Семинар по № 1
Тема: кризис позитивистской парадигмы в истории. Становление "нового историзма"
вопросы для обсуждения:
1. История и общество: интерпретация проблемы Ф.Ницше
2. Причины (социальные, историографические, политические, иные) формирования новых принципов исторического исследования
3. Методологические принципы исторического исследования Р.Дж. Коллингвуда
Семинар будет длиться 2 пары (4 часа) на первой паре обсуждаем Ницше и начинаем обсуждать Коллингвуда. На второй паре (через неделю) завершаем дебаты по Коллингвуду.
По каждому автору надо подготовить по 10 цитат. На этой неделе - Ницше, на следующей - Коллингвуд. На занятиях цитаты будем зачитывать "по кругу". Будьте готовы ответить на вопрос: о чем высказывание? Чем оно вас "зацепило"
не забудьте, что помимо проблемных вопросов надо быть готовым к вопросам о биографиях этих мыслителей
Основная литература:
А) Ф.Ницще. "О пользе и вреде истории для жизни".
https://www.libros.am/book/read/id/381224/slug/o-polze-i-vrede-istorii-dlya-zhizni
это одна из ссылок, где текст можно свободно прочитать
вопросы к тексту:
1. в чем опасность "изнурительной исторической лихорадки", нагруженности историей современного человека? в чем смысл и ценность забвения для человека?
2. к какому типу людей вы себя относите - историческому или надисторическому разновидностям?
3. Что есть история с точки зрения Ницше?
3 специфика и функции каждого из трех видов истории, рассмотренных Ницше. Примеры на каждый вид истории по Ницше из современной жизни (историография,маскульт и т.д.)
Семинар № 2
Цель семинара - осмысление вопросов, поднятых в антипозитивистской, эвристичной книги Р.Дж.Коллингвуда "Идея истории.
Прошу вас проработать следующие части текста (это обязательный список)
Введение § 2. Природа истории, ее предмет, метод и значение https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kollin/intro2.php часть 3
§ 9 "Позитивизм" https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kollin/03.php
часть 5 § 2. Историческое воображение,
IV. НОЖНИЦЫИ КЛЕЙ
VII. КТО УБИЛ ДЖОНА ДОУ?
Семинар № 3
итак, мы с Вами приступаем к обсуждению "новой исторической науки" и того, что под этим понимали представители разных поколений историков "школы Анналов".
Для начала уточню данные базового учебника по всему курсу:
О.С,Поршнева. МЕждисциплиинарные методы в историко-антропологических исследованиях: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Изд-во Ектеринбург.УГТИ_УПИ. разные годы издания.
Кроме того Вам могут быть ползны:
М.П.Лаптева. Теория и методология истории: курс лекций. Пермь. 2006.
материалы конференция "Стены и мосты в РГГУ":
https://www.rsuh.ru/upload/main/interhumanities/Steny%20i%20Mosty_2015.pdf
https://www.rsuh.ru/upload/main/interhumanities/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8B%202012.pdf
https://www.rsuh.ru/upload/main/interhumanities/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8B%202013.pdf
А теперь - наш следующий семинар. Он посвящен анализу принципов, методологических подходов к историческому знанию основателей нового направления М.Блока и Л.Февра.
Вопросы:
М.Блок и Л.Февр - история творческого союза, личных биографий. Основные исследовательские монографии этих авторов.
Социально-поолитический контекст создания журнала "Анналы"
Суть методологических новаций, разрабатывающихся историками "школы Анналов": источники, предмет исторического анализа, новые темы и проблематика, новые характеристики "ремесла историка"
не забываем о цитатах - в данном случае не менее 5 на каждого персонажа
Литература для обязательного чтения:
М.Блок. Апология истории или ремесло историка. Введение. г Глава 1. Разделы 1, 2, 3, 4. Послесловие А,Я. Гуревича
Есть в сети, например https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Blok_M/index.php
Л.Февр. Бои за историю. Любое издание. есть в сети. Например, https://www.ex-jure.ru/freelaw/news.php?newsid=744
Читаем главы
суд совести истори и историка
как жить историей
историзирующая история
Предисловие Ж.ле Гофа к книге М.Блока "Короли-чудотворцы. В сети: https://krotov.info/library/02_b/lo/k_12.htm
Семинар № 4
Тема семинара
ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ - ЗА И ПРОТИВ
вопросы:
1. хронология формирования нового формата исторического знания (публичной истории"), институциональные формы в разных странах. Продвижение паблик хистори в российском образовательном и академическом пространстве
2. дискуссии о приоритетах, специфике, содержании публичной истории
3. историк в публичном пространстве
Литература
- Аккерманн Ф., Аккерманн Я., Литтке А., Ниссер Ж., Томанн Ю. прикладная история, или публичное измерение прошлого. – Режим доступа: https://www.intelros.ru/readroom/nz/n3-2012/14968-prikladnaya-istoriya-ili-publichnoe-izmerenie-proshlogo.html
- https://gefter.ru/archive/6239
- Савельева И.М. Профессиональные историки в «Публичной истории» // Новая и новейшая история. 2014 № 3
- Статья И.М,Савельевой во 2 сборнике Стены и мосты - ссылка у вас уже была https://www.rsuh.ru/upload/main/interhumanities/Steny%20i%20Mosty_2015.pdf
5. Андрей ТесляЭффективные продажи и способы говоренияПубличная история: отыгрывание историком своей роли — или уверенное вхождение в историю во всех смыслах? https://gefter.ru/archive/11341
6. Андрей Зорин: "У истории нет правильной интерпретации. Что такое Public History?" https://portal21.ru/?ELEMENT_ID=8779
Семинар 5
ема:Микроистория
Читаем: Карло Гинзбург. "Сыр и Черви"
Не забываем про 10 циатат
Вопросы:
Характеристика эпохи, когда была написана эта книга. Биографические сведения о К.Гинзбурге.
На какие исследовательские вопросы отвечал К.Гинзбург, работая над этой книгой?
Источники данной работы
Методологические ориентиры и принципы этой книги
Сильные и слабые стороны его модели исторического исследования
Семинар 6
Дорогие все!
Готовимся к семинару в понедельник:
Тема: Новая политическая история.
Вопросы для обсуждения:
1. принципиальные отличия новой политической истории от традиционной событийной политической истории в предметах исследования, в проблематизации, в источниках, терминологии и фокусе исследовательского внимания?
2. предпосылки, побудительные причины методологического обновления новой политической истории.
3. Новая политическая история и "методологические повороты" - "перформативный", "лингвистический", "визуальный"
4. Границы, возможности применения Новой политической истории к вашему исследовательскому проекту.
Литература:
1. Ю.В.Барлова. "Новая политическая история" в современной историографии https://prepod.nspu.ru/mod/resource/view.php?id=28608
2.Р.Уортман. Изобретение традиции в репрезентации российской монархии https://prepod.nspu.ru/mod/resource/view.php?id=31283
3. И.Ю.Николаева. Образ власти и современная медиевистика https://prepod.nspu.ru/mod/resource/view.php?id=28612
4. Колоницкий Б.И. Политические символы и борьба за всласть в 1917 г. автореферат диссертации https://dlib.rsl.ru/viewer/01003229621#?page=1
5. Колоницкий Б.И. Слухи об императрице Александре Федоровне и массовая культура (1914-1917) https://www.ec-dejavu.net/r/Rumour-2.html
6. П.Берк Перформативный поворот (прилагаю)
7. О.Л.Лейбович. Исповеди. проповеди и разоблачения на партийных собраниях 1936 - 1938 гг. // Вестник пермского университета. Серия История. 2015 № 3 https://histvestnik.psu.ru/PDF/20153/20.pdf
8. М.Кольрауш. Скандал вокруг князя Эйленбургского // Там же. https://histvestnik.psu.ru/PDF/20153/19.pdf
Метафора «театра», отражает специфическую форму самовоспроизводства систем господства в разных странах и в разные эпохи, которая проявлялась в театрализации политической культуры, институтов и механизмов властвования. Эти тенденции в репрезентациях власти имеют глубокие исторические корни. В XVI–XVII вв. «вовлечение знатных зрителей в представление» было совершенно нормальной практикой «великих театральных держав». По мнению Н. Элиаса, французская «классицистическая» драма, когда зрители сидели вместе с актерами на сцене, заполняли задний план и кулисы, является непосредственным элементом придворно-общественной жизни. А в Московской Руси эпохи Алексея Михайловича царь «взирал» на сцену, где находились его бояре, из партера, и «церемониал сцены сближался с церемониалом зрительного зала». В то же время карнавалы, балаганы, шутовство и скоморошество в театрализованных, символических формах представляли «перевернутый» мир властных отношений.
