Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования




«Детская музыкальная школа № 1 им. П.И.Чайковского»

«О некоторых особенностях детской музыки С.Прокофьева»

«Детская музыка – 12 пьес»

Методическое сообщение преподавателя Порвиной Л.Е.

(февраль – 2021)

 

Детская музыка С.С. Прокофьева представлена самыми разнообразными жанрами. Это симфоническая сказка «Петя и волк», сюита «Зимний костер», цикл фортепианных пьес. Образами детства проникнуты балет «Золушка», Седьмая симфония.

Фортепианные произведения Прокофьева – одна из наиболее интересных страниц его творчества. Им присущи свет и радость, юношеский задор и энергия, глубоко лирические черты.

О детской музыке Прокофьева замечательно сказал Д.Б. Кабалевский: «Для маленьких любителей музыки сочиняли многие… но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьезных размышлений и сердечного тепла, сколько уделял Прокофьев».

Мир детства, с его наивностью, непосредственностью, любопытством и неукротимой энергией находит отражение в творчестве многих великих композиторов. Создавая детские репертуарные сборники и отдельные пьесы, они ставили различные задачи. И.С. Бах и В. Моцарт, создавая свои произведения, стремились обучить детей тонкостям исполнительства на различных инструментах. Й. Гайдн стремился своей музыкой развлечь детей и доставить им удовольствие. В альбомах Р. Шумана и П.И. Чайковского – попытка взглянуть на мир глазами ребенка, у М.П. Мусоргского - стремление понять детскую душу и защитить от несправедливости.

С. Прокофьеву удалось в пьесах «Детского альбома» передать мироощущение самого ребенка, а не только создать музыку о нем или для него самого.

***

Фортепианный цикл «Детская музыка – 12 пьес», созданный в 1935 году, принадлежит к золотому фонду педагогического репертуара пианистов.

Пьесы разнообразны по сюжету и характеру музыки, увлекательны по своим образам. Все они имеют программные заголовки, помогающие лучше понять содержание произведений. Названия, данные композитором каждой пьесе, в сочетании с образностью, дают богатый простор для детского воображения. Программные заголовки не диктуют толкование пьесы, но предполагают творческую свободу исполнителю. Музыка привлекает новизной стиля, пленяет интонационным строем мелодий, гармоническими красками, модуляциями, свойственными зрелому стилю композитора. Небольшие пьесы фортепианного цикла созвучны эмоциональному миру ребенка, «соразмерны» его духовным и физическим возможностям. Композитор создал музыку, соответствующую душе ребенка и его руке – ее размеру, подвижности, силе, осязательной чуткости. В пьесах сборника композитор знакомит исполнителей с приемами фортепианной техники, приучает к ритмической дисциплине, развивает образное мышление, прививает вкус к колористической звучности. Детские миниатюры дают возможность понять особенности прокофьевского стиля и познакомить с его характерными чертами.

С точки зрения исполнительской трудности миниатюры различны и, в основном, предназначены для учащихся 3-5 годов обучения. Располагая пьесы в альбоме, композитор руководствовался их образным содержанием.

Почти все пьесы написаны в трехчастной форме с элементами сонатинности.

Весь цикл пронизан русским песенным колоритом, народными интонационными оборотами.

По мнению доктора искусствоведения И.В. Нестьева самое простое и классическое в музыке Прокофьева – это форма, ритм, фортепианная фактура. Самое сложное и необычное – гармонический язык, полифонические приемы, иногда мелодика. Течение музыкального процесса у композитора прерывистое: один сравнительно замкнутый эпизод сменяется другим, что превращается порой «в игру калейдоскопических неожиданностей».

***

Все 12 пьес цикла тематически контрастны. Контрастность и повторность способствуют удобству восприятия музыки как слушателей, так и исполнителей.

В каждой из пьес композитор находит свои особые приемы и средства выразительности. В пьесе «Утро» - сопоставление регистров, параллельные движения, скачки, охват всей клавиатуры для создания огромного пространства. В «Прогулке» ощущению легкости и беззаботности способствует характерный подпрыгивающий рисунок аккомпанемента и мягкий, но вместе с тем немного лукавый изгиб мелодии. Трогательная простая мелодия «Сказочки» напоминает русский жалеечный наигрыш, оттененный «подголосочной» полифонической тканью пьесы. Виртуозная «Тарантелла» отличается упругостью ритма и стремительностью, присущей темпераментному итальянскому танцу, хотя в ней нет ни одной подлинной итальянской мелодии. В пьесе «Раскаяние» преобладает психологизм музыкального повествования, глубокое раскрытие внутреннего мира ребенка, сочетание речитативности с кантиленой. Мелодия светлого одухотворенного «Вальса» - прерывистая, прихотливая. Вторая тема вальса напоминает балетное соло, музыка которого изящна, капризна и построена

как диалог. «Шествие кузнечиков» - миниатюрное скерцо с чертами маршевости, здесь преобладают энергичные фанфарные интонации. «Дождь и радуга» воспринимается как маленькое интермеццо. Это пример импрессионистической звукописи Прокофьева – сочетание хроматических созвучий с прозрачной диатоникой. «Пятнашки» перекликаются с «Тарантеллой» благодаря непрерывной триольности. Но музыка «Пятнашек» более полетна, контрастна. В «Марше» остроумно сочетаются «игрушечность» колорита с интонациями удалой солдатской песни (особенно в среднем разделе).

Завершают цикл две светлые напевные миниатюры. «Вечер» напоминает маленький поэтичный ноктюрн, отличающийся акварельной нежностью музыкальных красок. Пьеса «Ходит месяц под лугами» по чистоте мелодического рисунка и спокойной плавной ритмике близка к русским хороводным песням, написана Прокофьевым на собственную тему.

***

Особенности музыкального языка композитора нашли свое отражение и в пьесах «Детской музыки». В каждой пьесе сюиты можно узнать характерный фортепианный почерк Прокофьева. Как бы в облегченном изложении представлены почти все технические формулы, встречающиеся в фортепианном творчестве композитора.

Сочинения композитора выделяются, прежде всего, своей мелодикой. Она удивительно разнообразна. Для нее характерен широкий диапазон, острые скачки на широкие интервалы, повторность, гибкая извилистость кантилены, слияние песенности и декламационности, регистровое «раскрепощение» (начатая в низком регистре мелодия заканчивается в высоком).

Характерность мелодики Прокофьева находится в неразрывном единстве с ладогармонической стороной его стиля.

В гармонии Прокофьев часто применяет аккорды с замененными ступенями. Это трезвучия, септаккорды с гроздьями секунд вокруг основных тонов, с квартами и тритонами вместо терций. Авторская гармония композитора – «прокофьевская доминанта» - с повышенными тонами квинты и септимы.

Для ладового мышления композитора характерна политональность.

Новаторские приемы, используемые в сборнике «Детская музыка»:

- в пьесах «Сказочка» и «Ходит месяц над лугами» проявилось умение композитора сделать своеобразную и современную стилизацию русской музыки;

- в «Прогулке», «Вальсе» применяет вместо поступенного звукоряда выразительные нисходящие ходы на септиму. В музыковедческой литературе этот новаторский прием получил название «разомкнутой поступенности»;

- композитор использует фоническую окраску созвучий как мощное выразительное средство – благодаря выявлению красочности регистров удается создать эффект звучания разных тембров (светлый, прозрачный и густой, темный) как символов дня и ночи, сна и пробуждения («Утро»);

- использует прием «тихой кульминации» («Утро» тт.16-17, «Раскаяние» -т.37). Вводит вместо f – pp и dolce.

- использует очень необычный прием – прояснение функциональной окраски, за счет которого реализует художественный замысел произведения. Гармония проясняется на протяжении нескольких тактов («Утро» - тт.1-8, «Дождь и радуга» - тт. 1-4);

- использует средства мажоро – минорной системы (одноименной) («Тарантелла», «Пятнашки»). Новаторский прием - использование однотерцовых систем (ре минор - ре бемоль мажор в «Раскаянии», «Тарантелле»);

- пополнение звукоряда, расширение и модификация традиционного До мажора встречается в пьесе «Дождь и радуга»;

- использует нетрадиционные способы перехода в другие тональности, их сопоставление и скорость смен тональностей («Пятнашки», «Шествие кузнечиков», «Тарантелла», «Ходит месяц над лугами», «Вечер»)

- использует неклассические гармонизации, в том числе «прокофьевскую доминанту;

- почти во всех пьесах цикла Прокофьев использует тональности с минимальным количеством ключевых знаков, но обогащает их введением мажоро – минора, альтерированных доминанты и двойной доминанты, обострение аккордовых тяготений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: