Бизнес в Швейцарии
Какой компанией обзавестись в стране, название которой стало синонимом богатства и респектабельности? Какие преимущества это дает российскому бизнесмену? Как открыть самый надежный банковский счет?
Регистрация швейцарской компании — эксклюзивный и достаточно недешевый продукт для крупного российского бизнеса. Как инструмент международного налогового планирования ее используют не для ведения рутинной торговой деятельности, а в имиджевых целях (престиж и респектабельность юрисдикции) либо в сложных оптимизационных схемах с привлечением компаний сразу из нескольких стран. Так, швейцарская компания может без налога у источника получать авторские или лицензионные выплаты (роялти) из страны, с которой заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (в том числе из России), затем переводить их, например, на английскую компанию, откуда деньги могут быть отправлены в компанию на Британских Виргинских островах. В силу наличия двухсторонних соглашений между соответствующими странами в результате применения такой схемы роялти аккумулируются в безналоговой зоне с минимальными потерями. В каждом случае регистрации швейцарской компании консультантами учитываются индивидуальные особенности схемы ведения международного бизнеса, которую хотел бы выстроить российский предприниматель. Поэтому швейцарская компания — это всегда индивидуальный заказ под конкретного клиента.
Если к нам обращается рядовой клиент с просьбой о регистрации компании для построения некой европейской холдинговой схемы, то скорее всего ему не будет предложена швейцарская юрисдикция. Среди холдинговых юрисдикций в Европе существует целый ряд более дешевых и простых в повседневном использовании (налоговый и законодательный режим, особенности подготовки отчетности и прочее) кандидатур стран.
|
В отличие, скажем, от Чехии сам по себе факт, что человек является акционером или директором швейцарской компании, не дает льгот по получению статуса резидента Швейцарии. Но если российский бизнесмен заинтересован иметь вид на жительство в Швейцарии, юристы выстраивают схему по его оформлению в том или ином кантоне, швейцарская компания в ряде случаев как составная часть может стать дополнительным козырем.
Чаще всего российские предприниматели используют в своей деятельности холдинговые, сервисные и торговые швейцарские компании. Определенный интерес вызывают также производственные компании.
Какие компании регистрировать?
Холдинговые компании. Прежде всего Швейцария привлекательна для российского бизнеса с точки зрения создания крупных холдинговых структур. Здесь действует трехуровневая система налогообложения: федеральные налоги; на уровне кантонов и местные. Причем на уровне кантонов система налогообложения сильно индивидуализирована. Холдинговые компании полностью или частично освобождаются от местных налогов на прибыль (за исключением кантонов Женевы и Ури, где в отличие от всех других с них взимают кантональный и муниципальный налоги на дивиденды в полном объеме). Дело в том, что вместо налога на прибыль холдинги платят некую фиксированную ставку, зависящую от размеров капитала компании, а на уровне кантонов — местные налоги, которые рассчитываются фиксированно (в год приблизительно получается около 300 долл.).
|
Специальные льготы для швейцарских холдинговых компаний основываются на следующих положениях.
• Холдинговая компания получает льготы в том случае, если она владеет пакетом акций, превышающим 2 млн. швейцарских франков. Федеральные налоги в этом случае сокращаются пропорционально удельному весу дивидендов в общем доходе компании. Холдинговые льготы подкрепляются на региональном уровне.
• Доходы от инвестиций во многих кантонах выводятся из налогооблагаемой базы.
Впрочем, в соглашениях Швейцарии об устранения двойного налогообложения для холдинговых компаний содержится ряд ограничений.
• Необходимо, чтобы определенная часть льготных доходов оставалась на территории Швейцарии.
• Не более 50 % должно уходить за пределы страны в форме затрат, платежей роялти и процентов.
• Не менее 25 % дохода должны выплачиваться в форме дивиденда.
• Собственный капитал компании не может быть меньше 8 % уровня ее задолженности.
Подавляющее большинство холдингов в Швейцарии — акционерные корпорации (Societi Anonyme, S.A.). Холдингами также могут быть компании с ограниченной ответственностью (Societi a responsabiliti limitie, Sari). Разумеется, льготный налоговый статус не предоставляется холдинговой компании автоматически только потому, что компания называется, например, АВС Holding. Вопрос о налоговых льготах решается швейцарскими налоговыми органами при наличии годовой отчетности. Для подтверждения своего статуса компания должна продемонстрировать швейцарским налоговикам свои бухгалтерские и финансовые документы, свидетельствующие о том, что она действует именно как холдинговая (то есть владеет пакетами акций других компаний, ее основной доход состоит из дивидендов, получаемых от дочерних структур, находящихся в других странах, либо от процентов по внутрифирменных кредитов). Только в этом случае она облагается налогом на доход по общей ставке всего 2–3 %.
|
У швейцарских холдингов нет ярко выраженной схемной привязки к компаниям из конкретных стран, как, скажем, «английский сандвич» (когда британская компания действует в связке с фирмой, зарегистрированной на Британских Виргинских островах) или «нидерландский бутерброд» (нидерландская фирма используется в паре с компанией, зарегистрированной в юрисдикции Нидерландские Антилы). При выборе контрагента все зависит от наличия между Швейцарией и этой страной договора об избежании двойного налогообложения и его особенностей. В настоящее время Швейцарией заключено более 50 таких договоров (для сравнения: у Великобритании подписаны договоры об избежании двойного налогообложения более чем с 130 странами мира). Практика показывает, что швейцарские холдинги чаще всего задействованы в схемах с участием немецких, датских, австрийских и французских компаний (во Франции один из самых высоких в Европе корпоративных налогов и очень строгий налоговый контроль). Нередко швейцарский холдинг работает в связке с нидерландскими финансовыми компаниями для прогона денег и схем оптимизации внутрифирменного кредитования.
Стоит отметить, что выбор холдинговой юрисдикции индивидуален в каждом конкретном случае. Только профессионалы могут сориентироваться в тонкостях законодательств европейских стран и подсказать наиболее эффективный вариант.
Российские предприниматели владели несколькими французскими и ирландскими компаниями, торгующими недвижимостью. Им понадобилось объединить свой бизнес в некую корпоративную структуру с холдингом во главе. Использование швейцарской юрисдикции в данном случае было бы экономически неэффективно. Выбор датской компании также невыгоден: датские холдинги пользуются налоговыми льготами только в том случае, если их дочерние компании не являются финансовыми. По датскому законодательству финансовая компания занимается всем, что не связано с производством и торговлей. То есть дочерняя компания, торгующая недвижимостью, в данном случае является именно финансовой компанией. В итоге для создания холдинга была использована юрисдикция Великобритании, которая, как ни странно, прямых налоговых льгот для холдинговых компаний не предоставляет.
Регистрация швейцарской холдинговой компании обойдется от 4 до 7 тыс. долл. В составе Совета директоров необходимо иметь резидентов Швейцарии, что будет стоить значительно дороже, чем содержание номинального директора в других европейских холдинговых юрисдикциях. Наличие офиса компании как такового необязательно, достаточно юридического адреса компании: функции представления компании в стране выполняет швейцарский директор.
Поддержание холдинговой компании обойдется никак не меньше, чем регистрация (до 8 тыс. долл.) Это связано с высоким уровнем стоимости услуг швейцарских юристов, без которых невозможно нормальное функционирование компании; с дорогостоящей процедурой подготовки и сдачи налоговой отчетности и прохождения ежегодного аудита. Впрочем, превышение стоимости содержания над стоимостью регистрации компании характерно для всех центральноевропейских юрисдикций, которые так или иначе относятся к льготному налогообложению (Швейцария, Австрия, Лихтенштейн, Люксембург).
Сервисные компании. Другой распространенной среди российских предпринимателей формой регистрации швейцарских компаний является сервисная компания. Она не занимается производством продукции или торговыми операциями, а оказывает различные услуги (консалтинг, финансовые и маркетинговые услуги, управляющие компании, компании по найму персонала и т. п.). Несколько швейцарских кантонов предоставляют сервисным компаниям определенные налоговые льготы (в частности, налог на доход составляет 7–9 %, что, безусловно, привлекательно по сравнению с общеевропейским уровнем корпоративных налогов). Сервисные фирмы часто используются для регистрации штаб-квартир, зарубежных офисов международных компаний и обслуживают операции материнской фирмы.
Производственные компании. В некоторых кантонах различные льготы предоставляются производственным компаниям, которые организуют на территории кантонов производство и создают определенное количество рабочих мест для швейцарских граждан. Они регистрируются российскими предпринимателями, которые намерены заняться в Швейцарии серьезным бизнесом. Преимущество регистрации швейцарской производственной компании — ее продукция будет соответствовать всем европейским стандартам качества и нести клеймо Made in Swiss. То есть такую компанию стоит выбрать для производства брендов. Например, если подобная компания собирает часы под маркой, скажем, Flight из российских комплектующих деталей часов «Полет», то ее продукция будет продаваться в России уже под маркой Made in Swiss. Такая схема может показаться на первый взгляд глупостью, однако положительный опыт российских учредителей компании TJ Collection, организовавшей производство обуви в Англии и создавшей там бренд, свидетельствует об обратном. Начав свою деятельность в Великобритании более 15 лет назад, компания на сегодняшний день открыла филиалы и представительства во многих странах Европы, Азии и Америки.
Торговые компании. Хотя торговые швейцарские компании не имеют столь ярко выраженных преимуществ, как холдинговые, в целом ряде случаев их регистрация позволяет российскому бизнесмену работать на налоговой ставке 11–12 %. Все будет зависеть от ставки кантональных налогов. Федеральная часть стабильная (около 9 %), а вот ставки кантональных налогов могут колебаться от 2 до 20 %. Поэтому в каждом конкретном случае надо подбирать кантон, законодательство которого обеспечит минимальную налоговую нагрузку. Регистрация торговой компании может быть обусловлена либо реально проводимой на территории Швейцарии торгово-закупочной деятельностью, либо требованиями европейских деловых партнеров (чаще всего из Германии, Австрии, Франции, реже Италии). В сегодняшней практике нередки случаи, когда, например, немецкие партнеры требуют, чтобы российский бизнесмен зарегистрировал торговую компанию в Швейцарии, открыл счет в швейцарском банке, и уже с этой компанией европейские контрагенты будут вести все коммерческие сделки.
Как открыть счёт в швейцарском банке