КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРА
студента (ки) I курса, группы______
специальности ___________
Отделения изобразительного искусства
Колледжа ЛГАКИ им. М.Матусовского
Ф.И.О.
ЗАДАНИЕ 1. Письменно ответьте на 1 из вопросов (по выбору). Объем ответа -1страница А-4.
1. Охарактеризуйте основные направления и течения русской литературы к.19-начала 20 в..
2. В чем, на ваш взгляд, специфика литературы как вида искусства.
3. Проанализируйте романтизм как ведущее направление русской литературы.
4. Назовите основные этапы периодизации русской литературы.
5. Расскажите о реализме в литературе.
6. Обломов. Противоречивость характера. Прошлое и будущее России. (И.А. Гончаров. «Обломов»).
7. А.Островский. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.
8. Н.Гоголь и мир его персонажей. От мистики к реализму.
9. «Портрет» Гоголя и другие Петербургские повести: специфика авторского мировосприятия действительности.
10. В чем вы видите символичность образов поэзии Тютчева.
11. Анализ лирики А.Фета. Раскрытие в любовной лирике драматических переживаний поэта.
12. Сравните творчество двух поэтов: Ф. Тютчева А.Фета. В чем, по-вашему, основное различие их мировоззрения.
13. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.
14. «Преступление и наказание» − выдающийся роман Ф.Достоевского. Обзор содержания романа, морально-этические и философские проблемы романа.
15. Противоречивость «теории» Раскольникова. Социальный и нравственный аспекты бунта героя.
16. Философско-этические, духовные и творческие искания и достижения Л.Толстого.
17. Роман Л.Толстого «Анна Каренина»: актуальны ли проблемы, которые волновали Анну сегодня?
18. Основы мировоззрения русского художника-гуманиста. А. П. Чехов.
19. Против чего выступает Чехов в своих рассказах? Приведите примеры.
20. Попытайтесь раскрыть психологические мотивы поведения Эммы. (Г.Флобер «Мадам Бовари»).
21. Как О. де Бальзак решает вопрос о истинные и ложные ценности в жизни? Приведите примеры.
22. «Человеческая комедия» О.де Бальзака и современность.
23. "Портрет Дориана Грея" − памятник декадентской эпохи, образец интеллектуального романа.
24. Сказки О.Уальда: современны ли они?
25. Философичность лирики Бунина; поэтизация исторического прошлого.
26. А.И.Куприн. Рассказы:«Олеся», «Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Осуждение пороков современного общества.
27. М.Горький. «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы.
28. Характеристика «серебряного века» русской поэзии как важнейшего этапа культуры и искусства.
29. Творчество А. Блока − вершина русского символизма. Самые известные поэтические циклы, главные мотивы и ведущие символы блоковской лирики.
30. Рассказ «Художники» В.М.Гаршина. Философский смысл повествования. Художники у Гаршина и у Гоголя: сходства и различия.
ЗАДАНИЕ 2. Выбрать одно стихотворение из списка, приведенного ниже, проанализировать по плану:
- А.С.Пушкин. «К Чаадаеву».
- М.Ю.Лермонтов «Белеет парус одинокий».
- А.А.Фет «На заре ты её не буди».
- Ф.И.Тютчев «Я встретил вас — и все былое».
- А.А.Блок «И вновь порывы юных лет»
- Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
План анализа стихотворения:
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
3. Определить:
· тему
· идею
· основную мысль (о чём стихотворение)
· к какой литературной группировке автор принадлежит: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм, «шестидесятник» и др.
Тема стихотворения:
- пейзаж;
- общественно-политическая;
- любовная/интимная;
- философская.
Сюжет:
- есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
- без сюжета: образы чувств (...).
4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова и т.д.
5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: завязку, кульминацию, развязку(если таковые имеются).
6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов, тропов.
Основные тропы:
- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- гипербола - преувеличение;
- ирония - скрытая насмешка;
- литота - преуменьшение;
- метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
- олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
- сравнение;
- эпитет - художественное определение.
7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
- антитеза/противопоставление;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении;
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи.
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф, и др.
9. Образ лирического героя, авторское "Я".
- сам автор,
- рассказ от лица персонажа,
- автор играет какую-то роль.
10. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.