II Своеобразие педагогического процесса в дошкольной образовательной организации




Выделяют следующие принципы построения педагогического процесса в ДОО (С.А. Козлова, Т.А. Куликова):

– учет возрастных возможностей детей; опора на интересы ребенка;

– решение воспитательных и образовательных задач в их единстве;

– учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином пед. процессе;

– осуществление взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

– создание естественной, непринужденной обстановки, в которой будет развиваться свободная творческая личность;

– стимулирование в пед. процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Конвенции о правах ребенка».

Данные принципы определяют своеобразие пед. процесса в ДОО.

В соответствии с ФГОС ДО пед. процесс в ДОО должен строиться по четырем направлениям (моделям): организованная образовательная деятельность взрослого с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность в режимных моментах; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с родителями и социальными партнерами.

В соответствии с ФГОС ДО пед. процесс в ДОО должен строиться на основе комплексно-тематического подхода:

• в качестве основы образовательного процесса выбирается тема;

• задачи по всем направлениям развития дошкольников решаются комплексно на содержании выбранной темы в процессе организации разных видов детской деятельности;

• основной принцип построения образовательного процесса при комплексно-тематическом подходе – принцип концентрированности (стремление сгруппировать, сблизить образовательные воздействия, не распылять их, а давать концентрированно, целенаправленно);

• реализация каждой темы должна заканчиваться итоговым мероприятием, но котором дети демонстрируют приобретенные знания, умения, отношения.

Способы реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса

• «тематические недели»

• «события»

• «реализация проектов»

• «сезонные явления в природе»

• «праздники»

• «традиции»

 

III Этапы развития педагогического процесса

В развитии пед. процесса можно выделить следующие этапы (И.П. Подласый):

I этап – подготовительный: создаются условия для эффективного протекания пед. процесса.

На данном этапе решаются задачи:

– целеполагание – сущность целеполагания состоит в том, чтобы трансформировать общую пед. цель стоящую перед системой дошкольного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке пед. процесса и в имеющихся конкретных условиях.

Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики, поэтому следующая задача…

– диагностика условий – в процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях детей и пед. коллектива, условиях протекания процесса, о причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных целей;

– прогнозирование достижений – предварительно оценивается возможная результативность процесса в имеющихся конкретных условиях;

– проектирование и планирование развития процесса – завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который воплощается в план перспективной работы.

II этап – осуществление пед. процесса (основной): осуществляется пед. взаимодействие воспитанника и педагога, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который помогает обнаружить отклонения, ошибки и своевременно произвести коррекцию, внести необходимые дополнения или изменения.

Очень важна на данном этапе обратная связь – ответная реакция ребенка на воздействия.

III этап – заключительный: анализ достигнутых результатов.

Еще раз рассматриваются правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось малодейственным.

IV Планирование образовательной деятельности ДОО: функции, требования, уровни, формы

В управленческой деятельности каждого руководителя важное значение имеет планово-прогностическая функция, которая является основой управления на всех уровнях.

В задачу планирования и прогнозирования работы коллектива входит определение зон направлений функционирования и перспективного развития ДОО в конкретной окружающей среде на основе педагогического анализа.

Планирование – ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой является одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность любой деятельности, в том числе деятельности администрации и педагогического коллектива ДОО. На этапе планирования определяются направления, задачи и система мероприятий для решения поставленных задач в учебном году.

Чтобы планирование было эффективным, оно должно отвечать ряду принципиальных требований:

соблюдение единства долгосрочного и краткосрочного планирования;

учет требований ФГОС ДО;

стабильность и гибкость планирования на основе прогноза,

оптимальность, как условие необходимости, достаточности и реалистичности планирования.

Для деятельности ДОО необходима целостная структура планов – документов с определением их четкой соподчиненности.

В план деятельности ДОО должны входить следующие документы:

1. Программа развития ДОО (перспективный план плавного перехода организации в новый статус, концепция развития).

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в ДОО.

3. Годовой план работы ДОО (на учебный год).

4. План работы с кадрами (заместителя заведующего по воспитательной и методической работе, старшего воспитателя).

5. План работы с детьми: перспективный, календарный (воспитателя и каждого специалиста).

Два первых документа имеют стратегическое значение (стратегический уровень), они могут быть составлены на определенный период, рассчитанный на достижение поставленных целей. Обычно программа развития и образовательная программа составляются на 3-5 лет.

Годовой план направлен на решение тактических задач (тактический уровень), возникающих из проблем, выделенных в ходе анализа результатов работы коллектива за прошедший учебный год.

В нем определены направления, задачи и система мероприятий для решения задач в конкретном учебном году.

Существуют основные требования к техническому и содержательному оформлению данного документа: титульный лист, содержание разделов, нумерация страниц и др. Текст может иллюстрироваться схемами и таблицами. При необходимости, к годовому плану оформляются тематические приложения.

В практике управления дошкольным образовательным учреждением еще существует некоторый формализм на этапе планирования и преодоление этого формализма является важным фактором повышения эффективности управленческого труда в целом. Если рассматривать планирование не только как оформление документа на бумажном носителе, но и как принятие

В годовом плане работы ДОО определены:

• конкретные мероприятия по разрешения проблем в образовательном процессе,

• система методической поддержки воспитателей в их профессиональном росте,

• формирование опыта работы педагогов,

• внедрение инноваций, с целью повышения качества дошкольного образования.

Годовой план – это сосредоточение внимания коллектива на главных задачах конкретного учебного года.

Еще одну проблему, связанную с планированием хотелось бы обозначить. Известно формальное требование отдельных руководящих органов управления о необходимости учитывать при составлении плана работы ДОУ на год, рекомендации и планы этих структур управления. Однако опыт показывает, что координировать и согласовывать деятельность педагогического коллектива с теми планами, которые вырабатываются органами управления практически нереально, так как планирование «сверху» практически не учитывает реальные потребности и возможности исполнителей «снизу». К тому же планы вышестоящих структур, как правило, составляются на календарный год, а в ДОУ осуществляется планирование на учебный год. Иногда уже в мае, при приемке ДОУ, требуют план на следующий учебный год, хотя май месяц в ДОУ наиболее насыщен мероприятиями и именно в мае идет активная работа по его написанию.

В методической литературе часто называют еще одну причину формализма при составлении плана, которая в последующем ведет и к формализму при его реализации, Это перегруженность плана мероприятиями и объемные текстовые планы без четкой структуры.

К.Ю.Белая предлагает технологию составления плана работы ДОО на учебный год/

Основные разделы годового плана работы ДОО



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: