ».

2. Для проверки цепи аварийного тормоза и работы ГРК на тормозных позициях необходимо установить рукоятку контроллера водителя последовательно на тормозные позиции «Т-1», «Т-2», «Т-3» и проконтролировать, что на пульте загорелась сигнальная лампа «СТОП-СИГНАЛ», амперметр низковольтных цепей показывает ток разряда в пределах 80-90 ампер и одновременно накладывается воздушный тормоз. После проверки водитель-учитель должен объяснить, почему КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВЫЕЗЖАТЬ НА ЛИНИЮ С НЕИСПРАВНОЙ ЦЕПЬЮ АВАРИЙНОГО ТОРМОЗА.

3. Для проверки работы цепи управления на ходовых позициях, необходимо нажать кнопку «СЕКВЕНЦИЯ» на дополнительном пульте и удерживать ее до конца проверки. Установив рукоятку контроллера водителя на маневровую позицию, проконтролируем наличие признаков готовности цепей вагона к пуску (звук включения реле реверсивного «РР» и отключения стоп-реле «СР», оттормаживание вагона и выключение сигнальной лампы «СТОП-СИГНАЛ». Установив рукоятку контроллера водителя последовательно на позиции «Х-1», «Х-2», «Х-3» необходимо проконтролировать включение сигнальной лампы «СЛУЖЕБНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ» (ГРК вращается соответственно до 14 и 17 позиции). Установив рукоятку контроллера водителя на «0» проконтролировать включение сигнальной лампы «СЛУЖЕБНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ» (ГРК возвращается на 1 позицию). После возврата ГРК сигнальная лампа гаснет.

4. Для проверки работы рельсового тормоза от педали безопасности необходимо кратковременно снять ногу с ПБ. Проверяем показание амперметра низковольтных цепей и определяем все ли башмаки рельсового тормоза сработали (сила тока, потребляемая одним башмаком 20-25 ампер).

5. Для проверки работы песочниц кратковременно нажимаем на педаль песочницы. Норма подачи песка – 400 граммов за 5 секунд.

Далее водитель-инструктор показывает проверку низковольтных вспомогательных цепей. Проверяется работа: фар (ближний и дальний свет), указателей поворота и сигнальной лампы «УКАЗАТЕЛЬ ПОВОРОТА», освещения кабины и аварийного освещения салона, задних фонарей, радиотрансляции, аншлага «ПОЕЗД ИДЕТ В ПАРК».

После проверки всех цепей и осмотра оборудования в кабине водителя необходимо просмотреть вагонную книжку. При наличии в вагонной книжке заявок на ремонт какого-либо вида оборудования, необходимо проверить качество выполнения ремонтных работ. После этого водитель-инструктор объясняет и практически показывает стажеру, как производится осмотр вагона, из каких этапов он состоит и что подлежит проверке.

1. Осмотр крышевого оборудования.

· Наличие на крыше и отсутствие видимых повреждений грозоразрядника и радиореактора.

· Осмотр токоприемника (состояние контактной вставки, наличие и целостность кареточных пружин, отсутствие погнутости рам, угол наклона каретки, внешняя исправность механизма возврата каретки токоприемника ТПБ-0000).

2. Осмотр лобовой части вагона.

· Наличие и соответствие лобового маршрутного указателя и софитов.

· Крепление и чистота лобового стекла.

· Целостность обшивки, лакокрасочного покрытия, отсутствие повреждений бампера.

· Наличие крышки на разъеме МВС.

· Целостность фар и указателей поворота.

· Наличие и состояние запасной веревки токоприемника.

· Состояние и положение штанги сцепного прибора (штанга должна быть на крюке).

· Состояние и высоту подвески лобовой предохранительной сетки (отсутствие трещин и изломов трубчатой рамы и реек, высота подвески над головкой рельса 180-200 мм).

· Наличие и исправность пера стеклоочистителя.

3. При осмотре хвостовой части вагона необходимо проверить то же, что и при осмотре лобовой части, за исключением осмотра фар, стеклоочистителя и лобовой предохранительной сетки.

4. При осмотре бортов вагона необходимо проверить:

· Целостность обшивки и стекол.

· Состояние и плотность прилегания фальшбортов.

· Состояние указателей поворота, расположенных на бортах.

· Целостность кронштейна и зеркала бокового вида.

· Состояние дверей.

· Соответствие бокового маршрутного указателя.

5. При осмотре колеса необходимо проверить:

· Отсутствие видимых трещин и деформаций.

· Состояние центральной гайки и фиксацию ее двумя уголками.

· Наличие и состояние стяжных болтов (отсутствие хотя бы одного стяжного болта не допускается).

· Состояние шунтов (количество не менее 50%, износ не более 25% по сечению).

· Состояние бандажа (толщина не менее 25 мм, толщина и высота реборды, соответственно, не менее 8 и 11 мм.).

· Состояние и крепление надколесного кожуха.

· Состояние и установку песочного рукава.

6. При осмотре центрального рессорного подвешивания (ЦРП) необходимо проверить:

· Наличие и состояние элементов подвески (отсутствие видимых деформаций и повреждений и возможного выжимания резиновых колец резино-металлического комплекта ЦРП).

· Состояние шарнирной тяги (серьги) и шплинтовку валиков.

7. При осмотре БРТ необходимо проверить:

· Отсутствие видимых повреждений и деформаций.

· Состояние и крепление проводов питания БРТ.

· Состояние подвесных элементов и правильность подвески БРТ (высота подвески 8-12 мм строго параллельно головке рельса).

8. При осмотре салона и проверке экипировки вагона необходимо обратить внимание на:

· Чистоту и исправность пола. Возвышение крышек люков над поверхностью пола допускается не более 8 мм.

· Целостность обшивки и состояние створок дверей.

· Чистоту, исправность и надежность крепления поручней, сидений, плафонов, стекол и оконных рам.

· Состояние и подвеску двери кабины.

· Наличие в салоне «Правил пользования наземным общественным транспортом».

· Наличие съемных сцепных приборов.

· Наличие двух деревянных вкладышей для закладывания пера стрелки.

· Наличие противооткатного башмака.

· Наличие ломика для перевода стрелок.

· Наличие (в зимнее время) снегоуборочного инвентаря - скребка, лопаты и веника.

· Проверяем работу сигнализации в кабину водителя от всех кнопок в салоне.

· Проверяем наличие достаточного количества песка в песочницах, при необходимости пополняем запас песка.

 

Перед выездом из парка водитель-инструктор должен проверить знание стажером порядка выезда с территории парка, обратить внимание стажера на соблюдение техники безопасности при проезде негабаритных мест и ворот, а также на выполнение пункта «Правил дорожного движения», который предписывает осуществлять выезд с территории парка или из депо, как на главную дорогу. Если первый выезд происходит со смотровой траншеи, водитель-инструктор должен осуществить его лично с соблюдением всех правил техники безопасности и в дальнейшем требовать от стажера строжайшего соблюдения этих правил.

 

На первом рейсе поездом управляет сам водитель-инструктор. Он знакомит стажера с маршрутом, показывает приемы управления поездом в различных условиях (на прямом участке, в кривых, на подъеме или спуске, при движении по стрелкам и крестовинам, при проезде спец.частей контактной сети), сопровождая показ подробными комментариями. Затем передает управление вагоном стажеру и проверяет его практические навыки. Такая проверка для водителя-инструктора крайне важна, она позволит выявить те вопросы, которые требуют особого внимания при последующем обучении в период стажировки.

В первые несколько дней обучения стажера на пассажирском подвижном составе, управление вагоном, в большинстве случаев, должно производиться по команде водителя-инструктора. Например: «Включаем на маневровую», «Включаем Х-1», «Контроллер на «0», «Тормози» и т.д. Обучение стажера по команде учителя должно производиться в течение нескольких смен, пока стажер не приобретет достаточно устойчивых навыков плавного пуска и торможения.

 

При отправлении поезда в рейс стажеру дается задание – внимательно следить за работой водителя-инструктора, на остановках выяснять все возникающие неясные вопросы. Посторонние разговоры во время управления поездом должны быть запрещены и это требование стажер обязан выполнять с первого дня работы с водителем-инструктором. Целесообразно потребовать от стажера вести в период стажировки рабочий конспект, в который он имел бы возможность записывать некоторые ответы на интересующие вопросы, а также практические рекомендации, которые дает водитель-инструктор и которые помогут стажеру в его дальнейшей практической работе на линии.

 

Кроме того, в течение первой недели стажировки водитель-инструктор обязан ознакомить стажера:

· С территорией парка, расположением и нумерацией трамвайных путей, обратив особое внимание на опасные участки (негабаритные места, ворота, места опасного проезда по соседним путям и т.д.).

· С особенностями въезда на территорию и выезда с территории парка.

· С местами приемки поезда, проведения ремонтных работ по заявкам, пополнения запаса песка, расположения ящиков с лобовыми и боковыми маршрутными указателями, а также светофильтрами софитных огней.

 

- За вторую неделю стажировки:

 

1. Соблюдать правила техники безопасности при отправлении вагона со смотровой траншеи, при движении по территории парка.

2. Совершенствовать навыки быстрой, правильной и качественной приемки поезда.

3. Следовать нулевым рейсом и производить проверку вагона, а также делать записи в книге поезда и путевом листе о приемке вагона и проверке его на нулевом рейсе. Выполнять необходимые действия по прибытию на конечную станцию и при проведении технической стоянки.

4. Навыкам плавного пуска вагона с остановки, вождения поезда по перегону и правильному подъезду к остановке. Постоянно, в течение всей стажировки совершенствовать эти навыки.

5. Оценивать положение нерельсовых транспортных средств на проезжей части относительно движущегося трамвая, соблюдать дистанцию безопасности за идущим впереди вагоном в зависимости от скорости движения, погодных условий, профиля и состояния пути, заполнения вагона.

6. Самостоятельно въезжать на территорию парка или в депо, ставить поезд на пути, указанные приемщиком.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

· Отработав первую неделю стажировки на подвижном составе, стажер уже приобрел первоначальные навыки работы на линии, поэтому дальнейшая работа водителя-инструктора должна быть направлена как на освоение новых элементов, подлежащих отработке в период стажировки, так и на закрепление и совершенствование уже приобретенных навыков работы на линии. С этой целью с самого начала второй недели стажировки водитель-инструктор должен потребовать от стажера, чтобы тот самостоятельно получал вагонную сумку со всеми принадлежностями, приходил на вагон и приступал к его приемке и экипировке. При этом водитель-инструктор должен контролировать действия стажера, оказывать необходимую помощь, отвечать на вопросы, давать практические рекомендации.

· В течение всей стажировки при каждом выезде из парка, а в особенности при выезде со смотровой траншеи, водитель-инструктор должен напоминать стажеру о правилах безопасности при выезде и необходимости их неукоснительного выполнения.

· При работе на линии стажер должен непосредственно управлять вагоном не менее половины всей продолжительности смены, практически отрабатывая основные элементы управления: плавность пуска, торможения и остановки, проезд спецчастей пути и контактной сети, выбор скорости движения и дистанции в зависимости от состояния путей, метеоусловий, транспортной напряженности участков трассы маршрута и т.д. При этом водитель-инструктор должен постоянно напоминать стажеру о необходимости выполнять некоторые основные правила при работе на линии, например: «Запрещается въезжать под добавочные провода автоматических стрелок, пока впереди идущий поезд не прошел стрелку всеми колесными парами», «Скорость движения в районе обязательной остановки не более 5 км/час» и т.д. Это будет способствовать лучшему запоминанию основных правил и их практической отработке до автоматизма.

· Начиная изучение и практическую отработку действий водителя на нулевом рейсе, водитель-инструктор должен, прежде всего, напомнить стажеру основные требования ст. ст. 2.15-2.18 ДИ, которыми эти действия регламентированы. Затем водитель-инструктор рассказывает и практически показывает стажеру, как, обеспечивая безопасность движения, проверить эффективность всех видов тормозов, в том числе и аварийного тормоза, работу системы автономного хода (если такой системой оборудован вагон), как проверить работу вагона в режиме тяги, торможения и выбега, на какие посторонние шумы и стук, при их возможном обнаружении, необходимо обратить особое внимание, что делать при выявлении неисправности на вагоне или обнаружении проката колесных пар. Необходимо обратить особое внимание на то, что нулевой рейс - это второй этап приемки вагона, когда его ходовые качества, эффективность всех видов тормозов проверяются в движении. Окончательная запись о приемке вагона производится в книге поезда и в путевом листе по прибытии на конечную станцию.

· Рассматривая вопрос об обязанностях водителя по прибытию на конечную станцию, водитель-инструктор должен напомнить стажеру требования ст.ст. 3.62 – 3.64 ДИ, которыми они регламентированы, а затем практически показать их выполнение.

3.62. Прибыв на конечную станцию, водитель должен поставить поезд на путь, отведенный для данного маршрута, остановиться у остановочного знака и произвести посадку и высадку пассажиров, где это предусмотрено, произвести осмотр салона на предмет выявления оставленных вещей, о чем произвести запись в путевом листе (наряде на работу водителя).

3.63. Перед выходом из вагона водитель обязан:

- затормозить поезд пневматическим (соленоидным) и ручным приводом механического тормоза,

- выключить силовую цепь и цепь управления;

- убедиться, что поезд надежно удерживается на месте;

- поставить рукоятку реверсивного вала контроллера водителя в нулевое положение, снять ее и взять с собой (где это предусмотрено конструкцией);

- надеть сигнальный жилет;

- закрыть двери кабины и, соблюдая личную безопасность, выйти из вагона.

 

 

3.64. Явиться к диспетчеру конечной станции и предъявить путевой лист. При необходимости сообщить диспетчеру замечания, выявленные в пути следования, которые диспетчер обязан внести в книгу «замечаний водителей в пути следования», а водитель обязан поставить свою подпись и табельный номер под заявками. Пройти междурейсовый контроль на алкотестере, получить в путевом листе (наряде на работу водителя) отметки о выполненном рейсе.

Практически изучая вопрос о проведении технической стоянки на конечной станции, водителю-инструктору целесообразно несколько расширить требования ст.ст. 3.65. и 3.65.1. ДИ и обратить внимание стажера на то, что во время технической стоянки производится технический осмотр и техническое обслуживание вагона. При техническом осмотре вагона необходимо:

· проверить работу лобовой предохранительной сетки и подать песок на рельсы;

· проверить наличие песка на рельсах (тем самым убедиться, что песочницы работают);

· проверить состояние колесных пар, а именно: наличие всех стяжных болтов, центральной гайки и уголков, отсутствие хотя бы одного стяжного болта не допускается;

· проверить целостность пружин подвески башмаков рельсового тормоза, а также состояние подвески ТЭД.

· проверить состояние междувагонных сцепных приборов (при эксплуатации вагонов по СМЕ).

· проверить наличие и исправность междувагонных предохранительных сеток (при эксплуатации вагонов по СМЕ).

· проверить состояние токоприемника и контактной вставки (перекос, кареточные пружины, прорези, зазубрины, уступы);

· проверить целостность стекол вагона, а также провести осмотр салона (исправность и крепление пассажирских сидений, поручней, состояние подножек, пола).

· произвести проверку вагона на предмет возможного обнаружения повреждений лакокрасочного покрытия.

На технической стоянке производится не только осмотр и проверка, но и техническое обслуживание вагона. Оно включает в себя:

· очистку внешних световых приборов и маршрутных указателей от снега;

· слив конденсата из конденсатных отстойников (на вагонах типа ЛВС, которые не оборудованы УОСВ);

· устранение неисправностей, которые входят в компетенцию водителя;

· очистку снега со ступеней вагона и с лобовой предохранительной сетки;

· протирку лобового стекла и боковых стекол кабины водителя.

К концу второй недели обучения стажер должен правильно вести поезд без команды инструктора, осуществляя плавное начало движения поезда с места, разгон, торможение и остановку. В этот же период стажер должен твердо усвоить, что тормозной путь зависит от:

1. Скорости движения.

2. Пассажирской нагрузки подвижного состава.

3. Профиля и состояния трамвайных путей.

4. Технического состояния вагона и его тормозных средств.

5. Метеорологических условий.

· Водитель-инструктор должен показать стажеру, как определять дистанцию с помощью оттяжек подвески контактной сети, а в дальнейшем уже используя собственный глазомер. Необходимо периодически проверять знание стажером значений интервалов и дистанций, регламентированных ДИ и ПТЭ:

- запрещается следовать за впереди идущим поездом на дистанции менее 60 метров (для вагона типа ЛВС – менее 90 метров), если скорость движения трамвайного вагона менее или равна 20 км/час, и менее 120 метров (для вагона типа ЛВС - менее 180 метров) при скорости движения вагона более 20 км/час. При буксовом состоянии пути эти расстояния удваиваются.

- за стоящим впереди вагоном разрешается останавливаться на расстоянии не ближе 15 метров (при буксовом состоянии пути не ближе 30 метров), при скоплении поездов можно подъехать на расстояние не менее 3 метров со скоростью не более 5 км/час. (при буксовом состоянии пути подъезжать запрещено).

- дистанция между поездами на подъемах и спусках выбирается в зависимости от скорости и дорожных условий, но не менее 120 метров.

- приближение вагона (поезда) к стоящему впереди вагону (поезду) разрешается на расстояние не менее 60 метров на Пискаревском путепроводе в оба направления, на эстакаде Володарского моста и на Кронштадтском путепроводе. На расстояние не менее 30 метров – на всех остальных подъемах и спусках. При буксовом состоянии пути эти расстояния удваиваются.

- при ограждении места производства работ водитель обязан остановить поезд за 10 метров до ограждения.

При отработке действий водителя при постановке поезда в парк, водитель-инструктор должен напомнить стажеру требования ст. 5.2 – 5.5 ДИ и практически показать последовательность действий. Необходимо обратить внимание на оформление путевого листа, следование в парк по определенному маршруту со всеми остановками, вывешивание аншлага, объявление по трансляции о следовании в парк, осмотр поезда на последней остановке, чтобы убедиться в отсутствии пассажиров в вагоне и посторонних предметов. Перед проездом моечной машины на вагоне должны быть закрыты все форточки и вентиляционные люки, завалено наружное зеркало, скорость движения при проезде моечной машины не должна превышать 3 км/час. Скорость движения по территории парка и в депо не более 5 км/час. При постановке поезда в парк водитель-инструктор должен добиться от стажера точного выполнения следующих обязанностей:

· Подготовка поезда и проезд моечной машины.

· Сдача поезда приемщику, пополнение запаса песка в песочницах.

· Постановка поезда на пути, указанные приемщиком, при обеспечении безопасности движения по территории парка, особенно в опасных местах. Подъезд к стоящему вагону по правилам сцепки.