Склонность абсолютистских монархов к лицедейству, подмеченная исследователями, отображает базовую потребность любой системы господства в самовоспроизводстве на символическом уровне. Практики репрезентации власти, сформировавшиеся и «проверенные» в более ранние эпохи человеческой истории, продемонстрировали свою устойчивость и в современных властных стратегиях. Как отмечал М. Вебер, система господства базируется на обоюдных отношениях: стремление господствовать опирается на (хотя бы) минимум готовности подчиняться. Среди прочего (экономические интересы, привычка и проч.) эта готовность подчиняться базируется на вере в легитимность господства. «Инсценирование» легитимности и ритуалы легитимизации – неотъемлемая часть политических процессов как в авторитарных (тоталитарных), так и в демократических обществах ХХ века.
«Театр власти» современной эпохи демонстрирует также и новые тенденции. Стремительно расширяются границы «публики». Отныне роли «зрителя», «актера» и режиссера» совмещает в себе не только элита: в грандиозные постановки на тему «господство – подчинение» втягивается все население. Медийная революция радикально изменяет формы и способы политической коммуникации, разнообразит инструменты и приемы манипулирования массами. «Принуждать или убеждать/побуждать? Заставлять или манипулировать? С развитием демократий современного типа, глобализацией и появлением «всемирной сети» вопрос о соотношении насилия и манипуляции вышел на новый уровень, тема разнообразия форм насилия, пределов и границ «свободы выбора», этических барьеров «символической коммуникации» вновь актуальна.
Семинар № 7
История эмоций.
Вопросы:
Эмоциональная сфера социальных процессов. Социальное регулирование и конструирование эмоций.
История эмоций – новая отрасль историографии. Новые термины: эмоциональный режим, эмотивы
Какие вопросы из сферы истории эмоций можно было бы поставить в вашей исследовательской работе? Приведите удачные примеры историографической практики в истории эмоций.
Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций. Сб. статей/Под ред. Я. Плампера, Ш. Шахадат, М. Эли. – М.: Новое литературное обозрение, 2010
Февр Л. История и психология //Бои за историю (сборник статей). - М.: Наука, 1990 Дополнительная:
Горбунова М.Ю., Фиглин Л.А. Эмоции как объект социологических исследований: библиографический анализ// Социологические исследования [Электронный ресурс] – Электрон. журн. – 2010. - №6. – с.13 – 22. – URL: https://89.249.21.76/text/33517114/
Зорин А. История эмоций. Публ. Лекция//Наука – информационно-политический интернет-канал «Полит.ру». – 2004, - URL: https://www.polit.ru/lectures/2004/06/18/zorin.html
Мацумото Д. Психология и культура [Электронный ресурс] / Мацумото Д. – Электрон. дан. – [М.]: Библиотека Якова Кротова. – URL: https://krotov.info/lib_sec/13_m/maz/umoto_6.htm
Понятие эмоции//Сборник статей по исследованиям психических явлений [Электронный ресурс] – URL: https://www.scorcher.ru/neuro/science/emotion/mem72.php
Бурдье
https://bourdieu.name/content/pole-nauki
https://bourdieu.name/content/rynok-simvolicheskoj-produkcii
Марина Магидович https://magazines.russ.ru/nlo/2003/60/magid.html
Постколониальные исследования:
https://www.nlobooks.ru/node/2081
https://gefter.ru/archive/6347
Модерность:
https://www.nlobooks.ru/node/7551
https://www.nlobooks.ru/node/7552