Методика «Исследования объема и точности моторной кратковременной памяти» модификация методики Евгения Валентиновича Заики, Марата Амировича Кузнецова




Методика «Заучивание 10 слов» Александра Романовича Лурия

 

Цель: Оценка состояния кратковременной памяти, утомляемости, активности внимания.

Проведение исследования: «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке. Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, – и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен».

Далее опыт повторяется без инструкций. Колличество прочтений 3 раза На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Тестовый материал: Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

При анализе фиксируются баллы по критерию:

Критерий – объём памяти:

От 5-ти и более слов – 3 балла;

От 3-х до 4-х слов – 2балла;

От 0 до 2-х слов – 1 балл.

По результатам проведения методики выявлялись следующие уровни:

Высокий уровень – 3 баллов

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень – 1 балла

 

Методика «Определение объема кратковременной зрительной памяти »

Цель: изучить уровень развития кратковременной зрительной памяти.

Проведение исследования: Ребенку поочередно предлагают каждый из двух рисунков (рисунок 3).

Стимульное изображение ломаных линий

 

После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку (Рисунок 4) с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка.

Трафаретные рамки для воспроизведения линий

 

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не ненамного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона). Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

При анализе фиксируется сумма линий, которые воспроизвел ребенок по памяти правильно.

От 12 и больше линий – 3 балла;

От 6 и до12 линий – 2 балла;

От 1 до 6 линий – 1 балл.

По результатам проведения методики выявлялись следующие уровни:

Высокий уровень – 3 баллов;

Средний уровень – 2балла;

Низкий уровень – 1 балл.

 

 

Методика «Исследования объема и точности моторной кратковременной памяти» модификация методики Евгения Валентиновича Заики, Марата Амировича Кузнецова

Цель: определись объем моторной кратковременной памяти

Материал: лист картона расчерченный на ячейки 8Х4 по 120х120мм (рисунок 5), набор кубиков (10 шт.), различающихся лишь по цвету, что важно для учета последовательности установки и снятия кубиков испытуемым.

Материал для проверки уровня моторной кратковременной памяти

 

Проведение исследования: Для удобства работы экспериментатора ячейки пронумерованы, однако испытуемому о нумерации ничего не известно. Испытуемый усаживается в удобной позе перед листом так, чтобы легко достать до любой из 32 ячеек, не изменяя сколько-нибудь существенно положение туловища. Доминирующая рука испытуемого находится на «стартовой площадке» – строго фиксированном диске, расположенном на краю стола возле груди испытуемого на уровне середины листа. Эксперимент осуществляется при полностью выключенном зрении (на глаза испытуемому надевается повязка). Экспериментатор берет руку испытуемого с кубиков в руке в свою руку и направляет ее к одной из ячеек (при этом совершается пассивное движение руки испытуемого). Далее испытуемый возвращает свою руку на «стартовую площадку» и следующим движение забирает кубик из ячейки (при этом испытуемый совершает рукой активное движение; именно оно является эталоном и подлежит усвоению. Затем испытуемый возвращает руку в исходное положение). Количество кубиков, которые испытуемый ставит, а затем снимает в той же последовательности, возрастает каждый раз на один. Увеличение количества кубиков (а значит и движений) продолжается до тех пор, пока испытуемый не допустит ошибку. Ошибкой считается забывание хотя бы одного движения из серии заданных или нарушение их последовательности. При совершении ошибки испытуемому предоставляется вторая попытка для запоминания такого же количества движений. Если и вторая попытка не удается, то эксперимент прекращается; если же она удается, то экспериментатор в следующем задании увеличивает, как обычно, на единицу количество задаваемых движений.

При анализе фиксируется сумма баллов по двум критериям:

1 критерий – точность воспроизведения:

Движение выполнено точно – 3 балла;

Задета перегородка, допущен один ошибочный заход в соседнюю ячейку – 2 балл;

Допущено два и более ошибочных захода в две соседние ячейки – 1 баллов.

2 критерий – объём памяти:

От 5 и больше предметов – 3 балла;

От 3, 4, и более – 2 балла;

От 0 до 2 предметов –1 балл

По результатам проведения методики выявлялись следующие уровни:

Высокий уровень развития – 6–5 балла;

Средний уровень развития – 4–3 баллов;

Низкий уровень развития – 2–1 баллов.

 

Цель и задачи формирующего этапа:

Цель:

Подобрать и апробировать комплекс игр и методик для развития кратковременной памяти у детей с задержкой психического развития.

Задачи:

· Подобрать серию дидактических игр, направленных на развитие кратковременной памяти у детей с задержкой психического развития;

· Провести серию дидактических игр направленных на развитие кратковременной памяти у детей с задержкой психического развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: