План
Введение
1.Знакомство с Индией
1. Географическое положение и ландшафт
2. Климат и сезоны туризма
3. Флора и фауна
4. Население
5. Язык и письменность
6. Политика и управление
7. Экономика
8. Новейшие тенденции
2.Религии
1. Индуизм
2. Анимизм
3. Буддизм
4. Джайнизм
5. Ислам
6. Сикхизм
3.Культура
1. Литература и изобразительные искусства
2. Музыка
3. Классика танца
4.Традиции и обычаи Индии
Заключение
Введение
Индия - единственный субконтинент мира. От его соединения с материком 60 миллионов лет назад родились Гималаи. Все мы с детства слышали об удивительной и необыкновенной Индии. Она предстаёт перед внутренним взором как сказочная страна, где махараджи в красочных одеждах разъезжают на разукрашенных слонах, в величественных храмах стоят изображения многочисленных многоруких, прекрасных и устрашающих божеств, обезьяны прыгают по развалинам древних городов, в которых обитают странствующие философы, йоги и Учителя Мудрости, уходящей корнями в глубокую древность. Такого разнообразия природы, культуры, обычаев и даже просто внешнего вида людей не встретишь ни в одной другой стране. Она является одной из самых привлекательных для путешественника стран.
Древнеиндийская культура неизменно вызывает чувство интеллектуального и эстетического наслаждения у каждого, кто с ней, так или иначе соприкасается. Её волшебство и загадочность в том, что каким-то чудесным образом она оказывается понятной и близкой всем исследователям, поэтам и художникам, а так же людям, которые иногда случайно приобщаются к ней.
Культура Индии кажется совершенно безмятежной и умиротворённой, ведь индийцы никогда не смотрели на жизнь как на поле битвы за богатство и власть. Издавна они вели оседлый образ жизни, щедрая природа обеспечила им необходимые условия для самобытного развития. С одной стороны - Гималайские горы, огромной протяженности и высоты, с других сторон - моря. Все это способствовало тому, что Индия долгое время была защищена от иноземных вторжений. Когда нет необходимости тратить много сил на борьбу за существование, люди могут позволить себе жизнь более возвышенную, чем суетливое накопительство.
|
Тема нашего реферата - «Индийская культура», так как нам очень интересны традиции и обычаи этой страны. Мы считаем, что для того, чтобы понять эту культуру, необходимо рассмотреть Индию, как страну в целом: где она находится, о её городах, населении, языках, религиях, о традициях и достижениях в науке и искусстве.
Знакомство с Индией
Географическое положение и ландшафт
Республика Индия, на языке хинди - Бхарат, протянулась на 3214 км с севера на юг иболее чем на 2700 км (в самом широком месте) с запада на восток. Соседи Индии: на северо-западе - Пакистан, на севере - Афганистан, Китай и Непал, на северо-востоке — Бутан, на востоке — Бангладеш и Мьянма (Бирма). Аравийское море на юго-западе и Бенгальский залив на юго-востоке образуют естественную границу. Субконтинент характеризуют четыре основных типа ландшафта. Горные хребты Гималаев отгораживаютиндийские земли с северной стороны. Самая высокая гора Индии, Канченджанга (8598м), находится на аннексированной в 1975 г. территории штата Сикким.
В долинах бассейнов Инда, Джамны, Ганга и Брахмапутры с незапамятныхвремен селились люди; эти территории издревле были самыми населенными в Южной Азии. А на северо-западераскинулась пустыня Тар, частьстопного пояса Земли.Однако большую часть территориизанимает плато Дэкан. Древнейшийс точки зрения геологии массив имеетфирму треугольника, сужающегося кюгу, и обрамлен хребтами Западных иВосточных Гатов, параллельно идущими к побережьям.К югу плато повышается; основные возвышенности на юге - массив Нилгири (2674 м) и Кардамоновы горы (2424 м), протянувшиеся до южной оконечности субконтинента — мыса Комарин (Канниякумари).
|
Климат и сезоны туризма
Тропик Рака, проходя через Индию, делит ее на две зоны: северную умеренную и южную субтропическую. Однако еще более значительное влияние на климат оказывают муссоны (араб.: ветер). Эти ветры, приносящие дожди, определяют судьбы миллионов людей. Период дождей (или период муссонов) начинается в первой половине июня, достигает высшей точки в июле-августе, когда столь часты затяжные ливни, и ослабевает, начиная с середины сентября, причем в направлении с севера на юг. Влажные воздушные массы юго-западного муссона не достигают пространных областей Юго-Восточной Индии, а также высокогорной пустыни Ладакха, лежащей, но ту сторону Гималаев.
В з имниемесяцы, с середины октября до марта, на севере дождей не бывает, и погода стоит ясная, солнечная, а ночи (особенно в декабре и январе) прохладны. Зимний (юго-восточный муссон) с октября до декабря периодически приносит осадки. Дни остаются теплыми, как это бывает в субтропиках, а ночью в декабре-январе температура существенно понижается, особенно на высоких участках Западных Гатов и плато Декан. И совершенно непредсказуемы циклоны в районе Бенгальского залива; в октябре-январе (и в первую очередь на юго-востоке) они часто приносят обильные осадки.
|
Наиболее высокая (более 40 °С) температура бывает в летние месяцы на континентальном севере. В апреле температура начинает повышаться, а в июне, т.е. перед приходом муссона, достигает высшей отметки. В прибрежных районах и на юге в течение всего года влажно, стоит тропическая жара.
Идеальный сезон для туризма (это касается почти всех областей Индии) - период между октябрем и мартом. В Ладакхе лучше всего побывать с июля до середины сентября. Наиболее благоприятный период на юге Индии - январь-апрель.
Флора и фауна
Хищническая вырубка лесов на протяжении столетий привела к тому, что лесной покров Индии существенно сократился. Леса занимают лишь немногим более 20% территории, а эрозия почвы в горных районах севера, несмотря на осуществляемый план лесонасаждений, приняла угрожающие масштабы. Растительность Передних Гималаев состоит в основном из хвойных и смешанных лесов. Ель,сосна, кедр, дуб и рододендрон произрастают до границы лесов на высоте почти 4000 м. Муссонные влажные леса, сбрасывающие листву (в том числе тик, роза, сандал), покрывают склоны Западных Гатов и образуют джунгли на плато Декан.
На территории всей страны широко распространены индийские виды фикусов: баньян (Ficus indica), бодхи
(Ficus religiosa), бенгальский фикус (Ficus bengalensis) с его тонкими воздушными корнями, а также самые разные виды тамариска и манго.
Чем дальше на юг, тем богаче становится субтропическая флора; поразительно разнообразна и пышна она в штате Керала, на родине ароматических пряностей — перца, кардамона, имбиря. Густые кокосовые рощи окаймляют песчаные пляжи Западного побережья, казуариновые леса - дюны у Восточного побережья. Чайные плантации занимают большие площади Ассама, Дарджилинга и Нилгири.
На территории Индии насчитывается более 200 национальных парков и заповедников. С начала 1970-х гг. ведется активная борьба за сохранение редких видов животных. В колониальный период поголовье крупной дичи резко сократилось, теперь принимаются строжайшие меры по охране животных, и в целом ситуация значительно улучшилась. Так, явно возросло число бенгальских (или королевских) тигров, слонов и гауров (диких быков), леопардов и азиатских львов (им удалось сохранить свое жизненное пространство в лесах штата Гуджарат), а также панцирных носорогов в Ассаме, которым грозило вымирание. Однако по-прежнему существует угроза исчезновения гималайского снежного леопарда.
На континенте обитают газели, антилопы, олени различных видов, обезьяны и змеи (в том числе кобра, питон, гадюка), дромадеры (одногорбые верблюды), дикие ослы. Птичий мир такжеисключительно богат (орлы, зимородки, ибисы, аисты, птицы-носороги и т.д.).
Население
Индияпринадлежит к числу древнейших очагов культуры на планете. Ее жителями были, видимо, племена протоавстралоидного, протомонголоидного и, наконец, средиземноморского типа (протодравиды). В середине II тысячелетия до н.э. начался длительный процесс миграции в Индию индоарийских племен, так называемых, а рис и. Все эти народы вступали между собой в разнообразные контакты, мирные и военные, происходили смешение крови и синтез культур. В результате население современной Индии относится к различным расовым типам и языковым группам.
Юг Индиинаселен в основном народами, говорящими на дравидских языках: тамилы — основное население штата Тамилнад, телугу - штата Андхра-Прадеш, канждига - штата Карнатака, малаяли - штата Керала. На севере, западе, в центральной части Индии и частично на востоке преобладают народы, говорящие на индоарийских языках: так называемые «хиндустапцы» (в основном население штатов Уттар-Прадеш, Мадхья-Ирадеш, Бихар, Хариана, Химачал-Прадеш), раджастхаицы, пенджабцы, гуджаратцы, бенгальцы, ория, маратхи, кашмирцы, ассамцы. На северо-востоке проживают народы, языки которых относятся к тибето-бирманской и монкхме рекой группам: нага, кхаси, мейтеи, куки и др.
Помимо крупных этносов в различных регионах Индии проживают так
называемые «малые народы» (некоторые из них насчитывают, но несколько миллионов человек), которые в Индии обычно называются «адиеа-си» (первопоселенцы). Это прямые потомки древнейших жителей Индостана, некоторые из них сохраняют племенную организацию и почти первобытный образ жизни. Они относятся к различным расовым типам и говорят на языках разных групп. В ряде штатов на северо-востоке «малые народы» составляют основное население.
По религиозному составу население Индии столь же многообразно. Абсолютное большинство (83%) - индусы (то есть исповедующие индуизм), за ними следуют мусульмане (ок. 13%), сикхи, джайны, зороастрийцы-парсы, буддисты, христиане, относящиесяк различным церквам, последователи племенных культов.
Язык и письменность
Санскрит принадлежит к древнейшим письменным языкам мира; ужев X в. до н.э. на санскрите создавались
научные и религиозные тексты. Языки Северной Индии, как и санскрит, используют слоговую систему (деванагари). Дравидские языки и письменность не родственны североиндийским и имеютсобственный шрифт.
25 января 1965 г. североиндийский хинди был объявлен государственным языком Индии. Более чем для 30% индийцев этот язык родной. Английский используется в общественной жизни, торговле и т.п.
На юге, где говорят на дравидских языках, предпочитают именно эти языки и английский, а не хинди.
Ведущие ежедневные газеты и журналы выходят на английском языке, однако в текстах то и дело попадаются слова на хинди — например, «lakh» (100 000) или «bandh» (забастовка).
Из 1652 языков и диалектов Конституция признает 18 важнейших: это здтди, бенгали, гуджарати, урду, ория, пенджаби, кашмири, конкани,
мапипури, маратхи,непали, радж-дастхани, бихари, ассами (североиндийские), а также тамильский, телугу, каншда, малаялам (южноиндийские).
Средний житель Индии обычно владеет помимо родного языка также хинди и английским. В государственных школах обучение ведется на
хинди или родном языке, в частных — на английском.
Санскрит изучают в специальных колледжах и религиозных учебных заведениях.
Политика и управление
Независимость Индии и Пакистана была провозглашена в полночь 15 августа 1947 г.: в эту минуту пришел конец почти 300-летнему колониальному владычеству британцев. С 1950 г. в Республике Индии (Бхарат) действует парламентская система управления по британскому образцу (с Верхней и Нижней палатами). Во главе правительства стоит премьер-министр, во главе государства - президент.
В настоящее время страна разделяется на 28 союзных штатов, имеющих собственный парламент, и 7 союзных территорий, подчиненных центральному правительству в Нью-Дели.
В последние годы укрепляются регио-налистские и националистические тенденции. Это привело не только к «индизации» названий городов (Бомбей — Мумбаи. Мадрас — Ченнаи, Варанаси — Каши, Калькутта — Колката),но и к идее дальнейшего дробления союзных штатов, хотя в прошлом они были созданы главным образом на основании языковой принадлежности. Так, но настоянию некоторых региональных политиков крупные штаты - такие, как Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеши Бихар — были разделены на более мелкие по этническому принципу.
Экономика
Индия входит в число 20 крупнейших индустриальных держав мира, составляет часть стремительно развивающегося Азиатского экономического региона, Но при этом более 67% ее населения занято в сельском хозяйстве. Важнейшие культуры — рис, пшеница, овес,
кукуруза и ячмень, Среди основных сельскохозяйственных продуктов – сахарный тростник, хлопок, джут и земляные орехи. Индия занимает первое место в мире по производству чая и четвертое по производству хлопка. Существенное значение для экспорта имеют также перец, кардамон, орехи кешью, в то время как перец-Чили, имбирь, каучук, кофе и табак важны только для внутреннего рынка. Разведение крупного рогатого скота играет второстепенную роль, хотя он составляет в Индии пятую часть мирового поголовья. По религиозным соображениям коровы почти не идут на убой для заготовки мяса, а потому примерно половина их не может учитываться в народном хозяйстве. Зато они полностью удовлетворяют достаточно высокие потребности местного населения в молоке.
Новейшие тенденции
С 1991 г., когда в экономической политике
страны произошли существенные сдвиги, Индия встала на новый путь развития, взяв за образец рыночную экономикузападного типа. Как область для инвестиций международного капитала Индия выигрывает не в последнюю очередь за счет низкой оплаты труда и огромных ресурсов квалифицированной рабочей силы. Средний класс, разросшийся до250 млн. человек, обеспечивает постоянное увеличение потребительского спроса, что касается в первую очередь товаров широкого потребления.
Государственные предприятия во многом неэффективны и даже убыточны, что существенно обременяет бюджет, поэтому в последнее время прилагаются усилия по частичной приватизации - банков, авиакомпаний и т.п. Однако оборонная промышленность, авиастроение, атомная энергетика, горнодобывающая и металлообрабатывающая промышленность, производство электроэнергии полностью находятся в руках государства.
С точки зрения мировой экономики значительна роль Индии в компьютерной сфере, в первую очередь - в программировании в сотрудничестве с крупными международными фирмами. Среди продукции, идущей на экспорт, первостепенное значение имеют текстиль и кожа; автомобильная промышленность целиком ориентирована на внутренний рынок. Основные трудности для развития промышленного производства представляют малоразвитая система транспорта, плохие дороги, недостаток энергоснабжения и косность управленческого аппарата.
Религии
Индуизм
83% населения Индии исповедуют индуизм. Эта религия возникла из слияния анимистических представлений, древней культуры дравидов и верований до арийских народов.
Индус верит в странствия души (сан-сара), перевоплощающейся после смерти в разные живые существа до тех пор, пока не обретет конечного освобождения. Сумма поступков, совершенных при жизнипо закону кармы, оценивается не в ином мире,где есть Рай или Ад, а в следующей жизни.
Событиями управляет вечный закон (дхарма), неизменный и необходимый для поддержания космического миропорядка.
Согласно традиционным представлениям, спасения можно достичь благочестием, прилежанием в молитве и паломничеством, а с религиозно-философской точки зрения - только путем освобождения атмста (человеческой души, в которойпроявляется божественная сущность) и слияния его с брахманом (мировой душой). Чтобы прийти к праединству универсума (макрокосм) и человека (микрокосм), необходимо приобретение духовного опыта через йогу и медитацию. Поскольку в индуизме не существует организованной церкви и обучения, отношения между гуру (учителем) и шишья (учеником) особенно важны.Отличить друг от друга богов, в
несметном числе украшающих фасады храмов и святилищ, исключительно
трудно. Приметами каждого бога являются его атрибуты и сопровождающие животные.
Во главе пантеона стоят Шива, Вишну и Брахма.
Приверженцы Шивы видят в нем создателя, хранителя и разрушителя мира. Шива предстает в различных воплощениях - от милостивого властелина Вселенной (Джагешвара или Вишва- натха), великого йога (Йогешвара), исполнителя космического танца (На-тараджа) до вызывающего ужас разрушителя (Бхайрава). Как божественная созидательная сила он воплощается в фаллическом символе лингама. Атрибуты Шивы — трезубец, барабан в форме песочных часов, боевой топор или лук, стрела, силок, антилопа, кобра, ожерелье из человеческих черепов, третий глаз во лбу, а его постоянный спутник — бык Нанди. Соответственно различным воплощениям Шивы его женская энергия тоже обретает разные ипостаси: любящая супруга (Парвати),
гонительница де-монов (Дурга), кровавая разрушительница (Кали); атрибутами богинь являются трезубеци песочные часы, а Дурга передвигается верхом на льве.
Приверженцы Вишну видят в своем боге хранителя всего сущего, но ни коем случае не разрушителя. Вишну может воплощаться на земле и, согласно индусской мифологии, снова и снова спасать мир. Известны девять его воплощений: как избавитель он принимал облик рыбы (Матсья) и кабана (Вараха), появлялся в виде черепахи (Курма) и человекольва (На-
расимха), а также карлика-великана (Вамана), но наиболее почитаем он как Рама или Кришна. Как Парашурама он с топором борется с несправедливостью, как Будда несет свет нового учения в мир страданий. Вишну в его деяниях сопровождает вещая птица Гаруда, а его супругу Лакшми почитают как богиню счастья. Атрибуты обоих - булава, диск, раковина и цветок лотоса.
Брахме, высшему божеству и творцу мира, посвятили не так много храмов. Согласно представлениям последователей Шивы и Вишну. Брахма сотворил мир не самостоятельно, а под руководством двух других богов. Атрибуты Брахмы - жертвенная ложка, жезл, сосуд с водой из Ганга и четыре священные книги - Беды, а постоянный спутник — гусь. Супругу Брахмы зовут Сарасвати. Считается, что она создала древнеиндийский язык санскрит и сотворила священные книги (Веды). Она покровительствует наукам и искусствам, следовательно, школьникам и студентам лучше обращаться именно к ней. Атрибуты Сарасвати - вина (струнный инструмент), жертвенный сосуд и Веды, а ее спутник — павлин.
К самым почитаемым богам принадлежит также и слоновоголовый Гане-ша, сын Шивы и Парвати. Есть множество легенд появления у него слоновьей головы. По одной из них, на празднество в честь рождения Гане-ши забыли пригласить бога Шани и тот из мести испепелил взглядом голову младенца. Брахма посоветовал Парвати приставить ему голову первого же существа, которое ей встретится. Им оказался слон. Ганеша, бог мудрости и устранитель препятствий, помогает преодолеть все неприятности в жизни и с особым вниманием относится к путешествующим.
Анимизм
Обожествление природы и природных явлений было свойственно людям в далекой древности. Но и теперь в индусском пантеоне прочное место занимают Сурья (бог солнца), Чандра (бог луны), Индра (бог дождя). Вайю (бог ветра), Кама (бог любви) и Агни (бог огня). С другой стороны, в сравнении с Шивой, Вишну, Брахмой они играют второстепенные роли. И все же почитание природы, имеющее истоком первобытный анимизм, в Индии очень распространено.
Буддизм
Буддизм возник на территории Индостана в VI в. до н.э. и в дальнейшем широко распространился в странах Азии. Возникновение буддизма связывается с именем индийского принца — Сиддхартхой Гаутамой (563— 483 гг. до н.э.). Согласно преданию, принц жил в роскоши, не ведая забот, но, познав, что на свете существуют болезни, старость и смерть, решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья.
После 6 лет аскетической практики он убедился, что путь истязания не приведет к Истине. Тогда, восстановив силы, он нашел уединенное местечко на берегу реки под деревом Бодхи и погрузился в созерцание. Перед внутреннимвзором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых существ и, наконец, открылась Истина. С этого момента он стал Буддой, т.е. Пробужденным, и в течение 45 лет помогал другим людям также открыть в себе Будду. Знаменитая бе-наресская проповедь считается фундаментальным документом буддийского учения. В этой первой проповеди Будда поведал своим ученикам о Четырех Благородных Истинах: жизнь — это страдание; у страдания есть причина, страдание конечно и существует путь к прекра-
щению страдания. Этому пути и учил Будда, подбирая для каждого ученика только ему подходящий метод.
Наиболее известные течения в буддизме: «Хинаяна» («Малая колесница»), «Махаяна» («Большая колесница») и «Ваджраяна»(«Алмазнаяколесница»)-
В целом о буддийском учении можно сказать, что в нем нет места приказам и запретам, Нет места и комплексу вины. Это скорее одобрение хороших поступков и воздержание от недостойных действий, обмана, насилия и опьянения ума.
Джайнизм
В VIв. до н.э. современник Будды по имени Махавира («великий герой») провозгласил основы учения о спасении души, основанного
на отказе от мира. Он утверждал, что, только преодолев все земные искушения, человек может освободиться от «круговорота бытия», т.е. реинкарнаций, стать победителем (джипа) самого себя и уйти в нирвану. Джайнизм призывал к ненасилию (ахимса), что и стало основным принципом этого вероучения, признающего равную ценность жизни всех живых существ.
Образцом для подражания служат24 тиртхаикара (учителя джайнизма, почитающиеся как высшие божества): Махавира, последний из них, -историческое лицо. Уже 2000 лет существуют два ордена джайнов: ди-гамбары («одетые в воздух», или «одетые в небо») и шветамбары («одетые в
белое»); впрочем, их религиозные принципы различаются мало.
Ислам
«Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его» — так звучит мусульманский «символ веры», Ислам-учение о божественном откровении, восходящее
к последнему пророку - Мухаммеду. Главные принципы мусульманской религии в Коране, состоящем из 114 глав (сур).
Коран содержит проповеди, обрядовые и юридические установления, заклинания, молитвы, назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом. Самые ранние сохранившиеся списки датируются рубежом VII—VIII вв.
В 610 г. н.э. Мухаммеду, достигшему 40-летнего возраста, явился Архангел Джебраил. Последующие откровения снизошли на него через 20 лет. Слово «ислам» означает «покорность Аллаху». Пять «столпов ислама» составляют: исповедание единого Бога и пророческой миссии Мухаммеда, ежедневная пятикратная молитва, пост в месяц рамадан, добровольная милостыня и паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни. Коран является также источником многих философских и мистических учений. В Индии широко распространена мистическая версия ислама - суфизм
Сикхизм
Религия сикхов возникла в XVI в. В 1469 г. в Талванди близ Лахора (Пакистан) родился будущий основатель религии - гуру Нанак. Его учение представляет собой смесь индуизма и ислама. Монотеизм, отрицание идолопоклонства и каст, имеет корни в исламе; вера в странствия души и реинкарнацию, а также в духовную очистительную силу воды - в индуизме. Необходимость в учителе (гуру) также связана с древнеиндийскими верованиями.
Слово «сикх» употреблялось по отношению к ученикам гуру Нанака, первого из десяти учителей. Основы его вероучения изложены в «Грантх Сахиб», священной книге сикхов; эта книга во всех сикхских храмах (гу-рудвара) является основным объектом поклонения.
Последний гуру Гобинд Сингх (1666 -1708) преобразовал братство сикхов в организацию военного толка — кхалса (чистые). С этой поры сикхи должны были отличаться от иноверцев наличием у каждого пяти предметов, название которых начинается с буквы «к»: кирпан (кинжал), ката (деревянный гребень), кара (железный браслет), качха (короткие подштанники) и кеш (несостригаемые волосы на голове и несбриваемая борода). Стричь волосы им вообще запрещено, мужчины убирают их под тюрбаны. Курение и употребление алкоголя осуждаются. О принадлежности к сикхам свидетельствуют следующие за личным именем приставки: «Сингх» (лев) - у мужчин и «Каур» (львица) - у женщин. Все люди признаются равными. Женщина в сикхизме пользуется большим уважением и свободой по сравнению с другими индийскими религиями.
Культура
Литература и изобразительные искусства
В своё время уже говорилось о древнейших литературных памятниках Индии--Ведах, эпосе и т. д. Но письменная литература начинает появляться, вероятно, только во второй половине I тысячелетия до н. э. Своего расцвета санскритская литература достигла в период Гупт. В это время (а может быть, и несколько ранее) были записаны на санскрите в окончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна», записываются древнейшие из трактатов (шастр) по различным отраслям знания, в том числе уже упоминавшиеся ранее «Манавадхармашастра» и «Артхашастра».
Появляются сборники народных рассказов, басен и сказок, в которых нашла своё отражение накопленная веками народная мудрость. Наиболее известными из них являются «Панчатантра» («Пять книг») и «Хитопадеша» («Полезное наставление»). Во многих из этих басен и сказок действующими лицами являются животные, в которых легко узнать людей различного общественного положения. Написаны эти рассказы, басни и сказки прозой, содержащиеся же в них поучения -- обычно стихами. В некоторых из них сохранилась сатира на царей, вельмож и брахманов, изображаемых несправедливыми, жадными и лицемерными. Эти сборники уже в период раннего средневековья были известны далеко за пределами Индии и переводились на другие языки.
В древней Индии независимо от других стран возникла высокоразвитая драматургия. Индийская драма развилась из древнейшего вида театрального представления -- пантомимы, которая сопровождалась рассказом специального сказителя, объяснявшего то, что показывалось зрителям. Позже текст стали произносить сами актёры. Древнейшие из дошедших до нас драм Бхасы и Ашвагхоши (последний был также и крупнейшим поэтом) относятся к первым векам нашей эры, но несомненно, что у этих авторов были предшественники.
Самым выдающимся из индийских писателей древности был Калидаса (V в. н. э.), прославившийся и как лирический поэт, и как создатель эпических поэм, неособенно как драматург. До нас дошли три его драмы, наиболее совершенной из которых является «Шакунтала». Драмы Калидасы, написанные для придворного театра я рассчитанные на знатоков и ценителей искусства, тем не менее сохраняли тесную связь с народным творчеством и отличаются относительной простотой и естественностью, стремлением к раскрытию внутреннего мира героев. Драмы не скованы ни обязательным количеством актов, ни требованием единства времени, места и действия; в них имеются элементы трагического и комического, герои говорят прозой и стихами, вводятся танцы и пение; имеются персонажи самые различные -- от небожителей до низших слоев общества. Характерной особенностью является то, что боги, цари и знать говорили в драмах на санскрите, другие мужские персонажи и женщины -- на различных пракритах. Большого совершенства достигла поэзия; в древней Индии даже многие шастры полностью или частично писались стихами. Образцом лирической поэзии является поэма Калидасы «Мегхадута» («Облако-вестник»).
Наряду с санскритской литературой существовала литература и на других языках. Буддийская литература на языке пали огромна по объёму и по значению и включает в себя различные религиозно-философские трактаты, жизнеописания Будды, канонические сочинения. Особенно интересны джатаки -- многочисленные рассказы о событиях, случившихся с Буддой во времена его земных воплощений, предшествующих возрождению его в виде царевича Сиддхартхи. Во многих случаях эти рассказы являются фольклорным материалом. Сборники джатак древнее «Панчатантры» и «Хитопадеши», с которыми имеют много общего. Они оказали, в частности, немалое влияние на арабский фольклор, что видно на примере сказок «Тысяча и одна ночь».
Наряду с санскритской и палийской литературой в первые века нашей эры появляется литература на дравидских языках. Древнейшим её памятником является «Курал»--сборник нравоучительных изречений на тамильском языке; составление его приписывается Тируваллувару -- ткачу, принадлежавшему к одной из низших каст.
Количество дошедших до нас литературных памятников (только незначительная часть того, что существовало в действительности), разнообразие жанров, высокий уровень художественного мастерства-- всё это позволяет утверждать, что индийская литература этого периода не уступала самым развитым литературам других народов.
Во многих областях изобразительного искусства древние индийцы достигли значительного совершенства. Были высоко развиты ваяние, художественные ремёсла (производство ювелирных изделий, резьба по камню, кости, дереву и т. д.). Высокохудожественные образцы древнеиндийской фресковой живописи сохранились в пещерных храмах -- например в храме Аджанты (штат Хайдерабад), состоящем из пещер, которые высекались в скале между II в. до н. э. и VII в. н. э.
Музыка
Музыка в Индии изначально понималась как божественное проявление. Через неё открывался путь к единению с божественным началом. В древних трактатах филосовско-мистическое толкование самой природы музыкальных звуков подразумевало слияние явлений физического и духовного порядка. Транцендентальное значение ритма отразилось в обозначающем его слове тала, поскольку его значение интерпретируется следующим образом: первый слог - та - исходит от тандава (неистовый космический танец Шивы), а второй - ла - от ласья (его женская противоположность - пленительный танец богини Парвати). Музыкальному звуку как божественному дару предписывалась способность сильного воздействия как возвышающего характера, так и разрушительного. Так проявлялась постоянная живая взаимосвязь между природой, музыкой, человеком на самых разных уровнях. Например, соответствие семи цветов радуги семитоновому звукоряду (с присущей обоим богатой палитрой красочно-звуковых переходных оттенков) выражается в чувственном восприятии человеком цветовой гаммы звуков и звуковой окраски цвета. Далее - соответствие времён года, внутрисуточной цикличности определённым звукам, интонациям и эмоциональным состояниям человека. Так, например, особая обострённость чувств ощутима в переходные часы суток (ото дня к ночи, от ночи в день), и это сумеречное время (сандхи), отмеченное слиянием фаз сознательного и подсознательного восприятия, отводилось для медитации и молитв (сандхья-вандана). Основу ведической музыки состовляла саманга. По сути своей, саманга представляла собой песнопение, развившееся из священных стихов Ригведы, преобразовавшихся в музыкально-поэтические гимны (саманы), составившие Самаведу. Выросшая на основе гимнов Самаведы, стотра, в процессе своего развития выйдя за пределы ритуальности, обрела самостоятельную форму. Постепенно усложнялась её композиционная структура и мелодический язык (вплоть до употребления сформировавшейся позже раги), но при этом, по-прежнему, сохранялся издревле присущий ей стиль и характер строгого песнопения гимнов. Стотра была основным жанром почти до XV века н.э., пока не начала оттесняться на второй план другими, более сложными жанрами. Однако, это совсем не означало её полного исчезновения. Просто со временем, утратив былую популярность, но оставаясь всё же нужной и певцам, и слушателям, она стала реже звучать в концертном исполнении. Таким образом, о стотре можно сказать, что она явилась той "живой нитью", которая протянулась от Самаведы - главного музыкального материала ведическо эпохи к рагсангит, ныне процветающей индийской музыке.
Классика танца
Из всех стилей индийского классического танца Бхарата-натьям считается самым древним. Его отличают динамичность, четкость движений, сложная ритмика и статичность поз. Этот танец зародился в индусских храмах дравидийского юга Индии.
Согласно легенде, его первым исполнителем был сам Шива, который обучил ему свою супругу Парвати. Впоследствии Парвати передала это искусство людям. Исполнительницами Бхарата-натьям были храмовые танцовщицы девадаси. Постепенно танец вышел за пределы храма и стал средством увеселения состоятельных людей. В своем первозданном виде он сохранился только в отдаленных районах Тамилнада. Секреты танца передавались из поколения в поколение, и, когда в конце XIX века в Индии началось движение за возрождение собственных культурных традиций, именно девадаси помогли восстановить Бхарата-натьям. Благодаря их усилиям знаменитый танец, запечатленный в храмовых барельефах и скульптурах, наконец, ожил, и сейчас его можно увидеть таким, каким он был три с половиной тысячи лет назад.
В отличие от таких стилей, как Катхак или Одисси, Бхарата-натьям почти не изменился за всю свою историю. Не случайно его название иногда переводят как индийский танец". Считается, что слово "бхарата" состоит из речевых слогов следующих слов: "бхава" (чувство), "рага" (мелодия) и "тала" (ритм). Существует и другая версия, по которой свое название Бхарата-натьям получил в честь легендарного мудреца Бхараты, автора "Натьяшастры", написанной приблизительно во II веке н. э. Этот труд вместе с другим древним текстом "Абхиная Дарпана", датируемым 1000 годом н. э., является основным теоретическим пособием по танцу.
Бхарата-натьям вобрал в себя целый ряд выразительных средств, которые демонстрируются исполнителем в строго определенной последовательности. Сначала идет алариппу. Этот танец - своеобразное вступление. Он отличается мягким и четким рисунком и включает в себя динамическую работу ног и движения глаз, шеи и рук. Далее исполняется джатисварам, который представляет собой каскад блестящих и сложных движений в вокальном и инструментальном сопровождении. Третья часть - шабдам - выразительный эпизод, позволяющий средствами танца и пантомимы осуществлять интерпретацию текста песни. Темой для шабдамов, как правило, служат мифологические сюжеты. Варнам соединяет в себе все аспекты танцевального стиля, сложную ритмическую технику и мимику. Различные пластические средства позволяют выразить самые сложные эмоции. В основе падама лежат романтические песни на тему любви, божественной и человеческой. Тиллана представляет собой сочетание виртуозных ритмических комбинаций и разнообразных поз. Этот танец исполняется в быстром темпе и требует от танцовщицы высокого мастерства.
Все движения в Бхарата-натьям исполняются по строгим геометрическим траекториям, что придает танцу некоторую линейность. Глаза, голова и руки танцовщицы как бы рисуют круги, прямые линии и треугольники.