· Постановка поезда на отстой на территории парка (торможение, выключение всех электроцепей, опускание токоприемника и т.д.). Говоря о постановке поезда на отстой, нужно особо подчеркнуть, что в условиях низких температур наружного воздуха особое внимание следует обратить на отсутствие воздуха в пневмосистеме, путем переключения тумблеров управления дверями спустить воздух из воздушных цилиндров привода дверей. Концевой кран должен быть оставлен открытым.

 

- За третью неделю стажировки:

1. Правильно проезжать спецчасти пути (стрелки, крестовины, железнодорожные переезды) и контактной сети (изоляторы, добавочные провода автоматических стрелок, ТМ+ТБ пересечения, пересечения трамвайных проводов), соблюдая установленные скоростные режимы, управлять поездом на подъемах и спусках.

2. Грамотно оценивать дорожную обстановку в условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов, самостоятельно выбирать скоростные режимы в интересах обеспечения безопасности движения и перевозки пассажиров.

3. Следить за посадкой и высадкой пассажиров на обязательных остановках, правильно пользоваться тумблерами управления дверями с соблюдением всех мер безопасности.

4. Пользоваться всеми видами тормозов в различной обстановке, складывающейся на линии, уметь производить экстренное торможение поезда.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

 

· Третья неделя совместной работы водителя-инструктора и стажера – это завершение первой половины стажировки, поэтому к концу недели стажер должен работать за пультом управления трамвайным вагоном в течение всей смены. Водитель-инструктор должен постоянно обращать внимание стажера на необходимость быть предельно внимательным во время управления поездом, следить за сигналами, изменениями дорожной обстановки, за состоянием пути и контактной сети, поведением пешеходов и пассажиров, чтобы в любой момент принять все меры для предотвращения ДТП, несчастных случаев и происшествий. при буксировке неисправного вагона, когда буксируемый вагон находится впереди; Основой обеспечения безопасности является правильный выбор скорости движения, поэтому водитель-инструктор должен напомнить, а впоследствии периодически проверять знание стажером тех случаев, когда скорость движения трамвая не должна превышать 5, 10 и 15 км/час:

 

Скорость движения трамвая не должна превышать 5 км/час:

- на территории парка, в депо и на территории конечной станции;

- при производстве маневровых работ;

- при проезде мест большого скопления пешеходов;

- при подъезде к стоящему вагону;

- при проезде противошерстных стрелок;

- под добавочными проводами автоматических стрелок;

- при движении в тумане и видимости менее 30 метров;

- при движении по участкам пути, залитым водой;

- при движении мимо сошедшего с рельсов поезда встречного направления;

- при проезде неисправного участка рельсов длиною до 20 см;

- при следовании мимо обязательных остановок;

- при проезде неисправной стрелки, заложенной вкладышем.

 

Скорость движения трамвая не должна превышать 10 км/час:

- при следовании мимо шествий и воинских колонн;

- при следовании по разводным частям мостов;

- при проезде пошерстных стрелок в сторону ответвления;

- при проезде железнодорожных переездов;

- при движении по неправильному левому пути;

- при буксовом состоянии пути на спусках, где установлены знаки ограничения скорости;

- при неисправности стеклоочистителя в дождливую или снежную погоду;

- при неисправности одного вида тормоза;

- при буксировке неисправного поезда методом толкания.

 

Скорость движения трамвая не должна превышать 15 км/час:

- при проезде мимо стоящего поезда;

- при проезде пошерстных стрелок в прямом направлении;

- при движении по крестовинам;

- при проезде кривых участков пути радиусом до 50 метров;

- на спусках от 7 до 9 %

 

Особое внимание необходимо уделять правилам разъезда с поездами, движущимися во встречном направлении, обратив особое внимание стажера на меры обеспечения безопасности движения при разъезде с поездом, стоящим на остановке или движущимся по перегону. Крайне важно отработать способы предупреждения происшествий в местах скопления пешеходов, нерельсового транспорта или трамваев, стоящих во встречном направлении, научить стажера отличать пешехода внимательного от пешехода беспечного, рас



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: